Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
психологическая работа +1
Детсад
02.02.2019
Современная образовательная и воспитательная системы специальных учреждений, где проживают до определенного возраста дети-сироты, не эффективна с точки зрения создания условий для полноценного развития личности. Как следствие материальных и нравственных проблем, происходит распространение психических и соматических заболеваний среди детей-сирот. Воспитание детей в учреждениях закрытого типа нарушает естественный процесс формирования личности и социализации индивида, что обуславливает одну из общественных проблем – социальную депривацию детей-сирот.
Работа.doc
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Слушателя КПК ИПО ДО
на тему:
Особенности социальноэмоционального развития
детей дошкольного возраста, воспитывающихся в
условиях дома ребёнка
Выполнила:
Болотчева Надежда
Викторовна Луганск 2016
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей эмоциональной сферы
детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
1.1 Особенности развития эмоциональной сферы и ее динамики у детей,
воспитывающихся в доме ребёнка
1.2 Проблемы интеллектуального развития воспитанников детских домов
1.3 Причины психологического нарушения социальноэмоционального
развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях
дома ребёнка
Глава 2 Организация коррекционноразвивающей работы специалистов дома
ребёнка с воспитанниками
2.1 Содержание работы специалистов дома ребёнка
2.2 Основные направления работы специалистов с воспитанниками детского
дома
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2 Введение
То, что происходит в обществе в наше время – экономический кризис, а
в связи с этим и снижение благосостояния значительной части населения, рост
безработицы, слабая защищенность семьи и детей, как социальной ценности со
стороны государства и общества и другие проблемы привели за последние
годы к возрастанию количества детей – «социальных» сирот (сирот при живых
родителях).
Современная образовательная и воспитательная системы специальных
учреждений, где проживают до определенного возраста детисироты, не
эффективна с точки зрения создания условий для полноценного развития
личности. Как следствие материальных и нравственных проблем, происходит
распространение психических и соматических заболеваний среди детейсирот.
Воспитание детей в учреждениях закрытого типа нарушает естественный
процесс формирования личности и социализации индивида, что обуславливает
одну из общественных проблем – социальную депривацию детейсирот.
Депривация – термин, широко используемый сегодня в психологии и
медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает
«лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных
потребностей».
Обобщению многочисленных эмпирических данных, касающихся
проблемы депривации в указанном смысле, посвящена обстоятельная
монография чешских авторов Й. Лангмейера и 3. Матейчека «Психическая
депривация в детском возрасте» [1]. В ней авторы выделяют важнейшие
3 потребности развивающегося ребенка и соответственно – формы депривации
при ограничении возможности удовлетворять эти потребности.
В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные
виды депривации: двигательную, сенсорную, информационную, социальную,
материнскую и другие.
Формирование личности ребенкасироты происходит в состоянии
социальной и психической депривации, которая негативно воздействует на
развитие эмоциональноличностной сферы, на развитие общения, самооценки
ребенка, как следствие, у детей деформируются многие базовые установки
личности, связанные с полноценной социализацией, в частности, социально
доверительные отношения к миру.
Результаты исследований показывают, что серьёзное обеднение среды
приводит к
сенсорной депривации,
уменьшение коммуникаций с
окружающими – к социальной депривации, уплощение эмоционального тона
при взаимодействии с персоналом к эмоциональной депривации, жесткая
формальная организация среды детского дома к когнитивной депривации.
Основной формой депривации данной категории детей является
депривация детскородительских отношений, в которую могут быть
включены все вышеперечисленные формы. Воспитание детей вне семьи ведет
к депривации психического и личностного развития, которое проявляется в
деформации базового доверия детей к миру. Ранний детский опыт ребенка
сироты формирует один из серьезнейших феноменов сиротства – «утрату
базового доверия к миру», которая проявляется в агрессивности,
подозрительности, неспособности к автономной жизни. В результате этого
дальнейшее развитие доверительных отношений детей оказывается
депривированным.
4 Проблема социальной депривации детей,
находящихся в
специализированном доме ребенка является весьма актуальной, и эта
актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту.
Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей
эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся в
условиях дома ребёнка
1.1 Особенности развития эмоциональной сферы и ее динамики у
детей, воспитывающихся в доме ребёнка
Дошкольное детство – особый период развития ребенка, который
связан с изменением условий его психического развития. По мнению многих
исследователей, важнейшей характеристикой периода дошкольного детства
является возникновение у ребенка, относительно устойчивой иерархической
структуры мотивов, что превращает его из существа ситуативного, в
существо, обладающее организованностью, способное руководствоваться
устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им
социальными нормами жизни, проявляющимися в процессе общения со
сверстниками. Именно в дошкольном детстве, подчеркивал А.Н.Леонтьев [2],
завязываются первые узы, связи и отношения, которые образуют новое,
высшее единство деятельности субъекта единство личности.
В раннем возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и
его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в
том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и
внутренняя регуляция. Становление внутренней психической жизни и
внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике
и сознании дошкольника. Л.С.Выготский [3] полагал, развитие сознания
5 определяется не изолированным изменением отдельных психических функций
(внимания, памяти, мышления и пр.), а изменением отношения между
отдельными функциями. Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с
его точки зрения, является то, что складывается новая система психических
функций.
Основными особенностями развития ребенка в дошкольном возрасте
является возникновение фундаментальных психологических образований:
внутреннего плана действий, произвольности, воображения, обобщенного
внеситуативного отношения к себе. У ребенка возникает стремление к
выполнению общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности.
А.Н. Бернштейн [4] утверждал, что «психика формируется в
движении». Главным новообразованием во всех сферах жизни и деятельности
ребенка является превращение его поведения, оно становится «волевым».
Формирование произвольности сопряжено с появлением направленности
ребенка на собственне внешние или внутренние действия, на способ их
организации, в результате чего рождается способность управлять собой.
В детском возрасте закладываются те основы, та почва, на которой
дальше развивается личность. От этого фундамента зависят развивающиеся
качества ребёнка – лидера или жертвы, самооценка, которая, конечно, может
видоизменяться, но его основа постоянна. Если ребёнку говорили каждый
день, что он слабый, ничего не может сделать сам, то он, в конце концов,
поверит в это и будет жить с этим. В детском возрасте закладывается тот
жизненный сценарий, который будет реализовываться в течение всей жизни.
Дети, воспитывающиеся в детских домах, лишены общения с детьми из
обычных семей, так как они чаще всего ходят в школу, где учатся такие же
дети, как они, или это специализированные школы. В них нет образцов
6 нормальных взаимоотношений между детьми. А даже если они и посещают
обычную школу, то их общение с нормальными детьми заканчивается за
порогом школы. Их привозит и увозит автобус, и они не знакомы даже с таким
простым обстоятельством, как возможность самостоятельно добраться до
дома.
Причины разные для попадания детей в детский дом, но, несмотря на
это, все дети испытывают похожие чувства это тоска, отчаяние,
агрессивность по отношению к детскому дому и тем, кто в нем работает и
живёт. И причиной является разрушение уже сложившихся отношений. Это
нарушение ребёнок не может восполнить ничем. Кроме того, при попадании в
детский дом происходит ограничение потока информации, к которому
привык человек, прежние отношения разрушились, а новые ещё не сложились,
и ребёнок оказывается, как бы, не вписанным ни в какие отношения. А это
состояние откладывается в личном опыте детей как неудача, имеющая
последствия для всей жизни. И исходя из данного контекста воспитание в
детском доме нельзя рассматривать ни как альтернативу семейному, ни как
замену. Так как разделение ребёнка с жизненным пространством семьи ведет
к напряжению.
Поэтому одной из центральных проблем является проблема
эмоциональноволевого развития воспитанников детских домов. Наибольшие
трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников
детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоциональноволевой
сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе,
снижении самоорганизованности,
недостаточном
целеустремленности,
развитии самостоятельности ("силы личности"), неадекватной самооценке,
неуверенности в себе,
неспособности выстроить нормальные
7 взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к
сотрудничеству.
Нарушения подобного рода проявляются, чаще всего, в повышенной
тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении,
эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода
препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей
в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости,
вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности,
эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных
контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д.
Подобные нарушения объясняются всем предыдущим развитием детей,
а также условиями пребывания воспитанников в учреждениях закрытого типа.
Значительная часть детей поступает в детские дома из домов ребенка, где они
воспитывались до трех, иногда до четырех лет.
Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально
общаться, отсутствие навыков общения вот далеко не полный перечень
отклонений в развитии. У детей в детских домах ярко проявляется так
называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым
человеком, который приходит в учреждение. Однако совместной
деятельности, игре, внеситуативному общению, беседе с взрослыми дети
предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени,
обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку – это своеобразная
форма ситуативноличностного общения, в которой средства общения (даже
включая речь, хоть и бедную по содержанию и лексикограмматическому
составу) не соответствуют мотивам и потребностям. Деловые контакты с
взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с
интересом могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять
8 его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть
ее равноправными и активными участниками дети не могут.
Активность в сотрудничестве, стремление и способность чтолибо
делать вместе с взрослыми у детей не возникает. Попытка взрослого
аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может
вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия,
представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг,
неуверенность в себе и т. п. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его
никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения.
Эмоции являются важнейшим компонентом в целостной картине поведения
ребенка дошкольного возраста, его деятельности, отношения к миру,
окружающим людям и самому себе. Специфические условия жизни в
учреждении интернатного типа, эмоциональная депривация нарушают
психическое развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу.
Своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского
дома: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие
эмоциональноэкспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене
настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений;
эмоциональная поверхностность; неадекватные формы эмоционального
реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до
агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам,
тревожности и беспокойству; основная направленность положительных
эмоций – получение всё новых и новых удовольствий; непонимание
эмоционального состояния другого человека; чрезмерная импульсивность,
аффективная взрывчатость (дети до шестисеми лет не овладевают
поведением, находятся во власти аффекта) и т.д.
9 Часто у детей дошкольного возраста двигательная расторможенность и
повышенная возбудимость сочетаются с повышенной истощаемостью,
повышенной утомляемостью,
социальноволевой неустойчивостью,
раздражительностью (так называемый церебрастенический синдром). Это
говорит о том, что причинами эмоциональной незрелости и отклонений в
эмоциональном развитии являются не только психическая, социальная,
(наследственная
эмоциональная депривации,
отягощенность нервнопсихической патологией) и врожденная (например,
наследственная
но и
органическое поражение центральной нервной системы в период
внутриутробного развития) патология.
Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у
ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения
социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности,
ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других
гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у
многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь
привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные
привязанности.
1.2. Проблемы интеллектуального развития воспитанников детских
домов
Психологопедагогические исследования уровня и особенностей
интеллектуального развития воспитанников детских домов свидетельствуют о
том, что уровень развития внимания и памяти воспитанников не имеет
существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако
исследования выявляют слабо сформированную картину мира, повышенную
ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности
решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические
10 действия, снижение развития абстрактнологического мышления, особенно у
детей среднего школьного возраста. Наиболее выражено снижение вербально
логического мышления. Большую трудность для дошкольников и младших
школьников представляет внеситуативно личностная беседа. Как правило,
вопросы "Кто вам больше нравится?", "Что вы любите?", "Какое у вас
настроение?" и т.п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них
ответить.
Эти данные свидетельствуют о том, что основными причинами
снижения интеллектуального развития воспитанников общеобразовательных
интернатных учреждений являются средовые влияния, педагогическая
запущенность, а не врожденно наследственные факторы, анатомо
физиологические нарушения работы центральной нервной системы. Одной из
причин является отсутствие качественного, содержательного общения с
взрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в
детском доме.
1.3 Причины психологического нарушения социально
эмоционального развития детей дошкольного возраста,
воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Для понимания и целенаправленной комплексной работы с детьми,
находящихся в условиях депривации необходимо выделить основные
факторы,
оказывающие негативное влияние на процесс развития
эмоциональной сферы ребенка и личности в целом.
Вопервых, основная часть детей имеет неоспоримо негативную
наследственность, в частности наследственную отягощенность алкоголизмом,
а в последние годы и наркоманией, происходит постоянное увеличение
количества сирот, страдающих врожденной психической и неврологической
11 патологией. Именно «отказные» дети чаще имеют врожденные физические и
психические аномалии, как следствие зачатия партнерами в состоянии
опьянения или использования будущей матерью различных повреждающих
средств для прерывания беременности. Кроме того, дети, помещенные в
детские дома, перегружены психопатологической наследственностью, в
первую очередь, это умственная отсталость и шизофрения.
Вовторых, вредным является уже само вынашивание нежеланной
беременности женщинами, бросающими новорожденных в родильных домах.
