ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Для того чтобы никто не ошибался
в выборе профессии,
которая больше всего подходит
к его природному дарованию,
государю следовало бы
выделить уполномоченных людей
великого ума и знания, которые
открыли бы у каждого его дарование.
Хуан Уарте,
испанский ученый (1575)
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, – это выбор
будущей профессии, проблема профессионального самоопределения. Вопрос «Кем стать?»
задает себе каждый выпускник школы. Важным выступает то, что учащийся, не обладая
необходимым опытом, должен сделать правильный выбор, соответствующий его интересам,
способностям, возможностям и требованиям профессии к личности кандидата. Осознанный
выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации,
социализации, карьерного и профессионального роста. На мой взгляд, актуальной эту
проблему делает необходимость организации в школе эффективной профессиональной
ориентации, направленной на помощь подростку в осознанном выборе профессии,
отвечающей общественным и личностным требованиям.
В данном направлении большая роль возложена на школьного психолога.
Психологическое сопровождение профориентационного выбора учащихся, независимо от
желания психолога, становиться неотъемлемой частью его работы, так как готовность
учащихся к профессиональному самоопределению происходит в ходе эмоционального,
социального и психического становления личности в ходе всего обучения в школе.
Перед тем как приступить к системной организации профориентационной работы в
школе, мною было проведено анкетирование. По результатам большинство школьников не
имели четкого представления о том, какую профессию они хотят приобрести в будущем: 63%
— девятиклассники, 40% — десятиклассники, 55% составили одиннадцатиклассники.
Статистика показывает, что в большинстве случаев все тестируемые школьники не уверены в
осуществлении своих дальнейших планов: 58% — девятиклассники, 71% — десятиклассники,
61% — одиннадцатиклассники. Важность проведения профориентационной работы отметили
84% родителей при проведении анкетирования.
Для того чтобы привести учащихся по окончании школы к осознанному и
обоснованному выбору профессии и путей ее получения целесообразно подготовку к выбору
профессии начинать уже в младших классах. Об этом говориться во многих пособиях по
профессиональной ориентации учащихся, но системной работы от первого по одиннадцатый
класс не представлено.
Для осуществления данной задачи мною была написана программа «Формирование
готовности учащихся к профессиональному самоопределению».
Целью профориентационной работы школьного психолога в программе ставится
создание условий для формирования у учащихся внутренней потребности и готовности к
профессиональному
сопровождение
профориентационного выбора учащихся средней школы.
самоопределению через
психологическое Для реализации данной цели были выбраны следующие задачи профориентационной
деятельности: развитие у младших школьников представлений о профессиях и интереса к
миру профессий, актуализация у подростков значимости профессиональной деятельности,
оказание помощи в осознании ими своих
интересов, возможностей, особенностей,
формирование способности учащихся к осознанному выбору профессии. Данные задачи были
подобраны соответственно к трем ступеням обучения с учетом возрастных особенностей
учащихся.
Исходя из поставленных целей и задач, ожидаемыми результатами будут:
сформированная готовность учащихся к осознанному выбору профессии и поступление
выпускников в ВУЗы и ССУЗы в соответствии с предварительным выбором профессии.
Для изучения уровня готовности были выбраны следующие параметры:
1. Уровень сформированности знаний и представлений о будущей профессии.
2. Уровень сформированности знаний своих особенностей, возможностей и соответствие
их требованиям выбранной профессии.
3. Устойчивость профессионального выбора.
4. Факторы выбора профессии.
Каждый параметр отслеживается анкетированием учащихся, изучением уровня
самооценки, мониторингом профессиональных намерений выпускников школы (9, 11 классы)
и выбора профиля (10 класс).
Профориентационная программа
предусматривает соблюдение и реализацию
следующих принципов:
систематичности и преемственности – профориентационная работа должна вестись с
первого по выпускной класс;
дифференциации и индивидуализации,
предусматривающий опору на
дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, учитывающий возраст,
уровень успеваемости и состояние здоровья и т.п.;
оптимизации в сочетании массовых, групповых, индивидуальных и практических форм
профориентационной работы с учащимися;
взаимосвязи школы,
профессиональных учебных заведений,
профориентации молодежи, органов по труду, занятости и социальной защите;
учета потребностей экономики, бизнеса и общества в квалифицированных рабочих
кадрах;
психологизации профориентационной работы.
