Особенности планирования и преподавания в коррекционных школах для детей нарушенным интеллектом (умственная отсталость)
адаптивной физической культуры.
Часть 2.
В программе по АФК предусмотрено два уровня требований к занятиям и к умениям школьников.
Первый уровень – доступный: предполагает, реализацию требований к ученику в объеме программного материала, включая в себя теоретическую часть знаний.
Вариативная часть программы скорректирована, по отношению к доступному в сторону уменьшения объема выполнения материала в соответствии с индивидуальными особенностями данной группы учеников, включая в себя выполнение практического материала. При составлении вариативной части ставилась задача общего укрепления организма, используя разные виды гимнастики, закаливания и обще стороннего развития организма, а также учитывался собственный опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии здоровья и данные литературных источников последних лет. На ряду с общими задачами по данному курсу АФК поставленными в школе, в соответствии с уровнем подготовки учащихся и индивидуальных особенностей каждого, ставятся разные задачи по легкой атлетике, так как детям для изучения предложен более широкий объем знаний.
Доступный уровень:
· воспитание общей выносливости, ловкости, проявление интереса к выявлению выносливости возможных нагрузок на свой организм;
Минимальный уровень:
-укрепление здоровья и закаливание организма с помощью выполнений не сложных упражнений;
-повышение уровня разносторонней физической подготовленности с помощью изучения теории и практики выполнения нетрадиционных упражнений;
-укрепление сердечно - сосудистой системы;
-развитие быстроты, силы, гибкости и подвижности в суставах, эластичности мышц, умение их расслаблять;
-укрепление опорно-двигательного аппарата с учетом нагрузки для каждого ученика;
-воспитание общей выносливости, ловкости, проявление интереса к выявлению выносливости возможных нагрузок на свой организм;
-обучение основам техники бега без учета времени на длинных дистанциях, прыжков и метаний.
Личностные универсальные учебные действия: формирование стартовой мотивации к изучению нового: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения, принятие и осмысление учебной роли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками на период соревнований; развитие этических чувств.
Коммуникативные универсальные учебные действия: формировать навыки работы в группе; сохранять доброжелательные отношения друг другу; слушать и слышать друг друга, добывать недостающую информацию с помощью вопросов; организовывать и осуществлять совместную деятельность; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные универсальные учебные действия: объяснять для чего нужны занятия по физической культуре и объяснить, понятия «физическая культура, адаптивная физкультура, адаптивный спорт»; что необходимо для успешного выполнения поставленной задачи; уметь рассказать правила Т.Б., правила игры, правила проведения тестов и соревнований, историю олимпийских игр; уметь показать технику выполнения упражнений;
Регулятивные универсальные учебные действия:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области;
· уметь осуществлять действия по образцу и заданному правилу; с помощь взрослого произвести поиск и выделение необходимой информации.
Медицинское обследование учащихся проводится один раз в год с определением медицинских групп. При определении медицинских групп для школьников с отклонением в состоянии здоровья необходимо учитывать состояния физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления и предупреждения обострений заболевания детей занимающихся по сниженному уровню. Для отнесения учащихся, перенесенных заболеваний целесообразно использовать рекомендации, разработанные на основе данных ряда исследований С.Ф. Цвек 1983г. ( таблица приложение №1).
Большинство занятий спланировано с проведением на открытом воздухе: на стадионе, площадке, особенно это будет актуально для детей с заболеваниями верхних дыхательных путей и другими заболеваниями, конечно при этом учитывается температурный режим.
Контроль за проведением уроков проводится в соответствии с планом учебного заведения один раз в неделю с измерением нагрузки и отслеживанием общего состояния занимающихся. Существуют сроки возобновления занятий физическими упражнениями после определенных острых инфекционных заболеваний по Н.Б. Тамбиану (таблица приложение №1). Данной таблицей можно руководствоваться как медицинским работникам школы, так и учителю.
Содержание календарно-тематического планирования для обучающихся 9 класса.
