Основы трудового права

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: Образовательная: • сформировать начальные знания о трудовом праве; • познакомить учащихся с основами трудовых правоотношений несовершеннолетних и работодателя; Развивающая: • развивать логическое мышление и речь учащихся; • формировать умение работать с нормативно-правовыми документами; Воспитательная: • повышение уровня правовой грамотности несовершеннолетних; • воспитание уважения к праву. Оборудование: компьютер, мультимедийная система, рабочие листы учащихся, Конституция РФ.
Иконка файла материала конспект.docx
Разработка урока по обществознанию в 9 классе:  «Основы  трудового права» Цели урока: Образовательная:       сформировать начальные знания о трудовом праве;        познакомить   учащихся   с   основами   трудовых   правоотношений   несовершеннолетних   и работодателя; Развивающая:          развивать логическое мышление и речь учащихся;          формировать умение работать с нормативно­правовыми документами; Воспитательная:       повышение уровня правовой грамотности несовершеннолетних;      воспитание уважения к праву.  Оборудование: компьютер, мультимедийная система, рабочие листы учащихся, Конституция РФ.  ПЛАН (на доске):  1.      Понятие  трудового права.  2.         Источники трудового права.  3.     Субъекты трудового права.    Права и обязанности работника и работодателя.  4.      Трудовые правоотношения несовершеннолетних. Ход урока:   I . Организационная часть. Вступительное  слово учителя.    Давайте поговорим о трудовой деятельности человека. Вы знаете, что человечество на протяжении тысячелетий   шло   по   пути   развития   и   совершенствования   орудий   труда,   чтобы   с   их   помощью создавать   для   людей   какие­то   блага.   Именно   трудом,   т.е.   целенаправленной   осознанной деятельностью по производству материальных благ, создается экономическая основа общества.  Труд позволяет каждому человеку реализовать себя, найти свое место в жизни и признание со стороны   людей.   Труд   вырабатывает   такие   качества,   как   дисциплинированность,   умение сотрудничать с другими людьми.  Если человек трудится, например, на своем садовом участке, то правом его труд не регулируется. Если  же   он  выполняет   какую­либо   работу  в  пользу  другого  лица,  например,   ремонтирует   ему автомобиль или шьет костюм, то его труд регулируется нормами права. Обычно   люди   трудятся   сообща   (на   заводах,   в   учреждениях)   и   в   процессе   совместного   труда распределяют   между   собой   трудовые   функции,   операции,   совместно   используют   различные средства труда.  II. Изучение новой темы по плану урока. 1. Для регулирования трудовой деятельности, затрагивающей интересы многих и многих людей, в системе права существует специальная отрасль – трудовое право.     «Трудовое   право»   ­ отрасль   российского   права,   регулирующая   правоотношения   между работником и работодателем   и другие непосредственно с ними связанные, производные от трудовых   отношения.     Трудовое   право   ­   устанавливает   права   и   обязанности   субъектов трудового права и ответственность за их нарушение. 22. Источники трудового права. 1.  Всеобщая Декларация прав человека. 2.  Конвенция Международной организации труда. 3.  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 4.  Конституция РБ. 5.  Трудовой кодекс РБ. 6.  Указы Президента, Постановления Правительства. Статья 37 Конституции РФ определяет основные принципы использования труда. На экране схема: ТРУД Свободен Безопасен Доброволен Оплачиваем Защита от безработицы Право на отдых Право на разрешение споров Итак, Главным источником трудового права в нашей стране является Конституция РФ. Но есть еще один   очень   важный   источник.   Это   Трудовой   кодекс   РФ.   Новый   Трудовой   кодекс   вступил   в действие с 01.02.2002г. До этого действовал старый Кодекс законов о труде (КЗоТ). Он действовал еще со времен СССР. Вопрос:   Как   вы   думаете,   почему   понадобился   новый   кодекс,   регулирующий   отношения работодателя и работника?  3Ответ: Т.к. изменились условия труда, работодатели. Появились новые формы собственности.  О собственности, ее видах подготовили презентацию учащиеся с использованием мультимедийной системы.  1. Физкультминутки (ФМ) для улучшения мозгового кровообращения  1). Исходное положение ­ сидя на стуле. 1­голову наклонить вправо;  2­исходное положение; 3­голову наклонить влево;  4­исходное положение. Повторить 4­6 раз. Темп медленный,  2).   Исходное положение ­ стоя, руки на поясе. 1­поворот головы направо;  2­исходное положение;  3­поворот головы налево;  4­исходное положение. Повторить 4­5 раз. Темп медленный.  3)   «Ленивые   восьмёрки»   ­   активизируют   структуры,   обеспечивающие   запоминание,   повышают устойчивость внимания.       Нарисовать в воздухе в горизонтальной поверхности цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой рукой. Затем сразу обеими руками. Итак,   продолжим.   