Особенности воспитания воинской направленности старшеклассников к службе в армии
Оценка 4.6
Семинары
docx
ОБЗР +1
11 кл
05.05.2017
Данный материал использовался при проведении городского семинар-практикума для учителей ОБЖ по теме: «Формирование мотивации обучающихся к военной службе». Как сказал известный генерал-лейтенант Генштаба. А.И. Деникин “Нигде значение отдельной личности не может быть так велико, как в армии”. Важнейшей задачей военно-патриотического воспитания молодёжи является подготовка юношей к службе в рядах Вооружённых Сил, воспитание любви к своей Родине, поднятие престижа военной службы. Особая роль в решении этой задачи принадлежит общеобразовательной школе. Материал содержит опыт работы по воспитанию воинской направленности старшеклассников школы, носящей имя легендарного летчика Валерия Павловича Чкалова.
Степанова Особенности воспитания воинской направленности старшеклассников к службе в армии.docx
Слайд 1 Семинарпрактикум для учителей ОБЖ
«Формирование мотивации обучающихся к военной службе» 03 мая 2017 года
«Особенности воспитания воинской направленности старшеклассников к службе в армии»
Степанова Т.В., зам. директора по УВР МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова г. Арзамас
СЛАЙД 2 Основу боевого потенциала государства (кроме технической оснащенности,
современного вооружения) составляют люди, обладающие воинским мастерством, патриоты,
готовые к защите Отечества.
Какие бы не были негативные проявления в нашем обществе социальная ситуация в
современной России направлена на укрепление авторитета армии и военнослужащих.
Целевые установки по отношению к армии закладываются в школе, здесь же создаются
основы воинской направленности и происходит формирование мотивации к военной службе.
СЛАЙД 3 Основные задачи, стоящие перед школой в этом направлении дать
учащимся начальные знания в области обороны государства, основ военной службы; осуществлять
воспитание вытекающих из этих знаний определенных моральных качеств; прививать
соответствующие
положительное отношение к физической культуре и спорту; формировать
мотивы
деятельности (совокупности мыслей и чувств, побуждающих людей к определенным
действиям) и др.
Отсюда в процессе подготовки молодежи к эффективной армейской службе наиболее
важными являются общепедагогические функции: воспитательная, направленная на
формирование ценностных ориентаций, как гражданинапатриота; дидактическая, формирующая
военноприкладные знания, умения и навыки; развивающая, формирующая профессиональные
качества, посредством военнотехнической подготовки, укрепления здоровья в спортивно
технической деятельности.
Кроме того, проявляются специфические функции: познавательная, адаптационная,
перевоспитывающая, реализующая формирование лидерских качеств...
СЛАЙД 4 Системные элементы и средства воспитания воинской направленности
старшеклассников, включающие материальные и организационные компоненты, в той или иной
мере оказывают влияние на формирование личности допризывника, патриотических качеств,
знаний, навыков, общей эрудиции, познавательных психологических и эмоциональноволевых
процессов.
СЛАЙД 5 Именно в школьный период у допризывников формируются: чувства, мысли,
поступки, которые ассоциируются с Родиной. Такое военнопатриотическое воспитание молодежи
моральнопсихологическое, идейно
развивается в четырех направлениях подготовки:
политическое, военнотехническое и физическое.
На первом этапе формирования психологической готовности к военной службе в ходе
военнопрофессионального информирования необходимо подвести учащихся к тому, что
военная служба в России всегда считалась почетной обязанностью, священным долгом,
исключительным по важности и необходимости видом деятельности. Далее определяющим
является выработка у молодых людей соответствующих мотивов деятельности. Предпосылкой
высокомотивированного отношения к подготовке к военной службе является осознание того
факта, что в ходе призыва и последующей военной службы учитываются полученные в школе
знания и навыки на уроках ОБЖ.
Военнопрофессиональное воспитание должно быть направлено на формирование военно
профессиональных интересов и мотивов, привитие общечеловеческих ценностей, норм морали,
развитие способностей, качеств характера, необходимых будущему воину (убеждение путем
бесед, разных форм занятий на историковоенные темы; доведение до сознания молодых людей
обязанностей и прав допризывников, призывников и военнослужащих; устранение необоснованной
боязни военной службы путем показа на фактах и примерах истинного, неискаженного положения
в армейских войсках).
