МДОУ ЦРР - детский сад «Улыбка»
Методический материал для педагогов
Составила педагог-психолог Макушина Ю.Н.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это умение распознавать свои эмоции и желания, уметь управлять ими, а также понимать чувства окружающих людей. Развитый эмоциональный интеллект помогает работать с негативными эмоциями, легче справляться со стрессом и уметь мирно разрешать конфликтные ситуации.
Актуальность проблемы формирования ЭИ обусловлена реализацией Федеральной общеобразовательной программой дошкольного образования ФОП ДО, которая определяет одной из задач охрану и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Одним из направлений работы с детьми по разделу «Социально-коммуникативное развитие» заявлено развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Значимость задачи формирования эмоционального интеллекта детей, начиная с дошкольного возраста наиболее связана с тем, что дети становятся менее чувствительными, ослабляется человеческая способность к эмпатии, увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Таким детям свойственна эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что серьезно осложняет и взаимоотношения с окружающим.
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста
ребёнок осваивает социальные формы выражения чувств
изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, формируется эмоциональное предвосхищение
чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными
формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические
Эмоциональный интеллект у детей развивается проще, чем у взрослых. Дошкольники с четырех лет отлично распознают базовые эмоции: страх, гнев, печаль, радость. С шести-семи лет развивается регуляция поведения (произвольность). Ребенок учится отслеживать влияние эмоций на деятельность и сознательно вызывать нужные эмоциональные состояния. В младшем школьном возрасте это умение перерастает в полноценную эмоциональную саморегуляцию.
Эмоциональное развитие выступает важным условием психологического благополучия детей, успешности их психического развития и социализации. На этапе дошкольного возраста ребенок учится понимать свои эмоции, замечать и различать эмоции других людей и причины, их обуславливающие, учится оказывать эмоциональную поддержку другому человеку и т.д., что составляет понятие «эмоциональный интеллект».
Задача развития эмоционального интеллекта дошкольника имеет нормативное закрепление. Так, одной из задач, решаемых на этапе дошкольного образования, согласно ФОП ДО для успешной адаптации ребёнка в обществе необходимо «…развитие эмоционального интеллекта, куда включается работа по формированию эмоциональной грамотности, понимания и управления своими эмоциями» (решаемая в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие») (18.4.1.)
Психолого-педагогические условия развития эмоционального интеллекта у дошкольников:
Учитывать структуру эмоционального интеллекта дошкольников и последовательность формирования его компонентов. Важно следовать логике формирования отдельных составляющих эмоционального интеллекта: от идентификации эмоций у себя — к идентификации эмоций у других, затем — к их выражению, умению анализировать эмоциогенные ситуации и т.д. При организации работы по развитию эмоционального интеллекта детей важно иметь четкое представление о том, какие знания и умения образуют его в конкретном возрастном периоде. На этапе дошкольного детства эмоциональный интеллект ребенка составляют такие компоненты:
· знания о базовых эмоциях, умение их идентифицировать у себя, а также дифференцировать по внешним признакам, поведению у других людей;
· умение адекватно выражать базовые эмоции (в речи, мимике, поведении);
· умение анализировать эмоциогенные ситуации (эмоции и их причины);
· умение проявить внимательность к эмоциональному состоянию другого человека, оказать ему поддержку
· умение регулировать свои эмоции.
Комплексно использовать разнообразные методы и формы развития эмоционального интеллекта дошкольников. Среди них: игры, беседы, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, восприятие музыки, разнообразные арт-практики, театрализация и т.д.
Обеспечивать преемственность между дошкольным образованием и семьёй в части развития эмоционального интеллекта. Семья для ребенка – априори основной источник получения знаний о себе, окружающем мире и среда, в которой воспитывается личность, формируются отдельные ее стороны. Родителей нужно знакомить с понятием «эмоциональный интеллект», объяснять важность эмоционального развития ребёнка и учить тому, как можно способствовать этому развитию в условиях семейного общения и взаимодействия.
Образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать полноценное развитие личности ребенка во всех образовательных областях, на фоне его эмоционального благополучия и позитивного отношения к себе и окружающим.
ФОП ДО (18.4.2.) «Педагоги способствуют различению детьми основных эмоций (радость, печаль, грусть, гнев, страх, удивление) и пониманию ярко выраженных эмоциональных состояний. При общении с детьми педагог интересуется настроением детей, предоставляет возможность рассказать о своих переживаниях, демонстрирует разнообразные способы эмпатийного поведения (поддержать, пожалеть, обнадежить, отвлечь и порадовать). При чтении художественной литературы педагог обращает внимание на проявления, характеризующие настроения, эмоции и чувства героев, комментирует их отношения и поведение, поощряет подражание детей позитивному опыту персонажей художественных произведений и мультипликации».
К пяти годам маленькие дети начинают ассоциировать эмоции с ситуациями, которые их вызывают.
