Цель занятия – приобщить детей к народному пению и творчеству: инструментальному, музыкальному, песенному, театральному.
Задачи занятия:
образовательные:
научить петь легко и свободно тренировочный материал и разучиваемый материал,
познакомить с песенными традициями и самобытностью народных песен;
обобщить представление учащихся об особенностях народных ударных инструментов; о ритме, темпе.
обучить самоконтролю,
закрепить новые знания
развивающие:
развить певческий и артикуляционный аппарат
способствовать развитию народно-музыкальных знаний, музыкальной грамоты
способствовать развитию чувства красоты исполнения народной песни;
расширить музыкальный и общий кругозор детей в процессе теоретических и практических занятий.
Открытое занятие педагога дополнительного образования Центра детского творчества № 6
Ахтямовой Зульфии Лебитовны
«Планета творчества»
Цель занятия – приобщить детей к народному пению и творчеству: инструментальному, музыкальному, песенному,
театральному.
Задачи занятия:
образовательные:
научить петь легко и свободно тренировочный материал и разучиваемый материал,
познакомить с песенными традициями и самобытностью народных песен;
обобщить представление учащихся об особенностях народных ударных инструментов; о ритме, темпе.
обучить самоконтролю,
закрепить новые знания
развивающие:
развить певческий и артикуляционный аппарат
способствовать развитию народномузыкальных знаний, музыкальной грамоты
способствовать развитию чувства красоты исполнения народной песни;
расширить музыкальный и общий кругозор детей в процессе теоретических и практических занятий.развить навыки хорового исполнения русских народных песен и навык игры на ударных русских народных
инструментах;
воспитательные:
содействовать становлению адекватной самооценки ребенка, через переживание ситуации успеха, ощущение
значимости своих действий;
способствовать формированию коллективной творческой самодеятельности,
приобщать к народному культурному наследию.
Воспитать смелость и уверенность в себе, веры в свои силы
воспитать у учащихся уважение к традициям и культуре своего народа;
Оборудование занятия:
мультимедийная установка;
компьютер для воспроизведения презентации;
карточки с картинками;
элементы костюма персонажа Лунтика.
музыкальные народные инструменты
фортепиано
аккордеон
Основные этапы занятия:
Этапы
Содержание работы
Задачи
Форма работы Время1.
Подготовительный этап Приветствие педагога
2.
Организация начала
занятия.
Вступительное слово.
3.
Вокально – хоровая
работа (распевки,
скороговорки,
упражнения на
звукоизвлечение и
артикуляцию)
для
упражнения
для
выработки певческого
дыхания;
упражнения
правильного
формирования гласных;
упражнения
для
активизации
артикуляционного
аппарата и четкости
дикции;
упражнения для
чистоты интонирования
звуков
Слово педагога 1 мин.
4мин
Объяснение.
Практическая
работа
Организация внимания детей на
работу. Создание
положительной установки на
ход и результаты занятия.
Создание атмосферы радости и
уверенности в своих силах
посредством дружеской
улыбки, риторики педагога.
Знакомство с темой занятия.
Осведомление присутствующих
о целях и задачах занятия.
Налаживание контакта с
аудиторией.
Развитие артикуляционного
аппарата.
введение голосового аппарата в
работу с постепенной
нагрузкой.
Формирование основных
певческих навыков учащихся.
Побуждение детей к
самоконтролю и самооценке в
процессе пения.
Анализ собственного пения и
других участников процесса.
4.
Закрепление
изученного ранее
материала. Игровая
«Ты продай, бабушка, бычка» Создание эмоционального
настроя.
Работа в коллективе,
Объяснение.
Практическая.
3 минпесня.
Работа в группах.
Знакомство с новым
материалом.
Знакомство с песней «Ай, да,
Масленица»
Практическая работа
Разучивание песни «Ай, да,
Масленица»
Просмотр
мультфильма о
музыкальных
инструментах
Просмотр мультфильма
«Лунтик и музыка»
Появление персонажа
Лунтика
Приветствие. Текст по
сценарию
Активные движения под
музыкальное сопровождение
и веселое ритмичное
стихотворение
Работа с карточками
5.
6.
7.
8.
9.
Музыкальная зарядка
10. Музыкальная грамота
творческая поддержка друг
друга в процессе пения, работа
над «обыгрыванием песни».
Театральное разыгрывание
ролей
Изучение нового материала.
Объяснение.
1 мин
Определить способность
каждого учащегося к
вокальному творчеству.
