Конспект урока для обучающихся 2 класса «ДМШ» Табунского района по предмету «Сольфеджио» с презентацией
Конспект урока «Параллельные тональности Ре мажор – си минор» для обучающихся 2 класса.
Автор: Пешкова Л. А., преподаватель теоретических дисциплин
Целевая аудитория: 2 класс ДМШ.
Возраст обучающихся: 8 - 9 лет.
Учебный предмет: сольфеджио, 2 класс, II четверть.
Время учебного занятия: 1 час 05 минут.
Оборудование: учебный
класс, мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук), экран, колонки.
Тип урока: урок
обобщения и систематизации знаний.
Цель урока – выявление и систематизация знаний обучающихся по теме «Параллельные
тональности Ре мажор – си минор».
Задачи:
- проверить теоретические знания по пройденной теме;
- применить приобретенные теоретические знания в практических заданиях;
- продолжить развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе;
- научить творческому применению знаний в знакомой и измененной ситуациях;
- продолжить обучение приемам сравнения и обобщения знаний (создание таблиц);
- развивать творческие способности каждого обучающегося.
Конспект урока может быть интересен преподавателям учебного предмета
«Сольфеджио» ДМШ. Выбор темы урока обоснован тематическим планом по учебному
предмету «Сольфеджио» (Дополнительная предпрофессиональная образовательная
программа в области музыкального искусства «Фортепиано», предметная область
Теория и история музыки по учебному предмету «Сольфеджио», главный редактор
И.Е. Домогацкая, Москва, 2012), 2 класс, II четверть, урок «Параллельные тональности».
Для успешного проведения учебного занятия составлен план-конспект;
подготовлена презентация (в тексте конкурсной работы все слайды презентации
оформлены в виде рисунков); подобраны музыкальные примеры в Ре мажоре и си
миноре (см. «Задания для практической работы»).
Для выполнения цели и задач урока преподавателям рекомендованы следующие
эффективные методы: репродуктивный метод (для выявления теоретических знаний по
пройденной теме) и поисковый метод (для систематизации знаний и применении
данных знаний в практических заданиях). Например, при выполнении практических
заданий можно использовать метод «Найди ошибку» в выученном ранее музыкальном
номере («Взял волынку наш сосед») и метод «Музыкальный детектив» (фрагмент
пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» - поиск отклонения в тональность Ре
мажор). Ученикам будет интересен процесс выявления «эмоциональной окраски»
тональностей на примерах из классической музыки. Например, тональность Ре мажор
- Й. Гайдн, соната Ре мажор, первая часть, главная партия; П. И. Чайковский,
«Камаринская» и «Итальянская песенка» из Детского альбома; тональность си минор
– Э. Григ, «В пещере горного короля»; П.И. Чайковский, «Зимнее утро» из
Детского альбома. Не менее важно обратить внимание обучающихся на применение
«тёплой» и «холодной» цветовой гаммы для создания собственных рисунков,
отображающих «характер» данных тональностей.
Для обучения приемам сравнения и обобщения приобретенных знаний ученикам
предлагается выполнить разнообразные практические задания в знакомой и
измененной ситуациях, составить две таблицы («Сравнительная таблица для
выполнения практических работ», «Вспомогательная таблица для выполнения
практических работ»). Созданные таблицы можно будет применять и при изучении
других параллельных тональностей на уроках сольфеджио.
В ходе урока рекомендуется использовать разные формы опроса обучающихся
(индивидуальный, групповой, фронтальный) в зависимости от видов заданий,
стараясь уделить внимание группе в целом и каждому ученику.
Ход урока
Преподаватель: Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего урока – «Параллельные
тональности Ре мажор – си минор». Урок будет насыщен разнообразными заданиями,
которые направлены на достижение главной цели – закреплению и применению знаний
по данной теме. Предлагаю провести урок максимально продуктивно, чтобы он не
стал «сказкой о потерянном времени», и пусть девизом нашего занятия будет
цитата Генри Форда: «Время не любит, когда его тратят впустую». Все готовы?
Будем начинать!
На экран проецируется слайд № 1:
2. Проверка выполнения домашнего задания
(фронтальный опрос):
Преподаватель: Предлагаю начать урок с проверки домашнего задания следующим
способом: сравним построение гамм в тетради и на слайде презентации. Все ли у
вас построено верно?
- проверка построения гаммы Ре мажор;
- проверка построения гаммы си минор (три вида);
На экран проецируется слайд №2:
- пение одноголосного номера наизусть «Взял волынку наш сосед» (коллективная
работа):
Преподаватель: Молодцы! А сейчас вам необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Сколько ключевых знаков в тональностях Ре мажор и си минор?
2. Какие это знаки?
3. Какое расстояние между параллельными тональностями?
4. Есть ли одинаковые («общие») звуки в параллельных тональностях?
Ученики: отвечают,
обсуждают.
3. Подготовка обучающихся к работе на основном
этапе (коллективная работа).
