Особенности использования интерактивных методов обучения на уроках математики в начальных классах
Оценка 4.8

Особенности использования интерактивных методов обучения на уроках математики в начальных классах

Оценка 4.8
Лекции
docx
математика +1
Взрослым
19.01.2017
Особенности использования интерактивных методов обучения на уроках математики в начальных классах
Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учителем и учеником или учеником и учеником. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Оно имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит из создания комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения .Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учителем и учеником или учеником и учеником. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Оно имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит из создания комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения .
А.А. Тасырова - статья.docx
Особенности использования интерактивных методов обучения на уроках 2 категория, школа гимназия №10 город Астана, учитель начальных математики в начальных классах Тасырова Аида Ахмедьевна классов Начальная  школа – основа  всего  дальнейшего  образования, которая должна внести свой вклад в будущее профильное образование. Вклад начальной школы в решение этой важной проблемы заключается в усилении фундаментальности знаний и умений, которые должны быть сформированы у младших школьников .  Математика   занимает   одно   из   центральных   мест   в   современной   системе образования, что, несомненно, говорит об уникальности этой области знаний, так как математика позволяет сформировать определенные формы мышления, необходимые для изучения окружающего нас мира. Поэтому   сегодня,   когда   одной   из   основных   целей   образования   является формирование   всесторонне   развитой   компетентной   личности,   большое   внимание должно уделяться внедрению  в  процесс  обучения  математике  в  начальной  школе инновационных технологий, в частности интерактивных методов. Это связано с тем, что   использование  интерактивных   методов   обучения  способствует   улучшению качества образования в целом . Интерактивное   обучение  –   это   диалоговое   обучение,   в   ходе   которого осуществляется   взаимодействие   между   учителем   и   учеником   или   учеником   и учеником. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Оно имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит из создания комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения .  Интерактивное обучение широко применяется в более чем 115 странах мира (США,   страны   Европы,   Япония,   Китай,   страны   СНГ)   и   уже   успело   завоевать признание за сравнительно короткий срок. Множество ученых занимались изучением интерактивных методов обучения: В.С. Библер, А.К. Кусаинов, Е.В. Пономаренко, М.В. Кларин, Д. Джонсон, Д. Дьюи и др. Одна   из   ведущих   психолого­педагогических   идей   программы   образования Республики   Казахстан   –   идея   компетентностного   обучения.   Для   конечного результата   образования   умение   использовать   полученные   знания   в   различных жизненных   ситуациях,   самостоятельно   добывать   необходимые   знания,   грамотно работать   с   информацией;   умение   видеть   возникающие   проблемы   и   находить правильное   их   решение;   умение   вести   дискуссию,   спокойно   и   доказательно отстаивать свою позицию и т.д., ­ все это можно отнести к компетенции школьников. И   поэтому   на   первый   план   выдвигается   не   вооружение   определенной   суммой предметных   знаний,   умений   и   навыков,   а   умение   их   самостоятельно   добывать   и применять адекватно ситуации. В связи с этим возникает проблема используемых методов обучения. Основной метод, на который опирается традиционное обучение – иллюстративно­объяснительный,   не   достаточен   для   поставленных   задач.   Чтобы учебный   процесс   сделать   качественным,   и   в   то   же   время   интересным,   учителю необходимо постоянно искать новые подходы в преподавании предмета, находить такие   методы   обучения   математике,   которые   активизировали   бы   мыслительную деятельность обучаемых, их инициативность, умение работать в команде. Все это требует от преподавателя применение в работе интерактивных методов обучения. Рассмотрим   метод  «Мозаика   (ажурная   пила)».    Данный   метод   позволяет учащимся   получить   большое   количество   информации   в   течение   короткого промежутка времени, он служит способом решения сложной проблемы, требующей определённых   знаний.     Применять   этот   метод   на   уроках   следует   по   следующим правилам: 1. Определить, на какие задачи раскладывается проблема, которую предстоит решить в классе. К примеру: изучить определённый учебный материал или отработать навык применения учебных знаний. 2. Подготовить необходимую информацию для каждой экспертной группы: разделы изучаемого параграфа, набор задач и т.п. Желательно, чтобы учащиеся смогли ими легко   воспользоваться   (указать   конкретные   страницы,   подобрать   задания   по учебнику или другим источникам, сделать копии и др.) 3. Изготовить таблички разного цвета с именами (или цифрами) для распределения учащихся по группам. Каждый ученик будет входить в две группы – «основную» и группу «экспертов». Основные группы можно обозначить номерами, например от 1 до 5.