Основы организации психологической службы в учебных заведениях
Оценка 4.9

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
18.03.2018
Основы организации психологической службы  в учебных заведениях
Психологическая служба образования в учебных заведениях существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания начиная с детей дошкольного возраста до студентов вузов, и имеет почти вековую историю. Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться с начала XX века и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии.Интересная и позновательная информация о психологической службе
реферат.docx
Основы организации психологической службы  в учебных заведениях Психологическая служба образования в учебных заведениях   существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания начиная с детей   дошкольного   возраста   до   студентов   вузов,   и   имеет   почти   вековую историю.   Наиболее   представлена   эта   служба   в   США,   где   она   начала развиваться   с   начала   XX   века   и   в   настоящее   время   является   одной   из наиболее  жизненных и действенных направлений современной психологии. Школьная   психология   в   США   закреплена   законом,   предписывающим иметь подобную службу в государственном департаменте образования. Этот департамент санкционирует выдачу свидетельств   психологам для работы в учебных заведениях. Первыми   психологами­практиками   в   США   были   экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но очень скоро основными функциями психологической службы в учебных заведениях  стали измерение и тестирование, а главенствующей задачей – отбор детей для обучения по специальным программам. Широкая практика тестирования в американских учебных заведениях  в 1940­60­е   годы   привела   к   тому,   что   батареи   тестов   прочно   вошли   как основной   инструмент   деятельности   в   практику   работы   психологов.   Таким образом, функции измерения и тестирования – исторически более ранние и в наибольшей степени применяемые в практике тех лет . В   дальнейшем   наблюдается   эволюция   взглядов   на   предназначение психологической службы в учебных заведениях. В 60­х годах была создана профессиональная   организация   психологов   в   ученых   заведениях,   а   в   80­х годах   в   США   была   организована   Национальная   ассоциация   школьных психологов (NASP). Многие специалисты начали пересматривать измерение как единственное, что они могут сделать в решении проблем психологии в учебных заведениях. В   настоящее   время   выделяется   несколько   уровней   функционирования психологической   службы.   На   первом   производится   главным   образом тестирование   с   целью   выявления   учащихся,   нуждающихся   в   специальном обучении. На втором работа направлена на учащихся, которым необходимо специальное   обучение,   а   также   на   тех,   кто   имеет   умеренно   выраженные учебные  и поведенческие  проблемы. Третий  уровень  предполагает  прямую психологическую помощь всем нуждающимся в ней учащимся и консультацию персонала школы по вопросам психологии развития. В   «Руководстве   Национальной   ассоциации   школьных   психологов   по обеспечению психологической службы в школах» отмечается, что основная цель   психологической   службы   –   служить   психическому   здоровью   и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает: а)   психологическое   и   психолого­педагогическое   измерение   и   оценку «школьного функционирования» детей и юношества; б)   активные   вмешательства   психолога,   направленные   на   обеспечение полноценного   влияния   школы   на   когнитивное,   аффективное   и   социальное развитие; в) помощь педагогическому персоналу и родителям прежде всего в плане заботы   о   ребенке   –   специальные   программы   обучения   персонала   школы   и родителей, советы им и т.п.; г) консультирование и совместную работу с персоналом школы и (или) родителями   по   проблемам   учащихся,   связанным   со   школой,   и   проблемам персонала школы как профессионалов. Интересен опыт развития школьной психологической службы во Франции. Отцом   французской   школьной   психологии   называют   Альфреда   Бине, начавшего   свои   исследования   в   этой   области   еще   в   1894   году.   В   1897   г. выходит   его   работа,   посвященная   психологическим   проблемам   начальной школы. В 1905 г. Министерство образования Франции обратилось к Бине с просьбой   психологически   исследовать   проблему   детей,   которые   не   в состоянии   обучаться   в   школе   по   общей   программе.   В   результате   этого исследования   появился   знаменитый   тест   Бине­Симона,   позволяющий выявлять   детей   с   задержкой   умственного   развития.   За   этим   последовало открытие   специальных   школьных   классов   для   таких   детей,   а   в   1909   г. открылась первая во Франции профессиональная школьная психологическая служба. В 1947 г. в  Париже  начала  работать  группа   школьных  психологов  под руководством   профессора   А.   Валлона.   В   отличие   от   А.   Бине,   А.   Валлон полагал, что цель психологической службы не в селекции детей по каким­ либо признакам, а в психологической помощи каждому ребенку, в создании оптимальных условий обучения и воспитания всех без исключения детей. В   1951   г.   Министерство   образования   Франции   впервые   представило описание   функций   школьных   психологов.   