Особенности состояния лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с дизартрией.
Оценка 4.9

Особенности состояния лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с дизартрией.

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
дефектология
Взрослым
13.12.2018
Особенности состояния лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с дизартрией.
В данной статье рассматриваются симптоматика и причины нарушения формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Рассматриваются проблемы изучения и преодоления дизартрических расстройств у детей дошкольников. Рассматриваются исследования конкретных авторов по данной проблеме и пути их решения, и преодоления.
Статья.docx
Особенности состояния лексико­грамматического строя речи у старших дошкольников с дизартрией.           В   настоящее   время   отмечается   большой   рост   числа   детей,   имеющих различный   нарушения   речи.   Речь   –   это   не   врожденная   способность,   она развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. В процессе речевого   развития   формируются   высшие   формы   познавательной   В   процессе деятельности,   способности   к   понятийному   мышлению.   психического   развития   ребенка   возникает   сложное,   качественное   новое единство –речемыслительная деятельность. Нарушение речи в той или иной степени   отрицательно   влияет   на   все   психическое   развитие   ребенка, отражается на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут оказать   влияние   на   умственное   развитие   ребенка,   что   обусловлено ограниченностью   социальных   и   речевых   контактов,   в   процессе   которых осуществляется   познание   окружающей   действительности.   Достаточно распространенным тяжелым речевым нарушением среди детей дошкольного возраста   является   дизартрия.   У   детей   с   дизартрией   нарушатся   лексико­ грамматический строй речи.       Проблемой изучения и преодоления дизартрических растройств в разные годы   занимались   Соботович Е. Ф.,   Чернопольская А. Ф.,   Гуровец Г. В., Маевская С. И.,   Карелина И. Б.,   Мартынова   Р.   И.,   Серебрякова E. H., Лопатина Л. B.       Современные исследователи рассматривают данное речевое нарушение как комплекс   симптомов.   Для   данного   речевого   нарушения   характерна сглаженность   симптомов,   неоднородностью   их   проявлений.   Отмечаются помимо   нарушений   устной   речи,   голосообразования,   интонации,   ритма и темпа   речи   нарушения   высших   психических   функций,   мелкой   и общей моторики.При   дизартрии   у   детей   страдает   лексико­грамматический   строй речи           При   изучении   особенностей   лексики   у   детей   с   речевой   патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, а также современные   представления   о   процессе   развития   лексики   и   различных аспектах ее изучения: о структуре значения слова и ее развитии в онтогенезе, о семантических полях и особенностях их формирования в онтогенезе (Л. С. Выготский , А. А. Леонтьев , А. Р. Лурия , С.Л. Рубинштейн  и др.).         Проведенные   экспериментальные   исследования   Лопатиной   Л.В.   ,   Серебряковой Н.В.  с учетом указанных теоретических положений, позволяют сделать следующие выводы об особенностях лексики у детей дошкольного возраста дизартрии. Авторы отмечают вторичное недоразвитие лексического и грамматического строя речи у детей с дизартрии. С точки зрения уровня не сформированности   лексического   и   грамматического   строя   речи   категория детей   со   стертой   формой   дизартрии   характеризуется   неоднородностью, вариативностью   симптоматики:   от   незначительной   задержки   формирования морфологической   и   синтаксической   системы   языка   до   выраженных нарушений в экспрессивной речи.          В процессе усвоения значения слова ребенок­дошкольник прежде всего овладевает денотативными признаками семантической структуры слова. По мере развития процессов классификации, развития лексической системности в значении слова начинают осознаваться понятийные, лексико­семантические признаки.          У дошкольников со стертой формой дизартрии отмечается задержка в развитии   семантической   структуры   слова,   отклонения   в   соотношении денотативных   и   лексико­семантических   компонентов   значения,   особенно обобщающих слов (в пользу преобладания денотативного компонента).           У   детей   6­7   лет   активно   формируются   семантические   поля,   однако дифференциация   внутри   семантического   поля   еще   не   сформирована, отмечается в работах Н.В. Серебряковой . У детей с нормальным речевым развитием проявляются потенциальные возможности такой дифференциации, у   детей   же   с   нарушением   речи   какие­либо   признаки   дифференциации элементов   семантического   поля   отсутствуют.     