Побудить интерес к народной
песне, говору.
Проанализировать мультфильм.
Ответить навопросы: какие
инструменты были
представлены, какие из них
шумовые
Ознакомление с новым
народным инструментом
маракас
Отдых, заряд бодрости
Учащиеся должны
самостоятельно выстроиться в
«гамму». Правильно выполнить
задания на карточках.
Объяснение.
Практическая.
7 мин
Показ
5 мин
Объяснение
5 мин.
Практическая
2 мин
7 мин11. Коллективная работа:
закрепление
изученного материала,
исполнение русской
народной песни «Ай,
да, Масленица».
Введение в
исполнение ударных и
шумовых
инструментов.
12. Подведение итогов.
Рефлексия.Синквейн.
Коллективное
исполнениепесни.
Работа над чистотой
исполнения.
Получить вокальный и
исполнительский опыт
коллективной слаженной
работы.
5 мин
Объяснение.
Практическая:
индивидуально,
в паре, в
ансамбле.
Изложение сложных идей,
чувств и представлений о
музыке, творчестве, пении в
нескольких словах.
Впечатления учащихся о
новых знаниях, полученных
из занятия
Анализ и оценка достижения
цели урока. Ответы на вопросы.
Выстраивание логической
цепочки по выбранному
учащимися музыкальному
термину.
Беседа с
учащимися.
3 минПланконспект занятия
Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости!
Сегодня у нас необычное занятие и называется оно «Планета
творчества».
Тот, кто с музыкой не расстается,
Сможет смело по жизни идти,
И у всех вас, как в песне поётся,
Все дороги еще впереди.
Ну а наша дорога ведёт нас на волшебную «Планету творчества»
В ходе нашего занятия мы повторим пройденный материал, узнаем что –
то новое, проверим свои музыкальные знания. И, в целом, прикоснёмся к
миру народного творчества.
Каждое занятие мы начинаем с распевания.
Мы распевочки споём.
Голосочки разомнём,
Все поют ребята,
Всем распеться надо.
Распевания в парах, микрогруппах, сольно.
Время
1 мин.
4 мин
Этапы
Слайд 1
Подготовител
ьный этап
Слайд 2
Слайд 3 Организация
начала
занятия.
Содержание
работы
Приветственное
слово педагога
Вступительное
слово.
Слайд 4 Распевание Упражнения для:
выработки
певческого
дыхания;
правильного
формирования
гласных;
активизации
артикуляционног
о аппарата и
четкости дикции;
упражнения для
чистоты
интонирования
звуковСлайд 5
Слайд 6
Исполнение
песни игры
«Ты продай
бабушка
бычка»
Слайд 7 Знакомство
с новым
материалом.
Слайд 8 Практическа
я работа
Коллективное
исполнение песни –
игры. Работа в
подгруппах.
Сценическое
выразительное
разыгрывание
ролей(бабушки и
бычков)
Работа с шумовыми
инструментами.
Знакомство с
песней «Ой, да,
Масленица на двор
въезжает».
Разучивание песни«
Ой, да, Масленица
на двор въезжает».
Разбор
произведения:
работа с текстом
мелодией
интонированием
дыханием
Ребята, русская народная песня всегда разнохарактерная. Она бывает и
лирическая, и обрядовая, и плясовая, хороводная. А сколько существует
весёлых песен?! Русский народ всегда любил веселиться. А ещё он любил
играть и при этом петь. Поэтому и появились игровые песни.
Давайте вспомним наш изученный материал: игровую песню «Ты продай
бабушка бычка».И вот в такую песню – игру мы сейчас с вами поиграем.
3 мин
А сейчас для вас я подготовила новую песню. Давай вспомним, какие
весенние народные праздники вы знаете?
Дети отвечают.
А какой самый широкий праздник у русского народа? Правильно.
Масленица. Поэтому её и называют – Широкая Масленица. В этом году
Масленицу празднуют с 20 по 26 февраля. И сегодня песню мы будем
изучать масленичную песню. Называется она «Ой, да, Масленица на двор
въезжает»
Раздаётся текст песни.
Итак, разберём текст и новые, не знакомые слова. Прослушайте мелодию.
Разучим мелодию песни. Пропоём по строчкам куплет. Поработаем над
дыханием. Соединим весь куплет. Переход к следующему куплету.
Соединяем все куплеты песни.
