Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Оценка 4.9

Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Оценка 4.9
Семинары
docx
психологическая работа +1
Детсад
22.03.2018
Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ  в соответствии с ФГОС.
ФГОС – это совокупность трёх систем требований. Стандарт определяет особую программу дошкольного образовательного учреждения это психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста. В соответствии со стандартом у ребенка должны быть развиты все задатки. Любой жизненный путь ребенка - это отклонение альтернатив и выбор наиболее оптимальных условий развития.
работа Бутко.docx
Особенности деятельности педагога­психолога в ДОУ  в соответствии с ФГОС. ФГОС – это совокупность трёх систем требований: ­требований к структуре основной образовательной программы; ­требований к результату освоения основной образовательной программы; ­требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ. Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ,  законодательства РФ. Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования: ∙ Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация  (обогащение) детского развития; ∙ Создание благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в  соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; ∙ Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой  и окружающим миром; ∙ Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и  государства; ∙ Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его  включенность в различные виды деятельности; ∙ Возрастная адекватность дошкольного образования ∙ Учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей. В соответствии со стандартом у ребенка должны быть развиты все задатки. Любой  жизненный путь ребенка ­ это отклонение альтернатив и выбор наиболее оптимальных  условий развития. В связи с этим, стандарт определяет особую программу дошкольного образовательного  учреждения это психолого­педагогическая поддержка позитивной социализации и  индивидуализации развития детей дошкольного возраста, через направления: ­ Социально­коммуникативное развитие, ­ познавательное развитие ­ речевое развитие ­ художественно­эстетическое развитие  ­ физическое развитие В связи с этим перед педагогом­психологом ставятся следующие задачи: ­ Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных  проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения. ­ Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом  возрастном этапе развития личности. ­ Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально­психологического  климата в ОУ. ­ Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье  воспитанников, а также развитии воспитанников. ­ Участие в подготовке и создании психолого­педагогических условий преемственности в  процессе непрерывного образования; ­ помощь в составлении и написании программ ДОУ, индивидуальных маршрутов детей.     НОВОЕ в квалификационных характеристика по должности «ПЕДАГОГ­ ПСИХОЛОГ» раздел «Должностные обязанности» (I часть) Проводит психологическую диагностику (было добавление: различного профиля и  предназначения) используя современные образовательные технологии, включая  информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. ­ Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную  работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук,  возрастной психологии и современных информационных технологий. ­ Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ  образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей  воспитанников, в обеспечении уровня подготовки, воспитанников, соответствующего  требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным  государственным образовательным требованиям. ­ Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и  педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя  компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей  деятельности.  ­ Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных,  воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в  организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их  заменяющим).  НОВОЕ в квалификационных характеристика по должности «ПЕДАГОГ­ ПСИХОЛОГ» раздел «Должен знать» (I часть) ­ приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; ­ законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную  деятельность;  ­ методы и приемы работы с обучающимися,воспитанниками с ограниченными  возможностями здоровья; ­ методы и способы использования образовательных технологий, в том числе  дистанционных;  ­ современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного,  развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; ­ основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами,  мультимедийным оборудованием;  ­ технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;  ­ методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с  обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их  заменяющими), коллегами по работе;  ­ правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; ­ правила по охране труда и пожарной безопасности. Основанием преемственности дошкольного образования и начального образования ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и  являются целевые ориентиры. Целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности  ребенка на этапе завершения дошкольного образования:  ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности –   ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах  ● игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников  совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных  замыслов; ● к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со  сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,  учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам  других, стараться разрешать конфликты; ● деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно  развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры.  Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и  реальную ситуации, в том числе игровую и учебную; ● танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами.  Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания; ● и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из  различных материалов и т. п.; ● сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.  ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать   творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок,  у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения  ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких  Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах  деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного  поведения и личной гигиены; ● предметов и явлений, интересуется причинно­следственными связями (как? почему?  зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и  поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными  знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он  живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными  представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.,  у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию  собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах  действительности. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде  педагогической диагностики (мониторинга). Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к  обучению в школе и предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной  деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде), просветительскую деятельность, создание  благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по  предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п. Психологическое просвещение ­ повышение психологической культуры педагогов и  родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией  по психологическим проблемам.   Цель и задачи психологической службы ДОУ Цель психологической службы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития  как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.   Основными задачами психологической службы в ДОУ являются: 1. Психологическое сопровождение воспитательно­образовательного процесса ДОУ. 2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально­ психологических особенностей в воспитательно­образовательном процессе ДОУ и семье. 