Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса
Оценка 4.9

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Оценка 4.9
Документация
docx
русский язык
6 кл
08.02.2017
Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса
6 класс – это второй год изучения русской словесности. Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли. Сказанное выше предполагает использование в классно-урочной системе преподавания личностно-ориентированный подход, а интеграционный характер самого предмета – использование интеграционной технологии, что соответствует цели гимназического образования.Рабочая программа "Основы русской словесности". 6 класс
Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Гимназия №8» «Согласовано» Руководитель структурного  подразделения ________________Воронцова   В. М.  Протокол № ___ от  «____»___________20__г. «Согласовано» «Утверждаю» Заместитель   директора школы по УР МБОУ  _____________  Директор  ___________Черниговск ая О. И. «____»____________20__ г. Приказ № _______ от   «___»     ___________ 20__г.                                                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русской словесности  в 6  классе                                                                                          I­ой квалификационной категории                                                           Ильиной Татьяны Алексеевны,             учителя русского языка и литературы г. Ангарск                                                     2016 г. Пояснительная записка Рабочая   программа   составлена   для   класса   с   углублённым   изучением   литературы. Предметом изучения спецкурса является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику,   творчески  овладевая   родным  языком,  осваивать  духовный  опыт  человечества. В основе курса лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного   стандарта   среднего   общего   образования   по   русскому   языку   и литературе.   №5). Данная   рабочая   программа   разработана   на   основе   программы   Р.И.Альбетковой (Альбеткова   Р.И.   Основы   русской   словесности   для   5­9   классов.   ­   //   Программы   для общеобразовательных   школ,   лицеев,   гимназий.   –   М.,   2012).     Изменения,   внесённые   в программу   Р.И.Альбетковой,   связаны   с   меньшим   количеством   часов,   отводимых   на изучение словесности.  В данном случае на все занятия отводится 17 часов.  //Официальные   документы   в   образовании,   2004,   –         –     как явления искусства Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям.   Если   программа   по   русскому   языку   определяет   изучение   строя   языка,   то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает   произведения   как   создания   определённых   писателей,   то   программа   по словесности слова. 6 класс – это второй год изучения словесности. Учащиеся знакомятся с возможностями употребления   языка,   средствами   художественной   изобразительности,   особенностями произведений   фольклора,   эпических,   лирических   и   драматических   произведений. Программа   предусматривает   практическую   направленность   изучения   словесности,   что помогает   выработке   умений   самостоятельно   постигать   смысл,   выраженный   в   тексте средствами   языка,   а   также   правильно   и   творчески   употреблять   язык.   В   программе предполагается   и   создание   учащимися   собственного   произведения,   что   позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли. Сказанное   выше   предполагает   использование   в   классно­урочной   системе   преподавания личностно­ориентированный   подход,   а   интеграционный   характер   самого   предмета   – использование   интеграционной   технологии,   что   соответствует   цели   гимназического образования. Поскольку в 6 классе на уроках словесности нет необходимости заучивать теоретический материал,   контроль   знаний   и   формирования   умений   осуществляется   с   помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера, а также в форме практических зачётных работ, которые, как и в учебнике, называются «Играем со словами». К концу учебного года обучающиеся 6 класса должны получить сведения о лексических единицах   языка,   о   средствах   художественной   изобразительности,   об   особенностях произведений   устной   словесности   и   произведений   эпоса,   лирики,   драмы;   продолжать совершенствовать   работу   со   словарями;   выразительно   читать;   создавать   собственные тексты,   в   которых   употребляются   изучаемые   явления   словесности. Преподавание   ведётся   по   учебнику   Альбетковой   Р.И.   (Альбеткова   Р.И.   Русская словесность. 