Открытое занятие. Нежность и забота. Музыкальный образ мамы.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Открытое занятие для дошкольного возраста. На занятии формируется представление об образе мамы в музыкальных произведениях известных композиторов. Используются различные виды деятельности, такие как совместное пение под видео, разучивание танцевальных движений, узнавание песен на слух и элементы творческого поиска, при решении поставленной задачи темы занятия.
Иконка файла материала Патутина Ю.Н. Открытое занятие Нежность и забота.docx
Н е г о с у д а р с т в е н н о е   ч а с т н о е Н е г о с у д а р с т в е н н о е   ч а с т н о е о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е у ч р е ж д е н и е Ц Е Н Т Р   И Н Д И В И Д У А Л Ь Н О Г О Ц Е Н Т Р   И Н Д И В И Д У А Л Ь Н О Г О О Б У Ч Е Н И Я   и   Р А З В И Т И Я О Б У Ч Е Н И Я   и   Р А З В И Т И Я 140054, Московская область, город Котельники, микрорайон Ковровый, д.36, тел.8 (495)559-7336 «Нежность и забота.  Музыкальный образ мамы» (конспект открытого занятия для детей дошкольного возраста) Учитель музыки: Патутина Юлия НиколаевнаПознакомить детей с шедеврами классической музыки. Научить слушать звучащую музыку. Стимулировать стремление к самостоятельной творческой фантазии. Развить навык ритмически озвучивать музыку на музыкальных  Цель: Дать представление об образе мамы в музыке. Научить слышать в музыке черты нежности и заботы. Задачи:     инструментах.     партиям.  Познакомить детей с творчеством композиторов. Научить основным танцевальным движениям. Развить навык игры на шумовых музыкальных инструментах. Играть по  Воспитать у детей эстетическое восприятие музыки. Программное содержание: Углубить   знания   об   эмоциональной   стороне   музыки.   Довести   до   сознания   детей, какой бывает мама в песнях, фортепианных пьесах у композиторов, в музыкальных фильмах и мультфильмах. Способствовать  музыкальному   развитию   детей,   воспитывать   внимание, сосредоточенность  и   эстетическое   восприятие.   Закреплять   умение   применять полученные знания в  песнях, при исполнении танцев и озвучивании на музыкальных инструментах. Развивать  наблюдательность,  быстроту,  реакцию  движений.  Закрепить знания детей о нежной и заботливой маме, иногда устающей от своих повседневных дел. Формирование ориентировки в пространстве.  Формирование у детей представления и воспитание ответственного отношения к  самому близкому человеку на свете ­ маме. Вызвать интерес у детей и доброе отношение друг другу. Предварительная работа. Заготовка наглядных пособий, презентации, музыкальных  фрагментов, видеофрагментов. Формирование импровизационных навыков при игре на  музыкальных инструментах по показу педагога.  Знакомство с движениями,  имитирующими движение на поезде.  Материалы:  презентация,   видеофрагмент   фильма   «Мама»,   песни   «Мама»,   нотное изложение фортепианных пьес А. Гречанинова «Материнские ласки» и П. Чайковского «Мама», заготовка в формате А3 изображения ромашки. Оборудование: фортепиано, ноты фортепианных пьес, методическая литература,  ИКТ, детские шумовые инструменты, заготовка ромашки. Литература: И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день»  И.Каплунова, И.Новоскольцева «Этот удивительный ритм»О. П. Радынова «Музыкальные шедевры», Дубровская Е.А. Ступеньки  музыкального развития, Серия журналов  «Музыкальный руководитель»,  «Музыкальная палитра», иллюстрации и картинки. Ход занятия Начало занятия Педагог: Ребята, сели ровненько, подтянули спинки, Если прозвенел звонок, Значит, начался урок. Давайте поприветствуем друг друга. Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята»­ исполняется педагогом и  детьми. Основная часть Педагог: Ребята, нам сегодня снова предстоит отправиться в путешествие, но прежде нам  нужно подготовить свой музыкальный инструмент ­ наш голос. Приготовились,  подняли руки и споем песенку про «Мишку». Молодцы, а сейчас от этой нотки (исполняется распевка «Мишка» от разных нот с показом рукой высоты звуков). Ребята, скажите, а про кого эта песенка? (педагог наигрывает песенку «Лошадка», ребята отгадывают песенку по звучанию) Ребята: Про лошадку. Педагог: Конечно, про лошадку. Давайте споем песенку про «Лошадку» (исполняется  распевка «Лошадка» от разных нот с показом рукой высоты звуков). («Мишка», «Лошадка», «Слон», «Жираф», «Снежинки» («Музыкальный  руководитель» №5, 2013 год стр.11­12) с показом рукой). Педагог: А сейчас (педагог наигрывает песенку «Жираф», «Слон», «Снежинки»,  ребята отгадывают песенку по звучанию) Ребята: Про слона, про жирафа, про снежинки. Педагог: Молодцы, ребята, а сейчас садимся на паровоз и отправляемся в  путешествие.                                  Исполняется песенка про паровоз. «Паровозик, паровоз, ты куда нас всех повез, через горы и леса, там, где бродят  чудеса»  Ребята, сегодня мы продолжаем путешествие по миру музыки. Мы познакомимся с музыкой, которая изображает, а вот кого, вы мне сейчас и  скажете.Давайте обратим внимание на экран и прислушаемся, что мы увидим и услышим? Видео песни «Мама» («Я целую твои руки моя родная») Педагог: Ребята скажите, что вы увидели и услышали? Ребята: Мы услышали песню о маме в исполнении детей. Педагог: А какими словами они пели о маме. Текст песни «Мама, будь всегда со мною рядом» (Приложение 1)  Ребята: Мама родная, хорошая, нежная. Педагог: Молодцы, правильно, а давайте попробуем продолжить и спеть вместе с  детьми на видео. Совместное пение детей с видео. Педагог: Молодцы, а скажите, пожалуйста, если бы вы были композитором,  какими инструментами вы бы озвучили свое пение о маме? Ребята: Треугольник, колокольчик… Педагог: Молодцы, сейчас продолжим петь песню и поможем себе  инструментами. Пение и игра детей на музыкальных инструментах совместно с видео. Педагог: Как красиво у нас получилось. Скажите, ребята, а какой бывает ваша  мама? Ребята: Веселой, красивой, уставшей… Педагог: Молодцы, давайте послушаем, какой изобразил нам маму Александр  Тихонович Гречанинов. Звучит фортепианная пьеса. Звучит А. Гречанинова «Материнские ласки». (Приложение 2) Презентация с видеорядом фотографий мамы с детьми. Какой была музыка и что интересного вы заметили? (Звучит музыка, и идет беседа о прослушанной музыке). Давайте разберемся, как  изобразил нашу маму композитор? (демонстрация портрета композитора) Ребята: Музыка была нежной, доброй, ласковой. Педагог: Значит, какую маму композитор Гречанинов хотел изобразить? Ребята: Нежную, ласковую, веселую. Мама в музыке ласковая, немного грустная,  но иногда она радостная. Педагог: Правильно, конечно, ведь только мама бывает такой нежной и ласковой. А как мама заботится о вас может приласкать, а может и пожурить, поругать? Здесь  композитор изобразил маму нежную и ласковую и так и назвал свое  произведение «Материнские ласки». Ребята, а всегда ли мама нежная и ласковая?  Какие мамы бывают, давайте еще прислушаемся.  Звучит фортепианная пьеса.Звучит П.Чайковского «Мама» (Приложение 3) Педагог: А сейчас какой изобразил нам маму композитор? Ребята: Здесь мама грустная, озабоченная, иногда тревожная, взволнованная. Педагог: Правильно, а как вы думаете, почему? Да потому, что у мамы немало  забот и хлопот, мы знаем, что часто она устает. Вот и Петр Ильич Чайковский  (демонстрация портрета композитора) нам хотел показать, что мама бывает и такой,  озабоченной и взволнованной. Но всегда эти переживания сменяются нежными  чувствами, правда, ведь вы не огорчаете своих мам и не заставляете их волноваться? Ребята: Да. Педагог: Ну а мы отправляемся дальше. Скажите, ребята, а какие мультфильмы  вы знаете с участием мамы? Презентация. Ребята: «Простоквашино»,«Крошка Енот», «Мешок яблок», «Мама для  Мамонтенка», «Умка», «Шрек», «Осторожно, обезьянки», «Король лев», «Бемби»,  «Барбоскины», «Малыш и Карлсон», «Суперсемейка». Педагог: Молодцы, мы вспомнили мультфильмы с участие мамы, и, конечно, есть много фильмов с участием мамы и сейчас мы посмотрим фрагмент из очень  известного детского фильма, который так и называется «Мама» с участием  известных актеров Людмилы Гурченко и Михаила Боярского. Коза­мать отправляется за покупками, оставив детей­козлят дома, наказав им никому не  открывать дверь. Однако волк хитростью проникает в дом, похищает козлят и требует выкуп.  