ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ МЫШЦ КИСТЕЙ И ПРЕДПЛЕЧИЙ В ГИРЕВОМ СПОРТЕ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Введение Актуальность. Гиревой спорт в настоящее время является одним из самых динамично развивающихся видов спорта. Об этом свидетельствует неуклонный рост количества соревнований в различных регионах России. В последнее время всё больше стран заявляют своих спортсменов на чемпионаты и Кубки мира. Рост популярности гиревого спорта приводит к росту рекордов и спортивных нормативов. В связи с этим встаёт проблема повышения личных результатов гиревиков, связанная с методами тренировки. Для их усовершенствования в настоящее время прилагаются огромные усилия. Одной из проблем в современном гиревом спорте, по мнению ШикуноваВведение Актуальность. Гиревой спорт в настоящее время является одним из самых динамично развивающихся видов спорта. Об этом свидетельствует неуклонный рост количества соревнований в различных регионах России. В последнее время всё больше стран заявляют своих спортсменов на чемпионаты и Кубки мира. Рост популярности гиревого спорта приводит к росту рекордов и спортивных нормативов. В связи с этим встаёт проблема повышения личных результатов гиревиков, связанная с методами тренировки. Для их усовершенствования в настоящее время прилагаются огромные усилия. Одной из проблем в современном гиревом спорте, по мнению Шикунова
Иконка файла материала metodika_vospitaniya_myshc_kistey_i_predplechiy_u_starsheklassnikov_.doc
1 ОСОБЕННОСТИ  МЕТОДИКИ  ВОСПИТАНИЯ  МЫШЦ    КИСТЕЙ   И ПРЕДПЛЕЧИЙ  В  ГИРЕВОМ СПОРТЕ2 СОДЕРЖАНИЕ: стр. Введение …………………………………………………………….3. Глава 1.  Теоретико­методические   особенности   силовой   подготовки гиревиков…………………………………………………………………5.                  1.1   Особенности  построения учебно­тренировочного процесса       гиревиков……………………………………………………………………5.                  1.2   Характеристика силовых способностей человека……………11.                  1.3  Методики воспитания силовых способностей гиревиков……13. Глава 2. Экспериментальные исследования эффективности          процесса развития силовых способностей учащихся средствами          гиревого спорта………………………………………………………..22.  2.1.  Задачи и методы исследования……………………………..22.                  2.2.   Организация исследования…………………………………...27. Выводы ………………………………………………….………………40. Библиография…………….………………..……………………………41.3 Введение Актуальность.    Гиревой спорт в настоящее время является одним из самых  динамично развивающихся видов спорта. Об этом свидетельствует  неуклонный рост количества соревнований в различных регионах России. В  последнее время всё больше стран заявляют своих спортсменов на  чемпионаты и Кубки мира. Рост популярности гиревого спорта приводит к  росту рекордов и спортивных нормативов. В связи с этим встаёт проблема  повышения личных результатов гиревиков, связанная с методами тренировки.  Для их усовершенствования в настоящее время прилагаются огромные  усилия.    Одной из проблем в современном гиревом спорте, по мнению Шикунова  А.Н., является проблема тренировки мышц кистей и предплечий. Данная  группа мышц постоянно вовлечена в работу, так как все разновидности  гиревого спорта (двоеборье, толчок по длинному циклу, жонглирование) так  или иначе связаны с удержанием гири кистью. Особенно ярко это выражено в  рывке гири. Таким образом, сильные и выносливые мышцы кистей и  предплечий – залог хороших результатов в рывке.    Данная работа посвящена разработке методов тренировки мышц кистей и  предплечий. Среди них особо можно выделить такие методы, как:                  1) изометрический метод развития силы – мышцы испытывают напряжение, не  сокращаясь;                                                                                                                 2) динамический метод развития силы – мышцы испытывают напряжение,  сокращаясь.4 Следует  отметить, что в гиревом спорте кисть и предплечье работают в  основном в изометрическом режиме.        Изучение литературных источников по теме данного исследования,  Шикунова   А.   Н.,   Горбова   А.   М.,позволило   сформулировать   задачи   этого исследования, решение которых и стало главной целью предпринятого   научно­педагогического изыскания.   Цель   исследования.  Экспериментальное   обоснование   эффективности разработанной методики воспитания силы мышц кистей и предплечий в  гиревом спорте. Объект исследования.   Учебно­тренировочный процесс гиревиков Предмет исследования. Метод воспитания силовых способностей мышц  кистей и предплечий в гиревом спорте. Задачи исследования:   1.   Изучение научно­методической литературы по проблеме исследования.    2.  Выявить педагогические условия воспитания силовых способностей  мышц кистей и предплечий в гиревом спорте.   3. Развитие экспериментами методик воспитания силы мышц кистей и  предплечий.    4.Выявить динамику силовых способностей мышц кистей и предплечий в  формировании педагогического эксперимента.  Гипотеза исследования. Предполагалось, что показатели силовых  способностей  мышц кистей и предплечий  у гиревиков можно значительно  повысить, если:  ­Использовать в учебно­тренировочном процессе разработанную методику  воспитания силовых способностей;5 ­ Дифференцировать тренировочные нагрузки при воспитании силы мышц  кистей и предплечий. Методы исследования: 1. Методы теоретического анализа и обобщения  передового педагогического опыта;   2.Методы педагогического тестирования;  3.Методы педагогического наблюдения, анкетирования и опросов;  4.Методы математической статистики; .6 Глава   1.  Теоретико­методические   особенности   силовой   подготовки гиревиков 1.1  Особенности  построения учебно­тренировочного процесса       гиревиков.     В ходе тренировок гиревики развивают силу тех мышечных групп, которые  осуществляют основную работу при выполнении классических упражнений.  Это связано с наличием весовых градаций в гиревом спорте и необходимостью (на этапе высшего спортивного мастерства) стимулировать мышцы только  избирательно, так как силовая тренировка, прежде всего, ведет к  гипертрофии работающих мышц. К «работающим» мышцам относятся мышцы  бедра, голени, спины, плечевого пояса и кисти.    Наиболее эффективный прирост силы оказывает тренировка с весом 70­90% от максимального отягощения. Поэтому при работе, направленной на  развитие максимальной силы, основная тренировочная нагрузка лежит в этих  пределах. Однако, при развитии силы, для более быстрого роста результатов,  спортсменам необходимо учитывать и скорость выполнения упражнений  (темп). Так, при выполнении упражнений с малым весом, скорость должна  быть, по возможности, максимальной. При увеличении веса она, то есть  скорость, естественно, будет ниже, но, тем не менее, спортсменам7 необходимо стремиться выполнять упражнения с максимально возможной  скоростью, более высокий тренирующий эффект получается, когда в  тренировке используют различную скорость выполнения упражнения. Не  следует забывать и о высокой эффективности изометрических упражнений в  тренировке. Эти упражнения развивают изометрическую силу мышц плечевого пояса и верхних конечностей, кроме того, способствует развитию гибкости в  плечевых суставах.      В спортивной практике гиревики используют различные методы развития  силы мышц: динамический (преодолевающий), изометрический  (удерживающий) и плиометрический (уступающий). Несколько реже  используются такие методы, как электростимуляционный, безнагрузочный и  ударный. Кроме того, один раз в две недели целесообразно выполнять  подъёмы максимального веса, то есть "сходить" на предел.        Спортсмен, не заставляющий работать мышцы с максимальным  напряжением в соревновательном режиме в процессе тренировки, не способен выполнить это на соревнованиях, в условиях стресса. Данный факт  объясняется "потерей" мышечного чувства и «неумением» мышц  воспроизвести подобную (нужную) работу вследствие отсутствия практики.  Время от времени атлет должен проверять эффективность подготовки и  применяемой методики тренировки.       Упражнения для развития силы мышц должны быть разнообразными по  структуре, интенсивности и объёму. Иначе упражнения быстрее утомляют  атлета и, самое главное, вызывают меньший тренировочный эффект,  вследствие адаптации организма спортсмена к постоянной нагрузке. Для того чтобы поднять гирю один раз, требуется сила. Для того чтобы  поднимать гирю в определенном темпе много раз, нужна силовая  выносливость. Таким образом, компонентами силовой выносливости как8 основного физического качества, необходимого в гиревом спорте, являются  сила и выносливость.      Силовая выносливость зависит от экономичности энергетических  процессов и скорости восстановления энергетических ресурсов в мышцах, от  анаэробной и аэробной  производительности организма, а также от так  называемого «запаса сил» (т.е. от уровня развития максимальной силы).            