Открытй урок "Параллельные тональности"
Оценка 5

Открытй урок "Параллельные тональности"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка +1
2 кл—11 кл +1
13.08.2018
Открытй урок "Параллельные тональности"
Публикация является частью публикации:
параллельные тональности.doc

Конспект урока для обучающихся 2 класса  «ДМШ» Табунского района  по предмету «Сольфеджио» с презентацией

 

Конспект урока «Параллельные тональности Ре мажор – си минор» для обучающихся 2 класса.

 

Автор: Пешкова Л. А., преподаватель теоретических дисциплин 


Целевая аудитория: 2 класс  ДМШ.
Возраст обучающихся: 8 - 9 лет.
Учебный предмет: сольфеджио, 2 класс, II четверть.
Время учебного занятия: 1 час 05 минут.
Оборудование: учебный класс, мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук), экран, колонки. 
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока – выявление и систематизация знаний обучающихся по теме «Параллельные тональности Ре мажор – си минор».
Задачи: 
- проверить теоретические знания по пройденной теме;
- применить приобретенные теоретические знания в практических заданиях;
- продолжить развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе;
- научить творческому применению знаний в знакомой и измененной ситуациях;
- продолжить обучение приемам сравнения и обобщения знаний (создание таблиц);
- развивать творческие способности каждого обучающегося.
   Конспект урока может быть интересен преподавателям учебного предмета «Сольфеджио» ДМШ. Выбор темы урока обоснован тематическим планом по учебному предмету «Сольфеджио» (Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», предметная область Теория и история музыки по учебному предмету «Сольфеджио», главный редактор И.Е. Домогацкая, Москва, 2012), 2 класс, II четверть, урок «Параллельные тональности».
   Для успешного проведения учебного занятия составлен план-конспект; подготовлена презентация (в тексте конкурсной работы все слайды презентации оформлены в виде рисунков); подобраны музыкальные примеры в Ре мажоре и си миноре (см. «Задания для практической работы»).
   Для выполнения цели и задач урока преподавателям рекомендованы следующие эффективные методы: репродуктивный метод (для выявления теоретических знаний по пройденной теме) и поисковый метод (для систематизации знаний и применении данных знаний в практических заданиях). Например, при выполнении практических заданий можно использовать метод «Найди ошибку» в выученном ранее музыкальном номере («Взял волынку наш сосед») и метод «Музыкальный детектив» (фрагмент пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» - поиск отклонения в тональность Ре мажор). Ученикам будет интересен процесс выявления «эмоциональной окраски» тональностей на примерах из классической музыки. Например, тональность Ре мажор - Й. Гайдн, соната Ре мажор, первая часть, главная партия; П. И. Чайковский, «Камаринская» и «Итальянская песенка» из Детского альбома; тональность си минор – Э. Григ, «В пещере горного короля»; П.И. Чайковский, «Зимнее утро» из Детского альбома. Не менее важно обратить внимание обучающихся на применение «тёплой» и «холодной» цветовой гаммы для создания собственных рисунков, отображающих «характер» данных тональностей.
   Для обучения приемам сравнения и обобщения приобретенных знаний ученикам предлагается выполнить разнообразные практические задания в знакомой и измененной ситуациях, составить две таблицы («Сравнительная таблица для выполнения практических работ», «Вспомогательная таблица для выполнения практических работ»). Созданные таблицы можно будет применять и при изучении других параллельных тональностей на уроках сольфеджио.
   В ходе урока рекомендуется использовать разные формы опроса обучающихся (индивидуальный, групповой, фронтальный) в зависимости от видов заданий, стараясь уделить внимание группе в целом и каждому ученику.