Вынашивание такой беременности приводит к искажениям жизненно важного
взаимодействия между матерью и ребенком во время внутриутробного
развития, к нарушению сенсорных, обменных, гуморальных связей между
ними. У большинства будущих «отказниц» во время беременности
отмечаются психические нарушения:
депрессивные состояния,
психовегетативные нарушения, обострения психических, соматических
хронических заболеваний. Важным патогенным фактором являются связанные
с психическими отклонениями нарушения поведения таких беременных:
гиперактивность,
беременность,
злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и пр. Большинство из
попытки прервать
неудачные
них оказываются неготовыми к родам, о чем свидетельствует исключительно
высокий уровень недонашиваемости, а также патологии родовой
деятельности.
Клинически выраженные мозговые повреждения у
новорожденных обнаруживаются сразу после родов. Они нуждаются в
реанимации и интенсивной терапии в связи с тяжестью состояния.
Значительная часть случаев отказов от детей связана не столько с
социальными нуждами или с глубокой нравственной деградацией женщины,
сколько с временными личностными, социальнопсихологическими и
материальными кризисами. Во многих странах мира, в которых практически
12 сведено на нет социальное сиротство как явление, помимо прочего активно
функционируют и оказывают действенную помощь женщинам и семьям,
оказавшимся в кризисной ситуации разнообразные службы социальномедико
психологической помощи. К сожалению, приходится констатировать
практически полное отсутствие таких служб в нашей стране.
Третьим патогенным фактором, который проявляется у более старших
детей, является комплекс социальных, педагогических и психологических
вредностей в бывших родительских семьях. Среди форм неправильного
воспитания типичными для социального сиротства являются безнадзорность.
Большинство семей, где дети лишены попечения родителей, характеризует
вопиющее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень,
неудовлетворительное питание, пьянство родителей, аморальный образ жизни,
скандалы и драки в семье, а также проживание с тяжело психически больными
родственниками.
Остро в таких семьях стоит проблема жестокого обращения с детьми
(физическое, сексуальное, эмоциональное насилие). Дети из этих семей
лишены родительской любви (дети без любви), недоедают, не посещают
организованные детские коллективы, подвергаются истязаниям, что приводит
к уходу из дома. Отсюда признаки сенсорной и социальной депривации,
отставание в психическом развитии более чем в двух третях случаев,
признаки мозговой дисфункции с неврологическими расстройствами,
нарушениями познавательной деятельности,
расторможенностью,
эмоциональной неустойчивостью, склонностью ко лжи, патологическому
фантазированию, с выраженными невротическими реакциями.
Четвертым и, пожалуй, одним из наиболее мощных патогенных и
дезадаптирующих факторов для ребенка является сам насильственный отрыв
его от родительской семьи и помещение в детское специализированное
13 учреждение. Главным условием полноценного психоэмоционального развития
ребенка является родительская семья с соответствующей природе
формирующегося ребенка организацией жизни, с присущим только
биологической семье уровнем общения с родными, и особенно с матерью.
Отрыв ребенка от родителей способствует развитию так называемых
депривационных психических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше
ребенок оторван от матери и чем длительнее воздействует на него фактор
этого отрыва.
Еще Л.С. Выготский [5] отмечал специфические закономерности
аномального развития, связанные с неблагоприятными социальными
факторами, указывал на затруднения, возникающие у таких детей во
взаимодействии с окружающим миром. Современные исследователи так же
отмечают, что психосоциальное развитие детей, социализировавшихся в
неблагоприятных социальных условиях, перенесших материнскую, сенсорную,
эмоциональную, коммуникативную депривацию, происходит с отклонениями
и имеет общую деструктивную направленность. Таким образом, вопросы,
рассмотренные в данном теоретическом исследовании связаны с
относительной распространенностью поведенческих расстройств у детей в
результате социальной депривации, приводящих к дезадаптации личности и их
отрицательной социальной значимости.
Глава 2 Организация коррекционноразвивающей работы специалистов
дома ребёнка с воспитанниками
2.1 Содержание работы специалистов дома ребёнка
Содержание рабочей программы специалистов детского дома включает
которые обеспечивают
совокупность образовательных областей,
разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных
14 особенностей по основным образовательным областям – социально
коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое и
физическое развитие детей. Основной формой работы в соответствии с
рабочей программой является игровая деятельность – основная форма
деятельности дошкольника.
Преимущественно все коррекционноразвивающие занятия с
дошкольниками носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и
развивающими игровыми упражнениями.