Этот   документ   был   основой дискуссии на I и II Международных коллоквиумах по школьной психологии, организованных ЮНЕСКО в Гамбурге соответственно в 1952 и 1954 годах. Однако в силу изменения политики в образовании деятельность службы во Франции   была   приостановлена,   а   школьные   психологи   переведены   на должности учителей начальных классов. Потребность   в   школьных   психологах   на   протяжении   50­60­х   годов нарастала   прежде   всего   вследствие   значительного   увеличения   количества детей   с   задержками   умственного   развития   и   другими   нарушениями. Министерство   образования   обратилось   к   психологической   науке,   по существу, вновь за психометрическими методами с целью отбора детей, не способных обучаться в массовой школе. Для решения этих задач в 1960 г. открывается четыре психологических центра – в Париже, Бордо, Гренобле и Безансоне. Начиная с 1970 г. преобладающей организационной формой деятельности школьной психологической службы во Франции становятся так называемые группы психолого­педагогической помощи, каждая из которых представляет собой команду, состоящую из одного специалиста по школьной психологии, одного   специалиста   по   психологии   обучения,   одного   специалиста   по психомоторному развитию. Такая бригада призвана обслуживать от 800 до 1000   учащихся   и,   хотя   территориально   располагается   в   какой­то   одной школе, обслуживает, как правило, несколько школ. Группы   психолого­педагогической   помощи,   в   которых   работает   административно подавляющее   большинство   школьных   психологов, подчинены департаменту специального образования. Объектом деятельности этих   групп   являются   в   первую   очередь   дети   дошкольного   и   младшего школьного возраста (2­12 лет), причем основное внимание уделяется работе с детьми 3­7 лет. В центре – проблемы обучения и поведенческие проблемы, которыми соответственно занимаются разные специалисты. Одна из основных задач – выявление детей, нуждающихся в особых формах и методах обучения. Проводятся   также   консультации   родителей   и   педагогов   по   указанным проблемам. Начиная со второй половины 80­х годов во Франции обсуждается проект реорганизации   существующей   практики   работы   школьных   психологов   и создания единой системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цели этой системы   –   предотвращать   школьный   неуспех,   способствовать   социальному научению   и   социальной   адаптации   детей,   помогать   детям   с   умственной отсталостью   интегрироваться   в   общий   поток   учащихся   (что   прямо противоположно   цели,  выдвигаемой   на   предшествующих   этапах   службы,  –   содействовать   общеобразовательному   и отделять   таких   детей), профессиональному   росту   учащихся,   повышать   квалификацию   учителей, социальных   работников,   администрации,   других   специалистов   в   области народного образования. Несмотря   на   то   что   измерение   и   тестирование   и   сейчас   чрезвычайно широко применяются в практике психологической службы, последнее время многих   ученых   во   всех   странах   мира   не   устраивает   такая   ограниченная деятельность школьных психологов. Они начали пересматривать  измерение как главную деятельность, которая может способствовать решению проблемы психологической помощи детям. Определенный   опыт   организации   и   деятельности   школьной психологической   службы   накоплен   и   в   странах   Восточной   Европы.   Здесь психологическая служба школы ставит перед собой задачи, решение которых направлено   прежде   всего   не   на   констатацию   уровня   развития   учащихся   с целью отбора, а на получение психологической информации об учащемся или коллективе   класса   с   целью   создания   условий,   стимулирующих   развитие (Витцлак Г., 1986). Психологическая служба школы в большинстве стран Восточной Европы функционирует в форме психолого­педагогических районных или областных центров   или   консультаций.   Эта   служба   –   неотъемлемая   составная   часть системы   народного   образования   и   воспитания   всех   детей,   подростков   и юношества. Основное содержание психологической службы – помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в развитии личности, проблемы профессиональной ориентации. Доминирующая функция психолога­консультанта,   например,   в   Чехии   и   Словакии   заключается   в психодиагностической деятельности. Ее результатом служит диагностическое заключение,   из   которого   вытекают   последующие   рекомендации.   Психолог может   рекомендовать   организационные   меры   –   зачисление   ребенка   в специальную или вспомогательную  школу, в специальные классы  в  рамках начальной школы, в специальный детский сад и т.д. Он может предложить наиболее   подходящий   тип   обучения,   оптимальную   область   для   выбора профессии. Психолог может рекомендовать применение подходящих методов воспитания   и  обучения   в  семье   и   школе,   различные   формы   психотерапии, врачебное   обследование   (психоневрологическое,   логопедическое   и   др.). Большое   место   в   консультациях   занимает   определение   у   всех   детей готовности к обучению в школе, так называемой школьной зрелости, за год до поступления ребенка в школу (в этих странах дети начинают учиться с 6 лет). Психологические   консультации   и   центры   в   основном   занимаются решением конкретных проблем, с которыми к ним обращаются родители или учителя.   