Количество повторений зависит от уровня развития силы тогда, когда  величина силового напряжения достаточно велика: не менее 25­30% от уровня максимальной силы. Поэтому, если не требуется повторно преодолевать  значительные сопротивления (больше 75­80% от уровня максимальной силы),  то в данном случае необходимая выносливость как бы автоматически  развивается вследствие развития силы и специально тренировать ее  (например, спортсмену­штангисту) нет смысла. При меньших сопротивлениях  приходится уделять внимание, как силе, так и выносливости. Так, если  спортсмен­гиревик с трудом выжимает две двухпудовые гири 3­5 раз, то ему  надо больше внимания уделять в тренировках развитию силы. Но если он  толкает две гири 20 раз и не может толкнуть 30 раз, то ему следует развивать  силовую выносливость.  Для развития силовой выносливости в упражнениях  со штангой применяется повторная работа с весом 40­60% от максимума.  Количество повторений в зависимости от упражнений регулируется  индивидуально.  Выносливость лучше вырабатывается,                                         если работа выполняется в среднем темпе. В процессе развития силовой  выносливости целесообразно выполнять работу в затрудненных условиях, но в движениях, координационно и структурно близких к специальным  упражнениям. В зависимости от вида и характера упражнений, а также  методов и количества, тренировочная нагрузка работы может быть большей  или меньшей. Это может относиться ко всему организму в целом или только к некоторым органам, системам и мышечным группам.9 Выбор нагрузок, адекватных конкретному состоянию организма спортсмена ­  один из основных аспектов спортивной тренировки. В зависимости от  самочувствия и уровня развития физических качеств подбираются такие  тренировочные нагрузки и упражнения, которые дают наилучший эффект в  повышении спортивных результатов.                                                    Для оценки тренировочной нагрузки в гиревом спорте пользуются  различными критериями: объемом нагрузки, ее интенсивностью, количеством  и очередностью различных упражнений, режимом мышечной деятельности,  интервалом отдыха между подходами и др.     Объем и интенсивность с учетом координационной сложности движений,  психической напряженности и условий внешней среды характеризуют  тренировочную нагрузку.      Под объемом нагрузки в гиревом спорте подразумевается общий вес,  поднятый за тренировку, неделю, цикл и т.д. Объем принято выражать в  килограммах, тоннах. Об объеме нагрузки в классических упражнениях с  гирями часто судят по количеству подъемов гирь. Для удобства планирования различают малый, средний, большой и максимальный объемы нагрузки.  Абсолютные величины объема нагрузки изменяются в зависимости от  подготовленности атлетов, периода тренировки.      Объем проделанной работы предопределяет технику спортсмена.  "Сбивающим" фактором, особенно часто приводящим к ошибкам выполнения  упражнения, являются большие нагрузки, вызывающие утомление. Поэтому  чрезвычайно важно находить для каждого спортсмена не предел объема  нагрузки, а оптимум ее, дающий наилучший эффект в достижении спортивных результатов. Без длительной объемной работы невозможно создание прочной  функциональной базы для роста интенсивности нагрузок, а, следовательно, и  роста результата. Поэтому объем нагрузки и ее интенсивность всегда тесно  взаимосвязаны.10      Интенсивность нагрузки означает напряженность тренировочной работы в единицу   времени.   Следовательно,   чем   больше   движений   и   требуемых   для этого   усилий   выполнено   в   единицу   времени,   тем   выше   интенсивность нагрузки. В гиревом спорте интенсивность обычно определяют как процент от максимального результата в толчке или рывке        Под интенсивностью можно понимать степень напряженности организма либо   при   выполнении   отдельного   тренировочного   упражнения   (например, рывка гири с интенсивностью 70% от максимальной), либо при выполнении  доли упражнений с повышенной интенсивностью в общем объеме  тренировки   (например,   выполнение   тренировочной   нагрузки   10­15   т   с повышенной   интенсивностью).   В   первом   случае   говорят   об   интенсивности упражнений, во втором ­ об интенсивности тренировки.          Интенсивность  тренировочного занятия в целом определяется числом упражнений,   величиной   усилий   в   них   и   продолжительностью   интервалов отдыха между ними. Варьируя степенью усилий (количеством подъемов гирь за   подход)   и   временем   отдыха,   изменяют   методы   интенсификации   Повышение   интенсивности   нагрузки   за   счет   увеличения тренировки.   напряжения   усилий   необходимо   спортсмену­гиревику   для   улучшения функциональных возможностей органов и систем, всего организма в целом применительно   к   специфическим   требованиям   гиревого   спорта   и   задачам приобретения   общей   физической   подготовленности   и   развития   силы. Повышение   интенсивности   нагрузки   за   счет   уплотнения   тренировочного занятия ­ в основном для развития силовой выносливости.       Известно, что с увеличением нагрузки возрастает частота пульса, а с  понижением ­ уменьшается. На основе этого положения широкое  распространение в спортивной практике получил в последнее время такой   метод   определения   интенсивности   тренировочных   упражнений   как пульсометрия.     Выразить интенсивность выполнения упражнений с гирями11 сообразно   с   частотой   пульса   можно   по­разному.   Простейшим   способом является   определение   интенсивности,   исходя   из   максимальной   частоты пульса. Например, если при максимальном результате в рывке гирь частота пульса достигает 180 уд/мин, то интенсивности в 90% будут соответствовать: (180*90)/100= 162 уд/мин или 27 ударов за 10 с.         Пользуясь данным методом, можно определять интенсивность  тренировочной нагрузки, причем пульсовые показатели интенсивности более точно соответствуют истинному состоянию организма в момент тренировки. Этот   метод   определения   интенсивности   применяют   при   выполнении классических упражнений с гирями, так как они относятся к упражнениям циклического характера.      Изменяя объем и интенсивность тренировочной работы, можно в большой мере влиять на органы и системы, усиливать ее тренирующее   значение.   Соотношение   объема   и   интенсивности   в   каждом случае устанавливается, исходя, прежде всего из требуемой интенсивности и затем   уже   из   посильного   для   данного   спортсмена   объема.   Главным   путем повышения   спортивной   работоспособности   всегда   остается   тренировочная нагрузка, нацеленная на спортивный результат, на раскрытие потенциальных возможностей спортсмена.          Каждый человек индивидуален, своеобразен, поэтому при определении тренировочной   нагрузки   необходим   индивидуальный   подход   к   каждому спортсмену, только тогда может быть обеспечен высокий результат.12 1.2  Характеристика  силовых  способностей  человека        При педагогической характеристике качества силы человека выделяют следующие её разновидности:        1.   Максимальная изометрическая (статическая) сила, показатель силы, проявляемой  при удержании в течение определенного времени предельных отягощений или сопротивлений с максимальным напряжением мышц      2.   Медленная динамическая (жимовая) ­ сила проявляемая, например, во время перемещения предметов большой массы, когда скорость практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают максимальных значений.     3.  Скоростная динамическая сила характеризуется способностью человека к   перемещению   в   ограниченное   время   больших   (субмаксимальных) отягощений с ускорением ниже максимального.13     4. «Взрывная» сила ­ способность преодолевать сопротивление с  максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время. При  «взрывном" характере мышечных усилий развиваемые ускорения достигают  максимально возможных величин.        5.  Амортизационная сила характеризуется развитием усилия в короткое время в уступающем режиме работы мышц, например, при приземлении на опору   в   различного   рода   прыжках,   или   при   преодолении   препятствий,   в рукопашном бою и т. д.          6.   Силовая выносливость  определятся  способностью  длительное время поддерживать   необходимые   силовые   характеристики   движений.   Среди разновидностей   выносливости   к   силовой   работе   выделяют   выносливость   к динамической   работе   и   статическую   выносливость.   Выносливость   к динамической   работе   определяется   способностью   поддержания работоспособности   при   выполнении   профессиональной   деятельности, связанной   с   подъемом   и   перемещением   тяжестей,   с   двигательным преодолением внешнего сопротивления.        Статическая выносливость ­ это способность поддерживать статические усилия и сохранять малоподвижное положение тела или длительное время находится в помещении с ограниченным пространством,          В   последнее   время   в   методической   литературе   выделяют   еще   одну характеристику ­ способность к переключению с одного режима мышечной работы на другой при необходимости максимального или субмаксимального уровня  проявления   каждого   силового   качества.  