Педагогам необходимо:
- давать детям рекомендации как образец для подражания в развитии эмоционального интеллекта;
- уделять детям индивидуальное внимание с учетом специфических компонентов эмоционального интеллекта;
- осуществлять тактику «помощи» детям в формировании позитивного отношения к себе в ситуациях, когда им трудно найти выход из сложных ситуаций, оказывать психолого-педагогическую поддержку для достижения поставленных целей;
- проводить с детьми образовательные мероприятия, направленные на формирование всех элементов эмоционального интеллекта.
Подходить к вопросу формирования эмоционального интеллекта следует комплектно, воспитатель должен научить детей чувствовать и принимать свои эмоции, а также уметь выражать их социально приемлемым способом.
Необходимо помочь ребенку освоить следующие алгоритмы: понимание своих чувств; принятие своих чувств, а не подавление, отвержение или обесценивание; понимание причин своих чувств; принятие решения о способе выражения своих чувств.
Формы и методы формирования ЭИ у дошкольников в условиях ДОУ
Игра является основным способом формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, как основной вид деятельности дошкольников. Через игры дети приобретают знания, учатся понимать и интерпретировать свои и чужие эмоции.
Чтение и обсуждение специально подобранной детской литературы, этические беседы.
Сказкотерапия - средство психологического воздействия, работающий с внутренним миром ребенка через сказки. Во время занятий ребенок не только слушает сказку, но и пытается сопереживать главным героям сказки, отрабатывает различные модели поведения.
Изотерапия - эффективный и действенный способ помочь детям справиться с негативными эмоциями и снизить нервно-психическое напряжение.
Пескотерапия - позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, помогает научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства.
Музыкотерапия - как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Театрализованная деятельность – важное средство развития у детей отзывчивости, умения распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, способности ставить себя на его место в разных ситуациях.
Методы формирования ЭИ
- метод мотивации к эмпатии: пробуждение детей к эмоциональной реакции через понимание и эмпатию эмоциональных условий другого.
- метод эмоционально - образного воздействия, направленный на мотивацию детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении.
- словарный метод, реализуется в эстетических беседах с детьми и в развитии словаря эмоций ребенка.
- игровой метод является одним из основных методов формирования эмоций у детей дошкольного возраста.
«Методическая копилка педагогического инструментария» (при составлении плана по формированию эмоционального интеллекта)
Образов-ые задачи |
Задания для детей |
Методы приемы обучения |
Средства обучения |
Формирование представлений |
- слушание художественного произведения с последующим обсуждением ситуаций, в которых персонажи испытывают сильные эмоции и чувства, - ответить на вопросы, выполнить задания на идентификацию и интерпретацию эмоций и чувств, - составить описательный, сюжетный рассказ с опорой на наглядный материал - изображение эмоций знаками (пиктограмма), - установить причинно- следственные связи в событиях |
- выразительное чтение художественного произведения, - беседа по усвоению изучаемого материала, - поисковая беседа по анализу ситуаций, - демонстрация иллюстраций, фотографий, пиктограмм - зарисовывание пиктограмм эмоций, |
- иллюстрации, фотографии ситуаций, мультфильмы с ситуациями в которых персонажи испытывают сильные эмоции и чувства,
- пиктограммы эмоций,
|
Формирование умений |
- игровые задания, игры с правилами, игра-драматизация по отображению действий в ситуациях заданного содержания, - существить анализ действий оценить правильность (эффективность) действий, поступка - психогимнастические упражнения (этюды) |
- беседа по освоению ориентировочной основы действий - демонстрация правильного выполнения действий, - обсуждение последовательности действий - зарисовывание пиктограмм
|
- пиктограммы с действиями - наглядные алгоритмы действий, |
Эмоциональное развитие детей раннего возраста от 1-3 лет
Ранний дошкольный период – время, когда идет изучение палитры чувств, и ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание.
Эмоциональные состояния ребенка первого года жизни сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Общение ребенка с окружающим происходит только через проявление эмоций. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются.
Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. Дети очень впечатлительны, эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша.
У детей раннего возраста можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные. Отрицательные эмоции у малыша чаще всего возникают в ответ на нарушение режима дня, неправильные приемы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение с взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры.
Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или не успешностью. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, злость, огорчение.
Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия малыша еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать. Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях к взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение взрослого при каждом самостоятельном поступке.. Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту взрослого. Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.
К 3 годам переживания ребенка неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он развивает сюжет. Эмоциональный отклик на игровые события показывает ее эмоциональную значимость для ребенка. «Ясельные» дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность - толкнуть, ударить другого ребенка, особенно если тот как-то ущемил их интересы. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать.
В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, у ребенка могут наблюдаться аффективные реакции на трудности, с которыми он сталкивается. Если у ребенка при попытке что-либо сделать самостоятельно ничего не получилось и рядом не оказалось взрослого, возможна эмоциональная вспышка. Эти аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют. Избыточное внимание взрослых к таким проявлениям выступают для ребенка в качестве положительного подкрепления и он усваивает, что приятные моменты в общении с взрослыми наступают вслед за его слезами. Если ребенок действительно расстроен, достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным.