Это   особенно   четко   представлено   в   венгерской   инструкции   для консультаций по вопросам воспитания, вменяющей в обязанности психолога заниматься проблемами, связанными с наблюдаемыми в поведении ребенка отклонениями   от   нормы,   которые   не   могут   быть   исправлены   обычными   агрессивное   поведение, педагогическими   средствами   (например, продолжительное беспокойство, невнимательность и т.д.); с проявлениями в поведении   ребенка   чрезмерной   чувствительности,   робости,   замкнутости, боязни школы, ответов на уроке и пр.; систематическими кражами, ложью ребенка   дома   или   в   школе;   побегами   ребенка   из   дома   или   из   школы; внезапными изменениями в поведении ребенка; низкими результатами учения; отсутствием интереса к учебе в школе; нарушениями речи нервного характера –   заикание,   скороговорение;   жалобами   ребенка   или   родителей   на систематические головные боли, бессонницу, беспричинную утомляемость и т.п. Таким образом, психологическая служба системы народного образования в странах Восточной Европы занимает существенное место в деле воспитания и обучения детей, подростков и юношей. В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX­XX вв. и связаны с   так   называемой   педологией,   объединяющей   в   интересах   практики результаты   отдельных   научных   дисциплин,   изучающих   развивающегося человека. В   1930­е   годы   педологи­практики   увлеклись   измерением   психического развития детей. Многие крупные ученые­педагоги, педологи и психологи того времени (Н.К. Крупская, К.Н. Корнилов, Л.С. Выготский, М.Я. Басов, А.Б. Залкинд,   С.С.   Моложавый,   Г.А.   Фортунатов   и   др.)   решительно   возражали против   широкого   использования   в   школе   тестов,   научная   обоснованность которых   была   весьма   ненадежна,   а   в   ряде   случаев   просто   сомнительна. Широкое   использование   тестов   в   школе   вело   во   многих   случаях   к необоснованным выводам по поводу умственного развития детей, переводам в специальные школы и т.д. Так или иначе шел поиск предмета исследования, способов практической работы с ребенком, т. е. наука находилась на этапе своего становления, когда ошибки  неизбежны. Но   ученым  не  дали  возможности  самим  разобраться  в существе проблем, их просто всех, не разделяя, осудили. Огульная и резкая критика педологии в печально известном Постановлении ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» повлекла за собой отрицание всего положительного, что было сделано отечественными учеными, так или иначе связанными с педологией. Только в конце 60­х годов у нас в стране возобновился активный поиск форм   практического   участия   психологов   в   работе   школы.   Это   стало возможным потому, что в психологии и педагогике возникли необходимые теоретические и практические предпосылки: внедрение системного подхода к психологическому и педагогическому анализу процессов развтия личности; выявление   некоторых   общих   закономерностей   психического   развития   и разработка средств диагностики уровня развития; подход к воспитанию как процессу управления развитием и понимание взаимосвязей индивидуального и коллективного в развитии; углубление интеграционных процессов научного знания   на   уровне   педагогики;   улучшение   психологической   подготовки будущих учителей и др. С   начала   80­х   годов   происходит   интенсивное   становление психологической   службы   в   системе   образования   страны.   Появляются публикации, посвященные обсуждению теретических проблем, чаще – анализу практического опыта использования психологии в практике школы. Начало развития школьной психологической службы связано с именами таких ученых, как   А.Г.   Асмолов,   Ю.К.   Бабанский,   А.А.   Бодалев,   Л.И.   Божович,   Б.А. Вяткин, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, Н.В. Кузьмина, М.И. Лисина,   Н.Н.   Обозов,   А.М.   Прихожан,   В.В.   Рубцов,   Н.Г.   Салмина,   Ю.Л. Сыэрд, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др. Большое   значение   для   развития   представлений   о   школьной психологической службе имел «круглый стол» «Психологическая служба в школе», который был организован журналом «Вопросы психологии» в 1983 году. В том же году прошла Всесоюзная конференция психологов в Таллинне. Целью   конференции   являлись   анализ   результатов   ведущихся   во   многих городах   и   республиках   страны   экспериментов   по   созданию   школьной психологической   службы,   определение   уровня   ее   теоретико­методической обеспеченности   и   обсуждение   организационных   вопросов   по   дальнейшему развертыванию психологической службы в стране. В   1984   г.   в   Москве   в   Институте   психологии   АН   СССР   состоялась   I Всесоюзная конференция по вопросам психологической службы в СССР. В рамках конференции работала секция «Психологическая служба школы». В центре   внимания   участников   секции   стояли   вопросы   психологического обеспечения учебно­воспитательного процесса школы. Существенным этапом развития школьной психологической службы стал многолетний   (1981­1988)   эксперимент   по   введению   в   школы   Москвы должности   практического   психолога.   Научно­методическое   обеспечение эксперимента было разработано и осуществлено лабораторией научных основ детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН   СССР   (сейчас   –   Психологического   института   Российской   Академии образования).   