центров
семьи,
В качестве основных направлений были выбраны информационнопросветительское,
диагностическое, консультативное, обучающее (развивающее).
Цель первого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный
образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и
осмысленный выбор.
Диагностическое направление реализуется в двух планах:
самопознание,
исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы
профессий); оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных
профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный
выбор.
Данное направление охватывает три звена. При изучении учебных и методических
пособий по теме был сделан вывод, что почти все, что обследует школьный психолог, играет
важную роль в построении полноценного психологического портрета ребенка. Данная
информация помогает при проведении профессионального консультирования, поэтому не
нужно искать специальные методики, а стоит применять те данные, которые психолог
получает при выполнении своих непосредственных функций.
Диагностический
инструментарий программы включает в себя изучение мотивационной сферы учащихся, характерологических особенностей, интеллектуальных возможностей, направленности
профессионального выбора и физических возможностей.
Так, при поступлении в школу проходит индивидуальное обследование будущих
первоклассников, где изучается интеллектуальная сфера ребенка. Также исследуются
мотивационноволевая сфера,
уровень самооценки,
характерологические особенности учащихся начальной и средней школы. С 8 класса начинают
изучаться и анализироваться образовательные, предметные, профессиональные интересы,
профиль обучения, профессиональные склонности и предпочтения.
эмоциональные состояния,
Консультационное направление подразумевает содействие выбору учащихся. Это
содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных
проблем или особенностей мировоззрения.
В рамках последнего направления учеников обучают определенным компетенциям, к
числу которых относятся и следующие умения: умение анализировать мир профессий; умение
анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора;
владение стратегиями поиска работы и поиска путей профессиональной самореализации.
Вся система профориентационной работы психолога разделена на три уровня,
каждый уровень имеет определенную цель. Первый предпропедевтический уровень «День
карьеры» охватывает учащихся 14 классов. Данный уровень нацелен на развитие у младших
школьников представлений о профессиях и интереса к миру профессий. Здесь проводятся
диагностические исследования, направленные на изучение познавательных и личностных
особенностей школьников, ознакомление школьников с различными видами труда и
профессиями. В результате, мы ожидаем появление положительного отношения к труду и
первоначального интереса к профессии.
Следующий пропедевтический уровень «Я и мир профессий» направлен на учащихся 5
8 классов. На данном этапе происходит актуализация у
подростков значимости
профессиональной деятельности, оказание помощи в осознании ими своих интересов,
возможностей, способностей. Здесь предоставляется учащимся углубленная информация о
мире профессий, о спросе на рынке труда. Проводятся диагностические исследования,
касающиеся склонностей, способностей, интересов, профессиональной направленности и
индивидуальнотипологических особенностей.
появляется устойчивое
профессиональное намерение овладеть избранной профессией
В итоге,
На последнем профильном уровне «Мое профессиональное будущее» у учащихся 911
классов формируются способности к осознанному выбору профессии. Именно на данном
уровне окончательно уточняются и корректируются пути реализации профессиональных
намерений школьников, избравших профессии. Все это приводит к осознанному выбору
профессии и поступлению в профессиональное образовательное заведение.
План реализации программы содержит все три уровня или этапа <Приложение1> . К
каждому этапу были подобраны формы работы в соответствии с возрастными особенностями
учащихся. Так, предпропедевтическому этапу соответствует возраст младшего школьника,
когда учебнопознавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие
учащегося, расширяются его представления о мире профессий. Этот этап реализовывается в
начальной школе, где учащиеся на классных часах знакомятся с конкретными профессиями,
узнают их особенности. Классные часы в начальной школе проводятся циклами по одной
тематике для расширения представлений о разнообразных профессиях. Ученики посещают
тематические выставки в школьной и городских библиотеках, участвуют в конкурсах
рисунков и профориентационных играх, например, «Путешествие по миру профессий».
