Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Оценка 4.9
Семинары
docx
психологическая работа +1
Детсад
22.03.2018
ФГОС – это совокупность трёх систем требований. Стандарт определяет особую программу дошкольного образовательного учреждения это психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста. В соответствии со стандартом у ребенка должны быть развиты все задатки. Любой жизненный путь ребенка - это отклонение альтернатив и выбор наиболее оптимальных условий развития.
работа Бутко.docx
Особенности деятельности педагогапсихолога в ДОУ
в соответствии с ФГОС.
ФГОС – это совокупность трёх систем требований:
требований к структуре основной образовательной программы;
требований к результату освоения основной образовательной программы;
требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ.
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ,
законодательства РФ.
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
∙ Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация
(обогащение) детского развития;
∙ Создание благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в
соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
∙ Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой
и окружающим миром;
∙ Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
∙ Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его
включенность в различные виды деятельности;
∙ Возрастная адекватность дошкольного образования
∙ Учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей.
В соответствии со стандартом у ребенка должны быть развиты все задатки. Любой
жизненный путь ребенка это отклонение альтернатив и выбор наиболее оптимальных
условий развития.
В связи с этим, стандарт определяет особую программу дошкольного образовательного
учреждения это психологопедагогическая поддержка позитивной социализации и
индивидуализации развития детей дошкольного возраста, через направления:
Социальнокоммуникативное развитие,
познавательное развитие
речевое развитие
художественноэстетическое развитие
физическое развитие
В связи с этим перед педагогомпсихологом ставятся следующие задачи:
Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных
проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.
Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом
возрастном этапе развития личности.
Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социальнопсихологического
климата в ОУ.
Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье
воспитанников, а также развитии воспитанников. Участие в подготовке и создании психологопедагогических условий преемственности в
процессе непрерывного образования;
помощь в составлении и написании программ ДОУ, индивидуальных маршрутов детей.
НОВОЕ в квалификационных характеристика по должности «ПЕДАГОГ
ПСИХОЛОГ» раздел «Должностные обязанности» (I часть)
Проводит психологическую диагностику (было добавление: различного профиля и
предназначения) используя современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную
работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук,
возрастной психологии и современных информационных технологий.
Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ
образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей
воспитанников, в обеспечении уровня подготовки, воспитанников, соответствующего
требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным
государственным образовательным требованиям.
Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и
педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя
компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей
деятельности.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической
работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в
организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их
заменяющим).
НОВОЕ в квалификационных характеристика по должности «ПЕДАГОГ
ПСИХОЛОГ» раздел «Должен знать» (I часть)
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную
деятельность;
методы и приемы работы с обучающимися,воспитанниками с ограниченными
возможностями здоровья;
методы и способы использования образовательных технологий, в том числе
дистанционных;
современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного,
развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с
обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их
заменяющими), коллегами по работе;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
Основанием преемственности дошкольного образования и начального образования ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и
являются целевые ориентиры.
Целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности
ребенка на этапе завершения дошкольного образования:
ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности –
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
●
игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников
совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных
замыслов;
●
к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, стараться разрешать конфликты;
●
деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно
развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры.
Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и
реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
●
танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами.
Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
●
и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из
различных материалов и т. п.;
●
сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать
творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок,
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких
Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного
поведения и личной гигиены;
●
предметов и явлений, интересуется причинноследственными связями (как? почему?
зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он
живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.,
у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах
действительности.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга).
Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к
обучению в школе и предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной
деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде), просветительскую деятельность, создание
благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по
предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.
Психологическое просвещение повышение психологической культуры педагогов и
родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией
по психологическим проблемам.
Цель и задачи психологической службы ДОУ
Цель психологической службы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития
как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.
Основными задачами психологической службы в ДОУ являются:
1. Психологическое сопровождение воспитательнообразовательного процесса ДОУ.
2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально
психологических особенностей в воспитательнообразовательном процессе ДОУ и семье.
3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая под
держка процесса формирования команды единомышленников.
Функции психологической службы ДОУ
Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и
эмоционального благополучия детей.
• Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
• Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
• Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоцио
нальной и волевой сфер их проявления.
• Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных
формах организации деятельности.
• Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в
моменты инновационных изменений работы ДОУ.
• Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у
детей личностных новообразований дошкольного возраста.
• Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с
детьми.
• Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и
родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.
Основные направления деятельности психолога ДОУ
Предлагаемое содержание деятельности педагогапсихолога ДОУ конкретизируется в двух
плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение
продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов в ДОУ различна (может
составлять 0, 25 ставки, 0, 5 ставки и т. п.) . Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспечен
минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны
педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять
дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в
соответствующие службы психологопедагогической и медикосоциальной помощи,
специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную
консультационную услугу.
1. Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление
индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательнообразовательного
процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом
самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга
решаемых развивающих задач.
Обязательно:
• Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня
психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
• Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического
развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
• Диагностика воспитанников в рамках психологомедикопедагогического консилиума
(ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной
группы.
Дополнительно:
• По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям
психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического,
родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников
воспитательнообразовательного процесса.
2. Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников
воспитательнообразовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными
проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в
рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и
интеграции этих детей в социум.
Обязательно:
• Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей)
к условиям новой социальной среды:
анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей
для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска,
требующих повышенного внимания психолога;
групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью
оптимизации взаимодействия участников воспитательнообразовательного процесса.
• Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно
с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
• Отслеживание динамики социальноэмоционального развития детей.
• Содействие благоприятному социальнопсихологическому климату в ДОУ.
• Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в
планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям. 3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция
отклонений психического развития.
Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического
развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он
ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в
которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний
может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом
приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского кол
лектива, отдельного ребенка.
Педагогпсихолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах
своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень
психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах
возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной,
эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть
объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том
случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить
на консультацию к специалистам психологомедикопедагогической комиссии или в
психологопедагогические и медикосоциальные центры. Дальнейшая коррекционная и
развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и
рекомендаций психологомедикопедагогической комиссии, с участием психологов,
дефектологов, лечащего врача и других специалистов.
Обязательно:
• Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе
консультирования.
• Проведение коррекционноразвивающих занятий с детьми подготовительной группы, с
целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических
данных старшей группы).
Дополнительно:
• Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
• При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы
учреждения (выборе комплексной программы) участие в экспертной оценке
проектируемой социальнообразовательной среды.
4. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательнообразовательного процесса
и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной
программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при
решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ.
Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную
проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика
проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной
компетентности педагогапсихолога ДОУ. В случае необходимости, педагогпсихолог
ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах
психологопедагогической и медикосоциальной помощи Ярославской области.
Обязательно:
• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Дополнительно:
• Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и
родителей.
• Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью
личностного и профессионального роста.
5. Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов,
администрации ДОУ и родителей, а именно:
актуализация и систематизация имеющихся знаний;
повышение уровня психологических знаний;
включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской
психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей
данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности
педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
• Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная
тематика – см. «Примерный перечень»).
• Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме
родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста
детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей (возможная тематика – см.
«Примерный перечень»).
Дополнительно:
• Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».
Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей
детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и
приемы.
Примерный перечень тем для психологического просвещения
Педагоги
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
2. Закономерности развития детского коллектива.
3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы работы с семьей.
Родители
1. Адаптация ребенка к ДОУ.
2. Кризисы 3х лет и 67 лет.
3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма,
демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
6. Психологическая готовность к обучению.
7. Половое воспитание и развитие.
Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.