Целью   эксперимента   явилось   изучение   теоретических   и организационных   проблем,   связанных   с   введением   в   школу   должности психолога,   создание   структуры   школьной   психологической   службы   для последующего   внедрения   ее   в   систему   народного   образования.   В   ходе эксперимента   проверялись   две   основные   модели   этой   службы:   работа психолога   непосредственно   в   школе   и   деятельность   районного   Центра психологической   службы.   На   основе   анализа   результатов   эксперимента разработано   Положение   о   психологической   службе   народного   образования (1989), которое широко используется в стране. На Всесоюзной конференции «Научно­практические проблемы школьной психологической службы», проведенной названной выше лабораторией в 1987 г.,   были   обсуждены   теоретические,   методические   и   научно­практические проблемы   школьной   психологической   службы,   определены   основные   сформулированы направления   деятельности   психолога   в   школе, дискуссионные,   спорные   вопросы,   на   которых   необходимо   сосредоточить первостепенное   внимание   психологов.   Причем   на   этой   конференции   уже дискутировались вопросы не о том, нужна ли психологическая служба школы, а   о   том,   как   строить   эту   службу.   В   решении   конференции   записано,   что организация школьной психологической службы является в настоящее время одной из наиболее прогрессивных форм внедрения психологических знаний в практику народного образования. В   1988   г.   вышло   Постановление   Государственного   комитета   СССР   по образованию   о   введении   ставки   школьного   психолога   во   все   учебно­ воспитательные   учреждения   страны,   что   явилось   правовой   основой деятельности   школьного   практического   психолога,   определило   его социальный статус, права и обязанности. С этого момента служба энергично развивается почти во всех регионах страны. Происходит расширение сферы деятельности детского практического психолога: служба начинает охватывать всю систему обучения и воспитания от   дошкольного   (детские   сады,   детские   дома)   возраста   до   ранней   юности (школы,   лицеи,   гимназии,   ПТУ,   колледжи,   школы­интернаты   и   пр.). Соответственно меняется название службы – не школьная психологическая служба, а психологическая служба образования или практическая психология образования. Начинает вырисовываться структура службы: во многих регионах России уже созданы районные или городские психологические кабинеты и центры. Общественное признание психологическая служба получила на I съезде практических   психологов   образования   Российской   Федерации,   который прошел в Москве в июне 1994 г. Съезд (более 1500 делегатов из всех регионов страны) отметил, что в настоящее время психологическая служба становится органичным и необходимым элементом государственной службы образования, именно   она   определяет   стратегию   педагогики   развития.   Выступающие   на   что   современная   образовательная   ситуация съезде   подчеркивали, характеризуется   развитием   инновационных   процессов.   Многие   сложности работы   практического   психолога   продиктованы   прежде   всего   тем,   что   он начинает работать не в устоявшейся системе, а в атмосфере инновационных начинаний. Однако именно это порождает множество возможностей и делает его   деятельность   плодотворной.   Съезд   показал,   и   это   очень   важно,   что практические   психологи   начали   осознавать   самих   себя   как   полноправных специалистов,   имеющих   четко   определенные   профессиональные   функции, цели   и   средства   деятельности,   ясно   понимающих   свое   место   в образовательной системе. 29­30 марта 1995 г. в Министерстве образования Российской Федерации во исполнение рекомендаций I съезда практических психологов образования состоялась   коллегия   по   вопросу   «О   состоянии   и   перспективах   развития службы практической психологии образования в Российской Федерации». В работе   коллегии   приняли   участие   организаторы   и   сотрудники   службы, работники органов управления образованием, ученые­психологи и педагоги практически   из   всех   регионов   страны.   Коллегия   отметила,   что   развитие практической   психологии   образования   в   значительной   степени   обусловило гуманизацию всей системы образования и привело к возникновению службы практической психологии образования Российской Федерации. Введение   практической   психологии   в   систему   образования способствовало постановке и решению задач перехода от унифицированного образования к вариативному, от педагогики «знаний, умений и навыков» – к педагогике развития; переориентации сознания учителя от «школоцентризма» –   к   «детоцентризму»;   разработке   развивающих,   коррекционных   и компенсаторных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном   профессиональном   и   специальном   образовании;   развитию экспертизы и проектирования развивающей среды. Практическая психология содействовала   переориентации   образования   на   индивидуальное   развитие личности, изменению общей образовательной ситуации в России. Коллегия Министерства приняла развернутое Постановление, исполнение решений которого было проанализировано и оценено на II съезде психологов образования, прошедшем в октябре 1995 г. в Перми. Он также был весьма представительным, на него приехали делегаты из 70 регионов страны. Психологическая   служба   образования   создается   как   единая   система   в масштабах города, области, региона, а в перспективе – всей страны. Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные функции. По отношению к   подчиненным   структурам   органы   управления   психологической   службой   Гарантией наделены   определенными   властными   полномочиями. эффективности   деятельности   психологической   службы   служит последовательное   и   четкое   профессиональное   взаимодействие   всех подразделений. В самом общем виде структура включает три звена: – практический психолог (или группа психологов) в образовательном учреждении;                  – научно­методические подразделения психологической службы (центры,   кабинеты   и   др.)   в   районных,   городских,   областных   и   краевых управлениях образования;           – центры (отделы) психологической службы в республиканских и федеральном министерствах образования. Практический   психолог   (группа   психологов)   работает   в   конкретном учебном заведении – детском саду, общеобразовательной  школе, гимназии, вузе   и   др.,   осуществляя   психологическое   изучение   обучаемых   для индивидуального   подхода   к   ним   на   протяжении   всего   периода   обучения, обеспечения полноценного развития каждого обучаемого, раннего выявления, преодоления   и   профилактики   неуспеваемости   и   различных   психических расстройств.   Консультирует   воспитателей,   учителей,   администрацию образовательного   учреждения,   родителей   по   проблемам   обучения   и воспитания, способствует повышению их психологических знаний, решению проблем педагогов как профессионалов. Психологические кабинеты (отделы) при районных, областных, городских (в зависимости от структуры) органах управления образованием в конкретном регионе. Они ведут непосредственную работу с психологами образовательных учреждений,   контролируют   и   организуют   их   деятельность,   оказывают методическую   и   иную   профессиональную   помощь,   пропагандируют   проводят   психодиагностику   и психолого­педагогические   психокоррекцию   особо   сложных   случаев,   участвуют   в   работе   медико­ знания, психолого­педагогических   комиссий   и   комиссий   по   делам   Консультируют   администрацию   образовательных несовершеннолетних. учреждений по социально­психологическим проблемам управления, создания оптимального   социально­психологического   климата   в   педагогическом коллективе   и   другим   вопросам   профессиональной   деятельности.   В   штат кабинета помимо психологов входят также социальные работники, педагог, врач­психоневролог. Центр   психологической   службы   образования   –   головная   организация, руководящая   деятельностью   психологов,   работающих   в   образовательных   психологических   кабинетах   и   специалистов   всех учреждениях, психологических  служб определенного  региона.  Центр отвечает за  научно­ методическое   и   научно­организационное   обеспечение   этих   служб,   за профессиональный уровень психологов, работающих в данных службах, сбор информации о развитии детей в данном регионе. В центр могут обращаться родители, педагоги, другие работники народного образования. Центр состоит из   двух   основных   отделов   –   индивидуальной   помощи   и   психологического обеспечения образовательных учреждений. Руководящим   органом   психологической   службы   образования   выступает отдел   психологической   службы   органов   (или   психолог)   управления образованием   соответствующего   уровня.   На   федеральном   уровне   –   отдел психологической службы Министерства образования России. Психологическая работа в учебном заведении выступает прежде всего как система   регулирования   процессов   особого   типа   –   психологических   и социально­психологических.   Если   сравнивать   психологическую   работу   с другими видами деятельности (обучение, воспитание, управление), то можно заметить   следующее:   управление   и   руководство   направлены   на   реальную внешнюю   деятельность   субъектов   образовательного   процесса,   обучение   и воспитание – на осуществление изменений в будущей внешней деятельности и будущих внешних отношениях людей, а психологическая работа проводится в целях   реализации   требуемых   в   интересах   личностного   и   психического развития изменений в реальной «внутренней деятельности» обучаемых, т.е. в их психике. Основными   субъектами   деятельности   управления   в   учебном   заведении выступают   представители   администрации.   Условием   осуществления управленческой   деятельности   выступает   система   требований   и   норм, устанавливающих   основные   целевые   и   процессуальные   параметры функционирования   учебного   заведения   и   его   субъектов.   Деятельность управления   призвана   соотносить   имеющиеся   нормативные   параметры   с реальным   положением   дел   и   на   основе   выявленных   отклонений   вносить соответствующие   коррективы.   При   этом   основным   средством   выступает управленческое   воздействие,   опирающееся   на   возможность   применения различных видов ресурсов: материальных, интеллектуальных, финансовых и пр. В отличие от управления воспитание и обучение – это всегда подготовка обучаемых к будущему виду деятельности, которого сегодня еще нет в их реальной   практике.   