Отчет с рефлективным размышлением о диалогическом обучении.
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
психологическая работа +1
Взрослым
28.05.2018
Отчет с рефлективным размышлением
о диалогическом обучении.
Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения.
М.М.Бахтин.
Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае – это «роскошь», в другом – профессиональная необходимость. Ведь есть такие виды человеческого труда, которые просто невозможны вне общения. Именно таким видом трудовой деятельности является работа педагога.
«Диалог пронизывает все наше бытие. Жизнь по природе своей диалогична. Жить значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать и соглашаться». (М.М. Бахтин) «Как видим, жизнь обращает наше внимание на диалог. И именно у учителя есть прекрасная возможность сформировать у обучаемых готовность вести диалог и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. В процессе обучения в контексте личностно ориентированного обучения основной формой педагогического общения становиться диалог. Хочется отметить, что именно диалогу принадлежит главенствующая роль как форме общения в демократическом обществе». Н.Задорожная, И.Низовская «От педагогического опыта к педагогической рефлексии».
Известный философ Л. Фейербах определял значение общения таким образом: «Общение облагораживает и прославляет, в обществе человек невольно держит себя иначе, чем наедине».
Общение с другими людьми обогащает человека. Мы смотрим на мир не только своими глазами, но и глазами наших друзей, родных, знакомых. В общении человек раскрывает себя. Дмитрий Лихачев утверждал, что «важнейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, что он говорит». А если еще обратить внимание на то, как незнакомый человек говорит, то, пообщавшись совсем немного, можно сделать о человеке определенные выводы.
Литература и русский язык – особые предметы. Влияние их на развитие личности ребенка огромно. Путем создания диалога и вопросов я моделирую условия исследовательской деятельности и развитие творческого мышления учащегося. Ученики учатся принимать решение, у них появляется уверенность в себе, они обдумывают прямые и косвенные последствия определенного события или действия, рассматривают ключевые проблемы, развивают активные навыки слушания. В умение правильно задавать вопросы проявляется воспитанность собеседника, уважение к другому человеку, то есть его культура. Человек, который умеет, задавать вопросы лучше и легче поймёт другого. Такой человек знает, как выразить собственное мнение, утвердить свою позицию, не унизит и не вызовет на скандал собеседника. Снетков В.М писал «Хороший вопрос – это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив». Вопросы актуализируют, вовлекают в работу, развивают любознательность учащихся и стимул к исследованиям. Все это ведет к созданию диалога и к атмосфере сотрудничества.
Ведя диалог и задавая вопросы высокого порядка, творческие вопросы, я изменяю течение урока, оказываюсь с детьми на равных, развиваю фантазию учащихся. У ребенка появляется возможность выразить свое мнение, отстоять свою точку зрения, сделать определенные выводы. Кто-то сказал: «Когда все думают одинаково, тогда никто не думает».
«Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении». «Руководство для учителя» стр. 155
В 5-7 классах на уроках литературы я отдаю предпочтение диалоговым формам: урок-игра, урок-практикум, урок-путешествие, урок-викторина, урок-праздник, литературные вечера, дебаты. Интегрирую знания, умения, навыки, полученные на уроках «Речевого этикета», и это позволяет проверить речевые компетенции на практике, развивать и совершенствовать способность детей к речевому взаимодействию. Диалоговые формы уроков обеспечивают субъективную позицию в воспитательном процессе, формируют навыки общения, умение отстаивать свою точку зрения, умение сотрудничать, приходить к общему решению на основе взаимоуважения. При организации проведения этих уроков я придерживаюсь определённых требований: добровольное включение в творческие группы, конфиденциальность, обеспечение психологической и физической безопасности участников группы, рефлективность. Дети испытывают удовольствие от таких уроков, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения и воспитания. В классах, где проводилась групповая работа, сами дети заметили, что такая работа способствует расширению их кругозора, ответственности и сплоченности коллектива. На уроках преобладает поисковый характер познавательной деятельности в сочетании с творческой, также заметно потеплел психологический климат, ребята стали терпимее, возросла сплочённость, доброжелательность, увеличилось число популярных учеников.