Фильм вышел на трех языках: русском, английском и румынском.Специальный  приз жюри «Серебряный кубок» на XXIX международном кинофестивале для детей и  юношества в Венеции,1977 год. Видео. Педагог:Какая здесь мама и что она делает? Ребята: Веселая, радостная, и она играет со своими козлятами. А вы играете с мамой, а танцуете с мамой? Давайте разучим танец для нашей мамы. Разучивание танцев. Элементы танцев. Танец «Американская полька» ­ А – выставление ножки (ножка, направленная в  центр круга) на пяточку, носочек, пяточку, носочек, 4 галопа в центр круга,  выставление ножки (ножка направленная из круга) на пяточку, носочек, пяточку,  носочек, 4 галопа из центра круга, Б – три хлопка по коленкам, три хлопка в ладошки,  три хлопка по коленкам, три хлопка в ладошки, смена партнера по направлениюдвижения (куда смотрят глазки, в ту сторону идем к новому партнеру). (Ладушки,  Топ­топ каблучок, №1, Американская полька) Педагог: Молодцы, ребята, а сейчас нам пора возвращаться, садимся в паровозик и  возвращаемся домой. Исполняется песенка про паровоз. «Паровозик, паровоз, ты домой нас всех повез, здесь встречают нас друзья­ наша дружная семья» Итог занятия. Закрепление нового материала: Педагог: Ну вот, занятие наше подошло к концу. Мы возвратились домой. Понравилось, вам наше путешествие? Давайте вспомним,  где  мы сегодня путешествовали и что  интересного увидели,  с кем познакомились? С какими композиторами и о чем нам  они хотели рассказать? (Педагог наводящими вопросами расспрашивает материал занятия и  демонстрирует иллюстрации к произведениям и портреты композиторов) Ответы детей. Ребята: Мы были в гостях, в мире музыки. Слушали песни, инструментальные  произведения о маме. Мы смотрели видео песни о маме, вспомнили  мультфильмы и  фильмы,познакомились с  композиторами П.И.Чайковским, А. Т. Гречаниновым и конечно все они нам показывали Маму. Педагог: А сейчас давайте сделаем для мамы подарок, который подарим мамам на 8 Марта. Вы будете говорить какая ваша мама, а я буду вписывать ваши слова в лепестки  нашей ромашки. Ромашка со словами,  какой бывает мама. (Приложение 4) Педагог: Молодцы, давайте попрощаемся. Вот какой красивый получился подарок. Музыкальное прощание «Наш урок окончен»­ исполняется педагогом и детьми.Приложение 1Текст песни «Мама, будь всегда со мною рядом» Я целую твои руки, моя родная Ты нежнее всех на свете, я точно знаю В мире нет тебя дороже, в моём ты сердце Обними меня покрепче, хочу согреться! ПРИПЕВ: Мама, будь всегда со мною рядом! Мама, мне ведь большего не надо! Мама, только не грусти! И меня за всё, мамочка, прости! Ты слышишь, мама, будь всегда со мною рядом! Мама, мне ведь большего не надо! Мама, только не грусти! И меня за всё, мамочка, прости! Только ты всегда поддержишь и успокоишь И от зависти и злости меня укроешь. Я люблю тебя, ты ­ ангел, тобой живу я. С благодарностью я руки твои целую. ПРИПЕВ: Мама, будь всегда со мною рядом! Мама, мне ведь большего не надо! Мама, только не грусти! И меня за всё, мамочка, прости! Ты слышишь, мама, будь всегда со мною рядом! Мама, мне ведь большего не надо! Мама, только не грусти! И меня за всё, мамочка, прости! (стихи 12 тактов): Свет в окне, мы вместе, На душе светло. Мамочка родная, как с тобой тепло! Я молюсь ночами, чтобы ты жила, Чтобы ты здоровой, мамочка была! Жизнь мне подарила мамочка моя! Больше всех на свете я люблю тебя! ПРИПЕВ:А. Гречанинов «Мамины ласки» Приложение 2Чайковский П.И. «Мама» Приложение 3Ромашка  Мама ­ нежная, ласковая, заботливая, веселая, милая, добрая, красивая,  привлекательная, родная, прекрасная, внимательная, лучшая, умная, классная,  Приложение 4трудолюбивая, терпеливая…