Для   развития   этой способности, зависящей от координационных способностей человека, нужна специальная направленность тренировки.14  1.3  Методики воспитания силовых способностей гиревиков.      В зависимости от темпа выполнения и числа повторений упражнения,  величины отягощения, а также от режима работы мышц и количества  подходов с воздействием на одну и ту же группу мышц решают задачи по  воспитанию различных видов силовых способностей.                               ­ Воспитание собственно силовых способностей с использованием  непредельных отягощений.                                                                                 Для воспитания собственно силовых способностей и одновременного  увеличения мышечной массы применяют упражнения, выполняемые в среднем  и вариативном темпе. Причем каждое упражнение выполняется до явно  выраженного утомления. Для начинающих величина отягощения берется в  пределах от  40% до 60%  от максимума, для более подготовленных   70%­15 80%, или 10­12  повторный максимум (ПМ).  Отягощение следует увеличивать  по мере того, как количество повторений в одном подходе начинает  превосходить заданное, т.е. необходимо сохранять ПМ в пределах 10­12. В  таком варианте эту методику можно применять в работе как со взрослыми, так  и с юными и начинающими спортсменами. Для более подготовленных по мере  развития силы вес отягощения постепенно повышают до 5­6 ПМ  (приблизительно до 80% от максимума).Для представителей «несиловых»  видов спорта количество занятий в неделю 2 или 3. Количество упражнений  для развития различных групп мышц не должно превышать 2­3 для начинающих и 4­7 для более подготовленных. Интервалы отдыха между повторениями  близки к одинарным (от 2 до 5 мин) и зависят от величины отягощения,  скорости и длительности движения. Характер отдыха — активно­пассивный.  Положительные стороны данной методики:    1) не допускает большого общего перенапряжения и обеспечивает улучшение  трофических процессов благодаря большим объемам работы, при этом  одновременно происходят положительные морфологические изменения в  мышцах, исключается возможность травмирования;       2) позволяет уменьшить натуживание, нежелательное в работе с детьми и  подростками.    ­Воспитание скоростно­силовых способностей с использование  непредельных отягощений.      Сущность данной методики заключается в создании максимальной  мощности работы посредством непредельных отягощений в упражнениях,  выполняемых с максимально возможной для этих условий скоростью.  Непредельное отягощение берется в пределах от 30% до 60% от максимума.  Число повторений от 6 до 10 в зависимости от веса отягощения, интервалы  отдыха 3­4 мин между подходами.                                                                          При развитии быстрой силы режим работы мышц в применяемых упражнениях должен соответствовать специфике соревновательного упражнения.16    ­Воспитание силовой выносливости с использованием непредельных  отягощений.       Сущность этой методики заключается в многократном повторении  упражнения с отягощением небольшого веса (от 30 %до 60% от максимума) с  числом повторений от 20 до 70. Там, где специализируемое упражнение  связано с длительным проявлением умеренных усилий, целесообразна работа  с легким весом в повторных упражнениях и «до отказа» (30%­40% от  максимума).                                                                                                                 ­  Для воспитания общей и локальной силовой выносливости эффективным  является метод круговой тренировки с общим количеством станций от 5 до  15­20 и с отягощением 40%­50% от максимума. Упражнения часто  выполняются «до отказа». Количество серий и время отдыха между сериями  и после каждого упражнения может быть разным в зависимости от задач,  решаемых в тренировочном процессе.      ­Воспитание собственно силовых способностей с использованием  околопредельных и предельных отягощений.     Сущность этой методики заключается в применении упражнений,  выполняемых:  1) в преодолевающем режиме работы мышц;  2) в уступающем режиме работы мышц. Воспитание собственно силовых  способностей в упражнениях, выполняемых в преодолевающем режиме  работы мышц, предусматривает применение околопредельных отягощений,  равных 2­3 ПМ (повторный максимум) (90%­95% от максимума). Работу с  такими отягощениями рекомендуется сочетать с весом 4­6 ПМ. Интервалы  отдыха — оптимальные, до полного восстановления (4­5 мин).Эта методика  является одной из основных, особенно в тех видах деятельности, где большую роль играет относительная сила, т.е. прирост силы идет без увеличения  мышечной массы. Однако в работе с начинающими спортсменами и детьми ее  применять не рекомендуется.17     ­Воспитание собственно силовых способностей в упражнениях,  выполняемых в уступающем режиме работы мышц, предусматривает  применение в работе с начинающими спортсменами отягощений весом 70%­ 80% от максимума, показанного в преодолевающем режиме работы мышц.  Постепенно вес доводится до 120%­ 140%. Целесообразно применять 2­3  упражнения с 2­5 повторениями (например, приседания со штангой на  плечах).Более подготовленные могут начинать работу в уступающем режиме с отягощением 100%­110% от лучшего результата в преодолевающем режиме и  доводить его до 140%­160%. Количество повторений упражнения небольшое  (до 3 раз), выполняемых с медленной скоростью. Интервал отдыха не менее 2  мин. Работу в уступающем режиме работы мышц рекомендуется сочетать как  с преодолевающим, так и с изометрическим режимом.        На основе изученных литературных источников и проведённых  педагогических экспериментов, предлагается  следующая классификация  упражнений для мышц кистей и предплечий:  1) упражнения с гирями;  2) упражнения со штангой и гантелями;  3) упражнения с кистевым эспандером;  4) упражнения на тренажёрных устройствах;  5) упражнения на гимнастических снарядах;  6) упражнения с самосопротивлением;  7) упражнения с сопротивлением партнёра;  8) упражнения с использованием подручных средств и веса собственного тела.       В своих тренировках гиревики очень часто используют физические  упражнения из других видов спорта, а в период так называемого межсезонья  они могут на несколько недель полностью переключиться на занятие другим  видом спорта. Это помогает развить определённые качества, необходимые для успешного выступления в соревнованиях, а также способствует  «психологической разгрузке».      Виды спорта, способствующие развитию мышц кистей и предплечий:  1) гиревой спорт; 2) тяжёлая атлетика; 3) пауэрлифтинг; 4) армрестлинг;18 5) борьба (вольная, греко­римская, самбо, дзюдо, некоторые народные виды);  6) гребля (академическая; на байдарках и каноэ); 7) спортивная гимнастика;  8) спортивная акробатика; 9) скалолазание; 10) легкоатлетические метания;  11) стрельба из лука; 12) индейский биатлон (гребля на каноэ + стрельба из  лука); 13) историческое фехтование.     Ряд неспортивных занятий, способствующих развитию мышц кистей и  предплечий: 1) колка дров и валка (ручная) леса; 2) ковка (ручная) металла; 3) косьба; 4) стирка (ручная) белья; 5) замеска (ручная) теста;  6) распиливание дров; 7) переноска тяжестей в руках и т.д.                                       Ниже в таблице №1 приведены примерные планы тренировочных занятий  для начинающих гиревиков, по которым рекомендует тренироваться   Баранов В. В.   («Гиревой спорт в ВУЗе», 2004г., стр.18). План_учебно — тренировочных занятий для начинающих спортсменов. Содержание. Время (мин.)дозировки. 1 2                                                          Занятие 1 1 Подготовительная часть: ­постановка задач на занятие. ­Общеразвивающие  гимнастические упражнения. ­Упражнения         с гирями  небольшого веса. 2 Основная часть:  ­ Толчок гирь; ­ Рывок гири; 10­15 мин. 60­70 мин. 3 подхода: 40, 50, 60% от максимального результата. 3 подхода        10­15 повторений каждой рукой. ­ Жим гири попеременно одной, затем другой рукой. 4 подхода          10­12  повторений каждой рукой. Методические указания. 3 Все           упражнения направлены             на подготовку организма к выполнению   задач   в основной           части занятия. Внимание               на согласованную   работу мышц    ног   и    рук. Сохранять          ритм дыхания. Внимание              на согласованную  работу мышц ­ разгибателей бедра и спины.Захват гири ­не зажимая душку ладонью. Выполняется   за   счет  мышц      разгибателей  плеча и дельтовидных19 ­Махи      гирей      по переменно. 3 подхода   максимальное количество повторений. Притягивание   гири   к  ­ подбородку. 4 повторений. подхода        10­12  ­ Приседания с гирей за  головой. 