Название тем программы |
Цель |
Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме |
Методическое информационно-техническое обеспечение |
|
Теоретические сведенья |
Практические сведенья |
|||
Легкая атлетика 1.Т.Б. |
Продолжить изучение Т.Б.при занятии на спортивной площадке |
Т.Б. занятий на спортивной площадке |
1.Физические упражнения при плоскостопии( приложение №3) – 1, 2,3,5, 6, 9, 10,11, 16(2)18, 21. 2- беговые упражнения спринтерского характера 10 мин. 3- игровые упражнения на выбор детей (футбол) 4- прыжковые упражнения с разбега |
Секундомер, флажки, ориентиры, коврики, мячи, линейка. |
Вариативность: бег сугубо индивидуально без учета времени; индивидуальные упражнения по ведению мяча; |
||||
2. Гигиена и здоровье человека |
Дать четкое представление о воздействии гигиены на здоровье человека |
Гигиена и здоровье детей ( все темы приложения №2) |
1–длительный бег по дистанции ( 6 минут)*3 раза за урок 2- гимнастика для глаз по методу Бейтса 3 – ведение футбольного мяча между ориентирами на время 4- упражнения для коррекции стопы и закаливания организма: ходьба по траве босиком с учетом температурного режима |
Секундомер, футбольные мячи, |
Вариативная часть: бег по дистанции не более 2-3минут в чередовании с ходьбой, ведение футбольного мяча между ориентирами. |
||||
3.Гигиена |
Закрепление знаний по теме: гигиена для всей семьи. |
Гигиена и здоровье детей.( все темы приложения №2)- повторение материала с помощью наводящих вопросов |
1-Беговые упражнения с использованием полосы препятствия, 2-упражнения для глаз по методу Бейтса, 3- прыжковые упражнения с разбега, |
Секундомер, метр, журнал учета, грабли, сетка, мчи волейбольные |
Вариативная часть: беговые упражнения с использованием полосы препятствия, упражнения для глаз по методу Бейтса, игровые приемы по принятию мяча через сетку
|
Используемая литература:
1. Алябьев Е.А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь психологам и педагогам.- М. : ТЦ Сфера, 2003.- 88с
2. Афанасьев Ю. А., Норбеков М. С. Тайны коррекции фигуры. М.: Пол и мед. 1997. - 227 г.
3. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учебное пособие для студентов вузов физической культуры. / Под ред. Е. Б. Мякипченко и М. П. Шестакова. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 304 с.
4. Булич Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: Учеб. пособие для техникумов. - М.: Высш. школа, 1986. -225 с.
5. Буров Л. В., Васильев Д. И. Организация физического воспитания молодежи в специальных медицинских группах. Ленинград, 1989.
6. Бутии И. М., Викулов А. Д. Развитие физических способностей детей. - М.: Из -во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 80 с. Ил. ( библиотечка учителя начальной школы).
7. Велитчепко В. К., Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе/п. 2.3 глава 2. Врачебный и педагогический контроль в Настольной книге учителя физической культуры/Под ред. проф. Л. Б. Кофмаиа; авт.-сост. Г. И. Пога-дасв. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - С. 64.
8. Велитчепко В. К. Организация занятий с учащимися, отнесёнными к специальной медицинской группе/параграф 2.3 главы 2. Врачебный и педагогический контроль в настольной книге учителя физической культуры// Авт.-сост. Г. И. Погодаев; предисловие
9. В. Кузина, Н. Д. Никандрова - 2-е изд., переработан. и дополнен. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - С. 61.
10. Горская И. Ю., Суянгулова Л. А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья. - Монография. - Омск: Сиб. ГАФК, 2000. - 212" с.
11. Грабен ко Т. М., Зипкевич-Евстигпеева Т. Д. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Из-во «Детство-Пресс», 302. - 64 с.
12. Демирчоглян Г. Г., Демирчоглян А. Г. Как сохранить зрение у детей - Д.: Сталкер, 1999. - 304 с: ил.
13. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура в школе //Материал городской научно-практическая конференция - апрель 1998. «Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга». - СПб, 1998. - С. 85.
