ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ТАДЖИКИСТАНА
Оценка 5

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ТАДЖИКИСТАНА

Оценка 5
Семинары
doc
математика +1
Взрослым
08.03.2023
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ТАДЖИКИСТАНА
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ТАДЖИКИСТАНА
Особенности преподавания физики и математики-2.doc

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ТАДЖИКИСТАНА

 

Аннотация: В данной публикации осуществлен анализ подачи материала по физике и математике на русском языке иностранным школьникам. Рассмотрены имеющиеся на текущий момент методики преподавания. Обозначенные образовательные тенденции России и стран, сотрудничающих с ней. Перечислены задачи процесса обучения иностранных учеников. Разработана методика обучения школьников из Таджикистана физике и математике.

Ключевые слова: педагог, иностранный ученик, русский язык, математика, физика.

 

В качестве одного из ключевых направлений современных образовательных тенденций является реализация качественного школьного обучения. При этом имеет место следующая закономерность: чем дальше государство движется по пути реформ в экономической, социальной и политической сферах, тем выше становится зависимость успешной деятельности в перечисленных отраслях от образовательного и культурного уровня граждан. Кроме этого, на развитие данного явления существенное влияние оказывают миграционные процессы, осуществляемые на территории России.

Ввиду указанного, в текущем учебном году Министерством просвещения РФ были запущены уроки физики и математики в нескольких зарубежных школах. Интересно, что занятия проводятся на русском языке. В первом полугодии его участниками стали около трех сотен учеников из Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана.

Обозначенные мероприятия реализуются в рамках международного проекта, именуемого «Сила ума». Успех проведенных уроков является показателем для дальнейшего развития и укрупнения сферы действия проекта. Участниками анализируемой программы станут российские педагоги.

В связи с вышеуказанным актуальным представляется вопрос об особенностях преподавания исследуемых предметов для ребят из Таджикистана. Материал и знания детям передают отечественные учителя. Такое «перемещение» стало возможным благодаря проекту «Российский учитель за рубежом».

Рассуждая о методике подачи материала сразу следует обозначить, что в течение последних нескольких лет увеличилось количество иностранных учеников, которые с трудом запоминают большой объем представляемых сведений. Школьникам проблематично вычленить суть из текста, а также самостоятельно изучать литературные источники на русском языке.

Именно поэтому педагоги математики и физики, которые обучают иностранных учеников на русском языке, регулярно модернизируют и совершенствуют процесс передачи знаний, осуществляя поиск новых методов организации не только самого урока, но и самостоятельной работы.

Например, некоторые учителя в ходе обучения иностранных школьников применяют игровые средства. Указанный способ нашел отражение и положительную рекомендацию не только в трудах ученых, но и в практической работе. Например, некоторые педагоги проверяют имеющиеся знания по математике игры «Морской бой». Теоретик Седельникова С. Ф. справедливо отметила, что «игровые технологии способствуют быстрому запоминанию определенного объема тематических слов» [3].

Другая группа ученых предлагают методику визуализации объектов. Таким образом становится возможным представить сложные математические либо физические формулы с помощью визуальных образов. Данный способ является вполне обоснованным и практичным: особенность заключается в том, что математические и физические символы знаки или иные обозначения являются классическими для большинства иностранных языков. Ввиду этого формулы являются, в некоторой степени, доступными для школьников Таджикистана, которые обучаются на русском языке.

Помимо особенностей методического характера, представляется необходимым перечислить ряд  задач, которые должны быть установлены педагогом для подачи материала по физике и математике:

1.     погрузить учеников в процесс получения знаний о терминах, понятиях и определениях математики и физики, ознакомить их со знаками, обозначениями, которые им пригодятся в ходе обучения;

2.     объяснить, каким образом выделяется суть из текста математического или физического уклона;

3.     научить школьников преподносить текст посредством физических или математических символов [1].

После перечисления ключевых задач следует обратиться к разработке методики по проведению школьных уроков для учеников из Таджикистана.

