ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Игра очень важна для развития ребенка, т.к. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и прочее. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствуют закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии,
дошкольным детством считается период от 3 до 7 лет. Предшествуют ему
период младенчества (от 0 до 1 года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет).
Дошкольный возраст делится на два этапа. Первый этап младшего
дошкольного возраста (от 3 до 5 лет), второй – этап старшего дошкольного
возраста (от 5 до 7 лет) [48]. Каждый этап имеет свою специфику, которую
мы отразили в таблице.
Специфика дошкольного возраста
Сферы развития
Двигательная
Познавательная
Личностная
Социальная
В младшем дошкольном
возрасте
Преобладают
непроизвольные движения
крупной и мелкой
моторики.
Совершенствуется
координация движений
частей тела в различных
видах деятельности.
Преобладают
непроизвольные формы
познавательных процессов
Преобладает
эмоциональность,
повышенная самооценка, в
поведении наблюдается
несдержанность.
В поведении
ориентируются на
наказание. Преобладает
общение со взрослыми с
познавательными целями.
В старшем дошкольном
возрасте
Преобладают произвольные
движения крупной и мелкой
моторики, осуществляется их
совершенствование в ходе
овладения творческими и
спортивными видами
деятельности.
Становление произвольности
психических процессов.
Появляется
уравновешенность эмоций,
адекватная самооценка,
волевая регуляция
поведения.
В поведении ориентируются
на похвалу взрослого и
нравственные нормы.
Преобладает личностное
общение, в основном со
сверстниками.
внутренним, умственным;
развитие ориентировки в пространстве и времени;
преобладание непроизвольной, механической памяти и начало
развития опосредованной, произвольной памяти;
переход от непроизвольного внимания к произвольному;
преобладание нагляднообразного мышления и зарождение
логического мышления (задают много вопросов, делают свои выводы,
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – сюжетноролевая игра.
воображение,
Психологические новообразования возраста
соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и ценностей.
Особенности развития двигательной сферы [48]:
совершенствуется координация движений частей тела и
осуществляется познание схемы тела;
совершенствуются навыки крупной моторики (меняют ритм бега,
овладевают прыжками, кувырками, взаимодействием с гимнастическими
инструментами и др.);
осваивают элементы различных видов спорта; совершенствуется
мелкая моторика через овладение творческими видами деятельности (лепка,
конструирование, рисование и др.) и письмом.
Особенности развития познавательной сферы
переход от внешних, практических перцептивных действий к
пытаются самостоятельно размышлять);
развитие воображения;
переход от ситуативной к контекстной речи, зарождение
эгоцентрической речи.
Особенности развития личностной сферы
усвоение нравственных норм и форм поведения;
появление моральных качеств личности в общении;
развитие социальных мотивов (мотива цели и игрового мотива,
мотивов соперничества, достижения успеха, познания нового, поощрения,
наказания и др.);
возникновение «внутренней позиции» (то есть собственных
взглядов, точек зрения);
становление адекватной самооценки;
формирование полоролевой идентичности;
развитие альтруистической или эгоистической направленности
личности;
повышенная эмоциональность сменяется уравновешенностью;
формирование высших чувств (чувства ответственности, справедливости,
прекрасного, успеха, завершения дела и др.).
Особенности развития социальной сферы
происходит познание человеческих отношений и их имитация в
игре;
возникновение взаимных симпатий и антипатий на основе оценок
качеств личности и манеры поведения в обществе;
общение с познавательного мотива сменяется на личностное,
когда дети предпочитают контактировать со сверстниками без присутствия
взрослого и при этом проявлять свои личные интересы;
овладевают нравственной саморегуляцией собственного
поведения и, при этом, ориентированы на одобрение своих действий со
стороны взрослого.
