Особенности применения нетрадиционных техник в живописи «по мокрому» с детьми 10-12 лет
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
Взрослым
05.03.2018
Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Умение мыслить в системе этих образов и характеризует пространственное мышление. В пространственном мышлении проявляются основные характерные черты образного мышления, такие как: динамизм, перекодирование образов, оперирование ими в целях создания новых.материал для семинара
Особенности применения нетрадиционных техник в живописи.docx
Особенности применения нетрадиционных техник в живописи
«по мокрому» с детьми 1012 лет
Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли
не самым интересным видом творческой деятельности. Рисуя, ребенок
развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование
мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети
логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру
того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии
окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения,
мышления. Умение мыслить в системе этих образов и характеризует
пространственное мышление. В пространственном мышлении проявляются
основные характерные черты образного мышления, такие как: динамизм,
перекодирование образов, оперирование ими в целях создания новых.
нестандартное,
Для развития творческих способностей необходимо использовать новое,
интересное,
это способствует развитию у детей
познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний.
Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает
искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно,
результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную
деятельность школьников по овладению знаниями.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного
искусства можно использовать следующие методы обучения:
Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею –
открытие.
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся,
помогает найти верное решение из всех возможных.
Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно
активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре
возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.
Метод диалогичности.
Учитель и ученик – собеседники.
Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках
необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной
и той же задачи.
Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность
пространств: игрового, учебного, культурного, художественнотворческого,
где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам
выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.
Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам
изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ
учащихся – урокивернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда. Одной из основных
задач школы является задача формирования у учащихся творческого и
познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет
выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа
благодатной почвы для развития личности в целом.
Для решения этих задач предусмотрены нестандартные решения проведения
уроков:
Урокипознания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями,
терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
Урокиконкурсы «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой
соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен
материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать,
строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться
с заданиями.
Урокитесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех
пяти предложенных вариантов.
Урок – прогулка/путешествие.
Урок – панорама.
Урок – репортаж с выставки
Урок – викторина.
На уроках ИЗОдля развития творческих способностей сегодня не обойтись
без компьютера.
Применение компьютеров на уроке ИЗО создает эмоциональный настрой, это,
в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного
творчества.
Использование различных форм и приемов работы на уроке изобразительного
искусства позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс
Формы обучения:
1) обращаюсь к мотивирующему обучению, которое базируется на
совместной деятельности педагога и учащихся;
2) использовать схему к сценарию уроков: "прочувствовать осознать
выявить свое отношение";
3) активный творческий поиск (педагога и учащихся) основа процесса
обучения на уроках;
4)дифференцированный подход;
При проведении уроков изобразительного искусства в среднем и старшем
звене необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе:
1) От знаний к творчеству – основной метод обучения.
2) Обеспечение последовательности творческого процесса.
композиционной и изобразительной.
3)Требование обязательной грамотности исполнения работы – 4) Стимулирование работы в участии в конкурсах, в целях поощрения
оригинальности замысла и повышения качества исполнения.
5) Стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности,
неординарности, как замысла, так и исполнения.
6) Формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений,
развитие образного мышления.
7) Требование завершенности, аккуратности и привлекательности, проявления
художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее характера.
8) Обеспечение соответствия выбранного художественного материала
замыслу.
9) Создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности,
привлекательности работы в школе, праздника творчества за счет смены
характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы, когда
маленькие зарисовки сменяются большими работами.
10) Стимулирование проявления индивидуальности, самостоятельности,
несмотря на равный шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна техника
исполнения.
11) Обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения
защитить и объяснить свой замысел.
Умелая организация урока учителем приводит к положительному результату.
От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования, зависит
качество творческой работы ученика.
Формой проведения занятий по программе является урок.
Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:
сотворчество учителя и ученика;
диалогичность;
четкость поставленных задач и вариативность их решения;
освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск
личностно значимых смыслов. Основные принципы составления
технологической карты урока1
Технологическая карта
это новый вид методической продукции,
обеспечивающей эффективное и качественное преподавание ученых курсов в
школе и возможность достижения качественных результатов основных
образовательных программ на ступенях начального и основного образования в
соответствии с ФГОС второго поколения.
Технологическая карта – это технологическая документация в виде карты,
листка,
обработки,
производства определенного вида продукции, производственных операций,
применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
содержащего описание процесса изготовления,
1Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб.пособие. При составлении технологической карты мы структурируем урок по
следующим параметрам:
1. Название этапа работы
2. Цели этапа урока
3.Содержание этапа
4. Деятельность учителя
5. Деятельность учащихся
6. Формы работы
7. Выбор форм работы
а) индивидуальная
б) фронтальная
в) парная
г) групповая
7. Разработка деятельности учителя и ученик
Структура типов уроков по ФГОС
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок
закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных
знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные
задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний,
навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения
поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному
материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности
у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности
должны соответствовать программе и быть посильными для каждого
ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками
сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля
формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение
типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и
совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные,
групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)2
Одна из форм поощрения, которую можно использовать – это участие в
школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для
родителей, на праздники и т.д.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть
и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках
работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей,
применяются в оформлении школы.
Искусство это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным
ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает
представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу.
Творчество это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний,
умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность
человека.
Признаком высокого мастерства учителя является умение правильно и
результативно организовать и проводить учебный процесс, в совершенстве
владеть современными методами и технологиями преподавания, обладать
широким кругозором, способностью саморазвиваться и совершенствоваться.
Общепризнано, что творческую личность может воспитать только творческая
личность. В реальной жизни нетрудно заметить, что чем выше способность к
творческой самореализации самого учителя, тем выше творческий потенциал
его учеников.
