Урок по формированию УУД у детей младшего школьного возраста
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1 КЛАСС ФГОС
Выполнила:Сагиндикова Э.А. учитель начальных классов
МКОУ «Ортатюбинская средняя общеобразовательная школа»
Ногайского муниципального района РДагестан
Тема: Где зимуют птицы?
Цели: расширять знания о птицах, зимующих в наших краях, и перелётных.
Планируемые результаты: учащиеся поймут, что птицы зимуют по-разному.
Задачи:
- Формировать УУД:
Л – личностные УУД
Р – регулятивные УУД
П – познавательные УУД
К – коммуникативные УУД
- Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- Расширять знания учащихся о птицах, зимующих и перелётных.
- Учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам.
- Формирование в сознании учеников единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Оборудование и используемые учебные пособия:
1. А. А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011.
2. А. А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 1 класс. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011.
3. Таблица «Зимующие птицы», картинки с изображением зимующих птиц.
4. Птицы России: Начальная школа / Сост. Т. Н. Ситникова. М.: ВАКО, 2010. (Школьный словарик).
5. А. А. Плешаков.От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы.
6. Разноцветные фишки.
Ход урока
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА |
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
1 |
2 |
3 |
1. Организационный момент. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ну-ка, проверь, дружок. Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Много нового узнать. На уроке ты сидишь Тихо-тихо, словно мышь.
2. Актуализация знаний. 1) Беседа - О каком времени года я говорю? Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду. - Как вы догадались, что речь идёт об осени?
2) Игра «Найди ошибки» - Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ, но в них есть ошибки. Слушайте внимательно и найдите их. На севере Один из холодных районов Земли – это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира. 3. Самоопределение к деятельности. - С наступлением холодов меньше становится корма для животных и птиц. Давайте послушаем разговор скворца и цапли. -Здравствуй, скворушка! -Что ты такая печальная, цапля? - Ах голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик важно вышагивал, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький воробьишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучей мороз. Может быть, это правда? - Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на Земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето. - Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? - Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. -Прочитайте тему урока на с. 16 учебника. - Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
4. Работа по теме урока. -Что вам уже известно о птицах? Постановка проблемы. - Попробуем выяснить, почему одних птиц называют перелетными, а других зимующими.
5. Физкультминутка. (Дети считают, загибая отдельно каждый палец) Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта - стриж, Эта - развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан. Птички, птички, по домам!
Продолжение работы по теме урока. Выявление причин перелета или зимовки птиц. Посмотрите на рисунки. Почему птицы разделены на две группы?
– Те птицы, которые улетают в теплые края на зиму, называются перелетными птицами. А тех птиц, которые остаются на зимовку, называют зимующими птицами. – Назовите перелетных птиц.
– Назовите зимующих птиц.
- Посмотрите за окно, каких птиц вы видите? Таблица «Зимующие птицы» - Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны. - Как можно помочь птицам зимой?
– Почему же некоторые птицы улетают на юг?
– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом?
– Больше или меньше их стало с приходом осени? В какую погоду их становится меньше?
– А чем еще питаются птицы? Птицы питаются разнообразным кормом. Для одних основным кормом служат насекомые, для других – плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. – Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?
Мы видим синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, так как здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.
6. Физкультминутка. Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево.) Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад Наклонились и присели, Заниматься тихо сели.
7. Продолжение работы по теме урока. 1) Беседа, работа по учебнику. Работа в парах. - Где же все-таки зимуют перелетные птицы? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения, а он пусть выскажет свои. Объясните, почему вы так считаете. Проверка. - Узнайте новую информацию об этом из фотографий на с. 17
- Куда улетают ласточки? - А журавли? - Что вместо колец в последнее время используют ученые? - Мудрая Черепаха приготовила для вас хитрый вопрос: почему одни птицы остаются на зиму, а другие улетают? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать подсказку на с. 17. 2) Игра «Узнай птицу». (Учитель читает описание птицы. Задача детей – как можно быстрее узнать её. Команда, отгадавшая птицу раньше, получает одно очко, затем описание дочитывается до конца.)
