Особенности читательского интереса у учащихся с нарушением интеллекта
Оценка 5

Особенности читательского интереса у учащихся с нарушением интеллекта

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
дефектология
1 кл
15.11.2018
Особенности читательского интереса у учащихся с нарушением интеллекта
В статье рассматриваются особенности читательского интереса у младших школьников с нарушением интеллекта. Актуальность данной проблемы обусловлена значительными трудностями, связанными с такими особенностями, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, более поздний интерес к книгам, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей.В статье рассматриваются особенности читательского интереса у младших школьников с нарушением интеллекта. Актуальность данной проблемы обусловлена значительными трудностями, связанными с такими особенностями, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, более поздний интерес к книгам, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей.
Статья Особенности читательского интереса у учащихся с нарушением интеллекта.doc
ОСОБЕННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И.А. Шемелина (г. Хабаровск) В развитии и образовании обучающихся с интеллектуальными нарушениями чтение   играет   важную   роль.   Чтение   –   средство   повышения   уровня   общего развития   обучающегося   специальной   (коррекционной)   школы.   Это   особенно важно для младших школьников с нарушением интеллекта, т.к. они с большим трудом   овладевают   словесной   системой   мышления.   Также   чтение   влияет   на развитие   речи   учащихся   с   умственной   отсталостью.   Они   обогащают   свой лексический   запас,   познают   многообразие   значений   слова,   его   оттенков, развивают   навыки   монологической   речи   обогащения   ее   элементами литературного   языка.   Особенно   важно   то,   что   чтение   оказывает   и воспитательное   воздействие,   потому   что   во   время   чтения   специально подобранной   литературы   у   младших   школьников   с   нарушением   интеллекта развиваются   положительные   нравственные   личностные   качества,   психика обогащается сильными и глубокими переживаниями. Несмотря   на   столь   высокое   значение   чтения   для   развития   личности   и психики   школьника,   необходимо,   чтобы   книга   стала   источником   знания, средством развития и воспитания, а для этого, необходимо выработать умение у младших школьников с нарушением интеллекта стремление к чтению, умение выбирать   книгу   согласно   своим   интересам,  правильно   и   вдумчиво   читать.   А самое главное ­ анализ и усвоение читаемых произведений, выработка умения самостоятельной работы с книгой, полноценно ее воспринимать. Теоретический поиск обнаруживает многоаспектность проблемы развития интереса к чтению у младших школьников с нарушением интеллекта. Она имеет глубокие   исторические   корни,   философское   осмысление,   нашедшее   свое 2 продолжение  и  освещение  в  педагогических  системах  (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,   К.Д.   Ушинского   и   других),   а   также   психологическую интерпретацию  в  теориях  психического  развития (А. Бандура, Л. Кольберг, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Л.И. Божович и других).  В   исследованиях   А.К.   Аксеновой,   М.Ф.   Гнездилова,   Г.М.   Дульнева   и других   авторов   подчеркивается   важная   значимая   роль   работы   с   книгой   в условиях специальной (коррекционной) школы. В специальной литературе также существуют некоторые методические рекомендации по организации работы с книгой,   проведению   внеклассного   чтения   в   коррекционной   школе   с   учетом возраста школьников З.Н. Смирнова, Л.М. Серова, В.А. Щербакова.  Формирование   читательских   интересов   привлекало   внимание   многих ученых (К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, П.О. Афанасьев и других).  Чтение в жизни школьников играет большую роль. Вырабатывает у него предопределенное   мировоззрение,   установленные   нормы   поведения   и художественный вкус. Предназначение чтения в деле формирования растущего поколения,   проблемы   психологической   природы   детского   чтения,   линии формирования читателя углубленно и основательно анализируют в своих трудах Л.Н.   Толстой,       М.   Горький,       В.Г.   Белинский,     Н.Г.   Чернышевский,     Н.А. Добролюбов, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили,     Л.И. Белонькая,     Л.А. Николаева,     З.И. Романовская,   О.И. Никифорова, Т.Д. Полозова и другие.  Над  вопросом  читательского  интереса   работали и продолжают  работать многие ученые, такие как О.И. Никифорова, И.А. Зимняя, Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей, М.И. Окорокова, Н.Г. Морозова. Вопросами   повышения   уровня   читательского   интереса   младших школьников    с   нарушением    интеллекта    занимались    В.