4 подхода 8­10  повторений 3 Заключительная часть: ­ Поднимание ног в висе до касания перекладины. 10­15 мин.  4 подхода 12­15 повторений ­Бег 1000­ 1500 м                                                               Занятие 2 Подготовительная часть: постановка задач на занятие. 10­15 мин. мышц. Выполняется  за   счет  мышц    разгибателей  спины. Рука расслаблена.  Спина      выпрямлена. Выполняется   за   счет  мышц­сгибателей плеча и  дельтовидных. Выполняется с опорой на  всю стопу. Выполняется          на шведской  стенке  или гимнастической перекладине. Выполняется            в медленном темпе. Все           упражнения  направлены             на  подготовку организма к  выполнению   задач   в  основной           части  занятия. 1 2          Упражнения       из      подготовительной     части      занятия 1. Основная часть: ­ Толчок. ­ Швунг жимовой; 60­70 мин. 1   подход   максимальное количество повторений 4        подхода        10­12 повторений. ­ Рывок гири; 1   подход   максимальное Сохранять          ритм дыхания. Расслабляться в исходном положении и положении фиксации. Внимание              на включение   в   работу мышц ног. Сохранять          ритм дыхания. количество повторений. Расслабляться  в Положении фиксации.20 ­ Взятие гирь на грудь; 4         подхода         8­10 — повторений. ­ Полуприседы с гирей за 4     подхода           10­15 головой; повторений. 1 ­Притягивание гири к груди 4      подхода           8­10 в наклоне; повторений. Выполняется  за  счет мышц разгибателей ног и спины. Внимание              на выполнение работы за счет мышц­сгибателей плеча и широчайших мышц спины. 3 Заключительная часть: ­ Висы ­бег 1500м.                  10­15 мин. Внимание на растяжку пояса.                                                                                                                                                     Занятие 3 1 Подготовительная часть:  постановка задач на занятие. 10­15 мин. Все           упражнения направлены             на подготовку организма к выполнению   задач   в основной           части занятия.                                        Упражнения        из подготовительной     части занятия 1. 2 Основная часть: 60­70 мин. ­ Толчок ­ Жим 2­х гирь 4 подхода по: 40, 50, 60%  от максимального  количества.   4 подхода по 8­10    повторений; Внимание               на включение   в   работу мышц      разгибателей плеча. ­ Рывок    3 подхода  10­15 Время  отдыха  между­ Выпрыгивание с гирей на плечах ­Махи  гирей  попеременно 21    повторений 4 подхода    по    15­20 повторений. подходами 1­2 минуты. Выполняется            с «выходом» на носки         2   подхода         по м а к с им а л ь н о е п о в т о р е н ий Заключительная  часть 1 0 ­ 1 5   м ин . ­   П о д н им а н ие   н о г   в   в ис е   д о   к а с а н ия   п е р е к л а д ин ы 3 ­ п о д х о д а         1 5 ­ 2 0 п о в т о р е н ий В ы п о л н я е т с я   в с р е д н е м   т е м п е 3 _                                                                                                                            Занятие 4 1 Подготовительная часть: постановка задач на занятие. 1 0 ­ 1 5   м ин.  Упражнения из подготовительной   части               Все            упражнения направлены    на подготовку организма  к выполнению   задач   в  основной           части  занятия. занятия 1 Основная часть 60­70 мин. ­   П о дн им а н ие   г ир и   в в е р х   д в у м я   р у к а м и 4   п о д х о д     8 ­ 1 0 п о в т о р е н ий ­ Ж он г л ир о в а н ие   г ир е й 5   м ин у т                                                           Вн им а н ие   на   в к л ю ч е н ие   в р а б о т у           м ы ш ц ­ р а з г иб а т е л е й   с п ин ы .                                                                   Р а з в ит ие   л о в к о с т и ,   г л а з о м е р а ,   ц е п к о с т и22 ­   Н а к л о н ы   в п е р е д   г ир е й   з а г о л о в о й 4 п о д х о д а                     8 ­ 1 0   п о в т о р е н ий 2 ­ Ж им   г ир и   п о п е р е м е н н о 4 п о д х о д а                     1 6 ­ 2 0 п о в т о р е н ий ­   с г иб а н ие   р у к   в   л о к т я х   с   г ир е й ­   П р ис е д а н ие   н а   л е в о й   и   п р а в о й   но г е   п о оч е р ё д н о 4   п о д х о д а   п о   8 ­ 1 0   п о в т о р е н ий 4   п о д х о д а   1 6 ­ 2 0   п о в т о р е н ий к ис т и .   Вн им а н ие   н а   в к л ю ч е н ие     в     р а б о т у   м ы ш ц   р а з г иб а т е л е й   с п ин ы ; И с х о д н о е   п о л о ж е н ие   г ир и   н а г р у д и В ы п о л н я е т с я   з а с ч е т   м ы ш ц   с г иб а т е л е й             п л е ч а .           И с х о д н о е   п о л о ж е н ие   ш ир о к а я   с т о йк а   г ир я   з а   г о л о в о й 3 Заключительная  часть: ­   У п р а ж н е н ия   н а   г иб к о с т ь ­   В ис ы ­   Б е г   3 0 0 0   м 1 0 ­ 1 5   м ин . В ы п о л н я е т с я   в   с р е д н е м   т е м п е .      Мы считаем, что для воспитания силовых способностей школьников, в  содержание тренировочных занятий по гиревому спорту должны входить не только физические упражнения. Это сложная и многообразная деятельность тренера и спортсмена, которая проявляется в овладения новыми навыками и умениями, непосредственном выполнении  упражнения, обсуждении, анализе и   осмысливании   выполняемых  действий,   контроле   за   состоянием   своего здоровья, приобретении теоретических знаний и практического опыта.        Все перечисленные стороны содержания тренировочного занятия тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.23   Глава   2.   Экспериментальные   исследования   эффективности   процесса развития силовых способностей учащихся средствами гиревого спорта  2.1. Задачи и методы исследования.        В целях  исследования эффективности процесса воспитания силовых  способностей учащихся  средствами гиревого спорта  был  проведен   эксперимент. При этом использовались следующие методы исследования:  1. Методы теоретического анализа и обобщения передового  педагогического опыта;        2.Методы педагогического тестирования;       3.Методы педагогического наблюдения, анкетирования и опросов;       4.Методы математической статистики; Эксперимент имел следующие задачи:24   1 .Изучить существующее положение дел в общеобразовательных школах,  где есть секции гиревого спорта, а также в ДЮСШ, где есть отделения  гиревого спорта, касающиеся применения средств и методов    развития  силовых способностей старшеклассников с помощью различных утяжелений и в частности гирь;       2. На основе анализа психолого­педагогической и методической  литературы систематизировать теоретические подходы к проблеме развития  силовых качеств старшеклассников средствами гиревого спорта;      З.С помощью специальных тестов определить уровень силовой  выносливости  экспериментальных групп.       Для выяснения положения дел использовались также беседа, анкеты типа   «ваше отношение к воспитанию силовых способностей средствами гиревого  спорта». Мы обозначили круг конкретных проблем и вопросов,  которые  предстояло выяснить в ходе  эксперимента, которые помогли  бы нам потом  создать четкие критерии и показатели воспитания силовых способностей  старшеклассников это:  ­  Степень признания необходимости использования утяжелений для  развития силовых способностей старшеклассников; ­  Сотрудничество юного спортсмена и тренера, направленное на выявление  заложенных в спортсмене способностей к занятиям гиревым спортом; ­  Специальная организация процесса обучения в ходе тренировочных  занятий; ­  Использование приемов: а) в виде правил и предписаний, направленных  главным образом на организацию восприятия учебного материала; б) в виде  организации умственной деятельности, направленной на наблюдение,  использовании интуиции, творческого мышления; в) приемы целеполагания,  планирования;25 ­  Внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной  работы, побуждающих юного спортсмена к осознанию им не только  результата, но и процесса своей работы в ходе всего учебно­тренировочного  процесса; ­  Создание атмосферы заинтересованности каждого спортсмена в работе  группы; ­  Стимулирование юных спортсменов к высказываниям; ­  Уровень силовой подготовленности.       