Отчёт по теме самообразования
Оценка 5

Отчёт по теме самообразования

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
дефектология
6 кл
12.11.2018
Отчёт по теме самообразования
Отчёт по теме самообразования «Словесное ударение, как средство повышения внятности речи неслышащих учащихся». (из опыта работы) Составила и прочитала на цикловой комиссии учителей словесности. Одной из основных и специфических задач школ для детей с недостатками слуха, является формирование у учащихся фонетически правильной, внятной и выразительной речи. Существенным условием внятности, разборчивости и естественности звучания речи является правильное словесное ударение. Оно является ос-новным организующим звеном ритмической структуры слова, важным фо-нетическим средством.
отчёт по самообразованию Лукиной М.Д.doc
Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа­интернат  для обучающихся с нарушениями слуха г. Черемхово» Отчёт по теме самообразования «Словесное ударение, как средство повышения  внятности речи  неслышащих   учащихся». Составила и прочитала на ЦК словесности  Лукина Марина Дмитриевна                                                                                   2018 г Одной из основных и специфических задач школ для детей с недостатками слуха, является формирование у учащихся фонетически правильной,  внятной и выразительной речи. Существенным условием внятности, разборчивости и естественности  звучания речи является правильное словесное ударение. Оно является  основным организующим звеном ритмической структуры слова, важным  фонетическим средством. Важность словесного ударения для внятности речи отмечалась в  литературе многими сурдопедагогами: Н.М.Лаговский, П.Д. Енько,  профессор Ф.А.Рау, Л.М.Суржиковой. Они отмечали, что формирование  навыков правильного словесного ударения составляет необходимый  раздел работы над словом в процессе обучения глухих и слабослышащих  произношению. К работе над ударением приступают с первых дней  пребывания детей в школе и на протяжении всех лет обучения постепенно, от простого к сложному, знакомят учащихся с сущностью, особенностями  словесного ударения в русском языке. Сущность, функции и особенности словесного ударения. Сущность словесного ударения состоит в том, что один из слогов  слова произносится более громко и с большей протяжностью гласного, а  все остальные слоги своеобразно изменяются в виде редукции безударных  гласных. Характерной особенностью словесного ударения в русском языке  является его разноместность и подвижность. Первая особенность  выражается в том, что в русском языке в разных словах ударение может  падать на разные по счету слоги: на первый (парта, школа), на второй  (капуста, окно), на третий (пароход, огурец) и т. д. Вторая особенность ударения заключается в том, что в пределах одного и  того же слова оно может передвигаться с одного слога на другой. Так, например, в словах рука, нога ударение подвижно. В именительном падеже единственного числа (рука, нога) ударение стоит на втором слоге, а в  именительном падеже множественного числа оно перемещается со второго слога на первый: руки, ноги. Более глубоким изучением этого вопроса ­ выявлением состояния  ударения в речи глухих и слабослышащих, установлением особенностей  усвоения ими словесного ударения ­ занималась К.А.Волкова. Проведя  исследование устной речи детей с недостатками слуха, она приводит  следующие 5 типов ошибок в словесном ударении: 1­й тип ­ послоговая речь с ударением на каждом слоге слова (ко­ро­ва,  яб­ло­ко); (Финашкин К, Терентьева С) 2­й тип ­ перенесение словесного ударения на последний слог слова в тех  случаях, когда оно не должно падать на этот слог;(Лиза С) 3­й тип — словесное ударение не переносится на последний слог, но все  же ставится неправильно; (Настя П, Ваня М, редко бывают такие ошибки  у Маши А,а у Ульяны – в незнакомых словах ) 4­й тип — двойное ударение; (Финашкин К, Саша Т) 5­й тип — нечеткое, монотонное произнесение всех слогов слова.  (Алдона Ш) Главным условием, необходимым для усвоения глухими и  слабослышащими детьми словесного ударения является восприятие и  подражание речи взрослого (педагога, родителей). Роль подражания в  овладении школьниками словесным ударением огромна. Главным,  необходимым условием формирования словесного ударения в речи глухих и слабослышащих школьников является правильная и выразительная речь  взрослых. Методика работы над словесным ударением. Работая над словесным ударением, необходимо, прежде всего,  научить детей технике выделения ударного слога (силой голоса, более  длительным произнесением гласного звука) и правильной постановке ударения в словах. Ученик должен не только уметь выделить голосовыми  средствами один из слогов слова, но и знать, какой именно ­ первый,  второй или третий. Наконец, следует добиться, чтобы ребенок владел  подвижностью ударения. Обучение словесному ударению начинается с различения неречевых  ритмов, простейших слогосочетаний. Задачей этого раздела является  определение более длительного звука среди прочих кратких звуков,  различение на слух ритма простейших слогосочетаний и умение  воспроизводить их голосом. Следует объяснить ребенку, что среди нескольких звуков может быть  один длительнее других. Акцентируется внимание на этом не случайно.  Именно данные упражнения готовят слуховое восприятие детей к  различению ударного слога в слове. Обучение технике выделения ударного слога, как правило, начинается на слоговом  материале. Школьники учатся правильному воспроизведению разных ритмов! Так,  например, разучивается ритм, состоящий из двух! слогов — из ударного и  безударного слога: Для закрепления умения в различении ритмов можно использовать  следующие упражнения, которые проводятся с опорой на слуховой  анализатор. 1. Взрослый отбивает ритм, ребенок отхлопывает его в ладоши. 2. Взрослый отбивает ритм на барабане, ребенок воспроизводит его на  других инструментах (дудки, ксилофон, бубен и т. д.) 3. Взрослый отбивает ритм на инструментах, ребенок записывает  графическое обозначение ритма (ударный слог обозначается черточкой  большей длины ( ______ __ __ ) или скобкой с вертикальной черточкой, а  безударный просто скобочкой). 4. Взрослый проговаривает ритм слогосочетаний (тата, татата), ребенок  записывает ритм и воспроизводит голосом. 5. Взрослый с помощью слогосочетаний воспроизводит строчку из  знакомого стихотворения, ребенок записывает ее, находит в тексте или  стихотворении, читает вместе с взрослым и т.п. Следующим этапом в работе над словесным ударением является  различение ритмической структуры слова. Задача упражнений этого раздела заключается в выработке умения  определять ударные слоги в словах, выделять голосом ударные слоги при  чтении слов и различать слова по количеству слогов, месту ударения и  ударному слогу. Для этого подбираются слова различной сложности (двусложные и  трехсложные) и с разным местом ударения, но с одинаковыми ударными  гласными: мама, коза, варежки, собака, собака, карандаш. Работу  начинают с двусложных слов, т.к. двусложные слова представляют собой  наиболее благоприятный материал для различения количества слогов в  слове. Для закрепления материала можно использовать следующие виды работ: 1. Ребенку предлагается конверт с набором прямоугольников различной  величины и цветовой окраски. Взрослый произносит слово, ребенок  слушает и составляет из прямоугольников его модель. 2. Ребенку предлагается конверт с набором готовых схем слов  (односложных, двусложных, трехсложных). Взрослый произносит слово, а  ребенок подбирает соответствующую схему. 3. Взрослый располагает на столе картинки с изображением, например,  альбома, кисточки, красок, карандаша (соответствующие им слова  различны по количеству слогов и по месту ударения) и произносит одно из этих слов. Ребенок определяет, какое слово произнес учитель.  4. Подбор слов по заданному ритму. По инструкции взрослого: «Назови  трехсложное (двусложное, четырехсложное) слово с ударением на втором  (первом, третьем...) слоге» ­ ребенок подбирает соответствующие слова,  отхлопывает их ритм и правильно, с ударением произносит. 5. Расстановка ударения в словах при слуховом восприятии. В тетради или на табличке записан ряд слов. Взрослый читает эти слова, а ребенок ставит ударения и др. После различения ударения в словах можно перейти к распознаванию  словесного ударения в словосочетаниях, предложениях, текстах и  стихотворениях.  