Особенности проведения урока математики в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.7

Особенности проведения урока математики в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
математика
Взрослым
31.03.2017
Особенности проведения урока математики в условиях реализации ФГОС
Применение современных образовательных технологий. Основным фактором, преобразующим нашу жизнь, является информация, и все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Т.е. у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.использование современных образовательных технологий.
Особенности проведения урока математики в условиях реализации ФГОС.docx

Дацюк Т.Н.

ГБОУ СОШ №17 г. Сызрани,

учитель математики

 

Особенности проведения урока математики

в условиях реализации ФГОС

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

 мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

«Нужно, чтобы дети по возможности

учились самостоятельно, а учитель

 руководил этим самостоятельным

процессом и давал для него материал»

К.Д. Ушинский

Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения показывают, что существующее образование уже не удовлетворяет запросам общества. Поэтому возникла объективная причина  появления  новых требований к образованию, т.к. уже оно не в полной мере готовит молодое поколение к качественной современной  жизни и успешной работе. Сегодня основным фактором,   преобразующим нашу жизнь,  является информация, и все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения. Т.е. у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

 Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. У современных детей резко возросла информированность; они относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу; отмечается ограниченность общения со сверстниками.

Мы все понимаем, что необходимо применять активные формы познания, создавать условия для развития рефлексии, соотносить результат своей деятельности с поставленной целью и т.д. Безусловно, объективно существуют различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а так же в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Поэтому никто не отменяет дифференцированного обучения и не отрицает положительный опыт работы каждого педагога. Я, например, долгое время занималась  вопросами определения уровней обученности, и  в этом мне очень помогла в работе технологии дифференцированного обучения П.И. Третьякова.

 И все же, мне, как и большинству педагогов, пришлось переосмыслить свой педагогический опыт, и искать ответ на непростой вопрос: «Как  обучать детей в новых условиях»? Как сделать так, чтобы школа стала  не столько источником информации, сколько бы учила учиться; а учитель стал бы  не проводником  знаний, а личностью, обучающей  способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет? Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

В своей работе на уроках математики  я использую  технологии дифференцированного обучения,  личностно-ориентированного обучения,  технологии деятельностного усвоения знаний и т.д.

Поэтому нельзя утверждать, что только теперь, в соответствии с новыми стандартами, мы стремимся  усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – необходимая подготовка к жизни.

Основной формой организации учебного процесса был и  остаётся урок. Принципы управления учебным процессом те же: планирование, организация, реализация и контроль, коррекция, анализ.

На протяжении многих лет у меня выработались определённые правила, которые стараюсь  соблюдать постоянно:

- в класс входить только с хорошим настроением;

- никогда не сравнивать детей друг с другом;

- в процессе деятельности ребёнка сравнивать  его только с самим собой, чтобы он знал зону своего развития;

- поощрять даже незначительный его успех;

- мотивировать на изучение предмета, поддерживать интерес к изучаемому.

Так  что же изменилось в организации  урока современного типа в деятельности учителя и учащихся. Мы с этим тоже уже знакомы. И понимаем, что  различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь должен стать главным деятелем.

Слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

- хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;

- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- вывод делают сами учащиеся;

- максимум творчества и сотворчества;

- времясбережение и здоровьесбережение;

- в центре внимания урока - дети;

- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

- умение демонстрировать методическое искусство учителя;

- планирование обратной связи;

-урок должен быть добрым.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете  ФГОС?  Качество любого урока в значительной мере определяется тща­тельностью подготовки к нему учителя. Прежде всего, необходимо рассмотреть  этапы конструирования урока. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом.

1-й этап — изучение учебной программы. При этом особое внима­ние обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой. Изучая содержание конкретной учебной темы, мы уясняем ло­гическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а так­же с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изу­чения учебного материала. Ведь цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.

2-й этап — изучение методической литературы.

3-й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике. Особенно большое внимание уделяется отбору  учебного материала для самостоятельного изу­чения.

4-й этап — подготовка имеющихся средств обучения согласно  теме урока.

