Особенности речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи
Впервые понятие «Общее недоразвитие речи» было внедрено в 50-60 годах XX века основателем дошкольной логопедии в Российской Федерации Р.Е. Левиной. По установлению автора «под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранными интеллектуальными способностями необходимо понимать такую форму речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, причисляющихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи» [Левина 1967: 67].
Т.И. Дубровина в своих исследованиях свидетельствует об отставании в формировании неречевой системы, что непосредственно выражают отрицательное воздействие в вырабатывании речевой деятельности в общем. Автор обозначает, что неполноценность формирования слухоречевой памяти у дошкольников, страдающих ОНР, которая проявляется напрямую взаимосвязанной с неполноценностью их речевых и языковых способностей. Для дошкольников с ОНР свойственна быстрая усталость, непостоянство внимания, неуравновешенность, что воздействует на их работоспособность, дети скоро утрачивают заинтересованность к заданиям, абстрагируются от ее реализации. Вспыльчивость и непостоянство уменьшают результативность приемов запоминания.
Современный ребенок уже к 5 годам должен постигнуть всю систему родного языка: говорить связно, полноценно излагать свои мысли, грамотно строить развернутые сложные предложения, выговаривать все звуки, легко повторять многосложные слова. Как отмечает О.Д. Голубец к сожалению, с каждым годом увеличивается количество дошкольников с нарушениями речи и ОНР. У детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются неразвиты все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика.
Л.В. Лопатина считает, что основания порождения данных нарушений и их виды весьма разнообразны. Наиболее сложными из них являются органические нарушения, в частности, общее недоразвитие речи, осложненное стертой формой дизартрии [Лопатина 2005: 22]. У таких детей присутствуют не только в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, но и мелодико-интонационные расстройства, определенные парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, мышц гортани, нарушением их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. В результате у ребенка страдает просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр и выразительность.
Причинами такого общего недоразвития речи могут быть:
1. Ошибочные условия развития речи ребенка в семейном воспитании (недостаток общения со взрослыми и с прочими детьми, присутствие няни, говорящей на ином языке, проживание с глухонемыми родителями и т. д.).
2. Неполнота речевого общения дошкольников, воспитывающихся в детских домах, приютах.
3. Двуязычие, например, в детском саду с дошкольником разговаривают на русском языке, а в семье – на другом.
4. Неблагополучные социальные условия, в которых воспитывается ребенок.
В этиологии общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. По данным Е.М. Мастюковой, причинами возникновения ОНР, могут служить различные неблагоприятные факторы воздействия на нервную систему и организм ребенка в целом в различные периоды его развития [Мастюкова 1998:71]:
1. Внутриутробная патология в результате инфекций и интоксикаций матери во время беременности; (особенно в период раннего эмбрионального периода), токсикозы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору и группе крови;
2. Патология во время родов – асфиксия, родовая травма, связанная с акушерской патологией матери (затяжные роды, стремительные роды, узкий таз, преждевременное излитие околоплодных вод и др.), а также вследствие неправильных манипуляций медицинского персонала;
3. Постнатальная патология – нейроинфекции, травмы головы и др.
Особое значение в этиологии ОНР Е.М. Мастюкова придаёт перинатальной энцефалопатии, т.е. поражению головного мозга возникшему в результате воздействия неблагоприятных факторов во время эмбрионального периода, во время родов, в первые дни жизни ребенка. Перинатальная энцефалопатия может быть гипоксической ( внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах), травматической (механическая родовая травма), билирубиновой (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности), а также сочетанной.
Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией в сензитивные периоды развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.
Н.В. Микляева отмечает, что у детей с общим недоразвитием речи оказываются нарушенными сами задатки к развитию языковой способности. В качестве таковых являются:
– особенности строения и функционирования цитоархитектоники коры головного мозга (особенно отделов префронтальной, нижнетеменной и височной областей);
– пластичность соответствующих областей мозга, определяемая генотипом, обеспечивает избирательную активацию областей ДНК, отвечающих за способность изменения;
– повышение количества РНК, белков мембранных и синаптических комплексов под влиянием сенсорной стимуляции и облучения;
– согласованность работы правого и левого полушарий.
На основе упомянутых факторов развиваются функциональные системы речедвигательного и речеслухового анализаторов. Между различными центрами коры – на базе безусловных рефлексов (ориентировочного, двигательно-сочетательного, подражательного и др.) – устанавливаются условные связи. Для речевой деятельности создается соответствующий «динамический стереотип» (И.П.Павлов) как временная связь нескольких анализаторов, участвующих в данной деятельности (М.Е. Хватцев). Действием динамического стереотипа объясняется усвоение системы языка при условии формирования ориентировочной схемы оперирования с речевым материалом. Возникает интуитивное «предчувствие всей системы в целом» (В. фон Гумбольдт), характеризующее «чутье языка» ребенком (К.Д.Ушинский).
