Открытый классный час "Блокада Ленинграда"
Оценка 4.8

Открытый классный час "Блокада Ленинграда"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
классное руководство
5 кл
15.03.2021
Открытый классный час "Блокада Ленинграда"
блокада ленинграда.doc

МБОУ «Лицей № 52»

 

 

Открытый классный час:

Блокада Ленинграда

Классный руководитель 56 класса

Ахмедов А.М.

20.01.2018г.
Классный час в 5 “6” классе:

“Блокада Ленинграда. Дорога жизни

«Все может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может:
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».
А. Митяев

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война.

Цель:

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Ход урока

 (под звучание музыки «Священная война» говорит учитель)

Здравствуй дети! Наш классный час сегодня посвящен блокаде Ленинграда.

27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.

 

 

 

Учитель:  Что такое блокада?

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия» Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.

На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.

На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми, юные ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.

8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвали на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

А сейчас я хочу пригласить на сцену участников этого классного часа, которые расскажут вам о тех ужасных днях Блокадного Ленинграда.

Песня о войне

Ведущий 1 (Баймурзаев Загир)

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.

Вот что об этом пишет жители блокадного Ленинграда

На сцену выходит ученики 56 класса Яралиев Ислам и Юнусов Рустам

Ученик 1 (Яралиев Ислам)

Наступила самая тяжелая для ленинградцев зима 1941-42 годов, когда морозы достигали 40 градусов, а не было ни дров, ни угля. Съедено было все: и кожаные ремни, и подметки, в городе не осталось ни одной кошки или собаки, не говоря уже о голубях и воронах. Не было электричества, за водой голодные, истощенные люди ходили на Неву, падая и умирая по дороге. Трупы уже перестали убирать, их просто заносило снегом. Люди умирали дома целыми семьями, целыми квартирами. Все питание для работающего на производстве человека составляли 250 граммов хлеба, выпеченного пополам с древесными и другими примесями и оттого тяжелого и такого маленького. Все остальные, в том числе и дети, получали 125 граммов такого хлеба. (Алешин Евгений Васильевич).

 

Ученик 2 (Юнусов Рустам)

 

Передать эти ощущения просто невозможно: утром открываешь глаза, и тут же начинает ныть в животе. Затем это ощущение нарастает, и появляется ноющая, непрекращающаяся боль, будто какой-то зверь когтями рвет. Многие люди сходили из-за этой боли с ума. Постоянно старались хоть что-нибудь съесть, наполнить желудок. Если есть кипяточек — уже хорошо, выпьешь и чувствуешь, как он внутри все заполняет. (Гущина Зинаида Петровна).

Ведущий 2 ( Темирханова Карина)

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

На сцену со стихом выходит ученица 56 класса Курбанова Карина

Ученик 3: (Курбанова Карина)

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом, страшным и веским.

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник – это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это все повториться!»

Ведущий 2 (Темирханова Карина)

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

На сцену выходит с рассказами и стихами ученики 56 класса Курбанов Камиль, Короглуев Фарид, Шахваледов Рашид, Гаирбекова Мадина, Магомедов Курбанисмаил.

 Ученик 4. ( Курбанов Камиль)

Про школы. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девочка руки протянула,
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов)

Ученик 5 (Короглуев Фарид)

...Умирали люди прямо на ходу. Вез саночки — и упал. Появилось отупение, присутствие смерти рядом ощущалось. Я ночью просыпалась и щупала – живая мама или нет. (Булина Ирина Георгиевна).

 

 

Ученик 6 ( Шахваледов Рашид)

Не задумываясь, ехали на рытье окопов. Полуголодные дети, с 5-го по 10-й классы. Никто никого не заставлял. Это было святое — для Родины. (Залесская Валентина Михайловна).

 

Ученик 7 ( Гаирбекова Мадина)

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)

Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Ученик 8: ( Магомедов Курбанисмаил)

 И было на всем году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

 

Учитель;

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Скольких людей спасла эта дорога!

Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года, но с весной пришли новые заботы.

Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы. Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду!

13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

 

 

Просмотр документального фильма «Дорога жизни»

 

Ведущий 1( Баймурзаев Загир)

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

На  сцену выходят с рассказами очевидцев блокадного Ленинграда и со стихами Ученики 56 класса Челебова Амина, Юнусова Рукият, Алиомарова Марият, Заидова Назлижат, Абакаров Шамиль, Магомедова Заира, Халдузов Магомедрасул, Джаватханов Амир.

Ученик 9 (Челебова Амина)

Когда наступает 27 января, или 8 сентября, или 9 мая, я всегда думаю – неужели это я? Я жива? Страшные были дни. ...До сих пор я не оставляю еду на тарелке. Мои дети, особенно старший, всегда хлебцем еду с тарелки собирают, так и говорят: «Вы меня извините, но моя мама терпеть не может оставлять пищу в тарелках». Да, хлеб – это святое, каждая крошка. (Винер Валентина Шарифовна).