У ребенка одно желание легко сменяется другим, он легко переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период у ребенка появляются элементы бунтарского поведения, желание манипуляции родителями, ревность к младшему (старшему) ребенку, агрессия к окружающим. Все это говорит о том, что малыш меняет свое отношение, как к себе, так и к окружающим. Нужно спокойно и уважительно относиться к ребенку, его запросам, без проявления агрессии объяснять и показывать на собственном примере, как надо вести себя в сложной ситуации.
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.
1.Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.
2.При специально организованной деятельности(например, музыкальные занятия, чтение сказок) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например музыки).
3.Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.
4.В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.
Игры для детей от 1,5 до 3лет
Игра «Да – да – да»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход: Дети свободно стоят.
Ручками мы хлопаем — да-да-да-да!
Ножками мы топаем — да-да-да-да!
Ручками помашем — да-да-да-да!
Ножками попляшем — да-да-да-да!
«Игра с собачкой»
Цель: создание
положительного эмоционального климата, снятие эмоционального напряжения;
способствовать взаимодействию детей друг с другом.
Материал: игрушечная собачка.
Ход игры: Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Вот собачка подошла,
(имя ребёнка)… лапку подала,
Не хотите ли послушать,
Как собачка просит кушать?
Кто к собачке подойдёт?
Кто ей кушать принесёт?
(имя ребёнка)… к ней идёт.
(имя ребёнка)… кушать ей несёт.
Помогите ребёнку протянуть мисочку и покормить собачку:
Суп из
мисочки поела, отдыхать на коврик села.
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
Игра: « Спаси птенца»
Цель: формирование положительных эмоций, познакомить детей с методами саморегуляции.
Ход игры: Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями верх. А теперь согните руки в локтях и приблизите их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
Игра «Побежали, побежали деточки скорей»
Цель: развивать умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы, снятие психологического барьера с помощью тактильных ощущений (прикосновений).
Ход игры. Воспитатель произносит слова, сопровождая их движениями. «Побежали, побежали деточки скорей, друг другу погрозили, сориться не смей, хлопнули в ладоши и крепко обнялись. Друг другу улыбнулись и за руки взялись». (Затем слова повторяются) Дети пытаются повторить движения воспитателя.
Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
ФГОС ДО из ряда условий, направленных на создание социальной ситуации развития детей, на одно из первых мест ставит обеспечение эмоционального благополучия детей, подчеркивая этим значимость эмоционального развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Развитие личности ребенка младшего дошкольного возраста тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы, включающей интересы и мотивы поведения, что, в свою очередь, определяется социальным окружением и реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка с взрослыми и сверстниками. Учитывая это, реализовать задачи эмоционального развития возможно через создание специальных педагогических условий.
Особенности эмоционального развития детей в младшем дошкольном возрасте
Базовым условием полноценного развития ребенка в детском саду выступает гуманизация педагогического процесса, его ориентация на ведущие социальные потребности детей дошкольного возраста:
потребность в эмоциональном контакте с окружающими;
- потребность в активном познании и информационном обмене;
- потребность в разнообразной деятельности по интересам и самостоятельности;
- потребность в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками;
- потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников.
Современное вето эмоциональное развитие дошкольника подразумевает наличие вето у ребёнка представлений об основных эмоциональных вето модальностях (радость, горе, страх, гнев, презрение, обида, зависть , вина).
На четвертом году вето в жизни ребенка появляются новые источники эмоциональных реакций. Отношения с другими людьми, в том числе со сверстниками, начинают вызывать устойчивые и иногда очень сильные эмоции. Такая возникающая чувствительность к состоянию другого отражается и в играх детей. Они теперь воспроизводят не игровые действия, а игровые ситуации, в которых всегда есть какие вето-то переживания вето.
В период с трех до четырёх лет дети активно владеют речью. Дети учатся называть и передавать с помощью жестов и различных движений разные эмоциональные состояния . Именно дети младшего дошкольного возраста начинают отделять себя как причину своего настроения от внешнего мира, что приводит к постепенному ослаблению эгоцентризма. В младшем дошкольном возрасте эмоциональные реакции детей становятся более стабильными , уравновешенными .
В данном возрасте у ребенка появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам, например героям сказок. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека. Следовательно, художественные образы развивают у ребенка способность в принципе воспринимать и сопереживать чувствам другого человека.
Исходя из данных критериев, выделяют показатели эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста:
1. Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности.
2. Умение распознавать эмоциональные состояния других людей;
3. Осознание собственных эмоций и переживаний: радости, грусти.
4. Адекватное внешнее выражение основных эмоций в экспрессии в соответствии с общепринятыми нормами.
5. Произвольная регуляция эмоций и эмоциональных состояний.
Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Первое условие эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации – создание эмоционально-развивающей среды ДОО.
Под «развивающей средой» следует понимать разработанные и организованные элементы среды, которые помогают ребенку войти в зону ближайшего развития, способную ускорить процесс развития личности.