 

Ход урока

  1. Организационный этап (приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания):


Преподаватель: Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего урока – «Параллельные тональности Ре мажор – си минор». Урок будет насыщен разнообразными заданиями, которые направлены на достижение главной цели – закреплению и применению знаний по данной теме. Предлагаю провести урок максимально продуктивно, чтобы он не стал «сказкой о потерянном времени», и пусть девизом нашего занятия будет цитата Генри Форда: «Время не любит, когда его тратят впустую». Все готовы? Будем начинать!
На экран проецируется слайд № 1:



2. Проверка выполнения домашнего задания (фронтальный опрос):
Преподаватель: Предлагаю начать урок с проверки домашнего задания следующим способом: сравним построение гамм в тетради и на слайде презентации. Все ли у вас построено верно? 
- проверка построения гаммы Ре мажор;
- проверка построения гаммы си минор (три вида);
На экран проецируется слайд №2:


- пение одноголосного номера наизусть «Взял волынку наш сосед» (коллективная работа):


Преподаватель: Молодцы! А сейчас вам необходимо ответить на следующие вопросы: 
1. Сколько ключевых знаков в тональностях Ре мажор и си минор?
2. Какие это знаки?
3. Какое расстояние между параллельными тональностями?
4. Есть ли одинаковые («общие») звуки в параллельных тональностях?
Ученики: отвечают, обсуждают. 
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе (коллективная работа).
Преподаватель: Перед тем как приступить к практической работе (основному этапу урока), давайте выполним следующее: осуществим поиск «общих» звуков в параллельных тональностях: Ре мажор – си минор (натуральный вид); Ре мажор – си минор (гармонический вид); Ре мажор – си минор (мелодический вид).
Ученики: На каждом из последующих слайдов ученики находят одинаковые («общие») звуки между двумя тональностями, отвечают на вопрос: «Сколько общих звуков между Ре мажором и натуральным видом си минора?»
На экран проецируется слайд № 3:


Правильный ответ – 7 «общих звуков.
На экран проецируется слайд № 4:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Правильный ответ – 6 общих звуков.
На экран проецируется слайд № 5:


Правильный ответ – 5 общих звуков.


Преподаватель: Следующее задание, которое вам предстоит выполнить, заключается в следующем: на экране вы видите знакомые аккорды. Правильно ли они построены? А есть ли «общие» звуки в главных трезвучиях Ре мажора и си минора?
Предложите ученикам ответить на следующие вопросы:
1. Что такое главные трезвучия лада?
2. От каких ступеней они строятся?
3. Для какой формы работы на уроке они пригодятся?
На экран проецируется слайд № 6:


4. Основной этап работы (применение знаний и умений в практической работе):
- определите виды минора в одноголосных номерах № 1, № 2, № 3 (индивидуальная работа); «Задания для практической работы», № 1;
- исправьте мелодические «ошибки» в одноголосном номере «Взял волынку наш сосед» (индивидуальная работа):


- сыграйте музыкальный фрагмент пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» и определите, в каком такте встречается отклонение в другую тональность (коллективная работа «музыкальный детектив»); определите смену тональности с указанием такта;


На экран проецируется слайд № 7:


Правильный ответ – отклонение в Ре мажор в 4 такте.


- определите тональный план мелодии песни Маши из мультфильма «Гуси-лебеди»

 (слова А. Коваленкова, музыка Ю. Никольского, 1947);


На экран проецируется слайд № 8 (правильный ответ – эффект анимации «вылет»):

 

 

 


- гармонизуйте первый куплет песни «Паровоз» (совместная работа преподавателя и обучающихся).
На экран проецируются слайды № 9, № 10:


Песня «Едет, едет паровоз» (слова С. Эрнесакса, русский текст В. Татаринова, музыка Г. Эрнесакса)

 

 


5. Систематизация и обобщение знаний и умений (закрепление теоретических знаний, составление таблиц):


- выявление эмоциональной окраски тональностей на музыкальных примерах: определение характера музыкальных произведений в Ре мажоре (П.И. Чайковский, «Итальянская песенка», «Камаринская»; Й. Гайдн, соната Ре мажор, первая часть, главная партия) и си миноре (П.И. Чайковский, «Зимнее утро»); коллективная работа:
На экран проецируется слайд № 11:



 

 

 

 

На экран проецируется слайд № 12:


Примечание: музыкальные фрагменты необходимо подготовить заранее и вставить в презентацию.


- какими из предложенных слов можно передать эмоциональную окраску Ре мажора, а какими – си минора?