 

Ученик 10 (Юнусова Рукият)

Ленинград был фронтом, и каждая улица была передовой позицией. Нас нещадно бомбили и обстреливали из орудий почти непрерывно. Мы гибли не только от бомб и снарядов, но и от страшного голода. ...800 тысяч из нас похоронено только на Пискаревском кладбище. А всего из трехмиллионного города к концу блокады осталось лишь около 900 тысяч. (Алешин Евгений Васильевич).

Ученик: 11(Алиомарова Марият)

 Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)

Ученик:12 (Заидова Назлижат)

 Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут
А ленинградцы тихо плачут
Ни успокаивать пока
Ни утешать людей не надо
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но Боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут. (Ю. Воронов)

 

Ученик:13(Абакаров Шамиль)

 Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)

 

Ученик: 14 ( Магомедова Заира)

Блокадный Ленинград 
Фашисты окружили. 
Пушки палят, 
Воду отключили. 

Но терпит Ленинград, 
Он не хочет сдаваться. 
Гордый город на Неве 
Живым пытается остаться. 

И вот пришла Победа, 
И рад стал Ленинград, 
Забыл про все он беды, 
Шагает на парад.

 

 

Ученик: 15( Халдузов Магомедрасул)

Ночь 
...И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
" Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..."
"Будет мир. Вам не снится мир?" 
Дети, плача, хлеба просили. 
Нет страшнее пытки такой. 
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской. 
Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету, 
Чтобы все это превозмочь? 
Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет! 
Но ворота они не открыли. 
На колени не встали, нет! 
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?.. 
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.

(Елена Рывина)

 

Ученик: 16 (Джаватханов Амир)


В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом -
Паспорта. 
И в этом нет беды...
Но взрослым людям, 
Уже прожившим многое года, 
Вдруг страшно оттого, 
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, 
Чем тогда.

(Юрий Воронов)

Учитель:

 А сейчас я хотел бы отдать дань уважения всем защитникам родины, всем блокадника несломленного Ленинграда и объявить минуту молчания. Прошу всех встать!

Минута молчания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик 1

Наступила самая тяжелая для ленинградцев зима 1941-42 годов, когда морозы достигали 40 градусов, а не было ни дров, ни угля. Съедено было все: и кожаные ремни, и подметки, в городе не осталось ни одной кошки или собаки, не говоря уже о голубях и воронах. Не было электричества, за водой голодные, истощенные люди ходили на Неву, падая и умирая по дороге. Трупы уже перестали убирать, их просто заносило снегом. Люди умирали дома целыми семьями, целыми квартирами. Все питание для работающего на производстве человека составляли 250 граммов хлеба, выпеченного пополам с древесными и другими примесями и оттого тяжелого и такого маленького. Все остальные, в том числе и дети, получали 125 граммов такого хлеба. (Алешин Евгений Васильевич).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик 2

 

Передать эти ощущения просто невозможно: утром открываешь глаза, и тут же начинает ныть в животе. Затем это ощущение нарастает, и появляется ноющая, непрекращающаяся боль, будто какой-то зверь когтями рвет. Многие люди сходили из-за этой боли с ума. Постоянно старались хоть что-нибудь съесть, наполнить желудок. Если есть кипяточек — уже хорошо, выпьешь и чувствуешь, как он внутри все заполняет. (Гущина Зинаида Петровна).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик 3:

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом, страшным и веским.

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник – это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это все повториться!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик 4.

 Про школы. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девочка руки протянула,
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов)

 

 

 

 

 

Ученик 5

...Умирали люди прямо на ходу. Вез саночки — и упал. Появилось отупение, присутствие смерти рядом ощущалось. Я ночью просыпалась и щупала – живая мама или нет. (Булина Ирина Георгиевна).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик 6

Не задумываясь, ехали на рытье окопов. Полуголодные дети, с 5-го по 10-й классы. Никто никого не заставлял. Это было святое — для Родины. (Залесская Валентина Михайловна).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик 7

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)

Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик 8:

 И было на всем году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

 

Ученик 9

Когда наступает 27 января, или 8 сентября, или 9 мая, я всегда думаю – неужели это я? Я жива? Страшные были дни. ...До сих пор я не оставляю еду на тарелке. Мои дети, особенно старший, всегда хлебцем еду с тарелки собирают, так и говорят: «Вы меня извините, но моя мама терпеть не может оставлять пищу в тарелках». Да, хлеб – это святое, каждая крошка. (Винер Валентина Шарифовна).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик 10

Ленинград был фронтом, и каждая улица была передовой позицией. Нас нещадно бомбили и обстреливали из орудий почти непрерывно. Мы гибли не только от бомб и снарядов, но и от страшного голода. ...800 тысяч из нас похоронено только на Пискаревском кладбище. А всего из трехмиллионного города к концу блокады осталось лишь около 900 тысяч. (Алешин Евгений Васильевич).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик: 11

 Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик:12

 Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут
А ленинградцы тихо плачут
Ни успокаивать пока
Ни утешать людей не надо
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но Боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут. (Ю. Воронов)

 

 

 

 

 

 

 

Ученик:13

 Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)

 


Ученик 14

 

Блокадный Ленинград 
Фашисты окружили. 
Пушки палят, 
Воду отключили. 