На моих уроках диалог с учеником может состояться, «если в педагогическом процессе культивируются взаимное доверие и уважение, оптимизм, творчество, созидательная самостоятельность; если учитель руководствуется принципами сотрудничества, сотворчества, свободного выбора». Ш.А.Амонашвили. «Размышления о гуманной педагогике», 1986г.
Любой учитель стремится воспитать ученика, умею¬щего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. В процессе диалогового обучения у моих учащихся возрастает:
• глубина понимания учеб¬ного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
• меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, при¬обретается теплота, человечность;
• сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
• растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
• учащиеся приобретают навыки, необ¬ходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.
Когда я начала проводить работу в группах, то первые уроки дались мне нелегко. Все группы в процессе становления прохолодили стадию конфликтных отношений. Не каждый ребенок быстро и безболезненно включился в учебный про¬цесс, не хватало времени на выполнение заданий, некоторые ребята не хотели работать, так как думали, что смогут получить 5 или 4 за счет сильных учеников. Пришлось разрабатывать такие задания, в процесс которых мог включиться каждый ученик и создать ситуацию, чтобы каждый нес ответственность за команду, смог внести вклад в обсуждение, интересовался проблемой и был готов преодолевать препятствия. Сначала дети разработали правила работы в группах, отработали критерии оценок по русскому языку и литературе, затем мы установили регламент времени. Я старалась по¬мочь каждому, включиться в групповую работу. Постепенно все стало налаживаться, ученики освоились и привыкли, им стало нравиться работать в группах. Учащиеся начали работать быстрей и укладываться по времени. Эффективно и целесообразно использовались наглядные пособия. Работа с разноуровневыми заданиями позволила мне осуществить обратную связь с учащимися.
«Язык – наш основной инструмент коллективного осмысления опыта. В действительности, обучение опосредовано через диалог, и степень, в которой учащиеся воспринимают взаимосвязь и согласованность в их классной работе, может существенно завесить от того, как эта деятельность опосредована диалогом. Разговор с учителем и другими учениками – возможно, важнейшее средство обеспечения вовлеченности учащегося в деятельность и способствующее развитию их понимания.
Александер (2008) считает, что преподавание в форме диалога позволяет использовать силу разговора для стимулирования и развития учащихся. Преподавание в форме диалога построено на работе Бахтина, Мерсера, Велса и Вуда. Александер предполагает, что через диалог учителя могут выявлять повседневные «здравые» перспективы, работать с их развивающимися идеями и помогать им преодолевать недопонимание. Когда ученикам предоставляется возможность участвовать в классном диалоге в разнообразных и расширенных формах, они могут исследовать границы своего собственного понимания. В то же время они практикуют новые способы использования языка в качестве инструмента построения знаний». «Руководство для учителя» стр. 145
«Социальное взаимодействие в ходе занятий играет важную роль в обучении. Общение в ситуациях «учитель-ученик» и «ученик-ученик» составляет значимую часть построения значения и развития понимания». «Руководство для учителя» стр. 145
Литература:
Н.Задорожная, И.Низовская «От педагогического опыта к педагогической рефлексии».
«Руководство для учителя» стр. 145
Ш.А.Амонашвили. «Размышления о гуманной педагогике», 1986г.
«Руководство для учителя» стр. 155Отчет с рефлективным размышлением о диалогическом обучении.
Диалоговое общение.docx
Отчет с рефлективным размышлением
о диалогическом обучении.
Истина не рождается и не находится в голове
отдельного человека, она рождается между
людьми, совместно ищущими истину, в процессе
их диалогического общения.
М.М.Бахтин.
Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой
большой роскошью на свете. Но в одном случае – это «роскошь», в другом –
профессиональная необходимость. Ведь есть такие виды человеческого труда,
которые просто невозможны вне общения. Именно таким видом трудовой
деятельности является работа педагога.