14. Зрение: сохранение, нормализация, восстановление. Составитель [. И. Кудряшова. - М.: «Грегори-Пейдж», «Новый Центр», 1998. -:. 158, 165.
15. Комплексная программа физического воспитания учащихся XI классов: В. И. Лях (руководитель) Л. Б. Кофмап, Г. Б. Мейксон.
16. Крючек Е. С. Аэробика. Содержание и методика проведение оздоровительных занятий: Учебно-методическое пособие. М.: Тер-а- Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 64 с, ил. (Библиотечка тренера)
17. Курысь В. Н., Грудиицкая Н. Н. Ритмическая гимнастика в (коле) Под. ред. В. Н. Курыся: Учебное пособие. - Ставрополь: (зд- во )СГУ, 1998. - 204 с.
18. Лях В. И. Мой друг - физкультура: Учебник для учащихся 1-4 л. нач. шк. / Под ред. В. И. Лях. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 002. -192 с: ил.
19. Макарова О. С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы: спортивно-игровые проекты для первого класса, (пособие для учителя физической культуры.) - М.: Школьная Пресса, 2002. - 64 с.
20. Настольная книга учителя физической культуры – автор, составитель,
Г. И. Погадаев 2-е издание, переработанное и дополненное. -L:
ФиС, 2000, - 496 с.
21. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. проф. I. Б. Кофмаиа; Авт.-сост. Г. И. Погодаев; Предисловие. В. В. Кузина, Н. Д. 1икандрова. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 496 с, ил.
22. Потапчук А. А., Лукина Г. Г., 1999. Фитбол -гимнастика в дошкольном возрасте: Учебно-методическое пособие/СПбГАФК имени 1. Ф. Лссгафта, 1999, - 80 с.
23. Практикум по психофизиологической диагностике: Учебное по- \ пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. (зд. центр ВЛАДОСС), 2000. - "128 с: ил.
24. Программа антистрессовой пластической гимнастики/Учебное издание Программы общеобразовательных учреждений « Физическое воспитание учащихся 1-11 класса» М.: « Просвещение», 2006 г.
25. Уманская А.А. Волшебные точки. Здоровье, №2, 1989 . С. 30. (переиздание 2019)
26. Шкурко Т.А. танцевально - экспрессивный тренинг. – СПб.: Издательство «Речь», 2003 год.- 192 с.
27. Янклевич Е.И. Осанка – красивая походка легкая. Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей и подростков. – М., Физкультура и спорт, 2001г. – 96с
28. А.А. Авлунина Жизнь без лекарств. Красноярское книжное издание. 2010г.
29. Т.А. Власова О детях с отклонении - в развитии. М., « Просвещение» 2012г
30. А.Г. Хрипкова Гигиена и здоровье, - Ленинград, «Эксмо»2009г.
31. М.П. Приви Анатомия человека. , Медицина 1989г.
32. Р.В. Чудная Адаптивное физическое воспитание. Киев 2001г
33. Организация занятий с учащимися в специальных медицинских группах. Настольная книга учителя физической культуры. М., Астрель 2003.
34. Козырева О.В. Лечебная физкультура для школьников. Система физической реабилитации детей с функциональными нарушениями опорно -двигательного аппарата. Пособие для инструкторов лечебной физкультуры. М., Просвещение 2003.
35. Белоусов А.И. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Екатеринбург: Центр « учебная книга», 2006, 128с
36. Щетинин М. Дыхание по Стрельниковой, -М., Астрель; 2010-188с
37. Ольга Дан дыхательные методы для стройности. Выдохните лишние килограммы. СПб., Питер.2011.
38. Асташенко А.И. упражнения для похудения за 15 минут в день Санкт-Петербург, издательство «Вектор»2010.
39. СП. Евсеева адаптивная физическая культура в школе Санкт-Петербург, издательство «Вектор»2002г.
40. А.С. Галанов Игры которые лечат М. – 2004.
41. С. Г. Прокофьева « Румяные щечки» Ф. – 2007г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.