В. Воронкова, Е.И. Важенина, А.А. Елисеева, С.М.Наумова. 3 Однако   проблема   формирования   читательских   интересов   у   умственно отсталых   младших   школьников   в   условиях   коррекционной   школы   остается нерешенной.  Читательский интерес — это достаточно сложная сфера направленности личности,   в   которой   находят   свое   выражение   характер,   нравственно­ эстетическое   отношение   к   действительности,   общий   кругозор   и   культурный уровень человека [10]. В.А. Левин пишет: «В узком смысле слова – интерес к чтению, т.е. желание и потребность воссоздания смысла чужой речи по ее письменной форме: интерес к   механизму   прочитывания,   к   переводу   напечатанных   знаков   в   звуки   и осмысление звуковых комплексов. Такой интерес характерен для начинающего ребенка,  который,  открыв  букварь или  взглянув на  книгу,  на  вывеску, очень хочет суметь понять смысл напечатанных там слов, а также для первоклассника, только что научившегося процессу раскодирования отдельных слов и простых предложений,   которому   хочется   продемонстрировать   свое   умение   перед окружающими еще и еще раз» [11, с. 72]. В   широком   смысле   слова,   автор   рассматривает   данное   понятие   как активное отношение читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к  своей  способности самостоятельно добывать  этот  опыт из книг. При этом обязательно   проявление   читателем   умственной   и   эмоциональной   активности, чтобы   целенаправленно   ориентироваться   в   книжном   окружении,   в   книге   как инструменте для чтения, в тексте как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт при условии квалифицированного прочтения текста [11].  Н.Н.   Светловская   отмечает   читательский   интерес   как   изобразительно­ положительное отношение социального объекта (личности, группы, общества) к чтению   печатных   произведений,   приобретающих   для   него   значимость   и эмоциональную   привлекательность   в   меру   их   соответствия   его   духовным потребностям,   его   читательской   психологии.   В   читательском   интересе 4 выражается отношение не вообще к книгам, а именно к выборочному прочтению их [16]. В исследованиях О.В. Джежелей, Н.М. Дружинина, О.В. Кубасова, Н.Н. Светловская отмечают, что младшие школьники с нарушением интеллекта, даже овладев   грамотой   и   имея   навыки   чтения,   не   стремятся   читать   книги   без побуждения взрослых. Специалисты в своих исследованиях отмечают, что младшие школьники с нарушением   интеллекта   очень   поздно   начинают   интересоваться   книгами.   С большим   трудом   школьники   с   умственной   отсталостью   воспринимают прочитанное   на   слух   и   не   всегда   умеют   адекватно   воспринять   картинки   к книжным сюжетам.  В.Я. Василевская, Р.К. Луцкая, В.Г. Петрова, Н.К. Сорокина, Н.В. Соседова и другие в своих исследованиях указывают на то, что обучающиеся специальных (коррекционных) школ в силу нарушений психического развития испытывают трудности в понимании произведений литературы. При формировании интереса к   книге   у   умственно   отсталых   младших   школьников   характерным   является пристрастие   к   стереотипному   воспроизведению   отдельных   аффективно заряженных вербальных образов, которые могут быть достаточно неожиданными и в большей степени связаны с чувственными ассоциациями.  Для обучающегося с нарушением интеллекта сосредоточение на сюжетной картинке   в   книжке   возможно   только   лишь   на   короткое   время.   Оно фрагментарно.   Выхватываются   только   отдельные   значимые   для   учащегося детали, а общий смысл плохо воспринимается.  Для   таких   школьников   проблемы   пересказа   по   картинке   остаются устойчивой   трудностью.   Характерно   при   этом,   что   представление   сюжета серией   картинок   не   облегчает   ему   задачу.   Соответственно   книги   для   таких учеников   не   несут   главной   смысловой   нагрузки   –   обучению   морально­ нравственных   и   этических   норм   поведения   в   обществе,   не   влияют   на формирование ценностей и размышлению о будущих перспективах. В процессе 5 работы над содержанием прочитанного бытовые детали замечаются умственно отсталыми обучающимися чаще, чем психологические.  Читательские   интересы   младших   школьников   с   нарушением   интеллекта различны.   Учащиеся,   которые   плохо   читают,   имеют   сниженный   интерес,   и наоборот. Для всех умственно отсталых школьников будет обязательным что­то общее:   они   любят   яркие   остросюжетные   произведения   с   увлекательным сюжетом. Вызывают интерес сказки, произведения о школьной жизни и жизни детей их возраста. Также очень откликаются умственно отсталые учащиеся на произведения о детях­героях, принимавших участие в ВОВ, о разведчиках, а также   на   произведения   о   животных.   