«Особенности адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее»
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Переходный период из начальной школы сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.
Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
ü увеличением учебной нагрузки;
ü изменением режима дня;
ü разностью систем и форм обучения;
ü нестыковкой программ начальной и основной школы;
ü различием требований со стороны учителей-предметников;
ü изменением стиля общения учителей с детьми.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.
Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости, повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя.
Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. От одного кабинета, от одного учителя, к которому ребёнок привык, он попадает в новое образовательное пространство. Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости, повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя.
Одним из направлений на пути к решению основной задачи по повышению эффективности и улучшению качества учебно-воспитательного процесса в среднем звене школы, является логическое обеспечение преемственности обучения и воспитания школьников.
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
Проблемы, связанные с переходом учащихся из начального звена в среднее.
В среднюю школу дети приходят с разным уровнем подготовленности.
Учащиеся отличаются :
отношением к учёбе;
общим развитием;
умением самостоятельно работать, осмысливать материал.
Пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы «двусторонние»:
· необходимо обеспечить достаточное развитие учеников в начальных классах в соответствии с требованиями средней школы;
· учителям в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д., одновременно постепенно повышая уровень образования школьников, формируя у детей знания, умения и навыки уже на новом уровне.
Преемственность классного руководителя и учителя начальных классов.
Моё знакомство с 5Б классом как классного руководителя началось с изучения личных дел учащихся, медицинских документов, характеристикой классного коллектива, с результатом психологической диагностики и самое основное – бесед с учителем начальных классов Куницыной А.С. и воспитателями группы. Целью моей работы по созданию благоприятных условий для перехода ребят из начального звена в среднее стало:
· Продолжение начатой в начальной школе работы по формированию классного коллектива.
· Продолжение работы по повышению мотивации учащихся.
· Координация работы с учителями-предметниками.
· Снижение падения успеваемости при переходе в среднее звено.
· Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.
· Продолжение работы по формированию традиций класса.
· Знакомство учащихся с расположением кабинетов, с новыми учителями и предметами, которые они будут вести;
· Помощь детям в работе по самоорганизации, самоконтролю; наличие большей свободы и самостоятельности.
В начальных классах большую часть времени дети находились вместе с учителем как на уроках, так и на переменах. А в среднем звене классный руководитель не имеет возможности постоянно находиться с детьми. Поэтому ученики порой не знают, как правильно распорядиться свободным временем, что зачастую приводит к нарушению дисциплины на перемене.
Я выяснила, какие имеются проблемы у детей в усвоении материала, индивидуальные особенности каждого ребёнка, его достижения и возможности, изучила социальный паспорт класса.
Был составлен план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах.
В классном коллективе преобладает благоприятный психологический климат. В классе существуют нормы справедливого отношения ко всем его членам, ребята поддерживают слабых учащихся; преобладает дружеский тон взаимоотношений между детьми. Есть лидеры, но нет изгоев, т.е детей, которым приходится каждый день чувствовать неприязненное отношение к себе. Это очень важно для формирования классного коллектива. В этом, безусловно, заслуга учителя начальных классов и воспитателей.
Роль учителей предметников в реализации программы преемственности.
· Нестыковка программ начальной и основной школы. Мы занимаемся по программе Воронковой. Материал программы располагается концентрически, многие разделы знакомы учащимся по начальной школе. В среднем звене объем материала расширяется, добавляются новые темы.
Учась в начальной школе, ребёнок был ориентирован на одного учителя, требования к организации учебного процесса, к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и те же. Поэтому мы - учителя – предметники должны следить за выполнением детьми:
• Соблюдение единых педагогических требований к обучению и поведению учащихся; т.е. сделать нормой единые дисциплинарные требования. Это:
ü единые требования к орфографическому режиму. Они у нас прописаны в положении.
ü единые требования к внешнему виду. В начальной школе дети переодевались в школьную форму, поэтому важно, чтобы эти требования соблюдались и дальше.
ü не опаздывать на уроки. В начальной школе дети занимались в одном кабинете, у нас же кабинетная система, поэтому следует приучать детей, не дожидаясь звонка, идти на урок.
ü все учебные принадлежности и учебники должны быть в портфеле. Дети должны привыкнуть, что портфель нужно всегда носить с собой, проверять до занятий и следить за наличием у себя всех учебных принадлежностей.
ü поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа. Так как у детей новые педагоги, многие учащиеся хотят показать себя с лучшей стороны, показать свою активность и знания, поэтому могут выкрикивать с места, перебивать учителя. Это поведение следует тут же корректировать, не допускать закрепления.
ü единые требования к ведению дневников. Дети 5б класса приучены заполнять дневники, поэтому важно, чтобы они не растеряли этот навык.
· Новые предметы в учебной программе.
Характерные признаки — отсутствие заинтересованности при знакомстве с новым предметом; состояние непонимания, смысловой неопределенности, нервно-психическое напряжение. Учителю-предметнику необходимо прививать интерес к своему предмету, пользоваться различными методами и приёмами для повышения мотивации.
· Личностный контакт с учителями.
Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Часто отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя, доброжелательный тон, эмоциональная уравновешенность педагога.
· Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.
· Тесный контакт с классным руководителем и воспитателями группы.
· Создание ситуации успеха на уроке, т.е. создание на уроках специальных ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности. Опираться сильные стороны ребёнка, избегать подчеркивания промахов.
· Взаимопосещения открытых уроков учителями начальных классов и учителями-предметниками. Совместное проведение внеклассных мероприятий на предметных неделях.
Содержание психологической диагностики
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.