Особенности воспитания школьников с нарушенным слухом
Оценка 4.9

Особенности воспитания школьников с нарушенным слухом

Оценка 4.9
Семинары
docx
3 кл—9 кл
14.10.2021
Особенности воспитания школьников с нарушенным слухом
Воспитательный процесс неслышащих и слабослышащих предполагает освоение детьми опыта социальных отношений и является длительным и сложным. Поэтому Воспитание детей с нарушенным слухом осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности
Восп глухих.docx

Высочанская С.А., учитель математики

ГОУ «Донецкая СШИ №19»

 

Особенности воспитания школьников с нарушенным слухом.

Воспитательный процесс неслышащих и слабослышащих предполагает освоение детьми опыта социальных отношений и является длительным и сложным. Основное назначение воспитывающей педагогической системы – обеспечение развития и творческой самореализации школьника. Воспитательная система определяется как органически взаимосвязанный процесс воспитания и обучения, обеспечивающий развития личности не по частям, а в целом (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, С.А. Зыков).

Овладение учеником разными способами человеческой деятельности, сознательным поведением, чувствами, убеждениями происходит в условиях организованной деятельности, творчества и преобразования самого человека (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Л.С. Выготский считает, что воспитание и обучение должны вести за собой развитие ребенка. С.А. Зыков утверждает, что воспитание школьников направленно на создание условий, способствующих ослаблению или преодолению отклонений в развитии [2]

Воспитание детей с нарушенным слухом осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности. И то и другое ориентированы на создание условий для проявления детьми и подростками активности и самостоятельности в познании, общении, предметно-практической и духовно-развивающей деятельности в различных воспитательных средах – в специальных (коррекционных) учреждениях для глухих и слабослышащих; в общеобразовательных учреждениях общего назначения (в случае интегрированного обучения); в семье; в учреждениях дополнительного образования [1].

Так, воспитание в специальных образовательных учреждениях для глухих и слабослышащих нераздельно связано с обучением, оказанием специальной педагогической помощи и представлено во всех элементах жизнедеятельности учащихся на протяжении всего периода. Оно включает и воспитательную работу, и учебную деятельность, и коррекционно-педагогические занятия. В сложном процессе становления личности ребенка активно участвуют сурдопедагоги, воспитатели, социальные педагоги и родители.

Новое понимание сущности воспитательного процесса в общей и специальной педагогике выдвигает новые идеи, принципы гуманистического воспитания. Принципы воспитательного процесса являются руководящими положениями для становления и  развития воспитательной системы. Значимы и известные сурдопедагогические принципы, идеи которых разработаны в трудах отечественных ученых Л.С. Выготского, А.И. Дьчкова, С.А. Зыкова, М.И. Никитиной, Ф.Ф. Рау и др. Такие как: принцип развивающего воспитания, учета потенциальных возможностей ребенка, здоровых сил организма, веры в перспективы развития каждого школьника и его социализацию; деятельностный подход в воспитании (личность как субъект воспитания формируется в разных формах организованной коллективной деятельности при творческом отношении ребенка к действительности); коррекционная направленность воспитательного процесса предполагает преодоление нарушений в развитии ребенка во внеурочной деятельности; дифференцированный, индивидуальный подход с учетом возрастных, личностных особенностей школьника, структуры первичного недостатка и вторичных отклонений в развитии; принцип открытости воспитательной системы и интеграции школьника с нарушением слуха для адаптации в обществе, расширения его социальных связей.

Важный компонент воспитательной системы – методы воспитания. Цель использования методов воспитания – формирование и развитие общественного сознания, которое помогает воспитаннику выстраивать свое поведение, образ жизни на основе норм, принимаемых обществом как ценности. Это правовые, нравственно-этические, эстетические ценности, санитарно-гигиенические нормы, правила поведения.

В сурдопедагогике проблема методов воспитания рассматривается в работах А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова, Т.С. Зыковой, М.И. Никитиной, Н.М. Назаровой, Е.Г. Речицкой и др.

