«Особенности гражданского и патриотического воспитания в системе работы классного руководителя»
Оценка 4.6

«Особенности гражданского и патриотического воспитания в системе работы классного руководителя»

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
классное руководство
Взрослым
01.04.2024
«Особенности гражданского и патриотического воспитания в системе работы классного руководителя»
Выступление на педсовете по теме ""Патриотическое воспитание в школе"
«Особенности работы классного руководителя в гражданском и патриотическом воспитании»).docx

 «Особенности гражданского и патриотического воспитания в системе работы классного руководителя»

 

 

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задачи первостепенной важности,  и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

 

 Будущее России в руках подрастающего поколения. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществомПоэтому при формировании личности необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно  образовательная организация.

Известный  русский  публицист и историк Михаил Меньшиков заметил: «Будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм».

Под гражданственностью понимают «нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и выполнение законов страны».

Что означает быть патриотом?

 Согласно В. И. Далю, патриот – это «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [6].

Однако это понятие отличается гораздо большей емкостью, глубиной и значимостью. Донести весь смысл, всю многогранность этого понятия до детей, научить их чувствовать свое единство с Родиной и свою ответственность за то, что с ней происходит, – одна из первостепенных задач классного руководителя.

Гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека. воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.

Гражданско-патриотическое воспитание - это не только военно-патриотическое, но и художественное, экологическое, туристко-краеведческое, спортивно-оздоровительное развитие творческих детских инициатив.

Задача гражданско-патриотического воспитания школьников для меня, как для классного руководителя, является одновременно интересной и сложной. Она многоаспектна и поэтому является объектом исследований множества специалистов – историков, философов, социологов, психологов; однако когда речь идет о патриотическом воспитании в школе, эта задача становится куда более объемной. Несмотря на то, что функции воспитателя в школе выполняют все педагоги, ключевая ответственность ложится все же на плечи классного руководителя. Формируя гражданское сознание у вверенного ему коллектива, классный руководитель становится и учителем, и психологом, и философом, и организатором, и режиссером в одном лице. Решающее значение здесь имеет буквально все – научно-методическая деятельность, его умение искать подходы и ключи к пониманию личности каждого отдельного ребенка, его исследовательские навыки и стремление к поиску новых, более интересных и эффективных форм работы с классом.

Ведь патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и поэтому не наследуется, а формируется.

Он формируется, прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы, а главное, создания таких ситуаций, в которых бы ребенок может прочувствовать все проблемы своей родины, научится сопереживать им. Только так он сможет выработать в себе правильное отношение к родине, к стране, к ситуации в ней и к окружающей действительности.

 В качестве усиления потенциала педагогического материала по патриотическому воспитанию можно отметить:

- применение личностно- ориентированного подхода (включение учащихся вне зависимости от возраста в активную творческую деятельность, использовать формы, которые позволят им качественно измениться, вызвать эмоциональный резонанс, переживания, например, вахта памяти у Вечного огня, работа по сохранности мемориалов, обелисков, волонтерская деятельность, участие театральных постановках.

-Использовать приемы персонификации- при изучении тем, связанных с изучением героической личностью подбирать такой материал, чтобы вызывал отклик у детей, чувство гордости.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений воспитательной работы нашей школы.  Школа работает давно в этом направлении, имеет свой опыт, достижения, а главное- это школьные традиции- Линейка успеха, Конкурсы смотра строя и песни, битва Хоров, патриотические акции, посвященные памятным датам, зарождаются и новые традиции – дружба с подводниками, День самоуправления, интернет- акции

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.

Начиная с 2022-2023 учебного года каждый понедельник в школе проходят линейки с поднятия флага и исполнения гимна, а также награждением лучших учащихся и коллективов. В каждом классе ведется курс внеурочной деятельности "Разговоры о важном. Темы этого урока разнообразны, но все они посвящены гражданско-патриотическому воспитанию.

В этом учебном году в рамках внеурочной деятельности в 6 -11 классах введен курс Россия -мои горизонты, где мы знакомим учащихся не только с профессиями, но и говорим о достижениях России в различных сферах деятельности.

В воспитательных планах классных коллективов это направление находит свое отражение через общешкольные дела и месячники. Например, День народного единства, День героев Отечества, акция "С днем Победы!", Посылка солдату, участие в патриотических акциях, участие в митингах памяти, уроки Мужества, проведение выставок, конкурсов рисунков и плакатов, спортивные соревнования и т.д и т.д

С началом специальной военной операции учащиеся школы принимают активное участие в разных акциях: "Письмо солдату", "Открытка солдату", поздравление с праздниками, оказание гуманитарной помощи.

 Патриотическое воспитание в каждом классном коллективе реализуется через воспитательные системы классных коллективов. И отличительной особенностью  является то, что эта работа  должна быть плановой, системной и постоянной.

Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы: Как же мы формируем и воспитываем патриотизм? Сегодня в системе образования существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся.

Какие основные направления ПВ мы используем

Направления патриотического воспитания

1. Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье

Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы - проект «История школы»;- проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя; - Создание стенда Бессмертный полк.

3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего.

Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе.  

Всё, что изучают и о чем узнают дети, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.

4. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего.

Работая в этом направлении, воспитываем в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Особое место в этом направлении занимает изучение истории Великой Отечественной войны. Считаю, что проведение мероприятий к Дню Победы в Великой Отечественной войне -это идеальные условия для развития патриотических ценностей у школьников.

5. Воспитание патриотических чувств через любовь к родной природе.

- участие в акции «Покормите птиц» - Участие в субботниках. – Добрая крышечка, Сохрани дерево

6. Формирование правовых знаний учащихся. Ведь гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.

– уроки обществознания, экономики, права;
– изучение правил поведения в школе и общественных местах;
– встречи с представителями правоохранительных органов,

– общешкольные мероприятия;

При планировании мероприятий важно грамотно сочетать традиционные и инновационные формы и методы воспитания (таблица)

Для работы с детьми в школе используются различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний. проектная деятельность и формы работы такие, как деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором, интернет акции, киноуроки и многое другое.

Каждое мероприятие – это результат сотрудничества классного руководителя, учителей, родителей и детей. При выборе формы проведения и методов организации деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия включаем в деятельность каждого ребенка с учетом его желания и способностей. Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего Отечества.

 

В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.

Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что весь наш опыт поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивейшим названием Россия.

Надеюсь, наши ученики будут настоящими патриотами! И нас будет много!

  

 

                                                 Подготовила выступление Базанова Н.П.


 

Особенности гражданского и патриотического воспитания в системе работы классного руководителя»

Особенности гражданского и патриотического воспитания в системе работы классного руководителя»

Задача гражданско-патриотического воспитания школьников для меня, как для классного руководителя, является одновременно интересной и сложной

Задача гражданско-патриотического воспитания школьников для меня, как для классного руководителя, является одновременно интересной и сложной

Начиная с 2022-2023 учебного года каждый понедельник в школе проходят линейки с поднятия флага и исполнения гимна, а также награждением лучших учащихся и коллективов

Начиная с 2022-2023 учебного года каждый понедельник в школе проходят линейки с поднятия флага и исполнения гимна, а также награждением лучших учащихся и коллективов

Всё, что изучают и о чем узнают дети, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства

Всё, что изучают и о чем узнают дети, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства

Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего

Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2024