Каждая группа состоит из 5 человек, которые будут являться экспертами по определённой теме. Экспертов каждой темы (раздела темы, типов задач, уравнений и т.п.) обозначаем цветами: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый. Таким образом, в каждой основной группе присутствуют эксперты разных цветов (по разным темам). После   того   как   члены   «основной»   группы   ознакомились   с   заданием,   обсудили   и распределили его между собой, «эксперты» расходятся по «экспертным» группам, в каждой   из   которых   собираются   эксперты   по   одной   теме   (с   одним   цветом)   и обсуждают эту тему, решают свои задачи и т.д. Группа экспертов определяет чему каждый   из   «экспертов»   научит   свою   «основную»   группу.   Затем   «эксперты» возвращаются   в   свои   «основные   группы»   и   докладывают   группам   о   проделанной работе, обучая своих товарищей. Таким образом происходит обмен информацией между   детьми,   а   учитель   выступает   в   качестве   консультанта,   помощника «экспертным»   группам,   наблюдателем   за   процессом   взаимного   обучения.   Итоги урока   подводит   «основная»   группа,   которая   может   оценить   вклад   разных «экспертов» в общее решение. В конце преподаватель проверяет уровень освоение материала учащимися и подводит итоги занятия. Очень эффектным, интересным и продуктивным методом обучения является интерактивная  «карусель».  Это   образовательная   игра   пригодна   и   для   проведения урока,   и   для   внеклассного   мероприятия   (например,   олимпиада).   Данный   метод вовлекает   всех   учащихся   в   образовательную   деятельность,   даёт   возможность коллективного   поиска   решения   задач,   информацией, математическими   знаниями.   А,   так   как   математическая   «карусель»   ­   это соревнование между группами, то урок в такой форме разжигает у детей не только   обмена   идеями, спортивный азарт и волю к победе, но и мотивирует учащихся к получению более широких познаний в области математики. Остановимся   подробнее   на   правилах   математической   «карусели». Математическая   «карусель»   –   это   командное   соревнование   по   решению   задач. Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков. Задачи решаются на двух рубежах – исходном и зачётном. Всем членам команды присваиваются порядковые номера (на пример от 1 до 6). По сигналу команды на исходном рубеже начинают решать задачи и предъявляют решение (или ответ) судье. Если оно верное, игрок №1 переходит на зачётный рубеж и получает задачу там, а члены команды, оставшиеся на исходном рубеже получают новую задачу, если опять верный ответ, то игрок №2 переходит на зачётный рубеж и присоединяется к игроку № 1 и т.д.  В   дальнейшем   члены   команды,   находящиеся   на   «исходном»   и   «зачётном» рубежах, решают новые задачи независимого друг от друга. Все игроки в команде как бы выстроены в очередь. Если на исходной позиции задача решена правильно, игроки в порядке очереди переходят на зачётный рубеж, но если на зачётном рубеже задача решена неправильно, то опять в порядке очереди игроки возвращаются на исходную позицию. И на исходном, и на зачётном рубежах команда может в любой момент отказаться от решения задачи. При этом задача считается нерешённой. После того, как часть команды, находящаяся на каком–либо из двух рубежей рассказала решение очередной задачи или отказалась от неё, она получает новую задачу. На исходном рубеже за каждую верно решённую задачу ставится 1 балл, за первый верный ответ на зачёте команда получает 3 балла, за второй верный ответ 4 балла, и т.д. Если же очередная задача решена неверно, то цена следующей задачи зависит   от   цены   нерешённой   следующим   образом.   Если   цена   неверно   решенной задачи была 6 баллов или больше, то следующая задача стоит 5 баллов. Если неверно решённая   задача   стоила   5   баллов,   то   следующая   задача   стоит   4   балла,   если   же неверно решённая задача стоила 3 или 4 балла, то следующая задача стоит 3 балла. Игра для команды заканчивается, если: а) кончилось игровое время; б) кончились задачи на зачётном рубеже; в) кончились задачи на исходном рубеже, а на зачётном рубеже нет ни одного игрока. Игра оканчивается, если она закончилась для всех команд.   Побеждает   команда,   набравшая   больше   баллов.   Продолжительность "карусели"   может   составлять   от   20   минут   до   2   часов   и   зависит   от   её   целей, количества и трудности задач и размеров команд. Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных    действий на уроках окружающего мира в начальной школе Интерактивные методы обучения требуют определённого изменения жизни класса, а так   же   большого   времени   для   подготовки,  как   от   учащегося,  так   и   от   педагога. Нужно начинать с постепенного использования этих методов. Как педагогу, так и ученикам   необходимо   привыкнуть   к   ним   и   получить   определённый   опыт   их использования. Лучше тщательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные «игры». Использование интерактивных   методов   –   не   самоцель.   Это   лишь   средство   к   достижению   той атмосферы в классе, которая лучше всего способствует пониманию духа права и взаимопонимания, гражданского   общества   как   духа   сотрудничества, доброжелательности. Таким образом, знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания. При этом учитель должен создать благоприятные условия, в которых ученик сам будет   открывать,   приобретать   и   конструировать   знания   и   т.