«Диалог пронизывает все наше бытие. Жизнь по природе своей
диалогична. Жить значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать,
ответствовать и соглашаться». (М.М. Бахтин) «Как видим, жизнь обращает
наше внимание на диалог. И именно у учителя есть прекрасная возможность
сформировать у обучаемых готовность вести диалог и совершенствовать
коммуникативные умения учащихся. В процессе обучения в контексте
личностно ориентированного обучения основной формой педагогического
общения становиться диалог. Хочется отметить, что именно диалогу
принадлежит главенствующая роль как форме общения в демократическом
обществе». Н.Задорожная, И.Низовская «От педагогического опыта к
педагогической рефлексии».
Известный философ Л. Фейербах определял значение общения таким
образом: «Общение облагораживает и прославляет, в обществе человек
невольно держит себя иначе, чем наедине».
Общение с другими людьми обогащает человека. Мы смотрим на мир не
только своими глазами, но и глазами наших друзей, родных, знакомых. В
общении человек раскрывает себя. Дмитрий Лихачев утверждал, что
«важнейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный
облик, его характер – прислушаться к тому, что он говорит». А если еще
обратить внимание на то, как незнакомый человек говорит, то, пообщавшись
совсем немного, можно сделать о человеке определенные выводы.
Литература и русский язык – особые предметы. Влияние их на развитие
личности ребенка огромно. Путем создания диалога и вопросов я моделирую
условия исследовательской деятельности и развитие творческого мышления
учащегося. Ученики учатся принимать решение, у них появляется уверенность
в себе, они обдумывают прямые и косвенные последствия определенного события или действия, рассматривают ключевые проблемы, развивают
активные навыки слушания. В умение правильно задавать вопросы
проявляется воспитанность собеседника, уважение к другому человеку, то
есть его культура. Человек, который умеет, задавать вопросы лучше и легче
поймёт другого. Такой человек знает, как выразить собственное мнение,
утвердить свою позицию, не унизит и не вызовет на скандал собеседника.
Снетков В.М писал «Хороший вопрос – это тот, который допускает
достаточно большое пространство возможных альтернатив».
Вопросы
актуализируют, вовлекают в работу, развивают любознательность учащихся и
стимул к исследованиям. Все это ведет к созданию диалога и к атмосфере
сотрудничества.
Ведя диалог и задавая вопросы высокого порядка, творческие вопросы,
я изменяю течение урока, оказываюсь с детьми на равных, развиваю фантазию
учащихся. У ребенка появляется возможность выразить свое мнение, отстоять
свою точку зрения, сделать определенные выводы. Ктото сказал: «Когда все
думают одинаково, тогда никто не думает».
«Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает
центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе
показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному
развитию учеников и их результативности в обучении». «Руководство для
учителя» стр. 155
В 57 классах на уроках литературы я отдаю предпочтение диалоговым
формам: урокигра, урокпрактикум, урокпутешествие, уроквикторина,
урокпраздник, литературные вечера, дебаты. Интегрирую знания, умения,
навыки, полученные на уроках «Речевого этикета», и это позволяет проверить
речевые компетенции на практике, развивать и совершенствовать способность
детей к речевому взаимодействию. Диалоговые формы уроков обеспечивают
субъективную позицию в воспитательном процессе, формируют навыки
общения, умение отстаивать свою точку зрения, умение сотрудничать,
приходить к общему решению на основе взаимоуважения. При организации
проведения этих уроков я придерживаюсь определённых требований:
добровольное включение в творческие группы, конфиденциальность,
обеспечение психологической и физической безопасности участников группы,
рефлективность. Дети испытывают удовольствие от таких уроков, есть
высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения и
воспитания. В классах, где проводилась групповая работа, сами дети
заметили, что такая работа способствует расширению их кругозора,
ответственности и сплоченности
коллектива. На уроках преобладает поисковый характер познавательной деятельности в сочетании с творческой,
также заметно потеплел психологический климат, ребята стали терпимее,
возросла сплочённость, доброжелательность, увеличилось число популярных
учеников.
