Особенности слухового восприятия у старших дошкольников со стертой дизартрией
Оценка 4.8

Особенности слухового восприятия у старших дошкольников со стертой дизартрией

Оценка 4.8
Исследовательские работы +2
docx
Междисциплинарный 3
14.11.2022
Особенности слухового восприятия у старших дошкольников со стертой дизартрией
слуховое восприятие.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Ягодненского с.п.

Комсомольского муниципального района

Хабаровского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности слухового восприятия у старших дошкольников со стертой дизартрией

 

 

 

 

 

 

Выполнила Антонова Анна Сергеевна

Педагог-психолог

 

 

 

 

2022 г.

Содержание

Введение

Глава І. Теоретические основы исследования особенностей слухового восприятия у старших дошкольников со стертой дизартрией

1.1 Характеристика слухового восприятия как психического процесса

1.2 Развитие слухового восприятия в онтогенезе

          1.3 Познавательное развитие старших дошкольников со стертой    дизартрией

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Как отмечал Л.А. Венгер,  с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки [4].

Согласно исследованиям Л.А. Головчиц, слуховое восприятие – одна из важнейших форм восприятия, представляет собою чрезвычайно сложный процесс, в результате которого возникают слуховые ощущения и их комплексы, объединяющиеся в слуховой образ [10].

По мнению С.Н. Феклистовой, слуховая система - одна из важнейших систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи [25].

Как отмечал В.Н. Носуленко, наряду со зрением слух — это уникальный источник жизненно важной для человека информации о том, что происходит вокруг него, а слуховая система — одна из самых «бдительных» сенсорно-перцептивных систем. Она всегда начеку, причем даже тогда, когда мы спим. Она в любой момент готова к приему новых сигналов. В этом плане по своей жизненной ценности слух не имеет себе равных и превосходит даже зрение. [20].

Л.А. Головчиц считает, что одной из важных характеристик и свойств окружающих предметов, а также явлений живой и неживой природы, звук обогащает представления ребенка об окружающем мире. В развитии ребенка овладение предметными действиями и познание предметов оказываются тесно связаны с восприятием звука как одного из свойств предметов. В процессе сенсорного развития ребенка происходит формирование звуковых дифференцировок: вначале по принципу «звучит — не звучит», далее — с учетом различных характеристик звука: его громкости, высоты, тембра сложных звуков. Овладение этими характеристиками способствует более полной предметности восприятия и его целостности [10].

По мнению Н.Х. Швачкина, в раннем и дошкольном возрасте происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия, благодаря этому ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые, звуковысотные, динамические, ритмические, фонематические признаки звуков. Сформированность указанных компонентов слухового восприятия открывает перед ребенком широкие возможности познания окружающего мира, становится фактором развития коммуникации и речи [27].

Цель исследования: изучить особенности слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Задачи исследования:

1.     Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2.     Исследовать особенности слухового восприятия старших дошкольников со стёртой дизартрией.

3.     Выявить особенности слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Объект исследования: слуховое восприятие детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Предмет исследования: особенности слухового восприятия детей старшего школьного возраста со стёртой дизартрией.

Гипотеза исследования: слуховое восприятие детей старшего школьного возраста со стертой дизартрией характеризуется рядом специфических особенностей.

Методы исследования: метод анализа литературы, анамнестический метод, метод качественного и количественного анализа. В качестве диагностических методик использовали методику «Что звучит?», методику «Внимательные ушки», методику «Угадай, чей звук».

Теоретическая значимость исследования: обобщили и систематизировали представления отечественных исследователей о особенностях слухового восприятия как психического процесса, о развитии слухового восприятия в онтогенезе, о познавательном развитии старших дошкольников со стертой дизартрией.

 Практическая значимость: результаты исследования могут найти свое практическое применение в деятельности психолога для разрешения проблем сопровождения старших дошкольников с диагнозом «стертая дизартрия».