Психологические особенности детей дошкольного возраста и динамику
их развития
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Показатели
Возрастная группа
Мышление
Нагляднообразное Нагляднообразное,
45
56
начало
формирования
образно
схематического
Формирования
планирующей
функции речи
Речь
Окончание
формирования
активной речи,
учиться излагать
67
Элементы
логического
мышления
развиваются на
основе наглядно
образного
Развитие внутренней
речиПроизводитель
Внимание и
Развитие
мысли
познавательных
процессов
ность
память не
произвольные;
начинает
развиваться
произвольное
запоминание в игре
Уменьшение
чувствительности к
дискомфорту
Объект познания Предметы и
Физиологическая
чувствительность
Способ познания
явления
непосредственно не
воспринимаемые
Рассказы
взрослого,
экспериментиро
вание
Условия
успешности
Кругозор взрослого
и хорошо развитая
речь
Форма общения
Внеситуативно
деловое
Отношения со
сверстниками
Интерес как
партнер по
сюжетной игре
Отношения со
взрослыми
Источник
информации
Наличие
конфликтов
Эмоции
Отсутствуют
Более ровные,
старается
контролировать
целенаправленного
запоминания
Уменьшение
чувствительности к
дискомфорту
Предметы и
явления,
непосредственно не
воспринимаемые,
нравственные нормы
Общение со
взрослыми,
сверстником,
самостоятельная
деятельность,
экспериментиро
вание
Собственный
широкий кругозор,
хорошо развитая
речь
Внеситуативно
деловое +
внеситуативно
личностное
Углубление
интереса как к
партнеру по играм,
предпочтение в
общении
Источник
информации,
собеседник
Отсутствуют
Преобладание
ровного
оптимистического
настроения
Начало
формирования
произвольности как
умение прилагать
усилия и
концентрировать
процесс усвоения
Индивидуально, у
большинства низка
Причинно
следственные связи
между предметами и
явлениями
Самостоятельная
деятельность,
познавательное
общение со
взрослыми и
сверстниками
Собственный
широкий кругозор,
умелость в каком
либо деле
Внеситуативно
личностное
Собеседник, партнер
по деятельности
Источник
эмоциональной
поддержки
К семи годам –
кризис, смена
социальной роли
Развитие высших
чувствИгровая
деятельность
Коллективная со
сверстниками;
ролевой диалог,
игровая ситуация
Усложнение
игровых замыслов;
длительные игровые
объединения
Длительные игровые
объединения;
умение
согласовывать свое
поведение в
соответствии с
ролью
Важнейшей способностью, формирующейся к 3м годам, становится
способность к постановке какойлибо цели в играх и поведении.
В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребёнка
непроизвольны, он не может сразу прекратить чтото делать или выполнить
сразу несколько действий.
Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или
запомнилось «само по себе».
В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию
окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»:
если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три
«лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных
эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может
«кусаться», а колготки «мокриться»).
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка это систематичность,
ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
Основными чертами ребенка 23 лет являются открытость, честность и
искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому
или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а
настроение подвержено частой смене.
В течение первых 3х лет жизни ребенок меняется так сильно, как ни на
одном из последующих этапов. К 3м годам у него в большей или меньшей
степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, оннаучается действовать человеческими способами, у него складывается
определенное отношение к себе.
«Кризис 3х лет» определение условное, так как временные рамки
кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у
других в 3,5 года.
Первым свидетельством начала кризиса может служить появление
негативизма, т. е. когда ребенок перестает беспрекословно выполнять
просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и
формирование своих собственных желаний тенденция прогрессивная. Но
с другой, при объективном отсутствии умения высказать свое мнение,
малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя
взрослым. Единственная цель ребенка дать понять окружающим, что у
него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться.
Далее к самостоятельности и негативизму прибавляются другие
кризисные симптомы. Для ребенка становится важна его успешность или
неуспешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на
оценки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Он становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить. Ребенок
начинает претендовать на равноправие со взрослыми. Огромное желание
получить положительную оценку со стороны взрослых, желание опередить
сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои
успехи.
Это следствие ошибок взрослых. Вопервых, если малыш начал
откровенно фантазировать, значит, родители или педагоги не замечают его
реальных успехов. Вовторых, не следует «раскручивать» маленького
фантазера, стараться уличить во лжи, во что бы то ни стало.