В результате наблюдений за проведением учебно­тренировочных занятий,  а также внеклассных занятий и тому времени, которое уделяется развитию  собственно силовых способностей посредством различных утяжелений, были  получены данные, которые, по нашему мнению, отражают объективную  картину того, насколько недостаточно используются методы воспитания  силовых способностей у старшеклассников. Данные этих наблюдений, бесед, а также анкетирование, проведенное среди учителей физической культуры,  тренеров­преподавателей, тренеров­общественников позволили нам сделать  следующие выводы: 1. Методы силовой подготовки средствами гиревого спорта, как самого  простого и доступного в системе физического воспитания старшеклассников  используются недостаточно эффективно; 2. Не принимается во внимание оздоровительная функция данных  упражнений; 3. Учителя физической культуры и тренера ­преподаватели не используют в  полной мере арсенал упражнений силовой подготовки из атлетической  гимнастики и гиревого спорта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что,  несмотря на свою доступность, эффективность и простоту гиревой спорт не  занимает достойного места в системе физического воспитания.26        Для решения второй задачи потребовалось проанализировать психолого­ педагогическую и методическую литературу по гиревому спорту. Выводы  достаточно неутешительны. Спортивная наука пока остается в большом долгу перед поклонниками гиревого спорта. Недостаточно специальной литературы, а та, которая есть, является в основном более или менее методически  грамотной систематизацией личного опыта автора. Большая часть литературы  имеет вид небольших брошюр или даже статей с серией самых простых  методических рекомендаций          В некоторых спортивных публикациях и методических рекомендациях  предлагаются такие упражнения с гирями для начинающих, которые, во­ первых, невозможно выполнить, во­вторых, они опасны (очень легко можно  повредить позвоночник), в­третьих, они почти не пригодны для развития силы  или других качеств гиревика. К таким упражнениям можно отнести: 1. Наклоны в сторону с гирей за головой. 2. Круговые движения туловищем с гирей за головой. 3. Приседания с гирей в виде сзади. 4.   Некоторые упражнения, выполняемые стоя на табуретах или с привязанной гирей к голове. 5.    Переворачивание гири на «попа» сидя на полу.      Вряд ли найдется высококвалифицированный спортсмен или тренер,  который применял или применяет такие упражнения на практике.      Для создания более объективной картины исследования  и определения его задачи нами был проведен педагогический  эксперимент с целью определения  силовой выносливости, как главного физического качества, необходимого в  гиревом спорте, проверка уровня развития мышц кистей и предплечий у  гиревиков.27      Педагогический эксперимент проводился на базе отделения гиревого  спорта  ДЮСШ  п. Тюльган в 2009­2010 учебном году  под руководством  тренера по гиревому спорту Ерохина Александра Викторовича.                          В период с сентября по февраль проводился «эксперимент № 1», а с марта по  август – «эксперимент № 2». В эксперименте участвовало 20 человек, все,  были разделены на 4 группы по 5 человек в каждой. Уровень спортивной  подготовки гиревиков соответствовал  I юношескому ­ II взрослому разряду  по гиревому двоеборью. Возраст юношей­гиревиков варьировался в пределах  от 15 до 17 лет; их личный вес составлял 65­75 кг.                 Эксперимент  проводился по индивидуально­групповой  форме. Контроль  осуществляли тренер и сами участники. Для каждой группы и  участника  была сделана информационная карточка.      На протяжении всего учебного года раз в месяц проводилась проверка  уровня развития мышц кистей и предплечий у гиревиков на специальных  тренировочных занятиях.  Измерялась максимальная сила кисти с помощью  кистевого динамометра, а также статическая выносливость кистей – при  помощи свободного виса на двух руках на горизонтальной перекладине ( 30  мм) – на время (измерялось в секундах).                                                      Эксперимент носил процессуальный характер ­ он включал три  взаимосвязанных этапа: информационный, действенно­практический и  контрольный (завершающий).                                                                               Исследовательской задачей информационного этапа явилось создание у  участников эксперимента необходимой ориентировочной основы. С этой  целью на информационном этапе со спортсменами проводились учебно­ тренировочные занятия в процессе которых им объяснялась суть  эксперимента в котором они участвуют.28       На действенно­практическом, а затем и на контрольном этапах участники  ставились в условиях понимания познавательных задач эксперимента, учились самоконтролю, самопроверке. В этом им помогали ежемесячно проводимые  тесты.       Такая поэтапная работа в конечном итоге формировала у спортсмена  способность к продуктивной спортивной деятельности. Они становились в  результате  более инициативными, к концу завершающего этапа проявляли  большую  активность, у них ярче, чем в начале, проявлялись  коммуникативные    качества, чувство причастности к  коллективу  объединенному общей задачей.       2.2. Организация исследования. Как говорилось выше, для организации исследования  были созданы  четыре    экспериментальные группы. Список участников эксперимента:29 I­группа Акульшин Алексей­1994г.р. Блинов Иван­1994 г.р. Гаген Кирилл­1993г.р. Гадеев Руслан­1993г.р. Гасанов Заур­1996г.р. II­группа Микетчин Вячеслав ­1994г.р. Толкунов Дмитрий ­1994г.р. Бабнищев Андрей ­1993г.р Халитов Руслан ­1995г.р. Брыжинский Сергей ­1994 г.р. III –группа Димухаметов Ильнар ­1994г.р. Дадонов Петр ­1994 г.р. Севостьянов Сергей ­1994г.р. Кукушкин Александр ­1994 г.р. Кочадзе Дмитрий ­1993 г.р. IV­группа Кинетов Булат­ 1993г.р. Слащев Виталий ­1993г.р. Черноусов Владислав ­1994г.р. Соколов Лева­ 1994г.р. Булгаков Игорь ­1995 г.р.       Педагогический эксперимент проводился на базе отделения гиревого  спорта ДЮСШ  п. Тюльган в 2009­2010 учебном году  под руководством30 тренера по гиревому спорту Ерохина Александра Викторовича.       Непосредственно учебно­тренировочный процесс во время эксперимента  происходил в зале атлетической гимнастики и гиревого спорта. Оборудование зала. 1. Набор гирь 16 кг, 24 кг, 32 кг;  Соответственно ­ 14 шт, 12шт, 4шт. Гантели разборные (4­30 кг) ­ 18 шт. Пояса штангиста ­ 5 шт. Скамьи для жима сидя, лежа ­ 5 шт. Перекладина ­ 1 шт. Брусья параллельные ­ 1 шт. Вертикальный блок ­ 1 шт. Стойка для приседания ­ 1 шт. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Скамья для тренировки бицепса ­ 1 шт. „   10.    Штанги с набором блинов до 160 кг ­4шт. 11. Штанги неразборные от 20 до 40 кг ­ 5 шт. 12. Специальные помосты ­ 2  шт. 13.Доски наклонные ­ 2 шт. 13. Маты гимнастические ­ 2 шт. Тренажеры для атлетической гимнастики­6шт. 14.   Программа эксперимента носила комплексный характер и имела своей  целью   доказать,   что   введение   в   тренировочный   процесс   дополнительных упражнений силового характера, непосредственно не входящих в арсенал  спортсмена­гиревика, будет способствовать, по нашему, мнению, более  гармоничному развитию силовых способностей, по сравнению со  специализированной тренировкой, направленной на достижения  максимального результата и где соответственно количество упражнений  ограничено небольшим числом. При этом тренировка с большим31 количеством упражнений силового характера не повлечет за собой снижения  результатов, а будет способствовать их повышению.                   Эксперимент  проводился по индивидуально­групповой  форме. В период с сентября по февраль проводился «эксперимент № 1», а с марта по август – «эксперимент № 2». План тренировок для  групп расписывался на месяц и не  менялся в течении шести месяцев. При этом количество повторений в  упражнениях гиревого двоеборья каждому спортсмену давалось  индивидуально, а в плане указывалось только минимально необходимое.  Количество используемых упражнений зависело от номера той или иной  группы    На протяжении всего учебного года раз в месяц проводилась проверка  уровня развития мышц кистей и предплечий у гиревиков на специальных  тренировочных занятиях, особое внимание обращалось на развитие  выносливости.  Измерялась максимальная сила кисти с помощью кистевого  динамометра, а также статическая выносливость кистей – при помощи  свободного виса на двух руках на горизонтальной перекладине ( 30 мм) – на  время (измерялось в секундах).         В «эксперименте № 1»:  ­представители I­ой экспериментальной группы во время тренировок не  выполняли никаких других упражнений на мышцы кистей и предплечий,  кроме соревновательных упражнений гиревого двоеборья (толчок двух гирь;  рывок гири одной рукой); ­ представители II­ой группы помимо соревновательных упражнений делали  ещё упражнения с гирями специально­вспомогательного характера (махи,  рывок двух гирь, жонглирование, хождение с гирями в опущенных руках );32 ­в III­ей группе, кроме всего вышеперечисленного, выполнялись также  динамические и изометрические упражнения со штангой;  ­представители IV­ой группы использовали в тренировках весь арсенал  упражнений, приведённый в  комплексе  упражнений применяемых  участниками эксперимента в учебно­тренировочных занятиях.          