Структура работы: исследование состоит из введения, содержания, двух глав, заключения, наименований библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава І. Теоретические основы исследования особенностей слухового восприятия у старших дошкольников со стертой дизартрией

 

1.1 Характеристика слухового восприятия как психического процесса

 

Б. М. Величковский отмечает, что в настоящий момент восприятие в науке понимается как один из психических процессов, представляющий собой отражение человеком какого-либо явления действительности или отдельного предмета при его воздействии на органы чувств. Если говорить более точно, то любое восприятие или перцепция (от латинского perceptio) - это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира человека [5].

По мнению Т. В. Волосовец, восприятие является одной из биологических функций психики, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие (в том числе слуховое) включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в том или ином объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа предмета [7].

С точки зрения А. Д. Логвиненко, восприятие (в том числе слуховое)и является совокупностью ощущений, его содержание значительно шире. Это связано с тем, что любой воспринимаемый органами чувств объект человек связывает с каким-то определённым словом (или звуком) и обозначаемым им предметом в целостности, а не в сочетании различных качеств. Обобщенность представляет собой высшую степень осознанности человеческого восприятия [17].

Как отмечает А. Н. Леонтьев, основными свойствами восприятия, в том числе слухового, являются такие параметры, как:

1.               Целостность – свойство, позволяющее получить законченный образ предмета во всем многообразии и соотношении его свойств и сторон.

2.               Предметность, выражающаяся в отнесенности наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира или моментам объективной действительности.

3.               Осмысленность, обеспечивающая осознание того, что воспринимается; истолкование образов, возникающих в результате восприятия, в соответствии со знаниями субъекта, его прошлым опытом, придание им определенного смысла.

4.               Обобщенность – отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку.

5.               Константность, характеризующая относительное постоянство формы, величины и цвета предметов при изменяющихся условиях их восприятия (именно благодаря этому свойству мы получаем возможность узнавать предметы в различной обстановке).

6.               Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия [16].

Б. М. Величковский утверждает, что у восприятия (в том числе слухового), как и у любого психического процесса, есть свои свойства, определяющие его продуктивность. К ним относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной деятельности:

1.  Объем восприятия – количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации или в единицу времени.

2.  Быстрота, или скорость, восприятия – время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.

3.  Точность – соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком.

4.  Полнота – степень такого соответствия.

5.  Надежность – возможная длительность восприятия с требуемой точностью и вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени [6].

По мнению Ю. Б. Гиппенрейтера, восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая алгоритм перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, оценить. Состав их зависит от осмысленности восприятия, то есть понимания того, что воспринимается, и от характера перцептивной задачи, стоящей перед человеком, т.е. того, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент [9].

К перцептивным действиям можно отнести следующие действия:

·                   измерительные, позволяющие оценить величину воспринимаемого предмета;

·                   соизмерительные, сопоставляющие размеры нескольких объектов;

·                   построительные, отвечающие за построение перцептивного образа;

·                   контрольные, сличающие возникающий образ с особенностями предмета;

·                   корригирующие, исправляющие ошибки в образе;

·                   тонически - регуляторные, поддерживающие необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия, и другое [9].

Все эти параметры формируются в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и развиваются по мере накопления жизненного опыта. Ученые считают, что наиболее важным периодом для развития восприятия, является дошкольное детство и школьный возраст [9].

По мнению Т.В. Башаевой, слуховое восприятие - это одна из важнейших форм восприятия, которая представляет собою чрезвычайно сложный процесс, выполняемый при помощи слухового анализатора, в результате которого возникают слуховые ощущения и их комплексы, объединяющиеся в слуховой образ и позволяющие человеку адекватно ориентироваться в окружающей действительности [1].

По мнению И. М. Кондакова, слуховое восприятие - форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора [13].

А. В. Федоров определяет слуховое восприятие как способность человека к выявлению смысловых, образных взаимосвязей между единицами звуковой информации; установления в них закономерностей, конфликтов; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к звуковой информации [27].