В связи с этим, развивающая среда имеет следующую структуру:
- с точки зрения организации среды подразделяется на предметно-пространственную и духовную;
- с точки зрения деятельности, которая реализуется в среде подразделяется на учебную, игровую и трудовую;
- с точки зрения содержания реализуется в программах, методах, формах работы.
Выделяют основные компоненты эмоционально развивающей среды.
1) эмоционально - поддерживающий;
2) эмоционально-настраивающий;
3) эмоционально- стабилизирующий;
4) эмоционально-активизирующий;
5) эмоционально- тренирующий компоненты.
Функции эмоционально-поддерживающего компонента среды выражаются в том, что он обеспечивает эмоциональную поддержку ребенка в течение всего периода его пребывания в ДОУ; эмоциональное вовлечение ребенка в происходящие вокруг события; а так же создание благоприятного эмоционального фона в группе.
Эмоционально-поддерживающий компонент проявляется в деятельности педагога и в положительном эмоциональном настрое педагога; в теплом, эмоционально-поддерживающем отношении воспитателя к каждому воспитаннику; готовности прийти на помощь; в эмоциональной особенности поведения и речи педагога; эмоциональной устойчивости педагога и эмоционально обусловленных действиях педагога. В детских проявлениях эмоционально-поддерживающий компонент развивающей среды проявляется в выражении радости; доброжелательном отношении к педагогу и к другим детям; эмоционально значимом общении между детьми в группе.
Функции эмоционально-настраивающего компонента среды проявляются в создании ощущения у ребенка комфорта и безопасности в течение всего периода пребывания ребенка в группе; побуждения у ребенка разнообразных эмоций; поддерживания положительного тона эмоциональных ощущений у ребенка в течение всего дня.
Составляющими эмоционально-настраивающего компонента среды являются:
- внешняя обстановка групповой ячейки: цвет всех элементов оформления группы, мебель, которая удобна для детей, необходимый для детей дошкольного возраста режим температуры, расположение в пространстве всех элементов групповой комнаты;
- наличие в групповой комнате разнообразных зон, обеспечивающих условия для двигательной активности, познавательного развития, художественно-эстетического;
- наличие «я - пространства»;
- создание уголка уединения в группе;
- предметная среда.
Создаются необходимые условия, способствующие появлению у ребенка убеждения в том, что его ждут, ему всегда рады; в группе есть все, чтобы удовлетворить ведущие потребности дошкольника (игровые, познавательные, коммуникативные, самореализация и самовыражения, физиологические). Цвет обстановки в группе не должен быть однообразным. Необходимо позаботиться об эстетическом окружении ребенка, музыкальном фоне, который создается народными, классическими произведениями, детскими песенками.
Функциями эмоционально-стабилизирующего компонента среды являются обеспечение у ребенка чувства защищенности и стабильности; оказание положительного влияния на процессы роста и развития организма ребенка; а так же профилактика и снятие эмоциональных напряжений, возникающих у ребенка в течение дня.
Эмоционально-стабилизирующий компонент развивающей среды выражается:
- в стабильности окружающей среды, проявляющейся, прежде всего, в режиме дня;
- в организации питания (качество, разнообразие, соответствие потребностям растущего организма);
- в закаливающих процедурах;
- в обеспечении физической нагрузки (мышечная радость);
- в постоянстве педагогического состава, работающего с детьми
Функции эмоционально-активизирующего компонента среды выражается в активизации и оптимизации эмоциональных переживаний ребенка; обогащении эмоциональной сферы ребенка разнообразными эмоциями и переживаниями; обеспечении удовлетворения потребности ребенка в самостоятельности, активности, самореализации.
Составляющими эмоционально-активизирующего компонента среды проявляется в специально организованной игровой деятельности; в самостоятельной игровой деятельности детей; творческой деятельности дошкольников; праздниках; развлечениях.
Эмоциональная активность ребенка обнаруживается, прежде всего, в игровой деятельности, которая является ведущей. Воспитатель целенаправленно включает в педагогический процесс игры, которые направлены развитие эмоциональной и чувственной сферы детей. Педагог обеспечивает самостоятельную активность ребенка (игровую, познавательную, коммуникативную и др.), создавая необходимые условия в группе дошкольной образовательной организации (разнообразная предметно-развивающая среда). Включение детей в разнообразные виды творческой деятельности, обогащающей ребенка яркими, разнообразными эстетическими эмоциями и переживаниями, способствующей самовыражению дошкольников.
Функции эмоционально-тренирующего компонента среды состоят:
- в овладении эмоциями через ознакомление детей с многообразием эмоций человека и способами их выражения в экспрессии (мимика, поза, жесты, интонация);
- в развитии умений, позволяющих распознавать эмоции другого человека по экспрессии;
- в овладении социально приемлемыми способами и приемами эмоционального реагирования;
- в расширении эмоционально- экспрессивного репертуара личности ребенка;
- в познании ребенком своего экспрессивного «Я»
Основное содержание эмоционально-тренирующего компонента: формирование навыков эмоциональной регуляции; предоставление возможности ребенку «отыгрывать» эмоции, как положительные, так и отрицательные; развитие знаний об эмоциях; формирование произвольного регулирования переживания эмоций и его выражение; развитие эмпатии.