В «эксперименте № 2»  ­представители I­ой экспериментальной группы во время тренировок  выполняли упражнения для развития мышц кистей и предплечий во всех  режимах деятельности мышц (преодолевающий, уступающий, изометрический режимы); ­ представители II­ой группы выполняли на мышцы кистей и предплечий  только изометрические упражнения; ­ в III­ей и IV­ой группах выполнялись упражнения в уступающем и  преодолевающем режимах соответственно. Комплексы упражнений применяемые  участниками эксперимента в учебно­ тренировочных занятиях         I. Упражнения с гирями: I.1 Рывок гири (в классическом исполнении). I.2 Рывок двух гирь. (В каждой руке – по гире; в нижнем положении обе  гири находятся между ног; на протяжении всего упражнения – руки  параллельны друг другу). I.3 Махи с гирей, держа её двумя руками. (В нижнем положении гиря  находится между ног). Разновидности упражнения: после каждого маха  гиря  находится в верхней точке своей траектории, спортсмен перемещается на  один шаг вперёд (назад).33 I.4 Махи с гирей, держа её одной рукой. (В нижнем положении гиря  находится между ног). Разновидности упражнения: а) после каждого маха  (когда гиря находится в верхней точке своей траектории) спортсмен  перемещается на один шаг вперёд (назад); б) то же, но после каждого маха  (когда гиря находится в верхней точке своей траектории) производится   смена рук. I.5 Махи с гирями. (В каждой руке – по гире; в нижнем положении обе  гири находятся между ног; на протяжении всего упражнения – руки  параллельны друг другу). Разновидности упражнения: а) то же, но после  каждого маха (когда гири находятся в верхней точке своих траекторий)  спортсмен перемещается на один шаг вперёд (назад); г) то же, но гири после  каждого маха подбрасываются высоко вверх (дужкой – к спортсмену), с  последующей их ловлей. I.6 Жонглирование гирей (гирями). Для укрепления мышц кистей и  предплечий можно использовать практически все упражнения из арсенала  гиревиков­жонглёров. Для примера приведём некоторые из них: а) высокие  подбрасывания гири (гирь) (дужкой – к спортсмену); б) вращение гири перед  собой в плоскости, параллельной полу (дужка гири также параллельна полу);   в) вращение гири перед собой относительно оси, параллельной дужке гири  (гиря совершает обороты «на спортсмена» или «от спортсмена»);  г) жонглирование двумя гирями; д) жонглирование в парах, тройках,  четвёрках. I.7 Жим (или простое удержание) гири (гирь), поставленной «на попа».  I.8 Удержание гири (гирь) за дужку на раскрытой прямой ладони,  опершись предплечьем о жёсткую поверхность (лавка, собственное бедро).  Предплечье и ладонь, повёрнутая лицевой стороной вверх, – параллельны  полу.34 I.9 Подъём гири (гирь) за дужку вверх за счёт сгибания кисти в  лучезапястном суставе. Рука согнута в локте; предплечье опирается о  жёсткую поверхность (лавка, собственное бедро). Ладонь повёрнута лицевой  стороной вверх. Разновидности упражнения: а) то же, но со значительной  задержкой (6­60 секунд) гири в верхнем положении после выполнения  заданного количества повторений; б) то же, но ладонь повёрнута лицевой  стороной вниз. I.10 Вращение (внутрь и наружу) гирь в опущенных руках с быстрой  сменой направления вращения, которая сопровождается максимальным  усилием мышц кистей и предплечий, способствующим этой смене. I.11 Стояние с гирями в опущенных руках. Разновидности упражнения: а) перемещение (бег, ходьба, прыжки) по различного рода поверхностям (ровная  поверхность, лестница, пересечённая местность) с гирями в опущенных руках; б) то же, но с предварительно намыленными ладонями; в) стояние с гирями с  упором предплечьями в бёдра в небольшом приседе. I.12 Перекладывание установленной «на попа» на жёсткой поверхности  гири с боку на бок, держась за дужку гири сбоку. Дужка гири находится в  постоянном контакте с опорной поверхностью. Разновидность упражнения: то же, но с использованием предплечья другой руки в качестве ограничителя  движения гири во внутрь. II. Упражнения со штангой и гантелями: II.1 Подъём штанги вверх за счёт сгибания кистей в лучезапястных  суставах, держа штангу в опущенных прямых руках за спиной. Ладони  повёрнуты лицевой стороной назад. II.2 Удержание штанги на раскрытых прямых ладонях, опершись  предплечьями о жёсткую поверхность (лавка, собственное бедро). Предплечья и ладони, повёрнутые лицевой стороной вверх, – параллельны полу.35 II.3 Подъём штанги вверх за счёт сгибания кистей в лучезапястных  суставах. Руки согнуты в локтях; предплечья опираются о жёсткую  поверхность (лавка, собственное бедро). Ладони повёрнуты лицевой стороной  вверх. Разновидности упражнения: а) то же, но со значительной задержкой (6­ 60 секунд) штанги в верхнем положении после выполнения заданного  количества повторений; б) то же, но ладони повёрнуты лицевой стороной  вниз; в) то же, но ладони повёрнуты лицевой стороной друг к другу (при  использовании штанги специальной конструкции с поперечными вставками  внутри грифа). II.4 Вращение шаровой гантелью (гантелями) в разных направлениях,  взявшись за её конец. (Предплечье – параллельно полу). III. Упражнения с кистевым эспандером: III.1 Сжимание­разжимание кистевого эспандера «резиновое кольцо».  Разновидности упражнения: а) то же, но со значительной (6­60 секунд)  задержкой эспандера в сжатом положении; б) сжимание­разжимание  производится не всеми пальцами, а лишь двумя или тремя пальцами. III.2 Скручивание кистевого эспандера «резиновое кольцо». (В  скрученном состоянии эспандер должен выглядеть как цифра «8»). III.3 Сжимание теннисного мячика. IV. Упражнения на тренажёрных устройствах: IV.1 Раскачивание собственного тела за счёт сгибания кистей в пястно­ фаланговых суставах на качельной установке специальной конструкции.  Данная установка изначально предназначена для тренировки резкого  отталкивания у легкоатлетов­спринтеров и предусматривает навеску  дополнительного отягощения в виде железных блинов на специальный  стержень. Кисти рук обхватывают две горизонтальные перекладины, нижняя  из которых является подвижной (вращается в подшипниковых узлах) и  крепится к сиденью качелей. При обхвате обоих перекладин расстояние36 между точками соприкосновения верхней и нижней части кисти с этими  перекладинами постоянно меняется (при раскачивании), то есть кисти рук то  полностью раскрываются в пястно­фаланговых суставах (кожа на ладонях  натягивается), то с усилием сгибаются. Руки в локтевых суставах при  выполнении упражнения не должны слишком сильно сгибаться.  Разновидности упражнения: а) торможение собственного тела за счёт  сжимания кистей в момент, когда качели движутся вперёд­вверх; б) то же, но  с обратным хватом кистями (лицевой стороной ладоней – назад); в) то же, но  используя дополнительное отягощение (железные блины).  IV.2 Накручивание троса на кистеукрепителе. Кистеукрепитель  представляет собой устройство, состоящее из: горизонтальной трубы; двух  вертикальных стоек, приваренных с обоих концов к этой трубе; квадратной  опоры, приваренной к вертикальным стойкам; втулки с кольцом посередине.  К кольцу прикрепляется трос с отягощением (гиря, гантель, железный блин).  Втулка надета на горизонтальную трубу и свободно вращается относительно  неё. Упражнение выполняется путём накручивания на втулку троса за счёт  вращательного движения кистями рук, обхвативших втулку. Разновидности  упражнения: а) то же, но руки расположены лицевой стороной ладоней вверх;  б) то же, но с периодическими остановками (задержками движения на 6­60  секунд) во время накручивания троса. V. Упражнения на гимнастических снарядах: V.1 Вис на турнике (горизонтальной перекладине). Разновидности  упражнения: а) вис на нескольких пальцах; б) вис на одной руке; в) вис с  отягощением (гиря, гантеля и т.п.), закреплённым на поясе или на ногах  спортсмена; г) вис с раскачиваниями туловищем. V.2 Лазание по канату (по вертикально установленной трубе) или по  рукоходу. VI. Упражнения с самосопротивлением:37 VI.1 Сжимание в кулак пальцев обеих рук, преодолевая сопротивление  противоположной руки, сцепив руки крайними фалангами пальцев. Лицевая  сторона ладони одной руки направлена вверх, другой руки – вниз. Руки  находятся перед грудью спортсмена. VI.2 Поочерёдное сгибание пальцев обеих рук в пястно­фаланговых  суставах, преодолевая адекватное сопротивление противоположной руки.  Руки соприкасаются лицевыми сторонами ладоней. Пясти обеих ладоней при  выполнении упражнения остаются в вертикальном положении (перед грудью). VII. Упражнения с сопротивлением партнёра: VII.1 Максимально возможное пожимание руки партнёра, с адекватным  сопротивлением с его стороны. VII.2 Перетягивание каната или палки в различных модификациях. VIII. Упражнения с использованием подручных средств и веса  собственного тела: VIII.1 Волевое напряжение мышц кистей и предплечий путём  максимально возможного сжатия заведомо несжимаемого предмета (дужка  гири, жердь гимнастических брусьев, любой подходящий предмет) и задержки в таком положении на некоторое время. Разновидности упражнения: а) то же,  но с дополнительными скручивающими движениями рук в противоположные  стороны; б) сжатие производится не всеми пальцами, а лишь несколькими. VIII.2 Удержание стула на вытянутой руке, держась за его ножки,  спинку, сиденье. (Рука во время выполнения упражнения должна быть  параллельна полу). VIII.3 Отжимание на пальцах в положении «упор лёжа». Разновидности  упражнения: а) то же, но отжимания делаются на одной руке; б) отжимания с  использованием 2­4 пальцев на каждой руке. Рекомендации по выполнению предлагаемых упражнений.38      Гиревой спорт по своей сущности является спортом, где главную роль  играет силовая выносливость, то и все применяемые в тренировках  упражнения должны преследовать цель воспитания именно этого качества.  