МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького"
(ГБПОУ ЛПК)
МДК.04.01. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ( ЛИЦАМИ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИМИ) И СОТРУДНИКАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Тема 1.4.Теоретические основы взаимодействия воспитателя с родителями. Организация работы с родителями в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Открытый урок по теме Демонстрация сценария «Нетрадиционные формы взаимодействия педагоговвходит в состав темы 1.4.«Теоретические основы взаимодействия воспитателя с родителями. Организация работы с родителями в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ипроводится в соответствии с программой МДК.04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации
Результатом освоения знаний на данном занятии является овладение обучающимися следующими общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.
ПК4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.
Технологическая карта урока
МДК.04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации
Тип учебного занятия:практическое занятие
Организационная форма проведения учебного занятия: урок-деловая игра
1.Учить различать и классифицировать традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.
2.Развивать профессиональные умения при организации взаимодействия с родителями с помощью нетрадиционных форм.
3.Формировать умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации при демонстрации сценария.
4. Воспитывать уверенность в своих силах и возможностях, доброжелательные отношения в групповой работе
1.1.Орг.момент |
Здравствуйте, уважаемые студенты. Оцените свою готовность к уроку и плодотворному сотрудничеству. В начале урока предлагаю поздороваться и пожелать друг другу хорошего настроения, тем самым создавая благоприятный психологический настрой на урок и на весь день. Приветствие (слайд 1): 1. Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки) 2. Как ты тут? (положили руку на плечо) 3. Где ты был? (спросить рукой) 4. Я скучал! (приложили руку к своему сердцу) 5. Ты пришел! (руки в стороны) 6. Хорошо! (обнялись) 7. Здравствуй! (улыбнуться друг другу) На этой положительной ноте мы начинаем урок. Хочу пожелать вам продуктивной и творческой работы. Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова А.С. Макаренко(слайд 2): "Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего - люди. Из них на первом месте — родители и педагоги» А.С. Макаренко. Поэтому речь на уроке пойдет именно о взаимодействии педагогов с родителями. |
Подготовка к уроку
Выполнение упражнения на создание благоприятного психологического настроя на урок.
Эпиграф на слайде и на доске |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2. Сообщение темы и цели практического занятия
1.3.Актуализация базовых умений, навыков и знаний.
2.1. Обучающая часть занятия: выполнение заданий на проверку теоретических знаний, предъявление инструкций по выполнению заданий |
Тему урока вы сформулируете самостоятельно, выполнив игровое упражнение. Сейчас я буду говорить утверждение, а вы выполнять определенные действия, если, конечно, согласны с данным утверждением.
Игровое упражнение ( слайд 3 ): 1. Если вы считаете, что самым богатым ресурсом для обучения родителей является опыт, похлопайте в ладоши. 2.Если вы полагаете, что для родителей более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами. 3.Если вы считаете, что желание родителей учится, получать какие-либо знания зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой. 4.Если вы считаете, что родители успешнее обучаются, делая что-то, встаньте. 5.Если вы считаете, что родителям больше пользы принесет научная лекция, кивните головой. 6.Если вы считаете, что родители легче воспринимают информацию в игре или доверительной беседе, покачайте головой. Вывод( слайд 4 ): Итак, какой же вывод можно сделать, проанализировав нашу игру? Действительно,больше пользы родителям принесет та информация, которая интересна и значима лично для них, которая преподнесена в интересной и понятной для них форме, которая ориентирована на их собственный опыт.
Исходя из того, какой вывод вы сделали и заданий, выполненных дома, сформулируйте тему сегодняшнего урока( слайд 5 ): Демонстрация сценария «Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями Так, с помощью, каких форм взаимодействия с родителями результат будет более успешным? Совершенно верно, нетрадиционных. Большинство нетрадиционных форм являются интерактивными. Так как подразумевают активное включение родителей в образовательный процесс и являются наиболее актуальными в решении вопросов, связанных с воспитанием ребенка в семье Взаимодействие с родителями эффективно только в том случае когда: - оно отвечает текущим нуждам родителей и глубоко мотивированно; - связано с их прошлым и настоящим опытом; - участники активно вовлечены в процесс обучения и сами управляют им; - создана атмосфера взаимного уважения, положительный эмоциональный фон. Очень хорошо, что мы понимаем главное – тактику взаимодействия с семьей А как, вы считаете, в чем заключается основная цель урока?( слайд 6):
Основная цель работы на уроке формирование профессиональных компетенций в процессе демонстрации нетрадиционных форм работы с родителями Задачи, которые мы будем решать за практическом занятии помогут вам в дальнейшем во время прохождения практики, а также и в профессиональной деятельности ( слайд 7): 1.Учить различать и классифицировать традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями 2.Развивать профессиональные умения при организации взаимодействия с родителями с помощью нетрадиционных форм. 3.Формировать умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации при демонстрации сценария 4. Воспитывать уверенность в своих силах и возможностях, доброжелательные отношения в групповой работе Хочется верить, что в процессе плодотворной работы мы постараемся решить все поставленные задачи.
Результатом освоения знаний на данном занятии является овладение обучающимися следующими профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: ( слайды8): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями. ПК 4.4.Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.