Второе условие эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации – учет использования серии эмоционально-сенсорных игр.
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью и восторгом. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах: дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, театрализованные и др.
Выделяют три класса вето игр вето:
- игры , возникающие вето по инициативе вето детей вето (театрализованные в, режиссерские в, сюжетно вет-ролевые о, строительно вето-конструктивные вето);
- игры в, возникающие вето по инициативе вето взрослого , использующего вето их с образовательной вето и воспитательной вето целью вето (дидактические ве, сюжетно- е- дидактические вето, подвижные вето и т.д.); и досуговые вето (игры вето-забавы , игры вето-развлеченияо, интеллектуальные в, празднично вето-карнавальные в, театрально вето-постановочные вето);
- народные вето игры вето (традиционные о) - обрядовые , которые вето могут вето возникать вето как вето по инициативе вето взрослого , так вети более ве старших ве детей. вето
Сюжетно вето-ролевая вето игра вето влияет вето на ребенка вето всесторонне в; она вето является вето первой вето ступенью вето в самостоятельном вето общении вето ребенка вето с другими вето детьми вето. В игре в, ребенок вето входит вето в детский вето коллектив в, который вето начинает вето определенным вето образом вето влиять вето на его вето развитие в. Этот вето коллектив вето в своих вето творческих вето играх вето живет вето по законам вето дружбы в, внимания вето друг вето к другу в, отсутствия вето национальной вето розни ве.
В театрализованных вето играх вето актерами вето являются вето сами вето дети в, которые вето берут вето на себя вето роли вето литературных вето или вето сказочных вето персонажей вето. Сценарий вето и сюжет вето такой вето игры вето дети вето не придумывают вето сами , а заимствуют вето из сказок , рассказов в, фильмов вето или вето спектаклей в. Задача вето такой вето игры вето состоит вето в том в, чтобы в, не отступая вето от известного вето сюжета ве, как вето можно вето точнее вето воспроизвести вето роль вето взятого вето на себя вето персонажа. вето Для вето исполнения вето роли вето ребенок вето должен вето владеть разнообразными вето изобразительными вето средствами вето (мимикой ве, пантомимикой в, жестами , выразительной вето и интонационной вето речью ) .
В дидактическихо играх прослеживается вето сложившийся вето в представлениях вето разных вето народов вето взгляд вето на ребенка вето как вето на существо, которое вето нуждается вето для вето своего вето полноценного вето развития вето в познании вето окружающего вето мира в, радостном вето настроении вето, эмоционально вето окрашенном вето общении вето с окружающими вето близкими вето ему вето людьми вето, в активных вето действиях вето, движениях вето, позволяющих вето раскрыться в, проявить вето себя . С полным вето основанием вето можно вето считать вето народные вето дидактические вето игры вето воплощением вето гуманного, уважительного, бережного вето отношения вето к силам , возможностям ве, тенденциям вето развития вето ребенка ве.
Методические рекомендации по эмоциональному развитию
детей младшего дошкольного возраста
Создание эмоционально развивающей среды включает следующие компоненты:
- эмоционально-поддерживающий - эстетическое оформление зон в групповом пространстве в едином стиле, создание уголка уединения для снятия эмоционального напряжения, совершенствование личного пространства для каждого ребенка – размещение фотографий ребенка и членов его семья;
- эмоционально-настраивающий, включающий эмоциональную насыщенность режимных моментов, эффективное использование разнообразных приемов и техник, способствующих снятию эмоционального напряжения;
- эмоционально-активизирующий, предполагающий включенность задач эмоционального развития детей в планирование разнообразных видов деятельности, последовательность и системность их решения, разнообразие форм и методов организации детской деятельности;
- эмоционально-тренировочный - создание альбома эмоций и работа с ним, проведение игр (ролевых, эмоционально-экспрессивных, дидактических) на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей; использование методов, содействующих формированию умений распознавать и воспроизводить эмоции, управлять (регулировать, сдерживать) эмоциональными проявлениям.
Задачи:
1. Организовать эмоционально развивающую среду в группе, способствующую эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста.
2. Создать условия для совершенствования личного пространства каждого ребенка.
3. Создать условия эмоциональной насыщенности режимных моментов.
4. Включить задачи эмоционального развития детей в планирование разнообразных видов деятельности.
5. Организовать проведение эмоционально-сенсорных игр по развитию эмоциональной сферы детей.
Эмоционально-сенсорные игры.
Игра "Поймаем бабочку".
Воспитатель держит палочку, к концу которой прикреплена на резинке бабочка, сделанная из поролона или бумаги. Предлагает детям изобразить лягушек, весело прыгающих по травке; квакать. Затем просит поймать бабочку. Дети подпрыгивают, пытаясь ее схватить. Воспитатель то приподнимает, то опускает палочку с подвешенной на резинке бабочкой.
Данная игра проводится в блоке совместной деятельности педагога шс детьми. Ее вариантами длиявляются: "Поймаем здкомара"; "Поймаем стрекозу".