Для его выработки надо совершать многократные повторения используемых  движений, причём в нескольких подходах. Таким образом, для динамических  упражнений  рекомендуется выполнять 2­5 подходов с количеством  повторений 10­20 раз. Вес отягощения или сила сопротивления подбираются  индивидуально, в зависимости от личного веса гиревика, его возраста, степени физического развития, уровня спортивного мастерства, периода (цикла)  тренировок.       Среди прочих упражнений можно встретить рывок гири в различных  модификациях. Давать какие­то чёткие рекомендации относительно  количества рывков и количества подходов в этом упражнении здесь не имеет  смысла, так как нагрузка в этом соревновательном упражнении определяется  направленностью периода (цикла) тренировок, а также педагогической  направленностью конкретной тренировки. То же самое касается  всевозможных махов с гирей и жонглирования, где нагрузка также может  существенно меняться в зависимости от периода и целей тренировок.     Вис на турнике и стояние с гирями выполняются в 2­5 подходов:  или  по 1­ 2 минуты напряжения мышц, либо до полного утомления кистей и предплечий в каждом подходе, в зависимости от самочувствия спортсмена и задач  тренировки. Данные упражнения являются хорошими тестовыми  упражнениями для новичков. По продолжительности виса или стояния с  гирями можно чётко судить о статической выносливости мышц кистей и  предплечий. Так, продолжительность виса на турнике 2­3 минуты является одним из самых основных специальных упражнений в тренировках гиревиков,  начиная от спортсменов I­го юношеского разряда и кончая заслуженными  мастерами спорта.39       Отдых между подходами (во всех упражнениях) является критерием,  определяющим интенсивность нагрузки; в зависимости от периода  тренировок, задач конкретной тренировки, самочувствия и функциональной  готовности спортсмена он может составлять от 20 секунд и вплоть до полного восстановления работоспособности мышц.      При выполнении рекомендуемых упражнений не следует «зацикливаться»  на каком­то одном из них, так как это может привести не только к  физическому переутомлению, но и к эмоционально­психическому. Лучший  вариант: сочетание семи­девяти упражнений, которые выполняются в разные  тренировочные дни, причём избранный комплекс должен включать в себя как  динамические, так и изометрические упражнения.     В конце каждого мезоцикла (30­40 дней) для укрепления мышц кистей и  предплечий можно применять комплексы упражнений, где после одного  упражнения сразу следует другое (без перерыва на отдых), причём каждое  выполняется «до предела». Состоять такой комплекс может из четырёх­ восьми упражнений. Полное выполнение комплекса (то есть выполнение всех  упражнений по одному подходу «до предела» без перерыва для отдыха при  переходе от одного к другому) ­ условно «суперподход». Существенное  утомление мышц кистей и предплечий наступает уже после однократного  выполнения такого «суперподхода», не говоря уже о двух­ или трёхкратных  повторениях. Пример «суперподхода» (даны номера и последовательность  упражнений):  V.1 Вис на турнике (горизонтальной перекладине)+ I.11  Стояние с гирями в опущенных руках  + VIII.1 Волевое напряжение мышц  кистей и предплечий путём максимально возможного сжатия заведомо  несжимаемого предмета (дужка гири, жердь гимнастических брусьев, любой  подходящий предмет) и задержки в таком положении на некоторое время+  II.3 Подъём штанги вверх за счёт сгибания кистей в лучезапястных суставах  + III.1 Сжимание­разжимание кистевого эспандера «резиновое кольцо».40       Во время выполнения приведённых упражнений не следует надолго  задерживать дыхание. Особенно это касается изометрических упражнений.  При длительном статическом напряжении надо стараться неглубоко и часто  дышать. Задержка дыхания более, чем на 15 секунд, при чрезмерном  натуживании может негативно отразиться на кровеносных сосудах головного  мозга и сердца. При выполнении рекомендуемых упражнений необходимо учитывать  их  технические особенности и нюансы, а также соблюдать  меры  предосторожности и безопасности.41 Выводы     По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы: 1. Анализ литературных источников позволил выявить явные «пробелы» в  методическом обеспечении тренировочного процесса гиревиков. 2. Итогом работы стало формирование стройной системы методических  рекомендаций и упражнений для тренировки мышц кистей и предплечий в  гиревом спорте. 3. В результате проведённых педагогических экспериментов была доказана  эффективность предлагаемых упражнений для воспитания силовой  выносливости  и  развития мышц кистей и предплечий у гиревиков. 4. Проделанная работа показала необходимость внедрения полученных  результатов в тренировочный процесс гиревиков.42 Библиография:        1. Алексеев И. Мои гантели – костыли свинцовые: дневник Ильи  Алексеева // Спортивная жизнь России. – 1993. – № 11­12. – С. 27­29; 1994. –  № 1. – С. 9­11. 2. Ануров Л.В. Гиревое жонглирование на начальном этапе занятий  гиревым спортом // Пути развития инновационных спортивно­ оздоровительных программ в сфере досуга детей и молодёжи: Сборник тез.  конф. – М.: Советский спорт, 2000. – С. 39­40. 3. Архангородский В.С. Гиревой спорт. – К.: Здоров’я, 1980. – 52 с. 4. Балакшин В.Н., Моренченко С.В. Физическое воспитание: Учеб.  пособие по атлетической гимнастике и гиревому спорту для студентов всех  специальностей. – Саратов: Изд­во Саратовск. гос. техн. ун­та, 2001. – 66 с. 5. Богатырские забавы // Спорт в школе. – 1997. – № 4. – С. 14­15. 6. Борисевич С.А. Построение тренировочного процесса спортсменов­ гиревиков высокой квалификации: Автореф. дис…канд. пед. наук. – Омск:  СибГАФК, 2003. – 22 с. 7. Бурмистров А.П., Ромашин Ю.А. Тренировка силы и силовой  выносливости. Методика подготовки военнослужащих в упражнении с  гирями. – М.: Воениздат, 1989. – 84 с. 8. Бухаров А.В. Гиревой спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1939. – 129 с. 9. Бюллетень / СОА. № 7. – Омск, 1999. – 81 с. 10. Вальков Л. Гири противоречий на ногах у гиревого спорта //  Спортивная жизнь России. – 1999. – № 5. – С. 24­25.43 11. Виноградов Г.П. Сравнительная характеристика упражнений с  отягощениями для тренировки рекреационной направленности // Актуальные  проблемы физической культуры: Материалы регион. научн.­практ. конф. –  Ростов­на­Дону: [б. и.], 1995. – Т. 6, Ч. 1. – С. 27­33. 12. Воропаев В.И. Адаптационно­кумулятивный эффект различных  методических приёмов тренировки гиревика // Актуальные проблемы  физической культуры: Материалы регион. научн.­практ. конф. – Ростов­на­ Дону: [б. и.], 1995. – Т. 6, Ч. 2. – С. 119­120. 13. Воропаев В.И. Гиревой спорт. Программа для ДЮСШ, секций  коллективов физической культуры и спортивных клубов: Учебно­ методическое пособие. – Воронеж: Изд­во ВГАУ, 2000. – 22 с. 14. Воропаев В.И. Эффективность различных методических приёмов в  тренировке гиревика: Автореф. дис… канд. пед. наук в виде научн. докл. –  Малаховка: МГАФК, 1997. – 27 с. 15. Воротынцев А.И. Гиревой спорт: методика обучения технике  классических упражнений. – Липецк: МФГС, 2003. – 26 с. 16. Воротынцев А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых. – М.: Советский  спорт, 2002. – 272 с. 17. Воротынцев А.И. Остановить «катастрофу»: надо ли заниматься  упражнениями с гирями на уроках физической культуры и секционных  занятиях в школе // Гиревой спорт и силовые шоу­программы. – 1992. – № 1. – С. 45­49. 18. Воротынцев А.И. Чудо­богатыри // Спорт в школе. – 1995. – № 5. – С. 2. 19. Гаккеншмидт Г. Путь к силе и здоровью: Система физического  развития (1911 год, Москва) / Подгот. Ю. Шапошников // Спортивная жизнь  России. – 1997. – № 11. – С. 19­20.44 20. Гиревой спорт / Авт.­сост.: А.М. Горбов. – М.: АСТ; Донецк:  Сталкер, 2005. – 191 с. 21. Гиревой спорт: техника упражнений. Вып. 1. Метод. указания. [Сост.:  В.Ф. Васильев]. – Новосибирск: Изд­во НГУ, 1995. – 16 с. 22. Гиревой спорт: методика тренировки. Вып. 2. Метод. указания.  [Сост.: В.Ф. Васильев]. – Новосибирск: Изд­во НГУ, 1995. – 21 с. 23. Гиревой спорт: Метод. рекомендации по организации и проведению  учебно­тренировочных занятий и соревнований в вузе. [Сост.: В.С.  Попроцкий]. – Могилёв: Изд­во ММИ, 1998. – 28 с. 24. Гиревой спорт: педагогические основы тренировки гиревиков. [Сост.:  И.И. Сероклинов]. – М.: Изд­во Моск. с.­х. акад. им. К.А. Тимирязева, 1996. – 32 с. 25. Гиревой спорт: Программа для секций коллективов физ. культуры и  спорт. клубов / Ком. по физ. культуре и спорту при Совете Министров  РСФСР. – М.: [б. и.], 1985. – 33 с. 26. Гиревой спорт. Справочники 1998­2004 гг. 27. Гомонов В.