Пропедевтический этап приходится на подростковый возраст, когда возникает сильно
выраженная потребность в самопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью:
общением со сверстниками. В этот период учащимся дается возможность познавать себя и
профессиональную сферу.
профориентационной
Ученики становятся участниками викторины «Мир профессий» в 5 классе, профориентационных занятий «Корреспондент» и
«Моя вселенная» в 6 классе, профориентационной игры «Выборы» в 8 классе. Проводятся
групповые консультации по результатам диагностических обследований, так для
семиклассников проходит консультация «Мои особенности», где обсуждаются особенности и
основные проблемы их возрастного периода. Групповые консультации показали свою
эффективность, так как дети соглашаются собраться на одно занятие, которое длится около
двух часов, и услышать общую информацию о себе. Далее они обращаются уже
индивидуально к школьному психологу.
К 911му классам происходит смена ведущей деятельности на учебно
профессиональную. Поэтому в этот момент для учащихся необходим устойчивый интерес к
выбранной профессии, маршрут в овладении выбранной профессии, осознание требований
профессии и др. Для этого в школе осуществляется психологическое сопровождение
старшеклассников, в результате которого они могли бы сделать осознанный выбор профессии.
Здесь используются активизирующие профориентационные методики и профориентационные
игры «Карта карьеры», «Звездный час», «Советчик», «Открытие фирмы». В 9 классе ученики
проходят обучение по программе «Психология и выбор профессии» Г. Резапкиной, которое
включает и практические занятия типа «Анализ современного рынка труда». В одиннадцатом
классе проводятся профориентационные пробы, например, «Организация новогоднего
представления и дискотеки» в школе. Помимо классных часов и групповых консультаций,
проходят посещения ярмарок профессий и встречи с представителями учебных заведений.
Также стоит указать, что все мероприятия, включенные в программу, были взяты из
изученных учебных и методических пособий <Приложение2>. Авторских мероприятий
специально написано не было, кроме групповых консультаций, так как они содержат
результаты диагностического обследования конкретного класса. Мною были выбраны
наиболее интересные мероприятия для соответствующего возраста, так что перечисленные
выше занятия вы могли встречать ранее. Из приложенного списка литературы вы можете
сами подобрать подходящие и интересные именно вашим ученикам профориентационные
игры и занятия.
Вся профориентационная работа по программе проходит в тесном и совместном
сотрудничестве с администрацией школы, классными руководителями, библиотекарем. В
нашей школе классные руководители одной из своих функций считают профессиональное
самоопределение учащихся, поэтому работа школьного психолога идет в постоянном
взаимодействии с ними. Часть работы, которая затрагивает проведение классных часов,
экскурсий, они выполняют самостоятельно. Иначе, осуществление такой работы заняло бы
все рабочее время психолога и сопровождалось множеством проблем.
Проходит активная работа с родителями и педагогами. Родители, в основном,
охватываются на родительских собраниях, на которых рассказывается о правилах приема в
профессиональные учебные заведения в крае, путях получения профессий, развитии
интересов и склонностей детей и подростков. С педагогами проходит общение на
методических объединениях классных руководителей, например, по таким темам: «Роль
семьи в профессиональном самоопределении учащихся» для классных руководителей
начальных классов, «Мониторинг рынка труда и пути получения профессионального
образования» для классных руководителей средних и старших классов. Для эффективной
работы по этому направлению ведется «Страничка школьного психолога» на электронном
сайте школы, где размещают информационные материалы по профессиональной ориентации.
В качестве методов работы были выбраны 4 группы: информационносправочные
(профессиограмма, профессиональная реклама,
встречи со специалистами); методы
диагностики (беседы, опросники, анкеты); методы моральноэмоциональной поддержки
учащихся (группы общения, тренинги, публичные выступления); методы оказания помощи в принятии решений (построение «цепочки» основных ходов, построение системы различных
вариантов действий учащегося).