Широкое использование разнообразных видов работ в процессе  обучения ударению, систематическое повторение речевого материала  помогает глухим и слабослышащим учащимся овладеть ритмической  структурой слова.  Ударение. 5­ без ошибок (правильное0 4­ единичные ошибки 3­ равноударное Маша А Ульяна К Алдона Ш Настя  П 2016 3,6 3,6 3, 3 4 2017 уч.год 4 4 3,6 4,3 2018 уч.год 4,3 4,3 3, 6 4,6 № Фамилия  ученика  Аллаярова  М Вологжин И Курс У Шараускайте  Прокофьева Н 1 2 3 4 5 Класс  Май  2015 г 76% 75% 86% 76 % 90% 7 г 7 г 7 г 7 г 6 а Май 2016 г 80%    80%    89%    85%    93% Май 2017г 86 %    ­­­­    93%    90%    96% Май 2018 г 90% 93% 96% 90% 98% Из таблицы и диаграммы по соблюдению словесного ударения видно, что   у   всех   учащихся   улучшали   результат   соблюдения   словесного ударения.   Из   опыта   работы   могу   сказать.   Что   у   слабослышащих школьников   количество   случаев   равноударного   произношения   слов встречается редко. Таким образом, изучение состояния выразительности речи показало,  что в среднем выразительность речи детей данной группы имеет выше  среднего уровеня.  Речь школьников с нарушенным слухом стала более интонированной,   У   детей   повысился   интерес   к эмоционально­окрашенной. совершенствованию своего общения с окружающими людьми. 2017 уч.год Миклин Иван Понятны отдельные слова. 2018 уч.год Понятны   отдельные   слова, предложения. Может повторить знакомый   речевой   материал соблюдя ударения. Очень   частые   ошибки   во   всех словах Не может отхлопать ритм слова (из 2 слогов) Не умеет повторить за учителем правильно незнакомое слово. Не исправляет после повторного произношения учителем. Не выделяет голосом ударение в словах 2017 уч.год Отдельные звуки и слоги. Очень   частые   ошибки   во   всех словах Не может отхлопать ритм слова Не умеет повторить за учителем правильно незнакомое слово. Не исправляет после повторного произношения учителем. Не выделяет голосом ударение в словах Отдельные звуки  Очень   частые   ошибки   во   всех словах Не может отхлопать ритм слова Не умеет повторить за учителем правильно незнакомое слово. Не исправляет после повторного произношения учителем. Селина Лиза Фнашкин  Коля       за   голосом Допускает ошибки в незнакомых (более 3 х слогов) Повторяет   ритм   слова   (из   3 слогов) учителем Повторяет правильно незнакомое слово. (из 3 слогов) Иногда   ошибается   после повторного произношения учителем. Умеет   выделять   ударение в словах 2018 уч.год Понятны   простые   слова   и предложения Допускает ошибки в незнакомых (более 3 х слогов) Повторяет   ритм   слова   (из   3 слогов) Повторяет учителем правильно незнакомое слово. (из 3 слогов) Иногда   ошибается   после повторного произношения учителем. Умеет   выделять   ударение в знакомых словах Понятны простые слова, прямые слоги.  Допускает ошибки в незнакомых (более 3 х слогов) Повторяет   ритм   слова   (из   3 слогов) Часто при произношении   за   учителем незнакомое   слово.   (из   2­3 слогов) Часто ошибается   после   ошибается голосом   за Не выделяет голосом ударение в словах повторного учителем.   произношения Допускает   частые   ошибки голосом   ударение   в   знакомых словах Список использованной литературы.   1. Бельтюков В.И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и  глухонемых произношению. ­ М.: изд­во АПН РСФСР, 1947г. 2. Валгина Н.С. Современный русский язык. ­ М.: изд­во Высшая школа,  1989г. 3. Волкова К.А. Словесное ударение в речи глухонемых школьников. ­ М.:  известия АПН РСФСР, вып.79, 1956г. 4. Енько П.Д. Методика обучения глухонемых речи. Ч. IT СПб. 1912г. 5. Лаговский Н.М. Обучение глухонемых устной речи. ­Александровск,  1911г. 6. Назарова Л.П. методика развития слухового восприятия детей с  нарушениями слуха / Под ред. В.И. Селиверстова / . 7. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г. 8. Pay Ф.Ф., Нейман Л.В., Бельтюков В.И. Использование и развитие  слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. ­ М.: изд­во  АПН РСФСР, 1961г. 9.Pay Ф.А., Pay Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. ­ М.: Учпедгиз, 1934г. 10. Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе  глухих: Пособие для учителей. ­ М.: Просвещение, 1981г.

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018