Отчет по самообразованию Тема "Здоровьесберегающие технологии в условиях ПКПП"
Оценка 4.9

Отчет по самообразованию Тема "Здоровьесберегающие технологии в условиях ПКПП"

Оценка 4.9
Документация
docx
дефектология
07.02.2021
Отчет по самообразованию Тема "Здоровьесберегающие технологии в условиях ПКПП"
отчет по саообр (116) чистовик на 2019г.docx

Государственное учреждение образования

« Средняя школа № 116 г. Минска»

 

 

 

 

 

 

Отчёт по самообразованию

 

Тема : ««Здоровьесберегающие  технологии в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи »

 

 

 

 

 

 

 

                           Учитель-дефектолог

(б/к)

                                        Петкевич Наталья Сергеевна

 

 

 

 

2019 г

 

Введение

         Здоровье - основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов.

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения  и укрепления его здоровья, введения здорового образа жизни в деятельность начальной школы,  внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи. В полной мере это относится и к работе учителя-логопеда.

Понятие «здоровье» имеет множество определений.

Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

        Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

       Логопедия - важное звено цепи здоровьесберегающих технологий.        Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время, особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Я, как логопед, по специфике своей работы сталкиваюсь с детьми уже имеющими различные нарушения здоровья и развития. Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.

          Поэтому передо мной, как перед логопедом, одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.

          Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
          Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

Актуальность темы: От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье школьника.

Современные школьники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные  упражнения.

         Тенденция к ухудшению речи детей, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.

         Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. 
         В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).


Цель:Повышение профессиональной подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с целью повышения эффективности коррекционно-развивающих занятий.
Задачи:

- Изучить современные здоровьесберегающие технологии.

- Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей.

-Формировать предпосылки к полноценному усвоению образовательных программ путём коррекции нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий.
Предполагаемый результат:

-повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; 
-дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
-корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

 

Результативность проекта.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей младшего школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей технологии, среди которых:

• Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки и др.

• Применение психологических и психопрофилактических средств и методов, включающих в себя психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, музыкотерапию, релаксационные упражнения и этюды, подвижные и сюжетно-ролевые игры, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций, обучение детей приемам мышечного расслабления.

Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место на логопедических занятиях. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму.

На своих логопедических занятиях использую некоторые виды массажа и самомассажа: языка, ушных раковин, лица, кистей рук и стоп. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Дети на занятиях обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.

На индивидуальных занятиях успешно использую элементы су-джок терапии, её целью является нормализация мышечного тонуса. Опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга. Су-джок акупунктура (су — кисть, джок — стопа) последнее достижение восточной медицины. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах — это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки. Су-джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью колец («ежиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм.

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на своих занятиях использую гимнастику для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания,   обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

Так как большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в регулировании психических процессов возбуждения и торможения, то на занятиях я применяю такую форму обучения, как   рисование пальцами. Этот процесс рисования воздействует на эмоциональное состояние, дыхательную функцию и психику, развивает речь и готовит руку к письму.

Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для занятий я подбираю динамические паузы с использованием   упражнений, синхронизирующих работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

В последние годы в отечественной психологии накоплен богатый опыт использования игры как эффективного метода коррекции эмоционально-личностного развития ребенка. Коррекции подлежит не только развитие самого ребенка, но и социальная ситуация развития в целом, вся система взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением. В игровой, неформальной обстановке недавние дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности.

Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:

-повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;

-дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

-корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению.

         Анализ проведённого мониторинга и диагностики для составления речевых профилей учащихся показал следующие результаты:

-у детей, работающих в коррекционных группах и по индивидуальным программам, повысилось качество знаний и уровень обученности.

-на уроках дети начали свободнее пользоваться монологической речью: способны рассказать о пережитых событиях, пересказывать содержание сказки, рассказа, описывать окружающие предметы, некоторые явления окружающей действительности.

         У детей наблюдается обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интереснее и выразительнее передавать содержание художественного произведения.

         Анализ позволил выявить сильные стороны проекта: использование здоровьесберегающих технологий позволило улучшить не только речь учащихся, но и их здоровье, в чём и состояла цель проекта.

         Я считаю, что моя деятельность была продуктивной и способствовала повышению качества образования в школе. Использование новых инновационных технологий, методов и способов повысило качество моей работы.


 

Государственное учреждение образования «

Государственное учреждение образования «

Введение Здоровье - основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека

Введение Здоровье - основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека

Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной

Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной

В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика

В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика

На логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей технологии, среди которых: •

На логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей технологии, среди которых: •

Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий…

Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий…

Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях: -повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; -дети учатся видеть, слышать, рассуждать; -корректируется поведение и преодолеваются…

Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях: -повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; -дети учатся видеть, слышать, рассуждать; -корректируется поведение и преодолеваются…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2021