Игра "Рисуем загадки".
Воспитатель дапредлагает затезагадать такдруг другу э загадки.
Дети разбиваются всехна пары: одни рисуют за пальцем черна спине друсверстников пальцем сказала несложные блпредметы вн (домик, солнце, цветок стуле типа и т.д.), которые роони пытаются босиком рисует отгадать. Затем рдети меняются а ролями. Рисовать уб загадки заможно п на щечках, ладошках, коленках уб и т.п. При этом детям, которым дет загадывают такзагадки, рекомендуется дорога прямых закрыть через одни глаза. Данная ры игра проводится царяво время де прогулок.
Игра "Гусеница на прогулке".
Для организации бл этой игры в зале ДОУ можно ко использовать шириной длинные гостях сидят шнуры, обручи, скамейки игр и т.п. Дети встают спое друг за другом, руки кладут вии на плечи очря впереди ио стоящему всттучастнику.
Воспитатель: Жила-была гусеница, такая пыи нарядная, яркая, с очень затем хорошим детей этого аппетитом. Рано утром резе решила царягусеница врее пойти детям длиной погулять, поискать весело игры свежих гостях гостях сочных детей идут листьев, и она поползла ширпо дорожке. (Дети не торопясь, передвигаются с). "Ах! - воскликнула длиной бревно гусеница, - сколько царя повадки камней рие на пути. Надо их осторожно цар обойти". (Дети передвигаются пря между игра шириной препятствиями). Далее лучше друга дорога игра затем необычно убегать стуле извилистая. "Идти по ней весьма нужно этой забавно, но непривычно", - подумала ют гусеница рио и поползла коо вперед. (Дети идут по извилистой игрдорожке). "Но, что там такое только царя впереди? Какой-то бугорок, нужно друг этой его преодолеть", - сказала е гусеница. (Дети перешагивают игра через об скамейку). "А вот и лес, как здесь дет много зао сочных листьев", - воскликнула ка гусеница. Наевшись, она отправилась ые домой. (Дети идут в обратном этой царь направлении).
При организации кое игр, рекомендуется сначала всехпредлагать сказае игры на мимическую дли и жестикуляционную рисуевыразительность, затем типаигры, предполагающие этой проявление убегавсех составляющих тол эмоциональной игра этой экспрессии.
Эмоционально-экспрессивные игры
Игра "Кошка и котята".
Вначале кругов й роль выполняет всех длиной воспитатель, затем концу царя можно здесь игра привлекать этой утром к осуществлению которые длинные этой роли детей. Суть игры заключается убегать палочку в повторении блоке только котятами длинные типа различных сказала длиной действий, показанных гостях стуле "кошкой". Например, кошка следыре учит котят игра игры охотиться: бесшумно только детям подкрадываться, вытягивать всех игра лапы; убегать блоке и прятаться слоке от различных м опасностей мти и т.д. Данная царя резинке игра проводилась типа свежв блоке повадки зале совместной можно загадки деятельности которым занавес педагога руки идут с детьми. Ее вариантами игры являлись: "Белка здесь гостях и бельчата", "Заяц и зайчата", "Мышь и мышата" и т.д.
Игра "Живые картинки".
Для проведения этой гостях этой игры оформляется зале которые занавес игра роли и возвышение серия царя типа театральной данном руки сцены. Воспитатель гостях босиком просит царя толо детей такая заранее подготовиться образно между к показу соч "живых де картинок", а именно, продумать прямых время сюжет, позы, жесты, выражение убегатлица, одежду, украшения сказала спине и т.д. По мере необходимости детям дети оказывает друпомощь. Во время блоке проведения босиком игры игры дети сидят игра игра на стульчиках. Занавес де открывается когда кругов только мере детей тогда, когда можно игра ребенок друг данном полностьювес готов то к показу. Зрители, рассматривая игра коша "живые плечи убегать картинки", пытаются свеопределить весих название.
Игра "В гостях у царя зверей".
Воспитатель этом дорога предлагает пойт детям царя а выбрать мено царя зверей боее - льва, остальным весей участникам руки ь игры подготовить коки небольшой этой шй этюд, образно загах передающий прз повадки оно определенного коти животного. Дети подходят повадки такая к сидящему про на стуле пй "льву" со словами: "Здравствуйте, лев, царь зверей! Нужны игры гостях нам работники?" Лев: "Нужны!" Звери: "Выбирайте!" Дети по очереди игра затем изображают кругов роль различных блоке разного животных. "Лев" пытается пальцем детей отгадать. Верно иге названное сколько друга "животное" становится просит п"львом". Данная кот игра проводится госх на прогулке.
Игра "Там, на неведомых о дорожках".
Игра проводится раз в зале, где заранее игр раскладываются пыь следы вн разного мду размера заки качества. Для этого между показу можно кругов э использовать по ребристую весрезину, кожу, фольгу, поролон, мех и т.д. Устанавливаются све декорации, имитирующие типа лес. Воспитатель стуле пойти обращает бревнимание зарадетей занна сказочные ролитропинки, предлагает й босиком друг игра походить внепо чудесному утр лесу, наступая си на следы, которые детоставили гй его обитатели.