3) Выполнение заданий в рабочей тетради №1 (с. 14). Работа в группах. - Рассмотрите рисунки. Каких птиц вы смогли узнать? Соедините линиями изображения и названия птиц. - Остальных птиц узнайте с помощью атласа-определителя. №2 (с.14-15). Работа в парах. - Прочитайте задание и внимательно рассмотрите схемы. - Каким цветом нужно обозначить направление осенних перелетов птиц? - А весенних? - Выполните задание. Проверка по словарику «Птицы России».
8. Рефлексия. Игра «Третий лишний». - Из названий трех птиц необходимо назвать лишнюю птицу и объяснить свой выбор. · Галка, грач, воробей. · Ласточка, зяблик, дятел. · Ворона, сорока, кукушка. · Сова, голубь, соловей. · Скворец, поползень, журавль. · Стриж, воробей, галка.
- Оцените свои достижения на уроке.
9. Подведение итогов урока. - Вернемся к учебной задаче урока. Мы узнали о том, что птицы зимуют по-разному. Какие названия они получили в зависимости от этого?
|
- Да.
-Об осени
- Идет дождь, птицы улетают на юг, листопад.
- В районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс. - Пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде.
- Потому что, они улетали на зимовку в другие страны. -О птицах.
-Где зимуют птицы? - Узнаем, что птицы зимуют по-разному. Будем учиться выдвигать предположения и доказывать их.
- Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. - Тело птицы состоит из головы, туловища, шеи, клюва, крыльев, хвоста, ног. -Чтобы зимой помочь птицам, нужно сделать для них кормушки и подкармливать птиц подходящим кормом.
- Одни зимой улетают, другие остаются зимовать.
- Журавль, жаворонок, ласточка, скворец.
- Сорока, синица, воробей, ворона.
- Воробьи и синицы
-Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.
-Птицы улетают на юг, т.к им нечем питаться. - Да. Стрекозы, мошки, комары, мух, их много.
-С приходом осени их стало меньше.
-Плодами и семенами растений.
-Не все птицы улетают, они перебираются ближе к дому человека
Дети сначала объясняют своими словами, а затем читают текст на с. 85. - В Африку. - В Индию. - Радиопередатчик.
- Птицам не хватает корма.
- Аисты.
- Кукушка.
- Ласточки.
- Синицы.
- Синим.
- Красным.
- Грач. - Дятел. - Кукушка. - Соловей. - Поползень. - Стриж.
Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.
- Те, которые зиму проводят в наших краях, называются зимующими, а те, которые на зиму улетают в теплые края, - перелетными. |
Волевая саморегуляция (Р)
Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать (П)
Выделение и осознание того, что уже известно (Р).
Формирование интереса к новому материалу, способность к самооценке (Л)
Формирование общеучебных универсальных действий: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П). Целеполагание - постановка учебной задачи (Р).
Умение слушать и свтупать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы (К). Следовать установке на заботливое отношение к птицам (Л).
Самоорганизация свободного времени (Л).
Выявление причин перелета или зимовки птиц (П) Выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить (Р).
Наблюдение окружающего мира (Р). Умение работать с разными видами информации (П).
Постановка и решение проблемы (П).
Выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить (Р).
Самоорганизация свободного времени (Л).
Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, управление поведением партнера (К).
Универсально-логические действия: -выдвижение гипотез и их обоснование (П). Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста (П).
Универсально-логические действия: - анализ признаков с целью нахождения объектов (П).
Способствование осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте (К). Умение работать с разными видами информации (П). Универсально-логические действия: - анализ объектов с целью выделения признаков, - синтез – самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, - построение логической цепи рассуждений (П). Поиск и выделение необходимой информации (П).
Универсально-логические действия: - анализ объектов, -выбор оснований и критериев для сравнения, -классификации объектов, - построение логической цепи рассуждений. Выдвижение гипотез и их обоснование (П).
Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием (Л). Умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника (Р). - эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника (К).
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.