2 мин
6 минСлайд 9 Практическа
я работа
Слайд 10 Знакомство
с
мультфильм
ом «Лунтик
и музыка»
Слайд 11 Коллективна
я работа.
Коллективное
исполнение
песни«Ой, да,
Масленица на двор
въезжает»с
шумовыми
инструментами
Работа над
чистотой
исполнения. Работа
с шумовыми
ударными
инструментами
Мультфильм
Просмотр
мульфильма
«Лунтик и музыка»
Появление Лунтика
А сейчас возьмём шумовые ударные инструменты и дополним нашу песню
игрой на инструментах
2 мин.
А теперь посмотрим на экран. Ребята, я предлагаю вам внимательно
посмотреть мультфильм. В конце просмотра я задам вам вопросы.
Просмотр мульфильма «Лунтик и музыка»
Скажите, на каких музыкальных инструментах играл дядюшка Шнюк?
(перечислить)
Молодцы, ребята!
Появляется Лунтик. В руках держит маракас.
Я добрый Лунтик.
На Луне когдато я родился.
Случайно, чудом на Земле
Однажды очутился.
8 мин
Здесь так красиво, хорошоСлайд 12
Слайд 13
Коллективна
я работа
Выход на зарядку
Выполнение
музыкальной
зарядки
Слайд 14
Слайд 15
Коллектив
ная работа,
индивидуал
ьная работа
Выполнение
заданий по
карточкам.
И столько неизвестного!
Я здесь друзей себе нашел
И много интересного.
Ребята, я слышал про вашу планету творчества и решил заглянуть к вам.
Вы здесь поёте песни, изучаете музыкальную грамоту, играете на
музыкальных инструментах. Возьмите меня к себе!
дети отвечают хором: возьмём!
А я к вам пришёл с маленьким сюрпризом, который вы ещё не видели! И
называется он маракас! (отдаёт маракас детям) А ещё я хочу спеть для вас
песенку.
Исполняется песня «Ладушки».
Лунтик: Ребята, вы, наверное, засиделись. Давайте дружно встанем и
сделаем зажигательную музыкальную зарядку.
Проводится музыкальная зарядка
Лунтик: Ребята, как хорошо и весело с вами, но мне пора лететь на свою
планету. До новых встреч! До свидания!! (Лунтик уходит)
Педагог: Ребята, а теперь присаживайтесь, мы начинаем самый
интересный этап нашего занятия – музыкальная грамота.
Каждый из вас сейчас получит карточку с заданием. Мы с вами уже
изучили ноты и написание нот. И знаем, где они располагаются. На
карточке вы увидите ноту и нотный стан.
Задание № 1. Расставить правильно все нотки по гамме.
Дети выстраиваются подряд по нотам: до, ре, ми и тд.
Педагог: А теперь пропоём эту гамму. Каждая названная нота будет
слегка приседать при пении.
Исполняется гамма.
Задание № 2. Выполнить задание на нотоносце. Написать музыкальные
знаки, указанные на карточках на нотном стане.
2 мин
7 минутСлайд 16 Коллектив
ная работа,
индивидуал
ьная работа
Слайд 17 Подведение
итогов.
Слайд 18
Слайд 19 Подведение
итогов
Самопроверка
А теперь проверим свои знания. Посмотрим на экран.
Вот и подходит к концу наше занятие. Давайте вернёмся к новому
материалу и вспомним, что мы изучили. Итак, к какому времени года
относится праздник «Масленица»? Что является символом праздника?
Сейчас мы закрепим разученное произведение и исполним его с ударными
инструментами.
Смотрим на экран и помогаем себе.
Исполняется песня «Ай да, Масленица»
Повторение
пройденного
материала.
Повторение
пройденного
материала.
Исполнение
масленичной песни
Вы молодцы, были внимательными и выполняли правильно все задания.
Скажите, что вам понравилось больше всего на занятии? Что было
интересное, трудное, новое для вас?
Что теперь вы знаете из занятия и умеете?
Синквейн способность излагать сложные идеи, чувства и представления в
нескольких словах. Как написать: первая строка существительное,
которое, собственно, и нужно осмыслить, вторая строка два
прилагательных, определяющих это существительное и описывающих
ваше представление о нём, третья строка три глагола: действия, которые
производит существительное, четвертая строка фраза из четырёх слов,
передающая ваше отношение к существительному, пятая строка синоним
существительного или ваши ассоциации к этому слову.
2 мин
2 мин
3 мин
3 минСлайд
20, 21
Благодарю за ваш труд. Спасибо. До свидания