о.   строить   процесс обучения и познания мира. Использование интерактивных методов повышает «плотность» общения учащихся на уроке,   т.к.   все   ученики   вовлечены   в   учебный   процесс   одновременно,   а   учитель является   организатором   и   руководителем   этого   процесса.   Основным   источником информации на уроках в начальной школе является, безусловно, учебник. Работая с учебником, ученики учатся понимать условные знаки: «Что узнаем, чему научимся»,  «Работаем в паре», «Работаем в группе», «Работаем со взрослыми», «Атлас ­определитель»,   «Электронное   приложение   к   учебнику»;   учатся   воспринимать   и анализировать информацию, выделять главное, находить причинно­следственные связи, выявлять достоверную (противоречивую)  информацию, делать обобщение и выводы. Такие задания по географической карте как сравни озера (горы, реки, города и т.д.) нашей страны, способствуют формированию необходимых познавательных УУД. Выполнение практических работ, заданий в тетрадях с печатной основой формируют и   развивают   универсальные   учебные   действия   не   только   на   базовом,   но   и   на продвинутом уровне. Начиная со 2­го класса, ученики работают с дополнительными источниками информации: учебными пособиями Начиная с 3­го класса, школьники учатся составлять компьютерные презентации, электронные фотоальбомы, снимать видеофильмы по заданной теме, делать репортажи.Эффективно проходитработа в группах по 4­6 человек. Задания для групп могут быть самые разнообразны: Расскажите о нашем городе; Расскажите о самой нужной профессии; Расскажите, как работают различные отрасли экономики в нашем крае; Следующая группа заданий требует от учащихся создание плаката или памятки: Значение домашних животных для жизни человека; Собака –друг человека;Кошки в жизни человека; Правила друзей природы; Правила безопасного поведения на улице зимой; Планете больна (экологические проблемы).Проектная деятельность–наиболее эффективный метод формирования УУД. Темы проектов для учащихся 3­4 классов: Фото­рассказ   о   родном   городе;   Редкие   растения   и   животные;   Профессии   наших родителей; Музеи нашего города; Рекорды Земли (самая большая река, гора и  др. географические объекты); Решаем экологические  проблемы:  как  защитить  океан  от загрязнения, как  спасти тропические леса, как изба виться от мусора; Культурное наследие (памятники ЮНЕСКО); Природное наследие (одно из природных «чудес» планеты); Для активного и успешного участия младших школьников в проектах, презентациях и  т.п.   необходима   большая   совместная   работа   учителя   и   учащихся   не  только   на уроке, но и во внеурочной деятельности. Экскурсии –традиционная форма познания окружающего мира, но и здесь я использую приемы интерактивного обучения:  предварительный   сбор   информации   группой   учащихся   (4­6   человек)   по   теме экскурсии(до экскурсии); ролевая игра (спикеры от каждой группы исполняют роль экскурсовода и делают небольшие по времени сообщения об интересных фактах о культуре,   истории,   искусстве,   промышленности   той   местности,   где   проходит экскурсия(во   время  поездки  на   экскурсию);конкурс  на   самый   интересный   вопрос экскурсоводу(во   время   экскурсии);конкурс   на   лучший   устный   рассказ   по   теме «Самый интересный экспонат музея»(после экскурсии и т.д. Различные экскурсии, проводимые   в  течение  4­х   лет   обучения,  (в  природу,  музеи   города,  предприятия города, другие города страны) создают необходимую базу для дальнейшей работы в классе по   формированию   УУД.   Формирование   познавательных   УУД   тесно   связано   с формированием   и   развитием   умений   пользоваться   Интернет­и   цифровыми ресурсами. Готовясь к урокам окружающего мира, ученики  пользуются   текстовым   редактором,   выполняют   основные   операции   с   текстом, сохраняют информацию, копируют, передают, выводят в печать, создают графические изображения, работают в программе Power Point,   пользуются   поисковиками   Интернет,   электронными   энциклопедиями   и справочниками.Эта   работа   также   проходит   в   группах,   ученики   оказывают необходимую помощь друг другу. Таким образом, интерактивные методы являются тем инструментом, который позволяет учителю повышать эффективность учебно­воспитательного процесса, осуществлять его постоянное

Особенности использования интерактивных методов обучения на уроках математики в начальных классах

Особенности использования интерактивных методов обучения на уроках математики в начальных классах

Особенности использования интерактивных методов обучения на уроках математики в начальных классах

Особенности использования интерактивных методов обучения на уроках математики в начальных классах

Особенности использования интерактивных методов обучения на уроках математики в начальных классах

Особенности использования интерактивных методов обучения на уроках математики в начальных классах

Особенности использования интерактивных методов обучения на уроках математики в начальных классах

Особенности использования интерактивных методов обучения на уроках математики в начальных классах

Особенности использования интерактивных методов обучения на уроках математики в начальных классах

Особенности использования интерактивных методов обучения на уроках математики в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017