Как отмечает Т. Г. Богданова, современная психология рассматривает всякое восприятие как действие, подчеркивая его активный характер. Это целиком относится к слуховому восприятию, в ходе которого слушающий не просто фиксирует и обрабатывает поступающую информацию, а непрерывно прогнозирует, моделирует ее, сличает фактически услышанное с моделью, вносит необходимые поправки и, наконец, принимает окончательное решение относительно смысла, заключенного в прослушанной части сообщения [2].  

Помимо этого, отмечает Т.В. Башаева, слуховое восприятие - это способность человека различать те или иные слышимые звуки по их важнейшим параметрам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу и другим характеристикам. При этом, отражение слышимых в окружающей среде звуков в слуховой системе человека происходит в форме звукового образа, который характеризуется несколькими параметрами: громкостью звука, которая напрямую зависит от степени интенсивности звукового раздражителя; высотой, зависящей от частоты слышимого звука, а также тембром, который соответствует структуре слышимого спектра звука [1].

Как считает Б.М. Величковский, возможности слухового восприятия во многом зависят от степени отражения объективного звукового материала, которая является жизненно необходимой человеку, как представителю особого биологического и социального вида. Исходя из этого, некоторые звуки, обладающие особыми характеристиками, к примеру, инфра- и ультразвуки, человек не слышит и не распознает [5].

Г.А. Урунтаева отмечает, что слуховое восприятие выполняет контролирующую и регулирующую функцию, обеспечивая поступление информации о процессе и результате выполнения речевого действия. Процесс формирования восприятия пространственных, временных, тембровых, звуковысотных, динамических, ритмических, фонематических характеристик речи происходит в разных видах деятельности и рассматривается как основа полноценного коммуникативного и речевого развития [24].

Ф. Ф. Рау писал, что слуховое восприятие - умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие речи в общении представляет один из компонентов двуединого акта речевой коммуникации. Успешность общения зависит от жизненного опыта и багажа познаний. Чтобы понять услышанное, надо иметь известное представление о предмете, о котором идет речь [21].

Развитие слухового восприятия, как показали исследования Л. В. Неймана, Р. М. Боскис, Л. П. Назаровой, Е. П. Кузьмичевой и др., становятся источником накопления речевого запаса, повышения уровня развития речи. А речевое общение, в свою очередь, способствует накоплению словарного запаса, речевому и общему развитию детей. Развитие навыка слухового восприятия устной речи представляет собой сложный процесс, который неразрывно связан с усвоением языка, произносительных умений, развитием познавательной деятельности ребенка, накоплением у него жизненного опыта. Недостатки слухового восприятия препятствуют правильной ориентировке в пространстве. Кроме того, ребенок, который не различает звуки, не разграничивает слова, произносимые окружающими, нечетко воспринимает речь, в целом начинает отставать в познавательном развитии [25].

Таким образом, слуховое восприятие- это форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора. Одним из важнейших механизмов, которые помогают человеку в полной мере постичь окружающий мир и начать в нем полноценно ориентироваться, является слуховое восприятие, которое отвечает за поступление к анализаторам огромного количества информации.

 

1.2 Развитие слухового восприятия в онтогенезе

 

По мнению Ю. Б. Гиппенрейтера наиболее важным периодом для развития восприятия, является дошкольное детство и школьный возраст [9].

Л. П. Назарова считает, что развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования словесной речи [21].

Как считает А. Д. Логвиненко, развитие слухового восприятия в процессе онтогенеза происходит по двум направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (неречевых), с другой – ребенок учится воспринимать звуки речи, развивая, таким образом, фонематический слух. Фонематическое восприятие – это способность человека различать звуки речи, в том числе фонемы. С началом жизни ребенок при помощи различных видов и форм восприятия накапливает различные сенсорные эталоны, представляющие собой общепринятые образцы внешних свойств и характеристик предметов и явлений. В частности, слуховые эталоны представляют собой различные звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка. Наличие у ребенка различных слуховых эталонов позволяет ему легче ориентироваться в окружающей действительности и служит предпосылкой к формированию более сложных видов деятельности. [17].