Занятие начинается с чтения математического либо физического текста на русском языке и разбора новых или непонятных слов. Если речь идет о первых уроках по исследуемым предметам, то можно разработать таблицу, которой будут изложены новые слова или словосочетания по теме занятия.

После изучения нескольких тем иностранным ученикам может быть предложена незаполненная таблица, в которую следует внести новые слова и осуществить их перевод. Подобный вид самостоятельной деятельности является показателем успехов школьников в освоении русского языка и предмета (физики и математики).

После этапа заполнения и работы с таблицей начинает свое действие деятельность по конспектированию математического либо физического текстов. При этом достаточно важно, чтобы педагог на первых уроках продемонстрировал на собственном примере, каким образом следует кратко излагать информацию.

Как и в ситуации с таблицей, спустя несколько уроков необходимо предложить ребятам из Таджикистана самостоятельно записать конспект по теме школьного занятия.

Рассуждая о правильном конспектировании стоит перечислить несколько важных замечаний, которые возможно выявить в ходе проверки подобных работ:

1.     записан полный текст, в нем отсутствует главная мысль;

2.     текст составлен довольно коротко, суть темы урока не ясна;

3.     отсутствуют примеры [2].

В соответствии с обозначенным необходимо указать, что для того, чтобы иностранный школьник смог верно законспектировать учебный материал, педагогу нужно на начальном этапе процесса обучения осуществлять контроль над разработкой конспекта учениками. Обсуждение и анализ последнего следует производить во время урока либо индивидуально со школьником. При этом необходимо избегать критики, вести общение в доброжелательной форме.

Помочь иностранному ученику осуществить самостоятельный анализ текста по физике или математике можно посредством наводящих вопросов. При этом один и тот же вопрос педагог задает в различных формах. Подобный подход помогает школьникам верно воспринимать русскую речь.

Таким образом, завершая настоящее исследование, стоит указать, что взаимодействие между учителем и учениками из Таджикистана ориентировано на умение последних выявить суть в предлагаемом тексте математического либо физического содержания, а также на развитие навыков конспектирования посредством символов или обозначений.

Весомую роль имеет дружественная атмосфера в процессе урока. Российским педагогам стоит учитывать менталитет Таджикистана, его культуру и вероисповедание.

Наличествующие в настоящее время образовательные тенденции свидетельствуют о сближении между странами и росте уровня образования и культуры населения данных государств.

 

Список литературы:

1.     Ганушко О.В. Сравнительная методика обучения физике иностранных учащихся в России и Германии // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. №2. С. 27-32.

2.     Писарь Н.В. Технология обучения иностранных студентов аудированию и конспектированию учебных и научных текстов на русском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. №9-2 (63). С. 79-85.

3.     Шипилова С.С. Использование игровых технологий в процессе обучения предмету «математика» // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2018. №7. С. 43-49.


4.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

В связи с вышеуказанным актуальным представляется вопрос об особенностях преподавания исследуемых предметов для ребят из

В связи с вышеуказанным актуальным представляется вопрос об особенностях преподавания исследуемых предметов для ребят из

После перечисления ключевых задач следует обратиться к разработке методики по проведению школьных уроков для учеников из

После перечисления ключевых задач следует обратиться к разработке методики по проведению школьных уроков для учеников из

В соответствии с обозначенным необходимо указать, что для того, чтобы иностранный школьник смог верно законспектировать учебный материал, педагогу нужно на начальном этапе процесса обучения осуществлять…

В соответствии с обозначенным необходимо указать, что для того, чтобы иностранный школьник смог верно законспектировать учебный материал, педагогу нужно на начальном этапе процесса обучения осуществлять…

Писарь Н.В. Технология обучения иностранных студентов аудированию и конспектированию учебных и научных текстов на русском языке //

Писарь Н.В. Технология обучения иностранных студентов аудированию и конспектированию учебных и научных текстов на русском языке //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2023