Подчинение учащихся установленным школьным правилам, авторитету учителя и воле
коллектива является совершенно обязательным условием для организации учебно
1 Слайд 1 Семинарпрактикум для учителей ОБЖ
«Формирование мотивации обучающихся к военной службе» 03 мая 2017 года
«Особенности воспитания воинской направленности старшеклассников к службе в армии»
Степанова Т.В., зам. директора по УВР МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова г. Арзамас
познавательной деятельности в школе. Дисциплинированность предполагает сформированность
ряда качеств личности ответственность, самостоятельность, добросовестность, порядочность.
О показателях воспитанности и, в том числе, дисциплинированности школьников можно
судить по степени их участия во всех основных видах деятельности и результатам этого участия.
Важным показателем воспитанности школьников являются общение и отношения в коллективе,
со сверстниками и старшими.
СЛАЙД 6 Сколько было разных войн в истории страны. И всегда мы были непобедимы,
всегда выигрывали. А почему? Ответ в трех словах присяга, долг, патриотизм – ценности,
которые всегда прививались молодым людям. Присяга клятва Родине, долг обязанность перед
Родиной, патриотизм любовь к Родине.
Одним из условий формирования мотивации у юношей допризывного возраста является
раскрытие сущности ратного труда воина как общественно необходимого труда, который
отличается высокой степенью приоритета общественного над личным. Ратный труд включает
преодоление сложностей службы, связанных с риском, – это неизбежный элемент воинской жизни
в мирное время и считается нормой жизнедеятельности воина (показывать наглядно службу
солдат, офицеров, организовывать встречи с учениками военных училищ, вузов).
Цель физической подготовки допризывников – сформировать выносливость, высокую
работоспособность, способность к большим физическим нагрузкам. В ходе физической
подготовки юноши приобретают навыки страховки и самостраховки, контроля и самоконтроля.
Воспитанию воинской направленности, повышению уровня мотивации у молодёжи к службе
в армии, изменению стереотипов, формированию мотивационноценностного ядра в сознании
личности юношей – будущих защитников Отечества способствует организация и проведение
специальных развивающих мероприятий.
В школе проводятся: Уроки Мужества, Дни Памятной Славы (городские мероприятия,
посвященные Дню освобождения Сталинграда и Ленинграда), конкурсы чтецов, рисунков,
патриотической песни, спортивномассовые мероприятия, смотр строя и песни, «Зарничка», «А
нука, парни», участие в праздновании мероприятий, посвящённых ко Дню Победы 9 мая…
СЛАЙД 7 Стало хорошей традицией полученные знания, приобретенные навыки
демонстрировать на различных городских массовых патриотических мероприятиях: учебных
сборах, военноспортивных играх «Орленок», СЛАЙД 8 «Зарница», которые проводятся
совместно с воинскими частями, управлением ГО и ЧС при поддержке и участии Совета
ветеранов.
СЛАЙД 9 Своеобразной стажерской площадкой для формирования настоящих защитников
Отечества, патриотов Родины является несение Вахты Памяти на Посту №1. СЛАЙД 10 Это
заставляет ребят задуматься над такими понятиями, как «честь», «долг»; формирует уважение к
памяти воинов, отдавших жизнь за Родину.
Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества становятся основой патриотического
воспитания (воспитание на положительных примерах). Рассказывая о героических личностях,
необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может
затронуть душу ребенка.
С целью сохранения истории и традиций школы особое внимание в работе с учащимися
уделяется поисковоисследовательской деятельности детей в сфере историкокультурного
наследия. Кто отрицает прошлое, тот подрезает себе крылья. Настоящий патриот не может
жить без воспоминаний, исторической памяти.
77 лет с момента основания в 1939 году (06.12.39) наша школа носит имя легендарного
летчикаиспытателя Валерия Павловича Чкалова (погиб в 1938 году).
2 Слайд 1 Семинарпрактикум для учителей ОБЖ
«Формирование мотивации обучающихся к военной службе» 03 мая 2017 года
«Особенности воспитания воинской направленности старшеклассников к службе в армии»
Степанова Т.В., зам. директора по УВР МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова г. Арзамас
СЛАЙД 11 С 1960 года в школе существует традиция праздновать день рождения
В.П.Чкалова. Мероприятия, посвященные этой дате, проводятся в течение чкаловской недели и
рассчитаны для учащихся с 1 по 11 классы.
Знакомство с именем Чкалова начинается с первого года обучения в школе. Для младших
школьников старшеклассники подготавливают и проводят беседыэкскурсии по экспозиции о
В.П.Чкалове. Учащиеся среднего звена подготавливают стенгазеты, рассказывающие о жизни и
подвигах Чкалова.