Л.П. Назарова считает, что новорожденный ребенок слышит практически все звуки вокруг себя. Реакции, прежде всего, возникают на голос матери, потом на остальные звуки. Реакция на звуки формируется у ребенка после рождения. У новорожденных в ответ на громкий звук появляются двигательные реакции. Слуховое сосредоточение начинает формироваться на 2-3 неделе жизни. При воздействии громких звуков у новорожденных наблюдаются ответные реакции, которые проявляются в виде общего движения или полного спокойствия. В конце первого месяца жизни такая же реакция появляется на голос. Ребенок уже поворачивает голову в сторону источника звука. В первый месяц жизни происходит изменение слуховой системы и выявляется способность слуха человека к восприятию речи [21].

Как отмечает П. П. Блонский, уже в течение первого месяца жизни ребенка происходит развитие слуховой системы и выявляется врожденная приспособленность слуха человека к восприятию речи. Он реагирует на голос матери, узнавая его среди других, а также демонстрирует отклик на другие звуки. В дальнейшем слуховые реакции ребенка совершенствуются с каждым месяцем жизни. Нормально слышащий ребенок уже в возрасте семи-восьми недель поворачивает голову в сторону звукового раздражителя, реагируя как на звучание игрушек, так и на речь. В возрасте двух месяцев ребенок способен воспринимать интервалы между звуками. Данная способность является необходимым условием для овладения языком, поскольку языковая способность заключается в овладении дискретным (прерывистым) характером единиц речи, имеющих последовательный временной характер. Одновременно ребенок начинает различать ударение в слове, а также основную частоту голоса говорящего, интонацию и ритм речи [3].

Б. Б. Коссов указывает, что на протяжении первого года жизни у ребенка формируется обратная связь, стимулированная звуками внешней среды. Важнейшим достижением этого возраста является ситуационное понимание обращенной речи, формирование готовности к подражанию звукам, увеличение диапазона звуковых и интонационных рядов. Ребенок, вслушиваясь в звуковые и интонационные ряды в речи взрослого, пытается воспроизводить за ним цепочки слогов. Так появляется лепет, который к девяти месяцам обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на голосовое сообщение взрослого. Таким образом, слуховое восприятие играет решающую роль в развитии лепета, а затем и в фонетической стороне речи, позволяя ребенку воспринимать звучащую речь окружающих и сравнивать с нею собственное звукопроизношение. В процессе восприятия речи окружающих, лепет по своему звуковому составу все более начинает приближаться к фонетическому строю родного языка ребенка [14].

По мнению Б. Б. Коссова к концу первого года жизни ребенок различает слова и фразы по их ритму и интонации, а к концу второго года жизни он уже может различать на слух все звуки речи. В течение второго и третьего годов жизни ребенка происходит постепенное уточнение восприятия звукового состава речи [14].

 Поэтому, считает Б.Б. Коссов, первые годы жизни ребенка являются очень важным периодом для развития ребенка, когда мозг чрезвычайно чувствителен к восприятию и использованию таких факторов окружающей среды, как звуки. Они необходимы ребенку для имитации речи, речевой активности, обратной акустической связи, а также осознания смыслового содержания слов и фраз. И если на данной стадии ребенок не будет воспринимать звуки, то его врожденная языковая способность не сможет реализоваться в полной мере [14].

Исследования Б. Б. Коссова показали, что в дальнейшем ребенок улучшает свое произношение и при нормальном развитии, к пяти-шести годам полностью овладевает фонетической и ритмической структурой слов, орфоэпическими нормами, нюансами ритмик мелодического оформления фразы, вариативностью интонаций живой речи и многими другими параметрами. Физиологическую основу полного овладения фонетикой речи составляет сложная система второсигнальных условных связей в области слухового и речедвигательного анализаторов, образование в коре головного мозга ребенка прочных слуховых и двигательных образов слов и словосочетаний [14].

По мнению А. Т. Ткаченко в течение второго и третьего годов жизни ребенка в связи с формированием его речи происходит дальнейшее развитие слуховой функции, характеризующееся постепенным уточнением восприятия звукового состава речи [23].