Соответственно,   основное   содержание   учебного   и воспитательного взаимодействия – это осваиваемые способы деятельности и отношений   ученика.   Условием   эффективности   такой   подготовки   является создание модельной подсистемы, призванной воссоздать основные черты этой будущей  деятельности   и  отношений.  Сложность   взаимодействия   субъектов обучения   и   воспитания   со   школьниками   и   студентами   состоит   в   том,   что результаты такого взаимодействия имеют «отсроченный» характер, т.е. могут проявиться только спустя некоторое время. Общим в воспитании и обучении является то, что человек готовится к пока еще неизвестным для него деятельности и неосвоенным отношениям с другими   людьми.   Одно   из   основных   отличий   заключено   в   средствах педагогического воздействия. В обучении в качестве такового используются компоненты общественного сознания – знания и опыт. Именно они служат основным   средством   воспроизведения   деятельности.   При   этом   в   качестве объекта воздействия выступает рациональная сфера психики человека. Психологическая   работа   в   учебном   заведении   проводится   в   интересах формирования   у   обучаемых   необходимых   психологических   качеств, сохранения   их   психического   здоровья.   Данная   задача   решается коллективными   усилиями   различных   субъектов,   принимающих   участие   в организации и непосредственном проведении психологической работы. Ключевой   фигурой   психологической   работы   в   учебном   заведении выступает соответствующим образом подготовленный специалист – психолог. В его задачи входит, в частности, изучение индивидуально­психологических особенностей учеников и социально­психологических процессов в учебных и педагогических   коллективах, обучаемым.   организация   психологической   помощи В качестве средства психологической работы используются теоретически обоснованные, проверенные практикой способы психологического анализа и воздействия.   Вместе   с   тем,   отличительная   особенность   психических   и социально­психологических   процессов   –   их   автономность   и   способность   к самодвижению.   Это   означает,   что   они   обладают   своими   механизмами порождения   и   функционирования,   действующими   по   своим   правилам   и принципам. Больше того, все они способны к качественным трансформациям в зависимости от тех или иных факторов. Поэтому чрезвычайной сложностью и   особенностью   психологической   практики   является   установление закономерной взаимосвязи между теми или иными факторами (реализуемыми в условиях учебного заведения в виде определенных содержания и технологии обучения и воспитания) и психическими новообразованиями, являющимися их результатом. Основная   цель   деятельности   практического   психолога   в   учебном заведении   –   актуализация   и   создание   социально­психологических   условий, способствующих   личностному   и   психическому   развитию   обучаемых,   сохранению   психического   здоровья   и успешности   их   обучения, предупреждению   негативных   психологических   явлений   в   учебных   и педагогических коллективах. Задачами психологической работы в учебном заведении являются: – психологическая и психолого­педагогическая экспертиза и оценка учебной деятельности детей и молодежи;   воспитательного   процесса,                 –   научное   психолого­педагогическое   обеспечение   учебно­   оценку   и   включающее   изучение, совершенствование учебных программ и методических средств;           – психологическое изучение и оценка с целью совершенствования функций   персонала   учебного   заведения,   его   психологическое   обучение   и просвещение;       – оказание психологической помощи обучаемым и персоналу учебного заведения   в   разрешении   специфических   учебных   и   профессиональных проблем. В   деятельности   психологической   службы   образования   можно   выделить два направления – актуальное и перспективное . Актуальное   направление   ориентировано   на   решение   злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и обучении детей,   отклонениями   в   их   поведении,   общении,   формировании   личности, оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям. Перспективное   направление   нацелено   на   развитие   индивидуальности каждого   ребенка   и   реализацию   в   работе   с   обучаемыми   возможностей, резервов развития каждого возраста. Эти два направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные   задачи,   оказывает   повседневно   конкретную   помощь нуждающимся   в   ней   детям,   педагогам,   родителям.   При   этом   задача сохранения психического здоровья обучаемых и развитие их личности связана прежде   всего   с   перспективным   направлением.   Эта   задача   может   быть реализована тогда, когда  в учебных заведениях создана целостная система психологического сопровождения ребенка (юноши) на различных этапах его социализации. При профессионально грамотном решении задач психологической службы и   дошкольный,   и   школьный   (вузовский)   психолог   занимаются   в   основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные   условия   развития   личности   обучаемого   нарушаются,   на последующей   ступени   приходится   основное   внимание   сосредоточивать   на коррекции и проводить специальную развивающую работу. Поэтому именно взаимодействие специалистов­психологов, работающих с обучаемыми разного возраста,   составляет   основу   перспективного   направления   деятельности психологической   службы.   