Особенности развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
На 5 году жизни эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и. сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Основная гамма эмоций связана с двигательной активностью. Дошкольники в этом возрасте испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.
Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, родитель, зная слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.
В этом возрасте расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание — без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Вся его деятельность становится эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе и т.д., — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него интереса.
В среднем дошкольном возрасте, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Особенности формирования эмоциональной сферы детей 4-5 лет:
-более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия;
- эмоциональные процессы более управляемые;
- развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым);
- самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха;
- появляется способность оценивать свое поведение.
Эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств, связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить, например: было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался. Кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить, нужно помочь - напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них.
Обучающие способы, приемы и содержание заданий по развитию эмоций
Рассказывание сказок, придуманных историй.
Проигрывание ситуаций и сюжетов, где от ребенка требуется произвольная регуляция эмоций: хладнокровие, эмоциональная выдержка, овладение своим страхом или неуместным весельем, преодоление неуверенности.
Создание «автопортрета» - рисунок, «фотография»
Продуктивная деятельность ребенка. Она представляет огромные возможности для его обучения. Самое близкое окружение ребенка - это его игрушки. Используя игрушку в занятиях, взрослый может провести с ребенком игру-беседу «Разговор с игрушками по душам».
Средства и методы для эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевые игры – эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.
Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.
Театрализованная деятельность – передача эмоций, характера героев.
Совместные праздники, досуги.
Использование художественной литературы – сказки, вызывают эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся)
Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен, ребенок начинает понимать настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.
Изобразительная деятельность - использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.
Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой копируют.
Моделирование- использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:
пиктограммы,
графические изображения лица,
силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,
«подвижные аппликации».
Развитие речи – формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.
Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)
Подвижные игры –доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий
Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)
Эмоциональная жизнь старшего дошкольника связана с осознанием свое «Я», активной деятельностью, объективным оцениванием самого себя. Он учится управлять своими эмоциями и чувствами, что является важным моментом в становлении его личности.
Наиболее сильным и важным источником переживаний старшего дошкольника являются его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми, а также те ситуации, которые произвели на него неизгладимое впечатление. Поэтому, чем больше впечатлений получает ребенок, тем более дифференцированными становятся его эмоциональные переживания.
Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду и другие. Дошкольник остро переживает как ласку, похвалу, так и причиненное ему огорчение или проявленную к нему несправедливость. Удовлетворение потребности в положительных эмоциях вселяет в ребенка чувство уверенности и защищенности, способствует полноценному развитию, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к людям.
Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, ориентацию на успех в достижении целей.
Особое место среди детских чувств занимает бурное переживание страха, которое чаще всего происходит вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых.
С накоплением жизненного опыта становятся более устойчивыми эмпатические переживания.
Важное место в формировании общего эмоционального фона психической жизни ребёнка занимают эстетические чувства дошкольника. Появляются более сложные чувства – чувство прекрасного, вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы, произведениями искусства. Старший дошкольник начинает анализировать возникшие у него чувства. Наиболее яркие из интеллектуальных чувств – чувство удивления и любознательности.
Успех в деятельности у дошкольников вызывает яркие положительные переживания, а неуспех вызывает резкое проявление неудовлетворенности, поэтому следует направлять эмоции ребенка в познавательное русло, с целью дальнейшего влияния на развитие самооценки.
Важное направление в эмоциональном развитии дошкольников является изменение экспрессивной стороны эмоций и чувств. Ребенок овладевает умением распознавать и контролировать внешние проявления собственных чувств (сдерживать слезы, смех, крик, скрывать страхи). Ребенок учится объяснять собственное состояние словами. У него увеличивается активный и пассивный словарь обозначений эмоционального состояния людей. Положительные эмоции распознаются детьми легче, чем отрицательные.
Эмоции не развиваются сами по себе, поэтому основной путь влияния взрослых на эмоциональное развитие детей – это организация воспитания чувств через эмоциональное воздействие. Основная задача педагога заключается в том, чтобы направлять ребенка, организуя его деятельность. Важным средством, способным эффективно влиять на эмоциональное развитие дошкольников являются правильно подобранные сказки.
Игры на распознавание и проявление чувств
«Скульптор»
Для выполнения этого упражнения нужны одноцветные бумажные салфетки. Салфетки складываются вдвое, а затем дети щипковыми движениями делают отверстия так, чтобы получились маски, выражающие то или иное чувство и озвучивают его.
«Молекула»
Цель: развитие чувства принадлежности к группе, опыт позитивного взаимодействия.
Ход: Дети бегают по комнате. При слове «молекула» все собираются в кучу, плотно прижимаясь, друг к другу.
«Я чувствую»
Цель: Развитие внимания к эмоциональным состояниям других.
Ход: Детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет изображенное чувство и говорит, когда он его испытывает.