Мы   видим,   что   новые   различные   виды   и   формы   собственности   дали возможность появления новых видов работодателей. 3.   Учитель: Каждая   отрасль   права   имеет   субъектов   права.   В   трудовом   праве   это   работник   и работодатель. Это физические и юридические лица. И соответственно субъекты права будут иметь определенные права и обязанности.   Работа с извлечениями из «Трудового кодекса».  2.   Физкультминутки (ФМ) для снятия утомления с плечевого пояса и рук.  1) Исходное положение ­ стоя, руки на поясе.  1­правую руку вперёд, левую вверх;  2­переменить положение рук. 4Повторить 3­4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями,   голову наклонить  вперёд. Темп средний. 2) Исходное положение ­ сидя или стоя, кисти тыльной стороной на поясе.  1 ­2 ­ свести локти вперёд, голову наклонить вперёд;  3­4­локти назад, прогнуться. Повторить 5­6 раз. Затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.  3)  Исходное положение ­ сидя, руки вверх. 1­сжать кисти в кулак; 2­разжать кисти. Повторить 6­8 раз. Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.  4.       Трудовые правоотношения несовершеннолетних. Вопрос: Имеет ли право поступить на работу гражданин 12 лет? И почему? Ответ:   Нет,   т.к.   ему   нет   18   лет,   он   недееспособен.   Человек   в   12   лет   имеет   трудовую правоспособность, но трудовой дееспособностью еще не обладает. Вопрос: Что такое трудовая дееспособность, когда она наступает? Презентация о правах несовершеннолетних. Ответ: Полная дееспособность наступает в 18 лет. Однако, на практике молодые люди поступают на работу, чаще всего, позже, потому что современное производство достаточно сложное и требует от работника знаний, умений и навыков, которые можно приобрести только в специальных учебных заведениях,   в   том   числе   и   в   учреждениях   начального   профессионального   образования   – профессиональных училищах. Для успешной конкуренции на рынке труда важен не только уровень квалификации, но и общая образовательная подготовка работника. Узкопрактические знания и умения на современном этапе развития производства становятся недостаточными.  В   России   среди   занятого   населения,   удельный   вес   работников,   имеющих   среднее,   среднее   – специальное и высшее образование повысился до 86 %. Пятьдесят лет назад таких было всего 8%. Таким образом, общее образование становится одним из основных профессиональных требований.  Закрепление: в рабочих листах ответьте на вопросы № 1­5.  5Домашнее задание: написать эссе по эпиграфу к нашему уроку. Вольтер «Труд избавляет человека от трех главных зол – скуки, порока и нужды».  РАБОЧИЙ ЛИСТ Приложение  Ф.И.О. класс 1. Какая глава Конституции РФ посвящена правам и обязанностям гражданина и человека?  ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 2. К какому виду прав относится право на  труд?  ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 3. Какие виды собственности вы знаете?  ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________ 4. Перечислите виды государственной собственности. К какому виду собственности  относится наше училище?  ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________ 5.   Что   такое   трудовая наступает? _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ ____________________________________________________ дееспособность?   Когда     она   6Самоанализ урока          Мною был проведён урок по обществознанию в 9 классе по теме «Основы трудового   права».   Целью   урока   было   формирование   начальных   знаний   о трудовом праве,  знакомство учащихся с основами трудовых правоотношений несовершеннолетних и работодателя,   развитие логического мышления и речи   формирование   умения   работать   с   нормативно­правовыми учащихся, документами,     воспитание уважения к праву.        Тип урока – изучение нового материала с использованием ИКТ, нормативно­ правовых   документов,   рабочих   листов.   В   ходе   урока   были   использованы физкультминутки для снятия напряжения с плечевого пояса и  для улучшения мозгового кровообращения.         Вступительное   слово   учителя   было   направлено   на   актуализацию   знаний учащихся по одной из важнейших отраслей права. Работа на уроке проводилась в   соответствии   с   пунктами   плана,   который   был     написан   на   доске. Активизировать внимание учащихся помогало заполнение ими рабочих листов. Полученные   знания   по   правам   несовершеннолетних   имели   практическую направленность,   т.к.   с   16   лет   наступает   частичная   дееспособность,   и   часть девятиклассников воспользуются правом на трудоустройство.  После изучения новой темы было дано домашнее задание в форме написания эссе.          План урока считаю выполненным, так как всё, что было запланировано – рассмотрели.   Особенно   хочется   отметить   положительное   значение 7использования  физкультминуток,  которые  снимали  напряжение  и  усталость, активизировали внимание учащихся.        89