6 класс. – М., 2012.) УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема Кол­во Формы контроля 1. Употребление языка   2. Средства художественной  изобразительности 3. Юмор в произведениях  словесности 4. Произведения устной народной  словесности 5. Эпическое произведение 6. Лирическое произведение 7. Драматическое произведение Итого: часов 2 3 2 2 3 3 2 17 Практическая работа ­ 1 Практическая работа ­ 1 Практическая работа ­ 1 Практическая работа ­ 1 Практическая работа ­ 1 Практическая работа ­ 2 Практическая работа ­ 1 Учебно­тематическое планирование аудиторное занятие практическое занятие «Играем со словами» сочинение 11 5 1 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В результате изучения русской словесности ученик должен знать/понимать      уметь богатство лексики русского языка; особенности употребления лексики русского языка;  средства художественной изобразительности и их роль;  эпические жанры народной словесности и особенности их языка; особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;      определять лексическое значение слова; определять виды лексических единиц; находить в текстах и определять роль изобразительных средств;  различать жанры народной словесности; различать эпические, лирические и драматические произведения; аудирование и чтение     выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;  пересказывать прозу; работать со словарями; находить в текстах лексические единицы; говорение и письмо  строить диалог; создавать собственные тексты различных типов речи; создавать собственные тексты различных жанров; употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;    использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для:   осознания значения произведений словесности  в жизни человека и общества; творческого   овладения   богатствами   родного   языка   в   освоении   духовного   опыта человечества КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО    СЛОВЕСНОСТИ ДЛЯ 6 КЛАССА Тема урока прогнозируемые результаты  №   п/п учебная  деятельность  учащихся внутрипредметны е и  межпредметные  связи Тема 1.  Употребление  языка   Стилистические  возможности  общеупотребител ьных и  диалектных слов Специальные,  заимствованные  слова,  неологизмы Практическое  занятие « Играем со словами». 1 2 учащиеся должны знать: богатство лексики русского  языка; роль лексических единиц в произведениях словесности;  стилистические возможности  изученных языковых единиц; уметь: различать изучаемые языковые единицы; находить в текстах лексические единицы; выразительно читать тексты; строить диалог; употреблять лексические ресурсы в собственных высказываниях; работать со словарём Сказки А. С.  Пушкина «Руслан и Людмила» и   П. П.  Ершова «Конёк­ горбунок»; «Словарь  синонимов  русского языка»       З. Е.  Александровой;  репродукции  картин русских  художников Работа с текстом;  творческие   словесные работы  учащихся; выбор слов и  выражений в  соответствии с  правилом  словесности ; словесная игра; выявление  выразительных  возможностей этих  частей речи на  примере  произведений Употребление  существительног о,  прилагательного, глагола Тема 2.  Средства  художественной изобразительнос ти  Изобразительно­ выразительные  средства языка.  Сравнение,  аллегория,  эпитет.  Метафора,  олицетворение.  Синекдоха.  Гипербола.  Антитеза Синтаксические  изобразительно­ выразительные  средства языка.   Порядок слов в  предложении.   Инверсия.  Повтор.  Риторический  вопрос и  риторическое  восклицание Практическое  занятие « Играем со словами». Изобразительно­ выразительные  знать:  смысл   изучаемых средств  художественной  изобразительности и их роль в  создании произведений  словесности; уметь: различать изучаемые  средства художественной  изобразительности и находить  их в текстах; выразительно  читать тексты;   употреблять  средства художественной  изобразительности  в  собственных высказываниях 3 4 5 словесности; выбор стилистических  средств языка для  составления  собственноговысказ ывания работа со словарём; устные ответы и  письменные работы в тетради;  нахождение ИВС в  тексте,  определение их  значения;  выразительное  чтение описание картины с использованием  риторических  вопросов и  восклицаний; применение ИВС в  собственных  высказываниях М. Лермонтов  «Бородино»;  И. В.  Голуб,   Д. Э.  Розенталь  «Занимательная  стилистика»; А.  Пушкин  «Зимний  вечер»; Гоголь  «Страшная месть»;  пословицы и  поговорки; репродукция  картины  А.Рылова  «В голубом  просторе», А.  Куинджи  «Берёзовая роща»;  скульптура  М.Козловского  «Самсон,  раздирающий пасть  льва» и Фальконе  «Медный всадник» 6 7 8 9 средства языка Тема 3. Юмор в  произведениях  словесности Что такое юмор.  Комическая  неожиданность Соединение  несоединимого.  Остроумная речь Тема 4.  