Особенности речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
В статье рассмотрены особенности речи умственно отсталых детей и использование речевого материала адекватного данной категории детей.
В основе овладения речью лежит становление сложных функциональных структур, соответствующих системе языка. Основным условием формирования таких структур является возможность анализа воспринятой речи и последующий синтез, обобщение. Таким образом, развитие речи происходит через усвоение языковых обобщений: фонематических, лексических, грамматических.
Но, как известно развитие речи умственно отсталых детей протекает замедленно, недифференцированно. В процессе артикуляции звуков у них наблюдается неточность речевых движений, недостаточный их объем, замены, вялость мышечного тонуса, нечеткость кинестетических ощущений [3].
То есть нарушения речи у таких детей носят системных характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Как показала практика наиболее распространенными речевыми расстройствами у детей данной категории являются дефекты звукопроизношения и нарушения письменной речи.
Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие аномальное развитие речи. Наряду с этим имеют место и другие факторы, вызывающие нарушения речи: аномалии в строении речевого аппарата.
Среди таких детей имеются дети совсем не владеющие речью, и дети с формально достаточно хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности - с другой.
Речь таких детей не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка, не может служить полноценным источником передачи ребенку знаний. Пассивный словарный запас значительно превышает активный, но это касается, в основном, восприятия отдельных изолированных слов. Есть слова, которые умственно отсталый ребенок произносит с опорой на картинку, но не понимает, когда их произносит другой человек, вне привычной ситуации. Это свидетельствует о том, что у умственно отсталых детей длительное время сохраняется ситуативное значение слова.
Исходя из сказанного обучение речи должно вестись непрерывно в независимости от урока и вне учебной деятельности детей. Это объясняется тем, что созданная речевая среда для этих детей – это среда речи, в которой ученики учатся не только говорить, но и понимать обращенную к ним речь.
Многие из данной категории детей не могут овладеть языком без специального обучения, т.к. даже не понимают обращенную к ним речь. Надо помнить, что обучение речи таких детей в школе должно осуществляется на основе предметной деятельности и потребностей, вызванных этой деятельностью. Как правило, в процессе специального обучения дети получают построенную словесную речь, и, несмотря на это, при самостоятельном пользовании речью выявляются своеобразные отклонения от привычного для нормально говорящих людей логического выражения мысли.
У большинства таких детей заметно видна бедность словарного запаса, что приводит к неправомерно частому употреблению одной и той же группы слов, делает речь однообразной, шаблонной и неточной.
Недостаточность словарного запаса не только мешает ученикам адекватно выражать свои мысли, чувства и желания, но и в ряде случаев, затрудняет понимание обращённой к ним речи [4].
Среди умственно отсталых детей встречаются такие, которые совершенно не понимают обращенной речи, и такие, которые, ограниченно понимают обращенную речь, не владея самостоятельной. У части детей отмечается нечленораздельный и предметно не отнесенный лепет, у части - только голосовые реакции. Некоторые произносят по несколько лепетных слов. Большинство детей понимает обращенную речь лишь в пределах обихода. Иногда дело ограничивается пониманием лишь нескольких отдельных слов.
Часть детей понимает речь в более полном объеме, но лишь в пределах ситуации (не понимают вопросов, даже вопроса «кто?»; часто дают неадекватные ответы и т. п.) [2].
Исходя из особенностей речи детей можно говорить о том, что речевой материал, подобранный учителем должен соответствовать речевому уровню учащегося. Включение новых слов и фраз детям нужно вводить постепенно, при использовании разноплановых заданий всегда надо помнить о том, что задания даются постепенно от простого к сложному также как и речевые образцы. Также должен учитывается объем речевого материала, структура и использование различных форм речи (устная, письменная).
Постоянно должен осуществляться контроль за речью детей, все, чем педагог занимается с детьми должно быть оречевлено. Педагог должен поддерживать все проявления речи ребенка, постоянно побуждать детей к использованию речи. Речь учителя должна быть грамотно выстроена, слова должны использоваться в различных коммуникативных высказываниях в простых по структуре.
Должны быть созданы условия для формирования предметной отнесенности значений слов (слова должны выделяться с использованием предмета) и обеспеченье наглядной основы. Постоянна, должна идти работа над уточнением и расширением значений слов и связных высказываний, работа над накоплением речевого материала в связи с тематикой занятия и использование этого материала в разных ситуациях, также речевой материал должен усваиваться в разных условиях жизни ребенка. Очень важным является использование ребенком подражание речи учителя и использование учителем мимики.
Связанная речь детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, - названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается [1].
Расширение речевого взаимодействия при посещении школы, досуговой деятельности, направленная на активизацию речевой деятельности данной категории детей, должны позволить всем детям с интеллектуальной недостаточностью лучше понимать обращенную речь, употреблять изученные словоформы собственной речи, но самое главное, конструировать свою речь, используя закономерности употребления в речи языковых средств общения.
Список литературы
1. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. М., 1981.
2. Катаева А.Р., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1988.
3. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов.- М., 1983.
4. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы М., 1965.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.