Преподаватель: Перед тем как приступить к практической работе (основному этапу
урока), давайте выполним следующее: осуществим поиск «общих» звуков в
параллельных тональностях: Ре мажор – си минор (натуральный вид); Ре мажор – си
минор (гармонический вид); Ре мажор – си минор (мелодический вид).
Ученики: На каждом
из последующих слайдов ученики находят одинаковые («общие») звуки между двумя
тональностями, отвечают на вопрос: «Сколько общих звуков между Ре мажором и
натуральным видом си минора?»
На экран проецируется слайд № 3:
Правильный ответ – 7 «общих звуков.
На экран проецируется слайд № 4:
Правильный ответ – 6 общих звуков.
На экран проецируется слайд № 5:
Правильный ответ – 5 общих звуков.
Преподаватель: Следующее задание, которое вам предстоит выполнить, заключается в
следующем: на экране вы видите знакомые аккорды. Правильно ли они построены? А
есть ли «общие» звуки в главных трезвучиях Ре мажора и си минора?
Предложите ученикам ответить на следующие вопросы:
1. Что такое главные трезвучия лада?
2. От каких ступеней они строятся?
3. Для какой формы работы на уроке они пригодятся?
На экран проецируется слайд № 6:
4. Основной этап работы (применение знаний и
умений в практической работе):
- определите виды минора в одноголосных номерах № 1, № 2, № 3 (индивидуальная
работа); «Задания для практической работы», № 1;
- исправьте мелодические «ошибки» в одноголосном номере «Взял волынку наш
сосед» (индивидуальная работа):
- сыграйте музыкальный фрагмент пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» и
определите, в каком такте встречается отклонение в другую тональность
(коллективная работа «музыкальный детектив»); определите смену тональности с
указанием такта;
На экран проецируется слайд № 7:
Правильный ответ – отклонение в Ре мажор в 4 такте.
- определите тональный план мелодии песни Маши из мультфильма «Гуси-лебеди»
(слова А. Коваленкова, музыка Ю. Никольского, 1947);
На экран проецируется слайд № 8 (правильный ответ – эффект анимации «вылет»):
- гармонизуйте первый куплет песни «Паровоз» (совместная работа преподавателя и
обучающихся).
На экран проецируются слайды № 9, № 10:
Песня «Едет, едет паровоз» (слова С. Эрнесакса, русский текст В. Татаринова,
музыка Г. Эрнесакса)
5. Систематизация и обобщение знаний и умений
(закрепление теоретических знаний, составление таблиц):
- выявление эмоциональной окраски тональностей
на музыкальных примерах: определение характера музыкальных произведений в Ре
мажоре (П.И. Чайковский, «Итальянская песенка», «Камаринская»; Й. Гайдн, соната
Ре мажор, первая часть, главная партия) и си миноре (П.И. Чайковский, «Зимнее
утро»); коллективная работа:
На экран проецируется слайд № 11:
На экран проецируется слайд № 12:
Примечание: музыкальные фрагменты необходимо подготовить заранее и вставить в
презентацию.
- какими из предложенных слов можно передать эмоциональную окраску Ре мажора, а
какими – си минора?
На экран проецируется слайд № 13:
- определение цветовой гаммы Ре мажора и си минора;
На экран проецируется слайд № 14:
- сравнение тональностей;
- составление сравнительной таблицы для выполнения практических заданий
(коллективная работа);
На экран проецируется слайд № 15:
- составление вспомогательной таблицы для выполнения практических работ
(коллективная работа):
На экран проецируется слайд № 16:
6. Контроль и самоконтроль знаний и способов
действий:
- проверка выполненных заданий детьми (соседом по парте), затем преподавателем
.
7. Коррекция знаний и способов действий:
- поиск ошибок в выполнении практической работы;
- определение алгоритма действий для самостоятельного достижения правильного
результата.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по
его выполнению:
- определите «настроение» текста второго куплета песни «Паровоз» (автор
варианта
текста для второго куплета – Буторина Е.И.);
- напишите мелодию второго куплета в си миноре (мелодию повторного строения) с
последующей гармонизацией и исполнением;
- нарисуйте рисунок к песне «Паровоз» в мажорном и минорном вариантах с учетом
теплых и холодных цветовых оттенков.
На экран проецируются слайды № 17, № 18:
9. Подведение итогов учебного занятия:
Оценивание деятельности самими обучающимися и преподавателем (насколько активно
работали на уроке; все ли задания были выполнены, насколько самостоятельно; что
получилось хорошо, а что требует дополнительной доработки; какие теоретические
знания требуется подкорректировать):
На экран проецируется слайд № 19:
10. Рефлексия:
Преподаватель: Дорогие ученики! Наступило время подвести итого нашего урока.
Предлагаю вам использовать прием «Незаконченное предложение». Попробуем?
На экран проецируется слайд № 20:
11. Завершение открытого урока, прощание.
Преподаватель:
Дорогие дети! Считаю, что вы прекрасно справились со всеми заданиями, цель урока достигнута. Наш урок закончен, я благодарю всех за отличную работу. До свидания!
Задания для практической работы
1. Определите вид минора в данных музыкальных примерах (работа в парах, выбор примера - по жребию):
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.