Произведения  устной  народной  словесности Особенности  стиха и языка  былин. Легенды и предания знать:  особенности использования  юмористических приёмов при  создании произведений  словесности;     находить уметь:  в произведениях словесности элементы юмора; использовать в собственных   произведениях словесности   юмористические приёмы  знать:   особенности  эпических жанров устной словесности; уметь:  различать   виды словесности;   рассказывать     и народной  Практическое  занятие « Играем со словами» читать былины, легенды, предания;        находить эпитеты и гиперболы,  определять цель их использования;  различать средства создания  гиперболы в искусстве слова и в  устные ответы и  письменные работы в тетради;  словесная игровая  интеллектуальная  деятельность;  творческая   словесная  работа;  сочинение  собственного  текста А.Чехов «Письмо к учёному соседу»,  Л.Успенский   «Слово о словах»;  Гоголь «Ночь перед Рождеством» М.Зощенко  «Обезьяний язык»;  Толковый словарь  русского языка;  стихотворения  Д.Храмса,  В.Берестова,  Б.Заходера;  дружеский шарж  Кукрыниксов на  Пришвина афоризмы былина «Садко»; репродукция  картины  В.М.Васнецова  «Богатырский  скок»  (Илья Муромец) работа со  словарями; устные  ответы и  письменные работы в тетради;  словесная игровая  интеллектуальная  деятельность;  творческая   словесная  работа;  определение  способов создания  гиперболы в 10 11 12 13 живописи словесности и в  живописи Тема 5.  Эпическое  произведение  знать:  в чём главное  свойство эпического   произведения;   способы создания     литературного   героя;   как раскрывается   характер   героя   в сюжете;   как   автор   выражает   своё отношение к герою; Особенности  эпического  произведения.  Литературный  герой, его  характер Герой и автор.  Язык эпического  произведения уметь:  отличать эпическое Практическое  занятие « Играем со словами»  произведение от лирического и  драматического; выразительно   читать   и   пересказывать эпические  произведения; создавать  собственные эпические  произведения словесности М. Пришвин  «Кладовая солнца»; иллюстрации             И. Бруни Рассказы В.  Драгунского устные ответы и  письменные работы в тетради;  выявление  особенностей языка эпич. произведения; сопоставление  описания (текст и  портрет);  выразительное  чтение; (определить,  какими словами  писатель выразил  своё отношение к  персонажам; роль   суффиксов  сущ.,  эпитетов;  сопоставление  иллюстрации с  текстом) Тема 6.  Лирическое  произведение  Язык   лирического   произведения.  Двусложные  размеры.  Трёхсложные  размеры.  знать:  особенности лирического произведения; стихотворные размеры. Обучающиеся должны уметь:  отличать  лирическое  произведение от эпического и  драматического; выразительно  работа со словарём; устные ответы и  письменные работы в тетради;  словесное  рисование  учащимися картин  стихотворения;  выразительное  чтение;   описание  картины с  Стихотворения   А.Пушкина,   Н.Некрасова;  произведения  живописи и  музыки; отр. из  повести Гоголя  «Майская ночь…»,  из повести  Пушкина  «Станционный Аллитерация.  Рифма читать   произведения;   создавать     лирические собственные лирические Анализ  поэтического  текста. Создание  собственного  стихотворения  произведения словесности; знать:  особенности  14 15 16 Тема 7.  Драматическое  произведение Особенности  языка  драматического  произведения драматического произведения;   стихотворные размеры. уметь: отличать драматическое   произведение от эпического и   лирического; исполнять пьесу  по ролям;  создавать собственные  17 Характер героя в пьесе. Сюжет сценки.   использованием  риторических  вопросов и  восклицаний,  сопоставление с  пейзажной лирикой; анализ  стихотворения устные ответы и  письменные работы в тетради;  словесная игровая  интеллектуальная  деятельность;  творческая   словесная  работа;  выразительное  чтение;  инсценирование смотритель» Н. Заболоцкий  «Журавли»,  «Одинокий дуб»,  «Некрасивая  девочка»; Ф.Тютчев «Как весел грохот  летних бурь…»;  Есенин; репродукции  картин: К. Юон  «Весенний  солнечный день.  Сергиев Посад», В.  Поленов «Старая  мельница», А.Рылов «В голубом  просторе» Д. Фонвизин  «Недоросль» (отр.); пьеса Е. Шварца  «Два клеща»; репродукция  картины В. Перова  «Охотники на  привале» Д. Фонвизин  «Недоросль» (отр.); пьеса Е. Шварца  «Два клеща»,  «Обыкновенное  чудо» (отр.); репродукция  картины В. Перова  «Охотники на  привале»; инсценирование Практическое  занятие « Играем со словами» Итого: 17 часов ЛИТЕРАТУРА  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по  русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.  2. Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5­9 классов. ­ // Программы для  общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2009.  3. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 6 класс. – М., 2009. 4. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации  к учебнику «Русская словесность. 6 класс».  – М., 2009.

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса

Основы русской словесности. Рабочая программа для 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017