Цели урока:
Образовательная:
• сформировать начальные знания о трудовом праве;
• познакомить учащихся с основами трудовых правоотношений несовершеннолетних и работодателя;
Развивающая:
• развивать логическое мышление и речь учащихся;
• формировать умение работать с нормативно-правовыми документами;
Воспитательная:
• повышение уровня правовой грамотности несовершеннолетних;
• воспитание уважения к праву.
Оборудование: компьютер, мультимедийная система, рабочие листы учащихся, Конституция РФ.
Разработка урока по обществознанию в 9 классе:
«Основы трудового права»
Цели урока:
Образовательная:
сформировать начальные знания о трудовом праве;
познакомить учащихся с основами трудовых правоотношений несовершеннолетних и
работодателя;
Развивающая:
развивать логическое мышление и речь учащихся;
формировать умение работать с нормативноправовыми документами;
Воспитательная:
повышение уровня правовой грамотности несовершеннолетних; воспитание уважения к праву.
Оборудование: компьютер, мультимедийная система, рабочие листы учащихся, Конституция РФ.
ПЛАН (на доске):
1. Понятие трудового права.
2. Источники трудового права.
3. Субъекты трудового права. Права и обязанности работника и работодателя.
4. Трудовые правоотношения несовершеннолетних.
Ход урока:
I . Организационная часть. Вступительное слово учителя.
Давайте поговорим о трудовой деятельности человека. Вы знаете, что человечество на протяжении
тысячелетий шло по пути развития и совершенствования орудий труда, чтобы с их помощью
создавать для людей какието блага. Именно трудом, т.е. целенаправленной осознанной
деятельностью по производству материальных благ, создается экономическая основа общества.
Труд позволяет каждому человеку реализовать себя, найти свое место в жизни и признание со
стороны людей. Труд вырабатывает такие качества, как дисциплинированность, умение
сотрудничать с другими людьми.
Если человек трудится, например, на своем садовом участке, то правом его труд не регулируется.
Если же он выполняет какуюлибо работу в пользу другого лица, например, ремонтирует ему
автомобиль или шьет костюм, то его труд регулируется нормами права.
Обычно люди трудятся сообща (на заводах, в учреждениях) и в процессе совместного труда
распределяют между собой трудовые функции, операции, совместно используют различные
средства труда.
II. Изучение новой темы по плану урока.
1. Для регулирования трудовой деятельности, затрагивающей интересы многих и многих людей, в
системе права существует специальная отрасль – трудовое право.
«Трудовое право» отрасль российского права, регулирующая правоотношения между
работником и работодателем и другие непосредственно с ними связанные, производные от
трудовых отношения. Трудовое право устанавливает права и обязанности субъектов
трудового права и ответственность за их нарушение.
22. Источники трудового права.
1. Всеобщая Декларация прав человека.
2. Конвенция Международной организации труда.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
4. Конституция РБ.
5. Трудовой кодекс РБ.
6. Указы Президента, Постановления Правительства.
Статья 37 Конституции РФ определяет основные принципы использования труда.
На экране схема:
ТРУД
Свободен
Безопасен
Доброволен
Оплачиваем
Защита от безработицы
Право на отдых
Право на разрешение споров
Итак, Главным источником трудового права в нашей стране является Конституция РФ. Но есть еще
один очень важный источник. Это Трудовой кодекс РФ. Новый Трудовой кодекс вступил в
действие с 01.02.2002г. До этого действовал старый Кодекс законов о труде (КЗоТ). Он действовал
еще со времен СССР.
Вопрос: Как вы думаете, почему понадобился новый кодекс, регулирующий отношения
работодателя и работника?
3Ответ: Т.к. изменились условия труда, работодатели. Появились новые формы собственности.
О собственности, ее видах подготовили презентацию учащиеся с использованием мультимедийной
системы.
1. Физкультминутки (ФМ) для улучшения мозгового кровообращения
1). Исходное положение сидя на стуле.
1голову наклонить вправо;
2исходное положение;
3голову наклонить влево;
4исходное положение.
Повторить 46 раз. Темп медленный,
2). Исходное положение стоя, руки на поясе.
1поворот головы направо;
2исходное положение;
3поворот головы налево;
4исходное положение.
Повторить 45 раз. Темп медленный.