Таким образом, решение
программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и
детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования.
Организация обучения воспитанников в учреждении строится с учетом
индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с планом,
разрабатываемым специалистами учреждения самостоятельно,
и
регламентируется расписанием занятий. Режим дня, обеспечивающий научно
– обоснованное сочетание обучения, обучения и отдыха, составляется с
учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении.
2.2 Основные направления работы специалистов с
воспитанниками дома ребёнка
Целью работы коррекционнопедагогической
службы является
адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и
максимальная компенсация отклоняющегося развития.
С учётом
многолетнего опыта сотрудников дома ребёнка, выработаны основные
направления работы специалистов дома ребёнка:
15 1. Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков
(приложение 1), познавательной деятельности, эмоциональноволевой сферы,
речи,
наблюдение за динамикой
нейропсихологическое изучение,
психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание
психологопедагогического прогноза.
2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой
положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование
знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально
типологических возможностей (приложение 2).
3. Психологическая работа, направленная на обеспечение полноценного
психического развития ребенка предполагает решение следующих задач:
3.1. Формирование психологического базиса для развития высших
психических функций:
обеспечение полноценного физического развития, оздоровление
организма;
коррекция недостатков в двигательной сфере;
развитие общей и мелкой моторики;
формирование чувства ритма;
создание условий для полноценного межанализаторного
взаимодействия через систему специальных игровых упражнений.
3.2. Целенаправленное формирование высших психических функций:
формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с
развитием речи;
16 развитие умственных способностей через овладение действиями
замещения и наглядное моделирование в различных видах деятельности;
развитие творческих способностей.
4. Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных,
ориентировочнооперационных и регуляционных компонентов:
целенаправленное формирование учебной деятельности: умение
программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при
выполнении заданий;
всестороннее развитие предметнопрактической деятельности.
5. Коррекция недостатков в эмоциональноволевой сфере:
формирование способности к волевым усилиям, произвольной
регуляции поведения;
преодоление негативных качеств формирующегося характера,
предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений,
отклонений в поведении.
6. Преодоление недостатков в речевом развитии:
целенаправленное формирование функций речи;
особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции
действий у детей с задержанным психическим развитием, формированию и
развитию связной речи;
создание условий для овладения ребенком всеми компонентами
языковой системы;
17 одной из важнейших задач является формирование навыков письма и
чтения.
7. Формирование коммуникативной деятельности:
обеспечение эмоциональных и “деловых” контактов со взрослыми и
сверстниками;
формирование механизмов психологической адаптации в коллективе
сверстников, формирование полноценных межличностных связей.
Заключение
Малыши, попадающие в дом ребенка, часто имеют плохую
наследственность, отягощенную алкоголизмом и наркоманией, врожденную
психическую и невротическую патологию. У всех детей, воспитывающихся в
этом учреждении с самого рождения, и детей, попавших в несколько более
позднем возрасте и переживших разлуку с матерью, присутствует
материнская депривация, что, несомненно, отрицательно сказывается на
развитие ребенка.
18 Комплексные психологомедикопедагогические мероприятия с
депривированными детьми проводятся в детских специализированных
учреждениях. Предполагается совместная работа специалистов разного
профиля: воспитателя, дефектолога, психолога, логопеда, муз. руководителя,
врача ЛФК (приложение 3). Решающее значение в развитии и формировании
речевой и других высших психических функций у данного контингента детей
имеет создание благоприятного социальнопсихологического климата в
окружении ребенка. Не менее важное значение имеют организация
общеоздоровительных мероприятий и проведение коррекционного обучения
на фоне активизации интеллектуальной и творческой деятельности.
Список литературы
1.
Лангмейер Й, Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте,
Прага 1984г.
2.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., Издво Академии
педагогических наук РСФСР, 1959.
19 Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издво Смысл, Изд
3.
во Эксмо, 2004.
Н.А.Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука,
4.
1990г.
Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Издво Смысл;
5.
Издво Эксмо, 2005
Божович Л. И. “О нравственном развитии и воспитании детей// вопросы
6.
психологии”, Москва, 1975 г.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Издво Питер,
7.
2009г.
8.
9.
Смирнова Е.О. Родители и дети: Психология взаимоотношений. 2003г.
Лисина М.И., Дубровина И.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. и др.
"Психическое развитие воспитанников детского дома"
20
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.