3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая под­ держка процесса формирования команды единомышленников. Функции психологической службы ДОУ Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и  эмоционального благополучия детей. • Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка. • Подготовка детей к новой социальной ситуации развития. • Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоцио­ нальной и волевой сфер их проявления. • Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных  формах организации деятельности. • Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в  моменты инновационных изменений работы ДОУ. • Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у  детей личностных новообразований дошкольного возраста. • Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с  детьми. • Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и  родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.       Основные направления деятельности психолога ДОУ   Предлагаемое содержание деятельности педагога­психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение  продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов в ДОУ различна (может  составлять 0, 25 ставки, 0, 5 ставки и т. п.) . Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспечен  минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны  педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять  дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в  соответствующие службы психолого­педагогической и медико­социальной помощи,  специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную  консультационную услугу.  1. Психодиагностика Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление  индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно­образовательного  процесса. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом  самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга  решаемых развивающих задач. Обязательно: • Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня  психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка. • Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического  развития для организации и координации работы в подготовительной группе. • Диагностика воспитанников в рамках психолого­медико­педагогического консилиума  (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк. • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной  группы. Дополнительно: • По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям  психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников  воспитательно­образовательного процесса. 2. Психопрофилактика Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников  воспитательно­образовательного процесса. В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными  проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в  рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и  интеграции этих детей в социум. Обязательно: • Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей)  к условиям новой социальной среды: ­ анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей  для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска,  требующих повышенного внимания психолога; ­ групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей; ­ информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью  оптимизации взаимодействия участников воспитательно­образовательного процесса. • Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно  с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации. Дополнительно: • Отслеживание динамики социально­эмоционального развития детей. • Содействие благоприятному социально­психологическому климату в ДОУ. • Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива. При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в  планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям. 3. Коррекционная и развивающая работа. Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция  отклонений психического развития. Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического  развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он  ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в  которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом  приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского кол­ лектива, отдельного ребенка. Педагог­психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах  своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень  психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах  возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной,  эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть  объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том  случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить  на консультацию к специалистам психолого­медико­педагогической комиссии или в  психолого­педагогические и медико­социальные центры. Дальнейшая коррекционная и  развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и  рекомендаций психолого­медико­педагогической комиссии, с участием психологов,  дефектологов, лечащего врача и других специалистов. Обязательно: • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе  консультирования. • Проведение коррекционно­развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с  целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических  данных старшей группы). Дополнительно: • Проведение занятий с детьми других возрастных групп. • При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы  учреждения (выборе комплексной программы) ­ участие в экспертной оценке  проектируемой социально­образовательной среды. 4. Психологическое консультирование Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно­образовательного процесса  и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной  программы воспитания и развития. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при  решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ.  Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную  проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика  проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной  компетентности педагога­психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог­психолог  ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах  психолого­педагогической и медико­социальной помощи Ярославской области. Обязательно: • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно­ образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка. Дополнительно: • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и  родителей. • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью  личностного и профессионального роста. 5. Психологическое просвещение и обучение Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов,  администрации ДОУ и родителей, а именно: ­ актуализация и систематизация имеющихся знаний; ­ повышение уровня психологических знаний; ­ включение имеющихся знаний в структуру деятельности. Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской  психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей  данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности  педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Обязательно: • Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная  тематика – см. «Примерный перечень»). • Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме  родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста  детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей (возможная тематика – см.  «Примерный перечень»). Дополнительно: • Создание информационных уголков по типу «Советы психолога». Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей  детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и  приемы. Примерный перечень тем для психологического просвещения Педагоги 1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы. 2. Закономерности развития детского коллектива. 3. Особенности работы педагога с проблемными детьми. 4. Стили педагогического общения. 5. Психологические основы работы с семьей.   Родители 1. Адаптация ребенка к ДОУ. 2. Кризисы 3­х лет и 6­7 лет. 3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания. 4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма,  демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее. 5. Воспитание произвольности поведения и управляемости. 6. Психологическая готовность к обучению. 7. Половое воспитание и развитие.

Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ  в соответствии с ФГОС.

Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ  в соответствии с ФГОС.

Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ  в соответствии с ФГОС.

Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ  в соответствии с ФГОС.

Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ  в соответствии с ФГОС.

Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ  в соответствии с ФГОС.

Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ  в соответствии с ФГОС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2018