           Л.А. Головчиц считает, что формирование фонематического слуха заканчивается к началу 3-го года жизни. Однако усвоение правильного произношения всех фонем ребенком происходит еще в течение нескольких лет. Развитие речевого слуха продолжается и в последующие годы, в связи с усвоением значений слов, овладением грамматическими закономерностями, нормами формо- и словообразования [10].

         По мнению Н. В. Дуровой несмотря на то, что ребенок сравнительно рано начинает различать на слух основные типы фразовой интонации (просьба, побуждение, вопрос и др.), полное овладение всеми тонкостями интонационного выражения многообразных коммуникативных целей, тончайших оттенков мыслей и чувств продолжается и в школьные годы [12].

А. Д. Логвиненко считает, что в старшем дошкольном возрасте ребенок, занимаясь разными видами деятельности, а также в результате обучения, улучшает другие стороны слуховой функции: в частности, у него развивается музыкальный слух, повышается способность к различению природных и технических звуков. Однако это относится только к тем детям, которые демонстрируют темпы развития, соответствующие возрасту [16].

Таким образом, слуховое восприятие активно совершенствуется и развивается на протяжении первых лет жизни ребенка. Младенческий, ранний и дошкольный возраст - сенситивный период развития слухового восприятия, в это время происходит формирование и развитие основных компонентов слуха.

1.3 Познавательное развитие старших дошкольников со стертой дизартрией

Исследуя клинические проявления стертой формы дизартрии с целью ее отграничения от сходных речевых расстройств, Р. И. Мартынова отмечает, что ведущими нарушениями у детей со стертой дизартрией являются фонетико-фонематические расстройства [19].

Как отмечал Л. С. Выготский, в онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно [8].

Исследования последних лет Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой обнаруживают при этих формах речевой патологии нарушения фонетики и фонематики, которые являются распространёнными, имеют стойкий характер. У детей со стёртой дизартрией отсутствие полноценного восприятия фонем делает не возможным их правильное произнесение [18]. 

 В свою очередь, отмечают Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова, отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Таким образом, смазная, непонятная речь у детей со стертой формой дизартрии не даёт возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля [18].

По мнению Л.В. Лопатиной, у детей со стертой дизартрией существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, создается помеха для их различения. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные отклонения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь, отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов (особенно искажений звуков) в речи [18].

Данные исследования Л. В. Лопатиной и Н. В. Серебряковой показали, что для детей со стертой формой дизартрии характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Наиболее распространенным являлось нарушение произношения трех групп звуков; свистящих, шипящих, [р], [л]. Во всех случаях отмечалось нарушение произношения группы свистящих звуков, среди других групп звуков чаще оказывались нарушенными шипящие, [р], [л]. Эти факты свидетельствуют о том, что распространенность нарушений звукопроизношения отдельных групп звуков у детей со стертой формой дизартрии определяется не только артикуляторной сложностью звуков, но и их акустической близостью. В связи с этим акустически близкие свистящие звуки нарушаются чаще, чем артикуляторно более сложные, но акустически противопоставленные соноры [р] и [л]. Л. В. Лопатина высказывает предположение: «По-видимому, вследствие тормозящего влияния речедвигательного анализатора у детей со стертой формой дизартрии задерживается и слуховая дифференциация звуков: отсутствующих, заменяемых или искажаемых в произношении» [18].

Как указывает Р.Е. Левина, у детей со стёртой формой дизартрии имеется недоразвитие фонематического восприятия.  У таких детей речедвигательный анализатор играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов в речи [15].

По мнению Р. Е. Левиной, нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты и может повлечь к возникновению вторичных дефектов (заторможенность развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы) [15].

Р. Е. Левина отмечает, что дети, имеющие отклонения в развитии слухового восприятия, как правило, не могут ни чётко повторять звуки, ни правильно записывать их, ни показывать каким буквам соответствуют. Иногда могут наблюдаться частичные нарушения, связанные с недостаточным различением одной какой-либо группы звуков или даже пары звуков, при сравнительно хорошем различении других звуков. Однако и эти небольшие отклонения могут затруднять овладение звуковым анализом слова, поэтому необходимо обследовать состояние различения звуков и выявить уровень сфорсированности фонематического восприятия. Малейшие затруднения, которые ребёнок испытывает в процессе различения звуков и слогов, могут обусловить отставание в овладении чтением и письмом [15].