На экран проецируется слайд № 13:


- определение цветовой гаммы Ре мажора и си минора;
На экран проецируется слайд № 14:

 


- сравнение тональностей;


- составление сравнительной таблицы для выполнения практических заданий (коллективная работа);


На экран проецируется слайд № 15:


- составление вспомогательной таблицы для выполнения практических работ (коллективная работа):


На экран проецируется слайд № 16:


6. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий:
- проверка выполненных заданий детьми (соседом по парте), затем преподавателем

.
7. Коррекция знаний и способов действий:
- поиск ошибок в выполнении практической работы;


- определение алгоритма действий для самостоятельного достижения правильного результата.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
- определите «настроение» текста второго куплета песни «Паровоз» (автор варианта

 текста для второго куплета – Буторина Е.И.);


- напишите мелодию второго куплета в си миноре (мелодию повторного строения) с последующей гармонизацией и исполнением;


- нарисуйте рисунок к песне «Паровоз» в мажорном и минорном вариантах с учетом теплых и холодных цветовых оттенков.


На экран проецируются слайды № 17, № 18: 

 


9. Подведение итогов учебного занятия:


Оценивание деятельности самими обучающимися и преподавателем (насколько активно работали на уроке; все ли задания были выполнены, насколько самостоятельно; что получилось хорошо, а что требует дополнительной доработки; какие теоретические знания требуется подкорректировать):
На экран проецируется слайд № 19:


10. Рефлексия: 


Преподаватель: Дорогие ученики! Наступило время подвести итого нашего урока. Предлагаю вам использовать прием «Незаконченное предложение». Попробуем?
На экран проецируется слайд № 20:


11. Завершение открытого урока, прощание.
Преподаватель:

 

 Дорогие дети! Считаю, что вы прекрасно справились со всеми заданиями, цель урока достигнута. Наш урок закончен, я благодарю всех за отличную работу. До свидания!

 

 

Задания для практической работы

 

1. Определите вид минора в данных музыкальных примерах (работа в парах, выбор примера - по жребию):

 

 


Конспект урока для обучающихся 2 класса «ДМШ»

Конспект урока для обучающихся 2 класса «ДМШ»

Для обучения приемам сравнения и обобщения приобретенных знаний ученикам предлагается выполнить разнообразные практические задания в знакомой и измененной ситуациях, составить две таблицы («Сравнительная таблица для…

Для обучения приемам сравнения и обобщения приобретенных знаний ученикам предлагается выполнить разнообразные практические задания в знакомой и измененной ситуациях, составить две таблицы («Сравнительная таблица для…

Взял волынку наш сосед» (коллективная работа):

Взял волынку наш сосед» (коллективная работа):

Правильный ответ – 7 «общих звуков

Правильный ответ – 7 «общих звуков

Правильный ответ – 6 общих звуков

Правильный ответ – 6 общих звуков

Основной этап работы (применение знаний и умений в практической работе): - определите виды минора в одноголосных номерах № 1, № 2, № 3 (индивидуальная работа);…

Основной этап работы (применение знаний и умений в практической работе): - определите виды минора в одноголосных номерах № 1, № 2, № 3 (индивидуальная работа);…

Паровоз» (совместная работа преподавателя и обучающихся)

Паровоз» (совместная работа преподавателя и обучающихся)

Систематизация и обобщение знаний и умений (закрепление теоретических знаний, составление таблиц): - выявление эмоциональной окраски тональностей на музыкальных примерах: определение характера музыкальных произведений в

Систематизация и обобщение знаний и умений (закрепление теоретических знаний, составление таблиц): - выявление эмоциональной окраски тональностей на музыкальных примерах: определение характера музыкальных произведений в

На экран проецируется слайд № 12:

На экран проецируется слайд № 12:

На экран проецируется слайд № 15: - составление вспомогательной таблицы для выполнения практических работ (коллективная работа):

На экран проецируется слайд № 15: - составление вспомогательной таблицы для выполнения практических работ (коллективная работа):

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий: - проверка выполненных заданий детьми (соседом по парте), затем преподавателем

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий: - проверка выполненных заданий детьми (соседом по парте), затем преподавателем

Подведение итогов учебного занятия:

Подведение итогов учебного занятия:

Рефлексия: Преподаватель:

Рефлексия: Преподаватель:

Задания для практической работы 1

Задания для практической работы 1
Скачать файл