В   основном   наибольший   интерес обучающиеся   с   нарушением   интеллекта   проявляют   к   детской   литературе, классические писатели почти недоступны и не производят впечатления. Читать их приходится, как правило, из педагогических соображений.  Специальная детская литература более доступна. При этом надо отметить литературу для детей младшего школьного возраста: она наиболее подходит к таким учащимся и слушается ими с удовольствием, а вот научно­популярная детская литература совсем не пользуется успехом. Таким   образом,   особенности   читательских   интересов   у   младших школьников с нарушением интеллекта в условиях специальной (коррекционной) школы   характеризуется   значительными   трудностями   в   силу   нарушений психического развития, а также сниженной любознательности, медленного темпа чтения,   недопонимание   смысла   прочитанного,   позднего   интереса   к   книгам, неумение выбрать книгу исходя из своих интересов.  Степень читательского интереса умственно отсталых младших школьников во многом зависит от уровня овладения чтением вообще (учащиеся, которые плохо   читают,   имеют   сниженный   интерес,   и   наоборот).   Наибольший   интерес обучающиеся   с   нарушением   интеллекта   проявляют   к   детской   литературе   с ярким увлекательным сюжетом, классические писатели им почти недоступны и не   производят   на   них   никакого   впечатления.   Причинами   низкого   уровня 6 читательской активности могут быть тяжесть врожденного интеллектуального дефекта, семейное воспитание, гендерные особенности.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной)   школе:   учеб.   для   студ.дефектол.   фак.   педвузов.   ­   М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. ­ 316 с. 2. Воронкова   В.В.   Воспитание   и   обучение   детей   в   коррекционной школе   [Текст]   /   Под   ред.   В.   В.   Воронковой.   ­   М.:   Издательский   центр «Академия», 1994. Выготский   Л.С.   Проблема   умственной   отсталости   //   Основы 3. дефектологии. ­ СПб., 2003. ­ С. 321­354. 4. Глухов   В.П.   Коррекционная   педагогика   с   основами   специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. ­ М.: Секачев В., 2012. ­ 256 c. 5. Гончарова   Е.Л.   Обходные   пути   в   формировании   «ядра» читательской компетенции у «особого» ребенка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 2. 6. Гончарова   Е.Л.   Ранние   этапы   читательского   развития.   К   теории вопроса // Дефектология. – 2014. ­ № 1. 7. школьников. // Начальная школа. – 2013г. ­ №1. – с. 33 –38. Джежжелей   О.В.   Формирование   круга   чтения   младших Ерёменко,   И.Г. 8. вспомогательной школе [Текст] // Дефектология. ­ 1976. ­ № 4.   О   дифференцированном   обучении   во 7 Кабачек   О.Л.   Детская   библиотека   для   детей   с   нарушениями 9. развития // Дефектология. – 2014. ­ № 1. Крутецкий   В.А.   Педагогическая   психология.­   М.:   Просвещение, 10. 1965.­ 301с. Левин   В.А.   Когда   маленький   школьник   становится   большим 11. читателем.­ М.: Лайда, 1994.­ 190с. Наумова   С.М.   Важенина   Е.И.,   Елисеева   А.А.   Повышение   уровня 12. читательского интереса у младших школьников // Воспитание и обучение Петрова   В.Г.   Психологические   особенности   умственно   отсталого детей с нарушениями развития. – 2012. – № 2. 13. школьника // Коррекционная педагогика. ­ 2007. ­ № 1. ­ С. 15­17. 14. Рубинштейн   С.   Я.   Психология   умственно   отсталого   школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин­тов по спец. № 2111 "Дефектология" ­ 3­е изд., перераб. и доп.­М.: Просвещение, 1986.­192 с. Сорокина Н.К. Особенность навыков чтения у детей­олигофренов 15. [Текст] // Вопросы олигофренопедагогики. ­ 1977. ­ №3. 16. Светловская   Н.Н.   Самостоятельное   чтение   младших   школьников: Теоретико­экспериментальное исследование.­ М.: Педагогика, 1980.­ 160с.

Особенности читательского интереса у учащихся с нарушением интеллекта

Особенности читательского интереса у учащихся с нарушением интеллекта

Особенности читательского интереса у учащихся с нарушением интеллекта

Особенности читательского интереса у учащихся с нарушением интеллекта

Особенности читательского интереса у учащихся с нарушением интеллекта

Особенности читательского интереса у учащихся с нарушением интеллекта

Особенности читательского интереса у учащихся с нарушением интеллекта

Особенности читательского интереса у учащихся с нарушением интеллекта

Особенности читательского интереса у учащихся с нарушением интеллекта

Особенности читательского интереса у учащихся с нарушением интеллекта

Особенности читательского интереса у учащихся с нарушением интеллекта

Особенности читательского интереса у учащихся с нарушением интеллекта

Особенности читательского интереса у учащихся с нарушением интеллекта

Особенности читательского интереса у учащихся с нарушением интеллекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2018