Ресурсное обеспечение данной программы включает в себя следующее:
Методическое: методические пособия, книги, газеты, журналы; диагностический
инструментарий: анкеты, опросники, тесты и т.п.
Информационное: сведения о профессиональных учебных заведениях (перечень
специальностей, по которым осуществляется подготовка, условия приема и учебы), о
предприятиях и организациях района, города, центре занятости населения, центре
профессиональной ориентации; профессиографические описания основных массовых
профессий, справочная, научнопопулярная, и другая литература о мире профессий,
профессиональных учебных заведениях, различных отраслях народного хозяйства, о людях
труда; ресурсы Интернета; стенды и уголки профориентации.
Материальнотехническое: наличие в школе компьютеров с возможностью выхода в
Интернет, проектора, телевизора для просмотра видеофильмов.
Эффективность и результативность программы оценивается по четырем критериям
<Приложение3>.
Первый критерий – анкетирование учащихся с целью мониторинга уровня готовности к
профессиональному самоопределению. В рамках реализации программы проводится
анкетирование учащихся 4, 8, 9, 11 классов. Данный выбор обусловлен тем, что это
выпускные классы каждой ступени школьного образования, отслеживая именно их, можно
делать выводы о степени формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Для изучения уровня готовности к профессиональному самоопределению были выделены
параметры, о которых говорилось выше.
Следующий критерий изучение уровня самооценки учащихся на всех ступенях
обучения. Так как самооценка связана с волевыми качествами, уверенностью человека в своих
силах, ответственностью за принимаемые решения и осуществляемые действия, то это
качество влияет на устойчивость профессионального выбора учащихся.
Еще один критерий мониторинг профессиональных намерений выпускников школы
(9, 11 классы) и выбора профиля (10 класс). Данный мониторинг также показывает
устойчивость профессионального выбора учащихся. На данном этапе выбор профиля в 10
классе больше не отслеживается, так как профильные классы в нашей школе не вводятся.
Предыдущий критерий связан с последним четвертым подтверждение поступлением
учащихся в Вузы и ССУЗы. Мы отслеживаем профессиональные намерения выпускников до и
после поступления и делаем обязательный мониторинг, чтобы получить результативность
проделанной работы. Кстати, администрация каждого учебного заведения осуществляет
такую работу, только мы еще делаем мониторинг.
Так, мониторинг профессиональных намерений выпускников школы (11 классы)
показал 75% совпадений выбранных профессий учащимися и поступление на
соответствующие специальности и 65% совпадений выбранных профессиональных
учреждений и поступление в них. При мониторинге выбора профиля при переходе из 9 в 10
класс было установлено 66% совпадений планируемого и выбранного профиля учащимися
(данные 2008 года). Промежуточные результаты показали положительную динамику
изменения уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
Эта программа «Формирование готовности учащихся к профессиональному
самоопределению» была написана по окончании университета и адаптирована к школе, в
которой началась профессиональная карьера. И так удачно совпало мое стремление
реализовать программу, поддержка администрации школы и желание педагогического
коллектива, заинтересованных в профессиональной ориентации школьников, что мы добились
положительных результатов в школе, работая по программе три года. Во время ОГЭ и ЕГЭ наши выпускники осознанно поступают на выбранные и интересующие их специальности,
чтобы работать по профессии, подходящей именно им.
Тем самым, профориентационной работе следует занять важное место в деятельности
школы и школьного психолога, так как она связывает систему образования с экономической
системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо,
чтобы каждый выпускник школы находил более полное применение своим интересам,
склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в
системе общественного производства, на котором он мог бы принести наибольшую пользу и
получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Основы организации профориентационной работы педагога-психолога.
Основы организации профориентационной работы педагога-психолога.
Основы организации профориентационной работы педагога-психолога.
Основы организации профориентационной работы педагога-психолога.
Основы организации профориентационной работы педагога-психолога.
Основы организации профориентационной работы педагога-психолога.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.