5-й этап разработка плана урока. План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока.

 При планировании урока  приходится помнить, что:

- тема урока формулируется  самими  обучающимися (после небольшой беседы, обсуждения ранее пройденного);

- цели и задачи формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания;

-планирование способов достижения намеченной цели должно быть намечено самими учащимися.

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется  групповой метод, работа в парах, индивидуальная работа), т.е. обязательно присутствует практическая деятельность учащихся.

Учащиеся осуществляют контроль  (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) и формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, обязательно дают оценку деятельности (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).

Итог урока: проводится рефлексия.

Учащиеся могут выбирать домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Таким образом, учитель выступает в роли дирижера. Понятно, что ученики не могут сами провести урок. Где та грань, которая покажет меру самостоятельности добывания знаний?

При  планировании урока структуру урока я определяю всегда  по теме, чётко различая III этапа урока.

I. Вводно-мотивационный. Проводится для осознания цели, роли и места изучаемого объекта. Здесь можно познакомить учащихся с историей возникновения понятий, включением учащихся в индивидуальную работу; выяснить, для чего изучается математический объект; сообщение количества часов на изучаемую тему; какие требования можно предъявить и т.д. Именно на этом этапе начинаем формулировать цели и задачи урока.

II. Операционно- познавательный. Он направлен на усвоение определённых знаний, умений и навыков, закрепление операций и т.д. Большая часть времени (20—30 минут), конечно же, посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, при­вязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализация опорных знаний) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуали­зация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос».

III. Рефлексивно – оценочный этап: здесь происходит обобщение изученного материала, формируются навыки самоконтроля, самоанализа, самокоррекции, самооценки. Формируются способности к общению и адекватности самооценки.  Подводятся итоги. Кон­трольная функция в уроке вообще не является самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний.Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую уча­щихся к цели.

При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа для учителя не стал легче.  На каждом этапе приходится критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных,  метапредметных  и предметных.

Новый вид методической продукции - это  технологическая карта урока, обеспечивающая эффективное и качественное преподавание учебных предметов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Технологическая карта урока  позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.

А учителю позволит реализовать планируемые результаты ФГОС,  определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса, осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата, определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков), определить возможности реализации меж предметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения), выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы, решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.), соотнести результат с целью обучения после создания набора технологических карт, обеспечить повышение качества образования.

Выводы:

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода: необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно  ставить учебную задачу; проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.

Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Мы многие годы (а большинство моих коллег имеют стаж работы более 30 лет) работали по традиционной методике, и сегодня нелегко перейти на новые образовательные стандарты. Необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт. Поэтому я с чувством глубокой благодарности вспоминаю своих преподавателей по методике преподавания математики Стратилатова П.В. и Калягина Ю.М., которые не только дали глубокие знания по предмету, но и научили нас не боятся нового, и не останавливаться на достигнутом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату


 


 

Дацюк Т.Н. ГБОУ СОШ №17 г. Сызрани, учитель математики

Дацюк Т.Н. ГБОУ СОШ №17 г. Сызрани, учитель математики

Мы все понимаем, что необходимо применять активные формы познания, создавать условия для развития рефлексии, соотносить результат своей деятельности с поставленной целью и т

Мы все понимаем, что необходимо применять активные формы познания, создавать условия для развития рефлексии, соотносить результат своей деятельности с поставленной целью и т

В своей работе на уроках математики я использую технологии дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения, технологии деятельностного усвоения знаний и т

В своей работе на уроках математики я использую технологии дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения, технологии деятельностного усвоения знаний и т

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете

Особенно большое внимание уделяется отбору учебного материала для самостоятельного изу­чения

Особенно большое внимание уделяется отбору учебного материала для самостоятельного изу­чения

Таким образом, учитель выступает в роли дирижера

Таким образом, учитель выступает в роли дирижера

На каждом этапе приходится критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т

На каждом этапе приходится критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков…

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков…

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям

Конструирование нового способа действия

Конструирование нового способа действия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017