«Назови героя»
Цель: учить соотносить эмоциональные состояния и их внешние проявления с героями сказок.
Ход: Ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки.
Упражнения для снятия негативных эмоций
«Кто скажет о нем (имя) хорошее» (ребенок, не сумевший «вписаться» в отношения со сверстниками).
«Кто может найти добрые, хорошие слова для ...» (ребенка, воспитателя, куклы, книги и т.п.).
Игры на сотрудничество
«Парашют»
Ход: Восемь-десять детей берутся за края ткани или покрывала, в центре которого помещается надувной мяч. Совместными усилиями дети стараются заставить его подпрыгнуть или прокатиться по краям «парашюта»так, чтобы он не упал.
«Доброе животное»
Цель: Развитие чувства единства.
Ход: Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз: тук - шаг вперед, тук – шаг назад.
«Угадай эмоцию»
На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок.
«Тренируем эмоции»
Попросите ребенка нахмуриться - как:
- осенняя туча,
- злая волшебница.
улыбнуться, как:
- солнце,
- как хитрая лиса,
позлись, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое,
- как человек, которого ударили.
испугайся, как:
- ребенок, потерявшийся в лесу,
- заяц, увидевший волка.
устань, как:
- папа после работы,
- муравей, поднявший тяжелый груз,
отдохни, как:
- турист, снявший тяжелый рюкзак.
Психогимнастические упражнения на развитие эмоциональной сферы
«Новая кукла»
(этюд на выражение радости)
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
«Баба-Яга»
(этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
«Один дома»
(этюд на выражение страха)
Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?
«Соленый чай»
(этюд на выражение отвращения)
Мальчик налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
Игры на снятие психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
«Воробьиные драки»
Цель: снятие физической агрессии. Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры. «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу педагога.
«Минута шалости»
Цель: психологическая разгрузка.Ведущий по сигналу (удар в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает детям пошалить: каждый делает, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т.п. повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.
«Злые добрые кошки»
Цель: снятие общей агрессии.Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют.
По повторному сигналу ведущего действие заканчивается.
На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковым. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек.
«Обзывалки»
Цель: способствовать разрядке гнева при помощи вербальных средств.Дети передают по кругу мяч, при этом называя друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например, «А ты морковка». В заключительном круге упражнения участники обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например, «А ты моя радость!»
«Ласковый мелок»
Цель: Развитие навыков общения, снятие мышечного напряжения в области спины.Дети делятся на пары. Один ложится на пол. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное.
«Мыльные пузыри»
Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.Воспитатель или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.
«Садовник»
Воспитатель или ребенок играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнцу. Дети могут изображать конкретные цветы, которые они выберут.
«Угадай
настроение»
У воспитателя в
руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка
переходит из рук в руки. Каждый ребенок берет по одной фотографии,
рассматривает ее, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто
изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его
настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты
помог этому человеку?»
«Зеркало
настроения»
Игра проводится в
паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок - зеркало. Другой - тот, кто
смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить
различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и
т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера.
Игровое
упражнение «Закончи предложение»
Цель: учить детей опознавать свои привязанности, симпатии, интересы,
увлечения и рассказывать о них.
Моя любимая игра…
Моя любимая игрушка…
Мое любимое занятие…
Мой лучший друг…
Моя любимая песня…
Мое любимое время года…
Мои любимые сладости…
Моя любимая книга …
Мой любимый праздник…
Мой любимый сказочный герой…
Моя любимая считалка…
Мой любимый мультфильм…
Моя любимая сказка…
Мой любимый цветок …
Игровое
упражнение «Я и мое настроение»
Цель: учить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания.
В этом упражнении также можно использовать метод незаконченных предложений:
Я радуюсь,
когда…
Я горжусь тем, что…
Мне бывает грустно, когда…
Мне бывает страшно, когда…
Я злюсь, когда…
Я был удивлен, когда…
Когда меня обижают,
Я сержусь, если…
Однажды я испугался…
«Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
«Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу.
«Сосулька»
Цель: расслабить мышцы рук.
Ребята, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем… А теперь выступаем. Здорово получилось!
«Шалтай-Болтай»
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз.
«Гусеница»
Цель: игра учит доверию.
Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. “Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту”. Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение “живой гусеницы.
«Апельсин»
Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребёнка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнёт выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 – 10 сек.).
«Разожмите кулачок, откатите апельсин, ручка тёплая…, мягкая…, отдыхает…» Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура повторяется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты)
«Сдвинь камень»
Ребёнок лежит на спине. Попросите его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступнёй) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8 – 12 сек.)Затем нога возвращается в исходное положение; «нога тёплая…, мягкая…, отдыхает…». Затем тоже самое проделывается с левой ногой.
«Воздушный шар»
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1 —2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального эмоционального состояния.
Значение игр на снятие психоэмоционального напряжения у детей заключается в том, что они помогают развивать активный интерес у родителей и воспитателей к развитию эмоциональной сферы ребенка, его психологического благополучия, а также способствуют развитию эмоционального интеллекта у детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.