Особенности обучения изобразительному искусству неслышащих детей в начальной школе.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 14.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья.doc

 

Особенности обучения изобразительному искусству неслышащих детей в начальной школе.

    Для глухих детей, поступающих в школу, в большинстве случаев характерно отсутствие потребности в рисовании, лепке и аппликации. На становление характерных видов изобразительной деятельности заметно влияет их выраженная двигательная неловкость, в частности имеющиеся нарушения двигательной мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Отсутствие целенаправленных приёмов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применение адекватных способов действий приводит к тому, что деятельность этих детей приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.

    Рисунки неслышащих детей отличаются схематичность изображения, повторяемость элементов и скученность их на плоскости листа, присутствие «графических штампов», частое отсутствие существенных признаков предметов, «зацикливание» в использовании цвета.

    Техника рисования также весьма примитивна. Дети не умеют или не могут длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш, кисть) в ведущей руке, производить точные, согласованные движения, контролировать их силу, скорость, ритм. При создании декоративных композиций школьники затрудняются в воспроизведении последовательности элементов узора, отражении пространственно-временной организации орнамента (ритма и чередования элементов), однако при активной помощи со стороны взрослого они способны повторить простой мотив.

    Вместе с тем многие исследователи отмечают, что при всём несовершенстве изобразительной деятельности детей рассматриваемой категории процесс рисования сказывается на них весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации и т.д.

    Практика показывает, что применение в детской изобразительной деятельности нетрадиционных художественных техник способствует расширению художественного опыта детей и является одним из эффективных путей повышения выразительности художественного  образа в их работах. Нетрадиционные техники изображения, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у воспитанников эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение, способствуют улучшению детских рисунков по содержанию и качеству исполнения и, более того, являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

     В настоящее время обучение неслышащих детей изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Оно обогащает возможности воспитанников в создании интересных и выразительных композиций, содействует лучшему овладению ими необходимыми изобразительными и техническими умениями и навыками, корригирует нарушения познавательной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, способствует становлению личности каждого ребенка и интеграции его в социум.

      В ознакомлении детей с нетрадиционными художественными техниками изображения можно условно выделить три этапа.

Целью первого этапа является развитие у детей положительного, эмоционального интереса к деятельности и результатам рисования. На этом этапе педагог знакомит учащихся с инструментарием, необходимым для последующей деятельности, демонстрирует приемы, характерные для нетрадиционных техник рисования. Дети только наблюдают за действиями педагога, радуются полученным выразительным образам.

На втором этапе в процессе создания беспредметных изображений (заполнения листа бумаги точками, мазками, различного рода отпечатками) дети в рамках совместной деятельности с педагогом учатся правильно держать инструменты (тычок, кисть, штамп и т.д.), пользоваться материалами изображения (пальчиковыми красками, аппликационными заготовками, засушенными листками и т.п.).

На третьем этапе ученики в процессе работы над созданием образов (предметных, сюжетных и декоративных) отрабатывают умения и навыки работы как в традиционной, так и в нетрадиционной технике рисования или в их сочетании.  

   На протяжении всех трёх этапов педагог стимулирует детей отвечать на вопросы об изображаемых объектах, выделять их сенсорные характеристики (цвет, форму, величину), рассказывать о создаваемых ими образах.

    Создание на уроке игровой ситуации (с помощью игрушек или предметов) способствует пробуждению у детей положительного отношения к объекту изображения, инициирует желание  передать его образ, пользуясь доступными изобразительными средствами.

     Наиболее эффективной и удобной для работы с неслышащими детьми является индивидуальная форма организации занятий (особенно на начальных этапах работы). Индивидуальные занятия позволяют педагогу определить уровень художественных способностей каждого ребёнка, уточнить и дифференцировать направления коррекционно-развивающей работы по формированию технических умений и навыков, развитию интереса как к процессу, так и к результату изобразительной деятельности. По мере освоения ребёнком приёмов и способов изображения в нетрадиционной технике следует постепенно переходить к парной, а затем и к подгрупповой формам работы.

    Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник  следует планировать так, чтобы они перекликались по своим целям с другими видами изобразительной деятельности, с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, музыкой, ритмикой и т.п.

    Наиболее доступными для детей с нарушениями слуха являются следующие нетрадиционные техники изображения: рисование пальцами (или  «пальцевая живопись»), техника оттиска (выполняется с помощью разнообразных штампов), техника «коллаж» и техника «тычок жёсткой кистью». К достоинствам перечисленных художественных техник относятся простота исполнения, яркость и фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребёнком изобразительных средств.

    Вместе с тем применение нетрадиционных художественных техник  в практике работы с детьми, имеющими дополнительные диагнозы, имеет ряд ограничений и рекомендаций. Так, в работе с расторможенными и гиперактивными детьми рекомендуется не использовать изобразительные материалы, стимулирующие проявление неадекватных действий (разбрызгивание, размазывание и т.п.), способных перерасти в агрессивное поведение. Таким детям следует предложить более спокойную работу в традиционной манере изображения  (т.е. карандашом и кистью на листах среднего размера А3-А4) или в нетрадиционной технике, способствующей формированию умений и навыков структурирования собственной деятельности (например, техники «коллаж» и «тычок жёсткой кистью»). С детьми со сниженными активностью и вниманием более полезны техники, требующие свободных движений и предлагающие свободно экспериментировать материалами в пространстве листа бумаги, желательно большого размера (например, «пальцевая живопись»).

    Рассмотрим более подробно нетрадиционные художественные техники изображения.

    Техника «пальцевая живопись» представляет собой рисование красками при помощи пальцев или всей ладони. В процессе рисования следует соблюдать следующее условие: на каждый палец наносится краска одного цвета. Благодаря этому изображение получается ярким, чистым. Технику «пальцевая живопись» хорошо использовать для рисования на темы «Огоньки зажглись», «Украсим ёлочку», «Дождик», «Травка» и т.п. На более поздних этапах работы можно рисовать предметные и тематические картины. «Платье для куклы», «Узор для полотенца», «Чудо-птица» и т.д.

    Техника оттиска штампами и различными по фактуре материалами (пенопласт, винные пробки, сухие листья и т.п.) предполагает довольно простую цепочку последовательных действий: взять штамп, обмакнуть его обратную сторону в краску или нанести на неё краску с помощью широкой кисти, приложить подошву штампа к поверхности листа и слегка прижать. Эта техника позволяет перейти от сюжетов с хаотичным композиционным расположением объектов (беспредметное рисование) к сюжетам с более локализированной (упорядоченной в соответствии с заданием) композицией. Использование данной техники наиболее предпочтительно при декоративном рисовании. 

     Использование на уроках по рисованию нетрадиционных техник  изображения как автономно, так и в комплексе с традиционными для школьного образования художественными техниками способствует более полному раскрытию творческих возможностей детей с недостатком слуха, позволяет им познакомиться с материалами и изобразительно-выразительными средствами, освоить разнообразные приёмы и способы изображения.

 

   


Посмотрите также