3) «Ленивые восьмёрки» активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают
устойчивость внимания. Нарисовать в воздухе в горизонтальной поверхности цифру восемь по
три раза сначала одной рукой, потом другой рукой. Затем сразу обеими руками.
Итак, продолжим. Мы видим, что новые различные виды и формы собственности дали
возможность появления новых видов работодателей.
3. Учитель: Каждая отрасль права имеет субъектов права. В трудовом праве это работник и
работодатель. Это физические и юридические лица. И соответственно субъекты права будут иметь
определенные права и обязанности.
Работа с извлечениями из «Трудового кодекса».
2. Физкультминутки (ФМ) для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
1) Исходное положение стоя, руки на поясе.
1правую руку вперёд, левую вверх;
2переменить положение рук.
4Повторить 34 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить
вперёд. Темп средний.
2) Исходное положение сидя или стоя, кисти тыльной стороной на поясе.
1 2 свести локти вперёд, голову наклонить вперёд;
34локти назад, прогнуться.
Повторить 56 раз. Затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
3) Исходное положение сидя, руки вверх.
1сжать кисти в кулак;
2разжать кисти.
Повторить 68 раз.
Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
4. Трудовые правоотношения несовершеннолетних.
Вопрос: Имеет ли право поступить на работу гражданин 12 лет? И почему?
Ответ: Нет, т.к. ему нет 18 лет, он недееспособен. Человек в 12 лет имеет трудовую
правоспособность, но трудовой дееспособностью еще не обладает.
Вопрос: Что такое трудовая дееспособность, когда она наступает?
Презентация о правах несовершеннолетних.
Ответ: Полная дееспособность наступает в 18 лет. Однако, на практике молодые люди поступают
на работу, чаще всего, позже, потому что современное производство достаточно сложное и требует
от работника знаний, умений и навыков, которые можно приобрести только в специальных учебных
заведениях, в том числе и в учреждениях начального профессионального образования –
профессиональных училищах.
Для успешной конкуренции на рынке труда важен не только уровень квалификации, но и общая
образовательная подготовка работника. Узкопрактические знания и умения на современном этапе
развития производства становятся недостаточными.
В России среди занятого населения, удельный вес работников, имеющих среднее, среднее –
специальное и высшее образование повысился до 86 %. Пятьдесят лет назад таких было всего 8%.
Таким образом, общее образование становится одним из основных профессиональных требований.
Закрепление: в рабочих листах ответьте на вопросы № 15.
5Домашнее задание: написать эссе по эпиграфу к нашему уроку.
Вольтер «Труд избавляет человека от трех главных зол – скуки, порока и нужды».
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Приложение
Ф.И.О. класс
1. Какая глава Конституции РФ посвящена правам и обязанностям гражданина и человека?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________
2. К какому виду прав относится право на труд?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________
3. Какие виды собственности вы знаете?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________
4. Перечислите виды государственной собственности. К какому виду собственности
относится наше училище?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________
5.
Что
такое
трудовая
наступает?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
____________________________________________________
дееспособность?
Когда
она
6Самоанализ урока
Мною был проведён урок по обществознанию в 9 классе по теме «Основы
трудового права». Целью урока было формирование начальных знаний о
трудовом праве, знакомство учащихся с основами трудовых правоотношений
несовершеннолетних и работодателя, развитие логического мышления и речи
формирование умения работать с нормативноправовыми
учащихся,
документами, воспитание уважения к праву.
Тип урока – изучение нового материала с использованием ИКТ, нормативно
правовых документов, рабочих листов. В ходе урока были использованы
физкультминутки для снятия напряжения с плечевого пояса и для улучшения
мозгового кровообращения.
Вступительное слово учителя было направлено на актуализацию знаний
учащихся по одной из важнейших отраслей права. Работа на уроке проводилась
в соответствии с пунктами плана, который был
написан на доске.
Активизировать внимание учащихся помогало заполнение ими рабочих листов.
Полученные знания по правам несовершеннолетних имели практическую
направленность, т.к. с 16 лет наступает частичная дееспособность, и часть
девятиклассников воспользуются правом на трудоустройство. После изучения
новой темы было дано домашнее задание в форме написания эссе.
План урока считаю выполненным, так как всё, что было запланировано –
рассмотрели.
Особенно хочется отметить положительное значение
7использования физкультминуток, которые снимали напряжение и усталость,
активизировали внимание учащихся.
89