Учитывая особенности развития детей с недостатками слуха, М.И. Никитина (1989) предлагает классификацию методов по результатам воздействия на школьника: 1) информационные (беседа, рассказ, разъяснение, просмотр и анализ фильма, чтение и др.); 2) практически-действенные (приучение и упражнение, организация общественно полезной деятельности, воспитывающие ситуации, игра как метод воспитания); 3) стимулирующие (поощрение и наказание учащихся). М.И. Никитина указывает, что все группы методов в практике воспитания взаимосвязаны и применяются с учетом возраста, состояния слуха и речи, индивидуальных возможностей речевого общения учащихся.

Н.М. Назарова (2000) предлагает с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья и имеющихся в общей и специальной педагогике классификаций методов воспитания современную модификацию  классификации методов: информационные (беседы, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.); а также практически-действенные (приучение, упражнение, игра, воспитывающие ситуации, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность); нетрадиционные (арттерапия – коррекционно-педагогическая помощь, т.е. воспитания средствами искусства, иппотерапия – коррекционно-педагогическая помощь средствами верховой езды и пр.);и конечно же побудительно-оценочные (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание и наказание).

Воспитание детей с нарушениями слуха тесно связано с обучением и разными направлениями коррекционной работы: развитие мышления и познавательной деятельности, слухового восприятия и речи как средства общения, совершенствованием двигательных навыков и ориентировки в окружающем мире [2].

         Содержание, методы и формы воспитательной системы взаимосвязаны и решают общую задачу социализации детей с недостатками слуха. Известно, что изменения содержания воспитательной системы ведет за собой использования новых форм воспитывающей деятельности и применение соответствующих методов воспитания. Формы организации воспитывающей деятельности учащихся во внеурочное время определяются как организационное выражение процесса воспитания. В сурдопедагогике разработаны разнообразные формы воспитательного процесса во внеурочное время. Например, внеклассные занятия в воспитательной группе – самоподготовка (самостоятельная подготовка домашних заданий  по учебным предметам); внеклассное чтение; занятия изобразительной или театрализовано-игровой деятельностью; занятия по воспитанию культуры поведения и речевого общения, дидактические и сюжетно-ролевые игры и др. Организуются и занятия группы на воздухе: тематические прогулки, подвижные игры, соревнования, трудовые дела на пришкольном участке и др. Также коллективная развивающая деятельность в общих делах, включающая учащихся начальной, основной или старшей школы. Организуются общешкольные коллективные дела. К формам организации воспитательного процесса относятся: подготовка и проведение различных тематических праздников, экскурсий; участие в конкурсах, соревнованиях, викторинах; подготовка к проведению трудовых или экологических социально-ориентированных мероприятий, спортивных коллективных воспитывающих дел.

При работе парами, группами, состав которых может меняться, возникают ситуации сотрудничества, ролевого и делового общения. Используются такие формы организации деятельности воспитанников, как индивидуальное выполнение заданий под руководством воспитателя или групповая работа под руководством ведущего ученика («маленького учителя»), старшего школьника. С.А. Зыков отмечает, что на внеклассных занятиях следует сочетать коллективные формы организации деятельности с индивидуальными при условии педагогического руководства.

         Литература

1.     Андреева Л.В. Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Людмила Витальевна Андреева; Под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 576 с.

2.     Пенин Г.Н., Пономарева З.А., Красильникова О.А., Кораблева Л.В. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: Учебное пособие /Под ред. Г.Н. Пенина и доц. З.А. Пономаревой. – СПб.: КАРО, 2006. – 496 с.

3.     Сунцова А.С. Если у ребенка нарушен слух…- СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 64 с.


 

4.    

Высочанская С.А., учитель математики

Высочанская С.А., учитель математики

В сложном процессе становления личности ребенка активно участвуют сурдопедагоги, воспитатели, социальные педагоги и родители

В сложном процессе становления личности ребенка активно участвуют сурдопедагоги, воспитатели, социальные педагоги и родители

В сурдопедагогике проблема методов воспитания рассматривается в работах

В сурдопедагогике проблема методов воспитания рассматривается в работах

Содержание, методы и формы воспитательной системы взаимосвязаны и решают общую задачу социализации детей с недостатками слуха

Содержание, методы и формы воспитательной системы взаимосвязаны и решают общую задачу социализации детей с недостатками слуха

Литература 1. Андреева

Литература 1. Андреева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2021