Но терпит Ленинград, 
Он не хочет сдаваться. 
Гордый город на Неве 
Живым пытается остаться. 

И вот пришла Победа, 
И рад стал Ленинград, 
Забыл про все он беды, 
Шагает на парад
.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик 15


Ночь 
...И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
" Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..."
"Будет мир. Вам не снится мир?" 
Дети, плача, хлеба просили. 
Нет страшнее пытки такой. 
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской. 
Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету, 
Чтобы все это превозмочь? 
Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет! 
Но ворота они не открыли. 
На колени не встали, нет! 
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?.. 
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.

(Елена Рывина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик 16


В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом -
Паспорта. 
И в этом нет беды...
Но взрослым людям, 
Уже прожившим многое года, 
Вдруг страшно оттого, 
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, 
Чем тогда.

(Юрий Воронов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


МБОУ «Лицей № 52» Открытый классный час:

МБОУ «Лицей № 52» Открытый классный час:

Классный час в 5 “6” классе: “Блокада

Классный час в 5 “6” классе: “Блокада

Учитель: Что такое блокада?

Учитель: Что такое блокада?

А сейчас я хочу пригласить на сцену участников этого классного часа, которые расскажут вам о тех ужасных днях

А сейчас я хочу пригласить на сцену участников этого классного часа, которые расскажут вам о тех ужасных днях

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки

На сцену выходит с рассказами и стихами ученики 5 6 класса

На сцену выходит с рассказами и стихами ученики 5 6 класса

Не задумываясь, ехали на рытье окопов

Не задумываясь, ехали на рытье окопов

К хлебопекарне до зари Шестнадцать тысяч матерей

К хлебопекарне до зари Шестнадцать тысяч матерей

За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде

За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде

Ученик 10 ( Юнусова Рукият) Ленинград был фронтом, и каждая улица была передовой позицией

Ученик 10 ( Юнусова Рукият) Ленинград был фронтом, и каждая улица была передовой позицией

Сегодня в городе салют! Сегодня ленинградцы плачут

Сегодня в городе салют! Сегодня ленинградцы плачут

Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..

Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..

Вдруг страшно оттого, Что мы не будем

Вдруг страшно оттого, Что мы не будем

Ученик 1 Наступила самая тяжелая для ленинградцев зима 1941-42 годов , когда морозы достигали 40 градусов, а не было ни дров, ни угля

Ученик 1 Наступила самая тяжелая для ленинградцев зима 1941-42 годов , когда морозы достигали 40 градусов, а не было ни дров, ни угля

Ученик 2 Передать эти ощущения просто невозможно: утром открываешь глаза, и тут же начинает ныть в животе

Ученик 2 Передать эти ощущения просто невозможно: утром открываешь глаза, и тут же начинает ныть в животе

Ученик 3: Этот дневник на процессе

Ученик 3: Этот дневник на процессе

Ученик 4. Про школы. В осажденном городе работали 30 школ

Ученик 4. Про школы. В осажденном городе работали 30 школ

Ученик 5 ...Умирали люди прямо на ходу

Ученик 5 ...Умирали люди прямо на ходу

Ученик 6 Не задумываясь, ехали на рытье окопов

Ученик 6 Не задумываясь, ехали на рытье окопов

Ученик 7 «Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

Ученик 7 «Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

Ученик 8: И было на всем году

Ученик 8: И было на всем году

Ученик 9 Когда наступает 27 января, или 8 сентября, или 9 мая, я всегда думаю – неужели это я?

Ученик 9 Когда наступает 27 января, или 8 сентября, или 9 мая, я всегда думаю – неужели это я?

Ученик 10 Ленинград был фронтом, и каждая улица была передовой позицией

Ученик 10 Ленинград был фронтом, и каждая улица была передовой позицией

Ученик: 11 Такого дня не видел

Ученик: 11 Такого дня не видел

Ученик:12 Гремит салют. Ракеты в воздухе горячем

Ученик:12 Гремит салют. Ракеты в воздухе горячем

Ученик:13 Мы чашу горя выпили до дна

Ученик:13 Мы чашу горя выпили до дна

Ученик 14 Блокадный Ленинград

Ученик 14 Блокадный Ленинград

Ученик 15 Ночь ...И летели листовки с неба

Ученик 15 Ночь ...И летели листовки с неба

Ученик 16 В блокадных днях

Ученик 16 В блокадных днях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2021