Перспективное   направление,   по   существу, обеспечивает   право   каждого   человека   на   полноценное   психическое   и духовное развитие. Основополагающим условием эффективности психологической работы в учебном   заведении   являются   исходные   базовые   установки   –   принципы, система   которых   включает   довольно   широкий   набор   требований   к   ее организации и проведению. а)   Принцип   профессиональной   компетентности,   правовой   и   этической правомочности. Требования   данного   принципа   ориентируют   всех   должностных   лиц психологической   работы   на   четкое   представление   и   учет   возможностей психологии как науки и формы практической деятельности, на постоянное повышение собственного уровня психолого­педагогической компетентности. Осуществление специальных мер психологического воздействия предполагает наличие   у   лиц,   осуществляющих   данное   воздействие,   специального психологического   образования.   В   условиях   учебного   заведения   таким специалистом   является   психолог,   который   должен   в   своей   деятельности пользоваться только теми методами психологической практики, в которых он получил   достаточные   знания   и   опыт   деятельности.   Психолог   должен   быть осмотрителен   в   выборе   психодиагностических   и   психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях. Психолог   использованию   методов психодиагностики   и   психологического   воздействия   профессионально   должен   препятствовать неподготовленными   людьми,  предупреждать  об  этом  тех, кто  по  незнанию пользуется услугами таких людей. б)   Принцип   гуманизма   и   благополучия   человека,   его   права   на квалифицированную психологическую помощь. Работа практических психологов образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного   интеллектуального   и   личностного   развития   каждого   человека. Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и   соблюдает   и   активно   защищает неприкосновенности   личности, основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека. Психологическая   работа,   являясь   одной   из   форм   гарантии   социальных прав   человека,   призвана   обеспечивать   возможность   обучаемому   получить своевременную и квалифицированную помощь в разрешении различного рода психологических   проблем.   Сам   характер   психологической   работы   должен обеспечивать   добровольное   и   сознательное   участие   обучаемых   в   ее мероприятиях,   организация   и   проведение   которых   не   ущемляют   личное достоинство человека. в) Принцип комплексного подхода и профессиональной кооперации. Данный   принцип   предполагает   необходимость   координации   усилий различных   должностных   лиц.   Это   обусловлено   тем,   что   эффективное функционирование   психики   обучаемых   в   значительной   степени   зависит   от целого   комплекса   условий   материально­технического,   организационного, бытового,  медицинского   характера.  Их   реализация   может  быть  обеспечена лишь совместными усилиями администрации, педагогов, семьи обучаемого, специалистов   различных   областей.   Кроме   этого,   задачи   психологической работы   должны   обеспечиваться   единством   применения   всех   ее   методов   и форм. г) Принцип деятельностного подхода. Теоретической   основой   для   формулирования   указанного   принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева,   Д.Б.   Эльконина,   центральным   моментом   которой   является положение   о   роли   деятельности   в   психическом   развитии   ребенка. Психологическая   работа   должна   учитывать   то   воздействие,   которое оказывают   содержание   и   условия   учебной   деятельности   на   психику обучаемых.   Это   воздействие   на   психику   может   быть   как   положительным, психологических развивающим, новообразований,   так   и   негативным.   Последнее   ведет   к   возникновению способствующим     появлению   различного рода психологических затруднений и расстройств. д) Принцип своевременности и постоянства. Психологическая работа должна проводиться на всех этапах социализации обучаемого в условиях образовательной системы – от поступления в школу до окончания   вуза.   С   учетом   конкретного   этапа   социализации,   аспекта жизнедеятельности   обучаемого   применяются   соответствующие   методы   и формы   психологической   работы.   Кадровые   изменения   и   перемещения должностных   лиц   психологической   работы   должны   сопровождаться преемственностью   общей   линии   и   возможностей   по   оказанию   конкретной   являющимся   объектом психологической   помощи   обучаемым, психологического сопровождения. е)   Принцип   материально­технической   обеспеченности   психологической работы. Современные эмпирические исследования, проводимые в образовательных учреждениях,   ввиду   большого   объема   и   динамичности   психологической информации   предполагают   довольно   серьезное   математико­статистическое обеспечение и соответствующие данным требованиям технические средства реализации   этого   процесса.   