       О. В. Правдина отмечает, что нарушение функции речедвигательного анализатора при стертой дизартрии весьма влияет на слуховое приятие фонем. При этом не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением восприятия. Так, в ряде случаев наблюдается неразличение тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, И других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении. Тем не менее, здесь наблюдается определенная пропорциональность: чем большее количество звуков дифференцируется в произношении, тем успешнее происходит различение фонем на слух. И чем меньше имеется «опор» в произношении, тем хуже условия для формирования фонематических образов. Развитие же самого фонематического восприятия находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка [22].

В своих исследованиях Г. Г. Голубева отмечает, что дети дошкольного возраста со стертой дизартрией практически не подмечают недостатки произношения в момент говорения; легче распознают ими дефекты в чужой речи, аналогичные собственным, а также в собственной речи, воспроизведенной через магнитофон. Возможность распознавания правильного и дефектного произношения звука возрастала при предъявлении чужой речи, имеющей недостатки произношения, отличающиеся от собственных. Но даже в этих условиях распознавания способность дифференцировать на слух правильно и искаженно произносимый звук отмечалась лишь в 37% случаев. Распознавание нормативного и дефектного звучания сложнее всего осуществлялось в словах, включающих искаженно произносимый звук, близкий по своей акустической характеристике к норме и находящийся в сложной фонетической позиции (в закрытом слоге, середине слова, при стечении согласных звуков) [11].

Таким образом, фонетико – фонематические нарушения являются распространенными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией. Отсутствие четкого слухового восприятия и их контроля способствует стойкому сохранению нарушения звукопроизношения в речи. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.     Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст] / Т.В. Башаева - Ярославль: Академия развития,2012.

2.     Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. Г. Богданова - М. : Академия, 2002.

3.     Блонский, П.П. Избранные психологические произведения [Текст] / П.П. Блонский - М. : Просвещение, 2009.

4.     Венгер Л.А. Восприятие и обучение(дошкольный возраст).- М.,-1999.

5.     Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология [Текст] / Б.М. Величковский - М. : 2012.

6.     Величковский, Б.М. Психология восприятия [Текст] / Б.М. Величковский - М. : 2012.

7.     Волосовец, Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида : практическое пособие для педагогов и воспитателей [Текст] / Т. В. Волосовец, С. Н. Сазонова. - М. :Владос, 2014.

8.     Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. – М., 1956

9.     Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология ощущений и восприятия [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер - М. :ЧеРо, 2012.

10. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

11. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

12. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие / Н.В. Дурова. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.

13. Кондаков, И. М. Психология. Иллюстрированный словарь / И. М. Кондаков. - СПб. : «ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК», 2003.

14. Коссов, Б.Б. Проблемы психологии восприятия [Текст] / Б.Б. Коссов - М. : Изд-во «Наука»,1974.

15. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.

16. Леонтьев А.Н. Восприятие и деятельность [Текст] / под ред. А.Н.Леонтьева. - М. : МГУ, 2013.

17. Логвиненко, А.Д. Психология восприятия [Текст] / - М. : Наука, 2013.

18. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. – СПб, 1994; 

19. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальгых педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под

20. Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. М., 1988.

21. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л. П. Назарова. - М. : ВЛАДОС, 2001.

22. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М., "Просвещение", 1973.

23. Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа / Т. А. Ткаченко. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

24. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2001.

25. Феклистова С.Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие / С.Н. Феклистова. - Минск : БГПУ, 2009. - 60 с.