На партах лежит лист с названием ОК И ПК. В конце урока, обобщая работу и выполняя рефлексию, скажите. Насколько они сформированы на уроке. Для более подробного осознания задач урока предлагаю выборочно «по цепочке»продолжить фразу, которая вам будет предложена. Итак, слушаем внимательно и отвечаем на вопросы. Задание « Цепочка смыслов» ( слайд 9): 1. В начале занятия я хочу сказать и пожелать… 2.Думаю, что тема сегодняшнего урока будет… 3.Говоря о готовности группы к занятию, предполагаю, что… 4.В теме сегодняшнего урока меня интересует… 5.Размышляя о предстоящем общении, я думаю, что оно будет… 6.Коллективная работа в группах позволит нам… 7.Успех любого практического занятия, на мой взгляд, определяет…
Прежде, чем мы начнемприступим к основной части практического занятия, вспомним и закрепим теоретические знания по изученным вопросам. Для этого выполним несколько заданий, которые позволят систематизировать знания. Задание 1 «Заполни пробелы» (индивидуальная работа у доски)
Задание2«Заполни таблицу»( слайд 10): На какие две группы делятся формы работы с родителями? Традиционные и нетрадиционные. Нетрадиционные формы работы, так же как и традиционные можно разделить на 4 группы. Заполните таблицу с названием нетрадиционных форм: Приложение1.
Заполненная таблица с названиями ( слайд 11):
1.Информационно-аналитические, 2.Наглядно-информационные, 3.Досуговые 4.Познавательные. Задание3 «Сортировка» Сейчас я раздам лист с названием нетрадиционных форм работы с родителями. А вы должны их распределить в таблицу. Слова:собрания в нетрадиционной форме, конференции, консультации, родительское интервью,интернет-страничка для родителей,родительский клуб, мастер-класс, праздники, показ видеофильма, концерт, утренник, семинар-практику, деловая игра, родительский телефон доверия, информационный родительский уголок, организация выставок, прайс-листы, спектакли Правильные ответы Информационно-аналитические: родительский телефон доверия, родительское интервью. Наглядно-информационные: показ видеофильма,информационный родительский уголок,организация выставок, прайс-листы, интернет-страничка для родителей. Досуговые:утренники, праздники, концерт, спектакли Познавательные: семинар-практикум, деловая игра, консультации, собрания в нетрадиционной форме, конференции, родительский клуб, мастер- класс. Заполненная таблица для проверки ( слайд 12):
Сделайте вывод. Почему познавательных форм оказалось больше всего? Потому что психолого-педагогическое просвещение родителей- одна из самых главных задач при взаимодействии с родителями. Задание 4 « Кубик Блума» Алгоритм критериев оценивания составите сами, выполнив упражнение с кубиком Блума. В соответствии с вопросами, которые вы видите на кубике, вам необходимо заполнить таблицу соответствующего типа.Затем группы обменяются таблицами и проанализируют ответы.
Сейчас прочитаем, что у вас получилось. Таким образом, вы самостоятельно сформулировали критерии оценивания для экспертной группы. Почти такие же критерии лежат в кейс-конвертах, которые вы сейчас получите. Инструктаж по выполнению задания. Прежде чем приступить к демонстрации основной принцип работы: Каждая подгруппа, по очереди, представляет сценарий разработанной нетрадиционной формы, при этом формулируя( инструкция) ( слайд 13):: 1. Название формы 2. Тема 3. Цель 4. Оборудование 5. Ход проведения Для этого, чтобы аналитическая группа объективно оценила работы, вы получаете кейс-конверт,в котором предлагаются критерии оценивания представляемой нетрадиционной формы работы с родителями. |
Формулируют тему урока, выполняя игровое упражнение
Поочередно педагог зачитывает утверждения. А обучающиеся выполняют определенные действия
Делают вывод
Формулируют тему урока.
Формулируют цель урока
Листы с ОК и ПК лежат на партах
Педагог начинает фразу, а обучающиеся ее продолжают
Вызывает к доске для выполнения индивидуального задания Заполняют таблицу с названием групп нетрадиционных форм и затем проверяют ( на слайде - заполненная таблица)
Сравнивают ответы с правильными
Раздается лист со словами
Распределяют эти слова (формы) в таблицу
Делают соответствующие выводы.
Поочередно преподаватель бросает кубик с вопросами, а обучающиеся записывают ответы в таблицу. Зачитывают ответы на вопросы, записанные в таблицу.
Проводит инструктаж по выполнению задания.
Раздает конверты с критериями оценивания выполненной работы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Демонстрация сценария «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями» |
Проводится практическая часть занятия. Каждая подгруппа по очереди представляет одну из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в соответствии с инструкцией. |
Демонстрация сценария |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3.Контроль усвоения общих компетенций, знаний, умений и навыков по теме |
В процессе демонстрации сценария преподаватель осуществляет коррекцию и контроль. Затем происходит коллективное обсуждение. |
Осуществление педагогического контроля завыступлением каждой подгруппы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1.Подведение итогов занятия, мониторинг результативности |
Подводятся итоги о мониторинге результативности выполненных заданий Каждая группа оценивает свою работу на уроке, а затем по очереди высказываются о работе других групп. Выявляется самая активная группа, самая творческая, группа, которая все задания выполнила правильно. Преподаватель обобщает высказывания и дает свою оценку. |
Дается оценка группам. Оценка и самооценка своей деятельности. Оценку дает главный эксперт (преподаватель). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2. Рефлексия
|
Предлагаю вам выразить свое мнение о деловой игре, опираясь на следующие предложения:( слайд 14): - Больше всего мне понравилось… - Самым полезным для меня было… - Мне хотелось бы… |
Рефлексия своих достижений.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3. Орг.момент |
На этом наш урок завершается. Я прошу встать тех, кто внимательно слушал и запомнил все нетрадиционные формы работы с родителями. Покажите большой палец те, для кого информация была полезной и интересной. Помашите рукой те, кто будет использовать данные формы в работе с родителями. Хлопните в ладоши 3 раза те, кто хочет поблагодарить всех за работу на уроке. На этом урок завершен. Спасибо всем за плодотворную работу!( слайд 15). |
Завершение урока. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Нетрадиционные формы работы с родителями
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Раздаточный материал
Информационно-аналитические
Наглядно-информационные
Досуговые
Познавательные
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.