«Особенности адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее»
Оценка 4.6

«Особенности адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее»

Оценка 4.6
docx
19.08.2024
«Особенности адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее»
Доклад на МО Особенности адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее.docx

 «Особенности адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее»

 

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Переходный период из начальной школы  сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.

Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

ü увеличением учебной нагрузки;

ü изменением режима дня;

ü разностью систем и форм обучения;

ü нестыковкой программ начальной и основной школы;

ü различием требований со стороны учителей-предметников;

ü изменением стиля общения учителей с детьми.

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости,  повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций  на замечания и реплики учителя.

Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. От одного  кабинета, от одного учителя, к которому ребёнок привык, он попадает в новое образовательное пространство. Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости,  повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций  на замечания и реплики учителя.

Одним из направлений на пути к решению основной задачи по повышению эффективности и улучшению качества учебно-воспитательного процесса в среднем звене  школы, является логическое обеспечение преемственности обучения и воспитания школьников.

 

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.

Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

Проблемы, связанные с переходом учащихся из начального звена в среднее.

В среднюю школу дети приходят с разным уровнем подготовленности.

Учащиеся отличаются :

отношением к учёбе;

 общим развитием;

умением самостоятельно работать, осмысливать материал.

Пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы «двусторонние»:

·        необходимо обеспечить достаточное развитие учеников в начальных классах в соответствии с требованиями средней школы;

·        учителям в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д., одновременно постепенно повышая уровень образования школьников, формируя  у детей знания, умения и навыки уже на новом уровне.

Преемственность классного руководителя и учителя начальных классов.

Моё знакомство с 5Б классом как классного руководителя началось с изучения личных дел учащихся, медицинских документов, характеристикой классного коллектива,  с результатом  психологической диагностики  и самое основное – бесед с учителем начальных классов Куницыной А.С. и воспитателями группы. Целью моей работы по созданию  благоприятных условий для перехода ребят из начального звена в среднее стало:

·        Продолжение  начатой  в начальной школе работы по формированию классного коллектива.

·        Продолжение  работы по повышению мотивации  учащихся.

·        Координация работы с учителями-предметниками.

·        Снижение  падения успеваемости при переходе в среднее звено.

·        Диагностика сформированности  общеучебных умений и навыков.

·        Продолжение  работы по формированию традиций класса.

·        Знакомство  учащихся  с расположением кабинетов, с новыми учителями и предметами, которые они будут вести;

·        Помощь детям  в работе по самоорганизации, самоконтролю; наличие большей  свободы и самостоятельности.

В начальных классах большую часть времени дети находились  вместе с учителем как на уроках, так и на переменах. А в среднем звене классный руководитель не имеет возможности постоянно находиться с детьми. Поэтому ученики  порой не знают, как правильно распорядиться свободным  временем, что зачастую приводит к нарушению дисциплины на перемене.

 Я выяснила, какие имеются проблемы у детей в усвоении материала, индивидуальные особенности каждого ребёнка, его достижения и возможности, изучила социальный паспорт класса.

Был составлен план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах.

В классном коллективе преобладает благоприятный психологический климат.  В классе существуют нормы справедливого  отношения ко всем его членам, ребята поддерживают слабых учащихся; преобладает дружеский  тон взаимоотношений между детьми. Есть лидеры, но нет изгоев, т.е детей, которым приходится каждый день чувствовать неприязненное отношение к себе. Это очень важно для формирования классного коллектива. В этом, безусловно, заслуга учителя начальных классов и воспитателей.

 

Роль учителей предметников в реализации программы преемственности.

 

·        Нестыковка  программ начальной и основной  школы. Мы занимаемся по программе  Воронковой.  Материал программы располагается концентрически,  многие разделы знакомы учащимся по начальной школе. В среднем звене  объем материала расширяется, добавляются новые темы.

Учась в начальной школе, ребёнок был ориентирован на одного учителя, требования к организации учебного процесса,  к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и те же. Поэтому мы -  учителя – предметники должны  следить за выполнением детьми:

•        Соблюдение единых педагогических  требований к обучению и поведению учащихся; т.е.  сделать нормой единые дисциплинарные требования. Это:

ü единые требования к орфографическому режиму. Они у нас прописаны в положении.

ü единые требования к внешнему виду. В начальной школе дети переодевались в школьную форму, поэтому важно, чтобы эти требования соблюдались и дальше.

ü не опаздывать на уроки. В начальной школе дети занимались в одном кабинете, у нас же кабинетная система, поэтому следует приучать детей,  не дожидаясь звонка, идти на урок.

ü все учебные принадлежности и учебники должны быть в портфеле. Дети должны привыкнуть, что портфель нужно  всегда носить с собой, проверять до занятий и следить за наличием у себя всех учебных принадлежностей.

ü поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа. Так как у детей новые педагоги, многие учащиеся хотят показать себя с лучшей стороны, показать свою активность и знания, поэтому могут выкрикивать с места, перебивать учителя. Это поведение следует тут же корректировать, не допускать закрепления. 

ü единые требования к ведению дневников. Дети 5б класса приучены заполнять дневники, поэтому важно, чтобы они не растеряли этот навык.

·        Новые предметы в учебной программе.

Характерные признаки — отсутствие заинтересованности при знакомстве с новым предметом; состояние непонимания, смысловой неопределенности, нервно-психическое напряжение. Учителю-предметнику необходимо прививать интерес к своему предмету, пользоваться различными методами и приёмами для повышения мотивации.

·        Личностный контакт с учителями.

Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Часто отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя, доброжелательный тон,  эмоциональная уравновешенность педагога.

·        Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.

·        Тесный контакт с классным руководителем и воспитателями группы.

·        Создание ситуации успеха на уроке, т.е.  создание на уроках специальных ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности. Опираться сильные стороны ребёнка, избегать подчеркивания промахов.

·        Взаимопосещения  открытых  уроков  учителями  начальных  классов  и учителями-предметниками.  Совместное проведение внеклассных мероприятий на предметных неделях.

 

Содержание психологической диагностики


 

Особенности адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее»

Особенности адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее»

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление…

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление…

Продолжение работы по повышению мотивации учащихся

Продолжение работы по повышению мотивации учащихся

В начальной школе дети занимались в одном кабинете, у нас же кабинетная система, поэтому следует приучать детей, не дожидаясь звонка, идти на урок

В начальной школе дети занимались в одном кабинете, у нас же кабинетная система, поэтому следует приучать детей, не дожидаясь звонка, идти на урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2024