Нарушение функционирования языковой способности у детей с ОНР проявляется в виде:
- пониженной речевой активности (Б.М. Гриншпун, Г.И. Жаренкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина и др.);
- пониженного внимания к речевому окружению и недостаточно активной наблюдательности (Т.Г. Визель, Ж.М. Глозман, Р.Е. Левина, А.К.Маркова и др.);
- замедленной выработки и патологической инертности речевых стереотипов, плохой переключаемости или, напротив, быстром угасании возникших следов в памяти (Г.В. Гуровец, В.И. Лубовский, И.К.Самойлова, Н.Н. Трауготт и др.);
- как следствие, возникают трудности актуализации даже хорошо знакомых слов (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), не осуществляется перенос усвоенной грамматической формы на другие слова (О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, Н.Н. Трауготт и др.);
- в речевой беспомощности в новых ситуациях и хаотичных действиях при решении вербальных задач (Т.Д. Барменкова, Н.С.Жукова, Н.Н. Трауготт);
- в нарушении программирования высказывания, несформированности динамического стереотипа (Т.Д. Барменкова, В.К. Воробьева, Г.С. Гуменная, Л.Б. Халилова и др.). Недоразвитие динамического стереотипа при моторной алалии является причиной появления нарушения в применении усвоенных средств общения – заикания (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева);
- снижение языковой способности отражается на недостаточности способности к моделированию (Л.Б. Халилова), замещению и символизации (Л.Н. Ефименкова, В.В. Юртайкин).
Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова и д.р., изучая контингент детей младших классов не успевающих в школе по русскому языку, пришли к выводу, что существует прямая зависимость между речевым развитием и овладением грамотой.
Р.Е. Левина выделила 3 уровня речевого развития в зависимости от уровня сформированности каждого из разделов языковой системы (лексики, фонетики, грамматики).
ОНР 1 уровня – отсутствие общеупотребительной речи. Описывается Р.Е Левиной как полное или почти полное отсутствие словесных средств общения, когда развивающихся детей в норме речь в основном развита.
ОНР 2 уровня – задатки общеупотребительной речи. Автором описывается тот факт, что речевые потенциалы дошкольников в большей степени увеличиваются, общение производится не только при помощи жестов, аккомпонируемых лепетными обрывками слов, но и с помощью довольно стабильных, хотя и очень искажённых в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств.
ОНР 3 уровня – элементарная фразовая речь с фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием. Описывается тот факт, что обиходная речь детей характеризуется как более или менее развернутая, грубые лексико-грамматические и фонетические отклонения уже отсутствуют, наличествуют лишь отдельные пробелы в формировании фонетики, лексики и грамматического строя. Четко прослеживаются недочеты в чтении и письме.
В 2000 году Т.Б. Филичева выделила ОНР 4 уровня.
У данной категории детей обиходная фразовая речь негрубо отличается выраженными остатками проявлений лексико-грамматического и фонетико-фонематического речевого недоразвития. У детей с данным уровнем речевого развития нет грубых нарушений звукопроизношения, присутствует лишь неполнота четкой дифференциации отдельных звуков: [р – р'], [л – л'], [j], [щ – ч – ш], [т' – ц – с – с'] и др. Среди недостатков фонетико-фонематической структуры наряду с недостаточной сформированностью звукослоговой области слова присутствует недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем не закончившегося процесса фонемообразования. На данном уровне является возможным непосредственное обучение чтению и письму.
На основании анализа характера вербальных ассоциаций у дошкольников 5-8 лет Н.В. Серебряковой выделены следующие этапы организации семантических полей:
Первый этап – несформированность семантических полей. Ребёнок опирается на чувственное восприятие окружающей ситуации.
Второй этап – усваивает смысловые связи слов, отличающихся друг от друга по семантике, но имеющих ситуативную, образную связь («дом -крыша»). Семантическое поле ещё структурно не оформлено.
Третий этап – формируются понятия, процессы, классификации. Образуются связи между словами, семантически близкими, которые отличаются лишь одним дифференциальным семантическим признаком, что проявляется в преобладании парадигматических ассоциаций («овощ -помидор»).
Исходя из вышесказанного, у дошкольников с ОНР возникают трудности как при восприятии речи, так и на этапах внутреннего программирования и моторной реализации речевой программы, что снижает их возможности овладевать различными операциями с ними. Несомненно, такие нарушения и отставания в развитии речи сверстников без речевых трудностей, тормозят у дошкольников с ОНР развитие всей системы языка.
Итак, у дошкольников с ОНР уровня в той или иной степени несформирована речевая система, нарушено оперирование элементами речи на практическом уровне. Это ограничивает возможности перехода к более высокому, теоретическому уровню овладения речью, осознанию элементов структуры слова, предложения, закономерностей их сочетания и оперирования ими. В результате возникает значительное недоразвитие лексической и грамматической сторон языка. Все эти трудности у дошкольников необходимо учитывать в коррекционно-педагогической деятельности по преодолению общего недоразвития речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.