На моих уроках диалог с учеником может состояться, «если в
педагогическом процессе культивируются взаимное доверие и уважение,
оптимизм, творчество, созидательная самостоятельность; если учитель
руководствуется принципами сотрудничества, сотворчества, свободного
выбора». Ш.А.Амонашвили. «Размышления о гуманной педагогике», 1986г.
Любой учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться,
стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать
вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.
В процессе
диалогового обучения у моих учащихся возрастает:
глубина понимания учебного материала, познавательная активность и
творческая самостоятельность учащихся;
меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает
безразличие, приобретается теплота, человечность;
сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать
друг друга и самих себя;
растет самокритичность, дети более точно оценивают свои
возможности, лучше себя контролируют;
учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе:
ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций
других людей.
Когда я начала проводить работу в группах, то первые уроки дались мне
нелегко. Все группы в процессе становления прохолодили стадию
конфликтных отношений. Не каждый ребенок быстро и безболезненно
включился в учебный процесс, не хватало времени на выполнение заданий,
некоторые ребята не хотели работать, так как думали, что смогут получить 5
или 4 за счет сильных учеников. Пришлось разрабатывать такие задания, в
процесс которых мог включиться каждый ученик и создать ситуацию, чтобы
каждый нес ответственность за команду, смог внести вклад в обсуждение,
интересовался проблемой и был готов преодолевать препятствия. Сначала
дети разработали правила работы в группах, отработали критерии оценок по
русскому языку и литературе, затем мы установили регламент времени. Я
старалась помочь каждому, включиться в групповую работу. Постепенно все
стало налаживаться, ученики освоились и привыкли, им стало нравиться
работать в группах. Учащиеся начали работать быстрей и укладываться по времени. Эффективно и целесообразно использовались наглядные пособия.
Работа с разноуровневыми заданиями позволила мне осуществить обратную
связь с учащимися.
«Язык – наш основной инструмент коллективного осмысления опыта. В
действительности, обучение опосредовано через диалог, и степень, в которой
учащиеся воспринимают взаимосвязь и согласованность в их классной работе,
может существенно завесить от того, как эта деятельность опосредована
диалогом. Разговор с учителем и другими учениками – возможно, важнейшее
средство обеспечения вовлеченности учащегося в деятельность и
способствующее развитию их понимания.
Александер (2008) считает, что преподавание в форме диалога
позволяет использовать силу разговора для стимулирования и развития
учащихся. Преподавание в форме диалога построено на работе Бахтина,
Мерсера, Велса и Вуда. Александер предполагает, что через диалог учителя
могут выявлять повседневные «здравые» перспективы, работать с их
развивающимися идеями и помогать им преодолевать недопонимание. Когда
ученикам предоставляется возможность участвовать в классном диалоге в
разнообразных и расширенных формах, они могут исследовать границы своего
собственного понимания. В то же время они практикуют новые способы
использования языка в качестве инструмента построения знаний».
«Руководство для учителя» стр. 145
«Социальное взаимодействие в ходе занятий играет важную роль в
обучении. Общение в ситуациях «учительученик» и «ученикученик»
составляет значимую часть построения значения и развития понимания».
«Руководство для учителя» стр. 145
Литература:
Н.Задорожная, И.Низовская «От педагогического опыта к педагогической
рефлексии».
«Руководство для учителя» стр. 145
Ш.А.Амонашвили. «Размышления о гуманной педагогике», 1986г.
«Руководство для учителя» стр. 155
Отчет с рефлективным размышлением о диалогическом обучении.
Отчет с рефлективным размышлением о диалогическом обучении.
Отчет с рефлективным размышлением о диалогическом обучении.
Отчет с рефлективным размышлением о диалогическом обучении.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.