26. Федоров, А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 

27. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин // Возрастная психолингвистика: хрестоматия. - М. : Лабиринт, 2004. - 330 с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Введение Глава І. Теоретические основы исследования особенностей слухового восприятия у старших дошкольников со стертой дизартрией 1

Введение Глава І. Теоретические основы исследования особенностей слухового восприятия у старших дошкольников со стертой дизартрией 1

Введение Актуальность исследования

Введение Актуальность исследования

По мнению Н.Х. Швачкина, в раннем и дошкольном возрасте происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия, благодаря этому ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые,…

По мнению Н.Х. Швачкина, в раннем и дошкольном возрасте происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия, благодаря этому ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые,…

Практическая значимость: результаты исследования могут найти свое практическое применение в деятельности психолога для разрешения проблем сопровождения старших дошкольников с диагнозом «стертая дизартрия»

Практическая значимость: результаты исследования могут найти свое практическое применение в деятельности психолога для разрешения проблем сопровождения старших дошкольников с диагнозом «стертая дизартрия»

Глава І. Теоретические основы исследования особенностей слухового восприятия у старших дошкольников со стертой дизартрией 1

Глава І. Теоретические основы исследования особенностей слухового восприятия у старших дошкольников со стертой дизартрией 1

Целостность – свойство, позволяющее получить законченный образ предмета во всем многообразии и соотношении его свойств и сторон

Целостность – свойство, позволяющее получить законченный образ предмета во всем многообразии и соотношении его свойств и сторон

Полнота – степень такого соответствия

Полнота – степень такого соответствия

По мнению И. М. Кондакова, слуховое восприятие - форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора…

По мнению И. М. Кондакова, слуховое восприятие - форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора…

Исходя из этого, некоторые звуки, обладающие особыми характеристиками, к примеру, инфра- и ультразвуки, человек не слышит и не распознает [5]

Исходя из этого, некоторые звуки, обладающие особыми характеристиками, к примеру, инфра- и ультразвуки, человек не слышит и не распознает [5]

Таким образом, слуховое восприятие- это форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора

Таким образом, слуховое восприятие- это форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора

Л.П. Назарова считает, что новорожденный ребенок слышит практически все звуки вокруг себя

Л.П. Назарова считает, что новорожденный ребенок слышит практически все звуки вокруг себя

Ребенок, вслушиваясь в звуковые и интонационные ряды в речи взрослого, пытается воспроизводить за ним цепочки слогов

Ребенок, вслушиваясь в звуковые и интонационные ряды в речи взрослого, пытается воспроизводить за ним цепочки слогов

По мнению А. Т. Ткаченко в течение второго и третьего годов жизни ребенка в связи с формированием его речи происходит дальнейшее развитие слуховой функции, характеризующееся…

По мнению А. Т. Ткаченко в течение второго и третьего годов жизни ребенка в связи с формированием его речи происходит дальнейшее развитие слуховой функции, характеризующееся…

Познавательное развитие старших дошкольников со стертой дизартрией

Познавательное развитие старших дошкольников со стертой дизартрией

Наиболее распространенным являлось нарушение произношения трех групп звуков; свистящих, шипящих, [р], [л]

Наиболее распространенным являлось нарушение произношения трех групп звуков; свистящих, шипящих, [р], [л]

Иногда могут наблюдаться частичные нарушения, связанные с недостаточным различением одной какой-либо группы звуков или даже пары звуков, при сравнительно хорошем различении других звуков

Иногда могут наблюдаться частичные нарушения, связанные с недостаточным различением одной какой-либо группы звуков или даже пары звуков, при сравнительно хорошем различении других звуков

Распознавание нормативного и дефектного звучания сложнее всего осуществлялось в словах, включающих искаженно произносимый звук, близкий по своей акустической характеристике к норме и находящийся в сложной…

Распознавание нормативного и дефектного звучания сложнее всего осуществлялось в словах, включающих искаженно произносимый звук, близкий по своей акустической характеристике к норме и находящийся в сложной…

Библиографический список 1.

Библиографический список 1.

Кондаков, И. М. Психология. Иллюстрированный словарь /

Кондаков, И. М. Психология. Иллюстрированный словарь /

Феклистова С.Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: учеб

Феклистова С.Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: учеб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2022