Разными   исследователями выявлен   более   низкий,   по   сравнению   с   нормально   развивающимися дошкольниками,   уровень   выполнения   многих   заданий:   на   переименование предметов объяснение значений слов, особенно слов обобщенного значения; на усвоение грамматического значения слова; дифференциацию слов, сходных по   семантике.   Так,   сравнительные   данные   ответов   детей   с   нормальным речевым развитием  и детей со стертой формой дизартрии при объяснении семантики слов свидетельствуют о существенных различиях в использовании стратегий объяснения значений обобщающих слов и, таким образом, об их различной структуре.       В процессе определения слова детьми с нормальным речевым развитием денотативные признаки использовались лишь в 16,7% случаев, в то время как у детей со стертой формой дизартрии они имели место в 58% случаев, т. е. являлись   доминирующими   (например:   овощи   ­   в   земле   растут,   мебель   ­ сделано из дерева и т. д.). Особенно существенные различия наблюдались в стратегии,   основанной   на   выделении   ситуативных   признаков   денотата   (в норме   ­   3,3%,   у   детей   с   речевой   патологией   ­   23%   ответов),   а   также   в стратегии   объяснения   значения   путем   описания   внешних,   несущественных признаков денотата (в норме ­ 1,7%, у детей со стертой формой дизартрии ­ 19%).        Таким образом, при объяснении значения слова дети со стертой формой дизартрии   преимущественно   используют   денотативные   признаки,   что свидетельствует   об   их   преобладании   в   структуре   значения   слов. Использование понятийных (лексико­семантических) признаков наблюдалось в преобладающем количестве ответов детей с нормальным речевым развитием (75%)   и   лишь   у   относительно   небольшого   количества   детей   с   речевыми нарушениями.           В работах  Р.И.  Лалаевой    отмечается,  что  нарушения  формирования лексики   проявляется   в   ограниченности   словарного   запаса,   резком расхождении объема пассивного и активного словаря, неточном употреблении   несформированности слов,   многочисленных   вербальных   парафазиях, семантических полей, трудностях актуализации словаря.      Е.Ф. Архипова  констатирует, что дети используют слова в расширенном и диффузном   значении.   Четко   прослеживается   закономерность   в   характере замен:   заменяющими   словами   являются   те,   которые   наиболее   привычны   в речевой практике детей. Отмечается, что основным механизмом нарушения лексического   и   грамматического   строя   речи   у   детей   со   стертой   формой дизартрии   является   недоразвитие   дифференциации   фонем,   что   вызывает трудности различения лексем из­за нечеткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний. В связи с этим преимущественно страдает морфологическая   система   языка,   формирование   которой   тесно   связано   с противопоставлением окончаний по их звуковому составу.      Таким образом, рассмотрев данные различных исследований мы наблюдаем наличие   вторичных   нарушений   лексического   компонента   речевой функциональной системы. Вышеизложенные  факты свидетельствуют  о том, что дети с дизартрией недостаточно подготовлены к обучению и общению, предпосылками   чего   является   осознание   элементов   языка,   речи   и   прежде всего   слова.   Поэтому   дети   страдающие   дизартрией   нуждаются   в необходимость логопедической работы по формированию лексического строя речи   путем   целенаправленного   действия   на   уточнение   лексического   и грамматического   значения   слова,   его   семантической   структуры,   осознание слова   как   элемента   языка   и   речи,   как   совокупности   лексического   и грамматического значения.

Особенности состояния лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с дизартрией.

Особенности состояния лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с дизартрией.

Особенности состояния лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с дизартрией.

Особенности состояния лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с дизартрией.

Особенности состояния лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с дизартрией.

Особенности состояния лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с дизартрией.

Особенности состояния лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с дизартрией.

Особенности состояния лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с дизартрией.

Особенности состояния лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с дизартрией.

Особенности состояния лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с дизартрией.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2018