Дацюк Т.Н.
ГБОУ СОШ №17 г. Сызрани,
учитель математики
Особенности проведения урока математики
в условиях реализации ФГОС
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
«Нужно, чтобы дети по возможности
учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал»
К.Д. Ушинский
Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения показывают, что существующее образование уже не удовлетворяет запросам общества. Поэтому возникла объективная причина появления новых требований к образованию, т.к. уже оно не в полной мере готовит молодое поколение к качественной современной жизни и успешной работе. Сегодня основным фактором, преобразующим нашу жизнь, является информация, и все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Т.е. у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. У современных детей резко возросла информированность; они относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу; отмечается ограниченность общения со сверстниками.
Мы все понимаем, что необходимо применять активные формы познания, создавать условия для развития рефлексии, соотносить результат своей деятельности с поставленной целью и т.д. Безусловно, объективно существуют различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а так же в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Поэтому никто не отменяет дифференцированного обучения и не отрицает положительный опыт работы каждого педагога. Я, например, долгое время занималась вопросами определения уровней обученности, и в этом мне очень помогла в работе технологии дифференцированного обучения П.И. Третьякова.
И все же, мне, как и большинству педагогов, пришлось переосмыслить свой педагогический опыт, и искать ответ на непростой вопрос: «Как обучать детей в новых условиях»? Как сделать так, чтобы школа стала не столько источником информации, сколько бы учила учиться; а учитель стал бы не проводником знаний, а личностью, обучающей способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет? Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
В своей работе на уроках математики я использую технологии дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения, технологии деятельностного усвоения знаний и т.д.
Поэтому нельзя утверждать, что только теперь, в соответствии с новыми стандартами, мы стремимся усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – необходимая подготовка к жизни.
Основной формой организации учебного процесса был и остаётся урок. Принципы управления учебным процессом те же: планирование, организация, реализация и контроль, коррекция, анализ.
На протяжении многих лет у меня выработались определённые правила, которые стараюсь соблюдать постоянно:
- в класс входить только с хорошим настроением;
- никогда не сравнивать детей друг с другом;
- в процессе деятельности ребёнка сравнивать его только с самим собой, чтобы он знал зону своего развития;
- поощрять даже незначительный его успех;
- мотивировать на изучение предмета, поддерживать интерес к изучаемому.
Так что же изменилось в организации урока современного типа в деятельности учителя и учащихся. Мы с этим тоже уже знакомы. И понимаем, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь должен стать главным деятелем.
Слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
-урок должен быть добрым.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете ФГОС? Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом.
1-й этап — изучение учебной программы. При этом особое внимание обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой. Изучая содержание конкретной учебной темы, мы уясняем логическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а также с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изучения учебного материала. Ведь цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.
2-й этап — изучение методической литературы.
3-й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике. Особенно большое внимание уделяется отбору учебного материала для самостоятельного изучения.
4-й этап — подготовка имеющихся средств обучения согласно теме урока.
5-й этап — разработка плана урока. План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока.
При планировании урока приходится помнить, что:
- тема урока формулируется самими обучающимися (после небольшой беседы, обсуждения ранее пройденного);
- цели и задачи формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания;
-планирование способов достижения намеченной цели должно быть намечено самими учащимися.
Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой метод, работа в парах, индивидуальная работа), т.е. обязательно присутствует практическая деятельность учащихся.
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) и формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, обязательно дают оценку деятельности (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).
Итог урока: проводится рефлексия.
Учащиеся могут выбирать домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.
Таким образом, учитель выступает в роли дирижера. Понятно, что ученики не могут сами провести урок. Где та грань, которая покажет меру самостоятельности добывания знаний?
При планировании урока структуру урока я определяю всегда по теме, чётко различая III этапа урока.
I. Вводно-мотивационный. Проводится для осознания цели, роли и места изучаемого объекта. Здесь можно познакомить учащихся с историей возникновения понятий, включением учащихся в индивидуальную работу; выяснить, для чего изучается математический объект; сообщение количества часов на изучаемую тему; какие требования можно предъявить и т.д. Именно на этом этапе начинаем формулировать цели и задачи урока.
II. Операционно- познавательный. Он направлен на усвоение определённых знаний, умений и навыков, закрепление операций и т.д. Большая часть времени (20—30 минут), конечно же, посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализация опорных знаний) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос».
III. Рефлексивно – оценочный этап: здесь происходит обобщение изученного материала, формируются навыки самоконтроля, самоанализа, самокоррекции, самооценки. Формируются способности к общению и адекватности самооценки. Подводятся итоги. Контрольная функция в уроке вообще не является самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний.Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.
При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа для учителя не стал легче. На каждом этапе приходится критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Новый
вид методической продукции - это технологическая карта урока, обеспечивающая
эффективное и качественное преподавание учебных предметов в школе и возможность
достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в
соответствии с ФГОС.
Технологическая карта урока позволяет увидеть учебный материал целостно
и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с
учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы
работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся,
организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.
А учителю позволит реализовать планируемые результаты ФГОС, определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса, осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата, определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков), определить возможности реализации меж предметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения), выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы, решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.), соотнести результат с целью обучения после создания набора технологических карт, обеспечить повышение качества образования.
Выводы:
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода: необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу; проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.
Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Мы многие годы (а большинство моих коллег имеют стаж работы более 30 лет) работали по традиционной методике, и сегодня нелегко перейти на новые образовательные стандарты. Необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт. Поэтому я с чувством глубокой благодарности вспоминаю своих преподавателей по методике преподавания математики Стратилатова П.В. и Калягина Ю.М., которые не только дали глубокие знания по предмету, но и научили нас не боятся нового, и не останавливаться на достигнутом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||
1. Постановка учебных задач |
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи |
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. |
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. |
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
|
2. Совместное исследование проблемы. |
Поиск решения учебной задачи. |
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. |
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения |
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий |
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
|
3. Моделирование |
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. |
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. |
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. |
Воспринимают ответы обучающихся |
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
|
4. Конструирование нового способа действия. |
Построение ориентированной основы нового способа действия. |
Организует учебное исследование для выделения понятия. |
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. |
Участвуют в обсуждении содержания материала |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
|
5. Переход к этапу решения частных задач. |
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. |
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. |
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. |
Учатся формулировать собственное мнение и позицию |
Осуществляют самоконтроль |
|
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. |
Коррекция отработки способа. |
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. |
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. |
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия |
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
|
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. |
Контроль. |
Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. |
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. |
Рефлексия своих действий |
Осуществляют пошаговый контроль по результату |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.