Чкаловская неделя способствует формированию у подростков чувства гражданственности,
патриотизма, мужества, героизма, воспитание чувства гордости за свой народ. Учащиеся узнают
не только о летчикеиспытателе В.П.Чкалове, но и об истории Нижегородской области, где
родился и вырос Чкалов, посещают места, связанные с именем этого великого человека.
СЛАЙД 12 Самым главным мероприятием Чкаловской недели является торжественная
линейка, на которой в ряды детского объединения «Чкаловец» принимаются пятиклассники.
Ежегодно учащиеся школы разрабатывают и реализовывают проекты, посвященные Чкалову.
СЛАЙД 13 Проект «Расскажем о героях». Целью данного проекта было создание
обновленной и расширенной экспозиции, посвященной В.П.Чкалову. В ходе работы над проектом
учащиеся школы посетили доммузей Чкалова, находящийся на родине великого летчика в городе
Чкаловск. В ходе этой поездки был собран материал для экспозиции, сделаны фотографии
самолетов, испытанных В.П.Чкаловым.
Проект «По стопам великого летчика». По итогам реализации проекта была собрана
информация о выпускниках «чкаловской» школы, которые связали свою жизнь с профессией
военного. Более ста выпускников школы избрали военные профессии. Многие из них с честью
выполняли интернациональный долг в Афганистане, участвовали в антитеррористических
операциях в Чечне. Награждены Орденами Мужества и медалями.
В ходе поисковой деятельности учащиеся школы собрали информацию о выпускниках
школы, которые связали свою жизнь с летным делом. Одним из них является выпускник школы
Виктор Долганов. Это имя особенно дорого школе. В мирный 1971 год совершил он свой подвиг.
Спас людей ценой своей жизни.
Проект «Юные патриоты». Цель данного проекта: ознакомление учащихся начальных
классов с именем Валерия Павловича Чкалова.
Проект «Мы этой памяти верны…» (65лет Победе).
Не довелось великому лётчику
сразиться с фашистскими асами в небе Испании, участвовать в боях Великой Отечественной
войны, но его огромная слава, его громкое имя работали на Победу. Целые эскадрильи самолетов
Ла5 несли на фюзеляжах надпись «Валерий Чкалов». В составе эскадрильи «Валерий Чкалов»
был самолет «Арзамасский школьник», построенный на деньги, собранные пионерами города. В
ходе поисковой деятельности учащимися школы была собрана информация о деятельности
«чкаловцев» в годы войны. Известно, что учащиеся школы им. Чкалова заработали 12 тыс. 500руб.
на постройку самолета.
Практическая реализация содержания нашей совместной работы призвана обеспечить
глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству,
основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и
государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты
Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков,
привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ,
других войск, воинских формирований и органов.
В настоящее время 7 выпускников школы проходят обучение в высших учебных заведениях
силовых структур: Карпов Михаил, Русаков Илья (3 курс) – курсанты Череповецкого филиала
ВВИУ связи, Анисимова Екатерина – институт пограничных войск ФСБ (г. Москва), Бажанова
3 Слайд 1 Семинарпрактикум для учителей ОБЖ
«Формирование мотивации обучающихся к военной службе» 03 мая 2017 года
«Особенности воспитания воинской направленности старшеклассников к службе в армии»
Степанова Т.В., зам. директора по УВР МБОУ СШ №3 им. В.П. Чкалова г. Арзамас
Мария, Татурин Дмитрий – Академия МЧС (г. Иваново), Чельцов Сергей – Академия МВД (г.
Нижний Новгород), Парамонова Елизавета – Академия права. Четыре выпускника проходят
срочную службу.
Результаты Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ: 20102011 – 2 призовых места,
20152016 – 1 призовое место.
Обществу далеко не безразлична нравственная позиция людей, которым оно доверяет защиту
Отечества. Все выше сказанное подчеркивает особую и важную роль идеологического аппарата в
реализации такой функции управления, как мотивационная.
Как происходит формирование мотивации обучающихся к военной службе на уроках ОБЖ,
вы услышите из выступления учителя первой квалификационной категории Исаева В.А.
Выступление учителя.
4
Особенности воспитания воинской направленности старшеклассников к службе в армии
Особенности воспитания воинской направленности старшеклассников к службе в армии
Особенности воспитания воинской направленности старшеклассников к службе в армии
Особенности воспитания воинской направленности старшеклассников к службе в армии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.