способность делать учебный материал доступным;
творчество в работе;
2https://infourok.ru/ Технологические карты по ИЗО педагогическиволевое влияние на учащихся;
способность организовать коллектив учащихся;
интерес и любовь к детям;
содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
педагогический такт;
способность связать учебный предмет с жизнью;
наблюдательность;
педагогическая требовательность3.
На занятиях изобразительным искусством, где в основном идет практическая
работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении
невозможно. Поэтому учителю изобразительного искусства надо постоянно
приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работе. Этого
можно добиться самыми различными методами.
Очень важно учитывать возрастные особенности учащихся в подростковом
периоде.
В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в
познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их
деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику
требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на
замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их
настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний,
приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
Учителя и родители должны знать, что все эти особенности объективны, и они
быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если взрослые
найдут целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.
Известно, что пубертат – это период резкого ускорения физического развития
и полового созревания и, что он составляет лишь часть внутри подросткового
возраста.
Поэтому нередко можно видеть одновременное присутствие у подростка
ненависти к себе и окружающему миру, что заставляет его чувствовать себя
одиноким, чужим и непонятым окружающими людьми. Ребенок на этой
стадии наиболее чувствителен квосприятия негативного, отрицательного, что
побуждает его либо к агрессивной самозащите, либо пассивной меланхолии.
Результатом этого становится снижение работоспособности, изоляция или
активное враждебное отношение к окружающим. Окончание негативной фазы
совпадает с завершением телесного созревания.
Позитивная фаза начинается с того, что подросток становится восприимчив к
позитивным аспектам окружения. Перед ними открываются источники
радости, среди которых на первом месте «переживание природы». При
благоприятных условиях развития такими источниками радости могут стать
искусство и наука.
3Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб.пособие. Коротко остановимся на тех психологических особенностях школьника 1012
лет, которые в лучшем случае игнорируются при построении образовательной
среды, а в худшем – служат почвой для возникновения конфликтов между
учителями учениками.
«Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью,
особая форма самосознания, возникающая в переходный период и
определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство
взрослости» проявляется в потребности равноправия, уважения и
самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со
стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность
этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса.
Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего
будущего. Результат действия становиться второстепенным, на первый план
выступает собственный авторский замысел («нам рыба не важна, важен сам
процесс»). Если мы контролируем только качество «продуктов» учебной
работы школьников и не находим места для оценки детского творчества,
инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою
актуальность и привлекательность.
Стремление экспериментировать, используя свои возможности, едва ли
не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не
предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то
оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме – в
экспериментах со своей внешностью.
Кроме того для детей этого возраста вполне естественной и нормальной
является частая смена интересов, «метания» из стороны в сторону.
«Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота...». Такое
непостоянство, нередко расцениваемое родителями и учителями как
легкомыслие и поверхностность, в действительности очень желательно, так
как дает детям реальный опыт деятельности в самых разных областях и
направлениях науки, искусства, знания.
Чем полноценнее пройдет этот период первичных, еще не очень серьезных
увлечений, тем больше вероятность того, что интересы, которые возникнут и
сохранятся по достижении старшего подросткового возраста, будут
осмысленными и глубокими.
человеческой деятельности:
научной,
Творчество высшая форма активности,
самостоятельности,
способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой
сфере
художественной,
производственнотехнической, хозяйственной. В этом возрасте дети
обнаруживают особую расположенность к совместным действиям. Одним из
важных средств, активизирующих учебный процесс, является побуждение
познавательной потребности. Познавательная потребность занимает важное
место в общем психологическом развитии личности, и особенно ее мотивационнопотребностной сферы. Выделяют два уровня познавательных
потребностей у учащихся 10 – 12 лет.
1) Любознательность (характерна для учащихся 5 – 7классов).
2)Целенаправленная познавательная деятельность (чаще всего наблюдается у
учащихся 1011 классов)4.
Ребенок, как и взрослый человек, стремится к самовыражению и
самореализации своих способностей, но не каждый способен самостоятельно
открыть дорогу к созиданию и развивать эти способности, совершенствовать
их. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в
современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы
стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный
выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому для своевременного
выявления и дальнейшего плодотворного развития детского творчества,
целостного развития творческой личности ребенка нужны благоприятные
условия и поддержка взрослых.
Именно такие проблемы на этом этапе развития мы можем решить на уроках
изобразительного искусства, используя примеры, применяя упражнения, с
помощью которых раскрывается и развивается творческий потенциал
учащихся.Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей
детей является искусство, художественная деятельность. Сами по себе
художественные способности не могут быть врождёнными. Врождёнными
могут быть только задатки. От задатков к способностям в этом и состоит
путь развития личности. Рисование является едва ли не самым интересным
видом творческой деятельности. Рисуя, ребенок развивает себя как
физически, так и умственно, так как функционирование мелкой моторики
напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее
рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что
и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей
действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.
4Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие для студентов вузов.
Особенности применения нетрадиционных техник в живописи «по мокрому» с детьми 10-12 лет
Особенности применения нетрадиционных техник в живописи «по мокрому» с детьми 10-12 лет
Особенности применения нетрадиционных техник в живописи «по мокрому» с детьми 10-12 лет
Особенности применения нетрадиционных техник в живописи «по мокрому» с детьми 10-12 лет
Особенности применения нетрадиционных техник в живописи «по мокрому» с детьми 10-12 лет
Особенности применения нетрадиционных техник в живописи «по мокрому» с детьми 10-12 лет
Особенности применения нетрадиционных техник в живописи «по мокрому» с детьми 10-12 лет
Особенности применения нетрадиционных техник в живописи «по мокрому» с детьми 10-12 лет
Особенности применения нетрадиционных техник в живописи «по мокрому» с детьми 10-12 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.