Посткризисное развитие ребенка непосредственно зависит от того, как
он взаимодействовал со взрослыми. Возможны два варианта:
если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребенка,
тактично и аргументировано указывал на недостатки и промахи, умел
поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребенок научится
гордиться собой и своими успехами;
если взрослый стремился добиться подчинения любой ценой,
наказывал за своеволие, стремился подловить на обмане, то, скорее всего, у
ребенка разовьется желание противостояния взрослому, победить его и
ответно добиться своего.
Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство
укореняются, становятся чертами характера.
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют
развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать,
кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться
противоречиями: он стремится к самостоятельности и, в то же время, не
может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они
для него очень значимы, но он не может не злиться на них изза
ограничений свободы.
Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется
в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться
успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего
труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить
результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
На основе нагляднодейственного мышления, к 4м годам начинает
Другими словами,
формироваться нагляднообразное мышление.
происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета,
перенос ситуации в «какбудто».
Как и в раннем возрасте, в 3 4 года преобладает воссоздающее
воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые изсказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения
играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста
характерно смешение элементов из различных источников, смешение
реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша,
эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3 4х лет непроизвольная, характеризуется
образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается
только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно
и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется
надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком
то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на
предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное
состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение
начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому
характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем
не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 3 4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе
сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Более широкое использование речи как средства общения стимулирует
расширение кругозора ребенка, открытию им новых граней окружающего мира.
Теперь ребенка начинает интересовать не просто какоелибо явление само по
себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для
ребенка 4х лет становится вопрос «почему?».
Ребенок развивается, становится вынослив физически. Это стимулирует
развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фоннастроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным
перепадам.
В этом возрасте сверстник становиться значим и интересен. Ребенок
стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом».
Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые
объединения становятся более или менее устойчивыми.
Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и
ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка,
позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими
словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что
никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности
выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от
непосредственной ситуации.
Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним
сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного
переключения. Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.
Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которых
ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий.
Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет
способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо
обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты
сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4 5ти лет недостатки
воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в
устойчивые негативные черты характера.
Все больший интерес ребенка 5ти лет направляется на сферу
взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому
анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценокпредставления ребенка об Яреальном и Яидеальном дифференцируются
более четко.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности
ребенкадошкольника.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку
целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для
дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок
может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении
представлять чтолибо, ребенок может решать простые геометрические
задачи. Ребенок уже может запомнить чтолибо целенаправленно.
Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т.
е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия,
рассказывать об этом.
Развивается самоинструктирование, которое
помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей
деятельности.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих
эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются
«высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка
развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить
одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как
лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты
способствует нарушение детскородительских отношений, когда близкий
взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует
развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И
чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок,ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать
вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени
участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослыми ребенок узнает,
осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка
необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует
создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной
жизни.
У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно
высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений.
Эта компетентность появляется, прежде всего, в способности принимать
собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и
самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать
интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении
следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок
стремится качественно выполнить какоелибо задание, сравнить с образцом и
переделать, если чтото не получилось.
Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям
свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок
активно интересуется познавательной литературой,
символическими
изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их
самостоятельно.
Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание
общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенноеразрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистической
направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения
нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной
жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна,
более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно
оценивает результат деятельности, чем поведение.
В 6 7 лет развивается нагляднообразное мышление с элементами
абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в
сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее
существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков
мыслительной деятельности на решение новых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в
меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во
внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве
(считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к
учению.
В заключение параграфа следует, что ведущей деятельностью в
дошкольном возрасте является игровая деятельность, которая обуславливает
главные изменения в психических процессах и особенностях личности
ребенка на данной стадии его развития. Игра очень важна для развития
ребенка, т.к. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает
отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические
возможности: волю, память, мышление и прочее. Но если родители сильно
подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно
влияет на развитие ребенка, способствуют закреплению пассивности,
неуверенности, чувству вины.