Н. Индивидуализация технической и физической  подготовки спортсменов­гиревиков различной квалификации: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Смоленск: СГИФК, 2000. – 26 с. 28. Гомонов В.Н. Методика организации учебно­тренировочного  процесса. Информационный материал № 1. – Липецк: МФГС, 2003. – 26 с. 29. Горбунов В. Богатырям России // Спортивная жизнь России. – 1990. –  № 7. – С. 16­17. 30. Дворкин Л.С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм,  пауэрлифтинг, гиревой спорт. – Ростов­на­Дону: Феникс, 2001. – 384 с.45 31. Дуганов Ю.В., Зайцев В.Б., Верхошанский Ю.В. Тяжёлая атлетика и  методика преподавания: Учеб. для пед. фак. ин­тов физ. культуры / Ред.: А.С. Медведев. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 110 с. 32. Жирнов А.Н. Гиревой спорт: Методическое пособие. – Тамбов: Изд­ во ТВАИИ, 2003. – 74 с. 33. Зайцев Ю.М., Иванов Ю.И., Петров В.К. Занимайтесь гиревым  спортом. – М.: Советский спорт, 1991. – 46 с. 34. Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической  подготовки. (Методические основы развития физических качеств) / Под общ.  ред. А.В. Карасёва. – М.: Лептос, 1994. – 368 с. 35. Зубов А.З. Гиревой спорт как универсальное средство гармоничного  развития личности (из опыта работы) // Физическая культура и спорт XXI  века: Тезисы V­ой регион. научн.­практ. конф. – Красноярск: [б. и.], 2002. – С. 38. 36. Иванов Д.И. Путь к силе. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 64 с. 37. Иванов Ю.И., Михайлова Э.И. Домашний стадион (справочник). – М.:  Московская правда, 1989. – 96 с. 38. Ингушев Ч.Х. Технология тренировки спортсменов в условиях  адаптированной к гиревому спорту машины управляющего воздействия:  Автореф. дис… канд. пед. наук. – Нальчик: КБГУ им. Х.М. Бербекова, 2002.  – 28 с. 39. Кадиров Н.Н., Абдуллин М.Г. Учебная программа по гиревому  спорту. – Уфа: Изд­во БИРО, 2002. – 23 с. 40. Как стать богатырём: Метод. рекомендации по массовому внедрению  занятий атлетич. гимнастикой и гиревым спортом / Всесоюзн. совет ДФСО  профсоюзов, метод. кабинет по произв. физкультуре и комплексу ГТО. – М.:  [б. и.], 1987. – 24 с.46 41. Культуризм для всех. – М.: МГП Полисет; ВО Совэкспорткнига,  1991. – 140 с. 42. Лавров В.В. Русская сила. Шапошников Ю.В. Секреты атлетизма. –  М.: Молодая гвардия, 1990. – 334 с. 43. Лаптев Г.И. Прикладная физическая подготовка. Наш опыт //  Физическая культура в школе. – 1999. – № 5. – С. 89­93. 44. Литвинович С.М., Флерко А.Н., Телеш В.Е. Современные методы  тренировки мышц кистей и предплечий в гиревом спорте // Научное  обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки  кадров по физической культуре и спорту: Материалы 7­ой междунар. научн.  сес. БГУФК и НИИФКиС РБ по итогам научн.­исслед. работы за 2003 г. –  Мн.: Изд­во БГУФК, 2004. – С. 89­90. 45. Максимов М. Богатырям России // Спортивная жизнь России. – 1990.  – № 3. – С. 17­18; № 10. – С. 13­14; № 12. – С. 14. 46. Миронов В.В., Сидоров А.А., Коробкин В.Д. Рекомендации по  проведению силовой тренировки военнослужащих в спортивных уголках  подразделений воинской части. – Л.: Изд­во ВДКИФК, 1987. – 114 с. 47. Мороз Р.П. Развивайте силу. – М.: Физкультура и спорт, 1957. – 79 с. 48. Носов Г.В. Гиревой спорт: Учеб. пособие. – Смоленск: Изд­во  СГИФК, 1998. – 56 с. 49. Пальцев В.М. Гиревой спорт в вузе. – Екатеринбург: [б. и.], 1994. –  148 с. 50. Пальцев В.М. Совершенствование подготовки гиревиков на этапе  начальной спортивной специализации: Автореф. дис… канд. пед. наук. –  Омск: Изд­во ОГИФК, 1994. – 19 с. 51. Петров В. Богатырские забавы // Спорт в школе. – 1997. – № 16. – С.  14­15; № 18. – С. 14­15.47 52. Петров В.К. Богатырские забавы. Переверзин И.И. Какой вид спорта  выбрать. – М.: Знание, 1992. – 121 с. 53. Петров В. Богатырям России: [Упражнения для занятий гиревым  спортом] // Спортивная жизнь России. – 1988. – № 12. – С. 39. 54. Пилипко В.Ф. Значение ведущих факторов в становлении  специальной физической подготовленности гиревиков высокой квалификации // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – Харьков:  ХГАДИ (ХХПИ). – 2004. – № 5. – С. 34­38. 55. Пилипко В.Ф. Факторы, определяющие достижение спортивного  результата в гиревом спорте // Физическое воспитание студентов творческих  специальностей. – Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). – 2003. – № 2. – С. 16­23. 56. Пилипко В.Ф., Клименко А.И., Трубицына О.В. Адаптационные  проявления у спортсменов­гиревиков при развитии физических качеств силы  и выносливости // Физическое воспитание студентов творческих  специальностей. – Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). – 2002. – № 7. – С. 14­18. 57. Поляков В.А., Воропаев В.И. Гиревой спорт: Метод. пособие. – М.:  Физкультура и спорт, 1988. – 80 с. 58. Пономарёв С. Жонглирование по Анурову // Спортивная жизнь  России. – 1996. – № 12. – С. 6­7. 59. Пономарёв С., Чернышов Г., Рябченко А. Гиря для начинающих //  Спортивная жизнь России. – 1998. – № 3. – С. 22­23; № 5­6. – С. 34; № 7. – С.  22; № 9. – С. 23; № 12. – С. 20; 1999. – № 4. – С. 25; № 6. – С. 25; № 7. – С. 23; № 8­9. – С. 23; 2000. – № 1. – С. 2; № 2. – С. 21; № 3. – С. 16; № 4. – С. 16. 60. Пустовойт Б.Г. Упражнения с гантелями, амортизатором, гирями,  штангой. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 104 с. 61. Рассказов В.С. Богатырям России // Спортивная жизнь России. –  1992. – № 3. – С. 15­16.48 62. Ромашин Ю.А. Гиревой спорт. Техника, методика обучения,  тренировки и планирование // Гиревой спорт и силовые шоу­программы. –  1992. – № 1. – С. 3­44. 63. Ромашин Ю.А., Хайруллин Р.А., Горшенин А.П. Гиревой спорт:  Учеб.­метод. пособие. – Казань: [б. и.], 1998. – 66 с. 64. Сборник научных трудов молодых учёных / СГИФК. Вып. 7 / Ред.:  Е.Е. Ермакова. – Смоленск: Изд­во СГИФК, 2000. – 66 с. 65. Силовая аэробика: сделано в России / Подгот. И. Борисова //  Физкультура и спорт. – 1999. – № 12. – С. 26. 66. Симень В.П. Пути повышения эффективности технической  подготовки гиревика: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Омск: ЧГПУ им И.Я.  Яковлева, 2003. – 21 с. 67. Солоневич И.Л. Гиревой спорт. – М.: ВЦСПС, 1928. – 90 с. 68. Степанов Т.И., Флеровский Е.А. Ты можешь стать сильным. – М.:  Физкультура и спорт, 1963. – 168 с. 69. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польского. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 412 с. 70. Теория и методика тяжёлой атлетики, атлетической гимнастики и  гиревого спорта: Прогр. для фак. базовой подготовки ин­тов физ. культуры. –  М.: [б. и.], 1991. – 51 с. 71. Тихонов В.Ф. Формирование рациональных двигательных действий у  спортсменов­гиревиков на начальном этапе подготовки: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Хабаровск: ДвГАФК, 2003. – 24 с. 72. Ткачёв В.В. Основы техники, терминология и классификация  упражнений, применяемых в тренировочном процессе в тяжёлой атлетике,  пауэрлифтинге и гиревом спорте: Учеб. пособие. – Хабаровск: Изд­во  ДвГАФК, 2004. – 33 с.49 73. Третьяков И.И. Гиревое двоеборье. – М.: [б. и.], 1985. – 50 с. 74. Упражнения с гирями: В вашу картотеку // Физическая культура в  школе. – 1998. – № 1. – С. 43­45. 75. Учебно­методическое пособие по гиревому спорту. [Сост.: Р.Д.  Хуснутдинов, Н.Н. Кадиров]. – Уфа: Изд­во Уфим. гос. нефт. техн. ун­та,  2000. – 32 с. 76. Черкесов Ю.Т., Эбзеев М.М., Ингушев Ч.Х., Эрикенов С.М.,  Мусакаев В.М. Структура рывка гири и особенности проявления  биомеханических характеристик // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 11. – С. 49­51. 77. Шапошников Ю. Гири – русская игра // Спортивная жизнь России. –  1997. – № 10. – С. 22­23. 78. Шапошников Ю. Развивайте силу: [Упражнения с гирями] // Наука и  жизнь. – 1990. – № 4. – С. 142­143. 79. Шапошников Ю. Силовые трюки // Физкультура и спорт. – 1989. – №  4. – С. 33­35. 80. Шикунов А.Н. Гиревой спорт как альтернатива традиционным  физкультурно­спортивным методикам охраны здоровья обучающихся //  Проблемы федерально­региональной политики в науке и образовании:  Материалы всеросс. научн.­практ. конф. (заочной). – Тамбов: Изд­во ТГУ им.  Г.Р. Державина, 2003. – С. 136­138. 81. Шикунов А.Н. Коррекция отклонений в физическом и психическом  развитии у юношей при помощи занятия гиревым спортом в системе  дополнительного образования // Социализация детей, подростков и молодёжи  с проблемами в развитии в системе дополнительного образования: Материалы межрегион. научн.­практ. конф. – Тамбов: Изд­во ТГТУ, 2003. – С. 111­112.50 82. Шикунов А.Н., Кузьмин А.А. Методы тренировки мышц кистей и  предплечий в гиревом спорте: Методическое пособие. – Тамбов: [б. и.], 2003.  – 24 с. 83. Щербина Ю.В. Гирь восхитительный полёт. – К.: [б. и.], 1998. – 105 с. 84. Ягодин В.В. Основы теории гиревого спорта: Учеб. пособие для  вузов. – Екатеринбург: Изд­во УрГПУ, 1996. – 218 с.