Кроме   того,   задачи   психологического сопровождения   обучаемых   могут   быть   успешно   решены   при   наличии необходимых для этого комнат и площадей для организации индивидуальной и   групповой   работы   с   соответствующим   материально­техническим обеспечением. Основным   содержанием   психологической   работы   в   учебном   заведении (учитывая   единство   ее   диагностического   и   коррекционно­развивающего аспектов) являются психологическое изучение и психологическое управление объектом. В качестве объекта психологической работы выступают учащиеся, педагоги,   представители   администрации,   а   также   система   факторов   и условий,   оказывающих   психологическое   воздействие   на   эффективность реализуемых   ими   основных   видов   деятельности   и   функций   (обучение, воспитание, развитие, управление) и их психическое здоровье. Профессиональная   деятельность   психолога   учебного   заведения разнопланова   и   полифункциональна   по   своему   характеру   и   содержанию. Выполняя функциональные обязанности, психолог использует разнообразные методы,   техники   и   технологии,   объединенные   по   их   характеру   в   более крупные блоки. Эти блоки, выражая единство решения задач, стоящих перед психологом, деятельности.   характеризуют   основные   виды   его   профессиональной Основные виды деятельности психологической службы следующие: 1.   Организационно­методическая   работа.   В   рамках   данного   вида деятельности решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий,   ведения   документации,   обработка   получаемой   в   ходе исследований   информации,   подготовка   и   совершенствование   необходимой для   проведения   мероприятий   психологической   работы   материально­ технической   базы,   подготовка   формализованных   документов   (справок, обзоров,   донесений   и   т.п.)   для   предоставления   их   должностным   лицам, инструктирование   и   обучение   других   субъектов   психологической   работы практике и особенностям использования психологических знаний, а также их непосредственным действиям при проведении мероприятий психологической работы. 2.   Совершенствование   профессиональной   компетентности.   Данный   вид деятельности   предполагает   как   самостоятельное,   так   и   специально организованное   в   различных   формах   изучение   новейших   сведений   из различных сфер психологической науки и практики, пополнение и освоение знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста. Формы реализации – специализированные   курсы   и   семинары,   участие   в   совместных   с   другими психологами исследованиях, взаимное посещение сеансов консультирования и психотерапии,   анализ   и   обобщение   результатов   научных   исследований   по различным проблемам и т.п. 3.   Психодиагностика   (как   практическая   деятельность)   в   самом   общем смысле представляет собой комплекс мероприятий по выявлению, измерению и оценке индивидуально­психологических особенностей личности, социально­ психологических характеристик деятельности и коллективов в соответствии с имеющимися   нормами   и   критериями,   а   также   факторов,   влияющих   на эффективность деятельности в целях:          – прогноза дальнейшего развития объекта обследования;          – определения наиболее эффективных способов работы с ним;          – разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для   должностных   лиц   по   дальнейшей   оптимизации   существующих организационных форм, методов и средств обучения, воспитания и режима жизнедеятельности. Укажем наиболее общие критерии, характеризующие норму психического здоровья: –   соответствие   субъективных   образов   отражаемым   объектам действительности, а также соразмерность и соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;           – адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально­волевой и познавательной сфер личности;          – способность к адаптации в микросоциальных отношениях;                  – способность к самоуправлению собственным поведением, его изменению   в   зависимости   от   смены   ситуаций,   разумному   планированию жизненных целей и поддержанию активности в их достижении;                   –   критический   подход   к   обстоятельствам   жизни,   чувство ответственности за потомство и близких членов семьи. Другими словами, нормальный человек – это человек, соответствующий в главных   своих   психических   проявлениях   основным   тенденциям половозрастного   развития   и   социальным   нормам   конкретного   общества. Отклонения от этой нормы могут иметь временный или постоянный характер, а   также   различную   степень   выраженности   –   от   более   «заостренных» отдельных черт характера (акцентуация) до различного рода невротических состояний   и   деформаций   личности.   Данные   психологические   особенности конкретного человека находят выражение в его поведении, отличающемся, как правило, от общепринятых взглядов. Таким   образом,   психологическая   служба   образования,   первоначально предназначенная для тестирования детей, представляет сегодня достаточно организованную систему, основной целью которой является психологическое сопровождение   психического   и   личностного   развития   учащихся, психологическая экспертиза и совершенствование образовательного процесса в учебных заведениях.

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях

Основы организации психологической службы в учебных заведениях

Основы организации психологической службы  в учебных заведениях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018