Открытый урок "Где зимуют птицы?"
Оценка 4.9

Открытый урок "Где зимуют птицы?"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
окружающий мир
6 кл—7 кл
29.02.2020
Открытый урок "Где зимуют птицы?"
Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. - Расширять знания учащихся о птицах, зимующих и перелётных. - Учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления. - Воспитывать заботливое отношение к птицам. - Формирование в сознании учеников единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Где зимуют птицы.doc

                             Урок  по формированию УУД у детей младшего школьного возраста

 

 

                                                                 УМК «ШКОЛА РОССИИ»

                                                                   ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

                                                                                1 КЛАСС    ФГОС

 

 

 

                                                           Выполнила:Сагиндикова Э.А. учитель начальных классов

                                                                       МКОУ «Ортатюбинская  средняя общеобразовательная школа»

                                                                              Ногайского муниципального района РДагестан

 

Тема: Где зимуют птицы?

Цели: расширять знания о птицах, зимующих в наших краях, и перелётных.

Планируемые результаты: учащиеся поймут, что птицы зимуют по-разному.

Задачи:

- Формировать УУД:

   Л – личностные УУД

   Р – регулятивные УУД  

   П – познавательные УУД

   К – коммуникативные УУД

- Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

- Расширять знания учащихся о птицах, зимующих и перелётных.

- Учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления.

- Воспитывать заботливое отношение к птицам.

- Формирование в сознании учеников единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Оборудование и используемые учебные пособия:

1.     А. А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011.

2.     А. А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 1 класс. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011.

3.     Таблица «Зимующие птицы», картинки с изображением зимующих птиц.

4.     Птицы России: Начальная школа / Сост. Т. Н. Ситникова. М.: ВАКО, 2010. (Школьный словарик).

5.     А. А. Плешаков.От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы.

6.     Разноцветные фишки.

 

 

 

 

 

 

                                                                             Ход урока

 

                 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

      ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

  ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

                                        1

                             2

                      3

1.     Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ну-ка, проверь, дружок.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать.

На уроке ты сидишь

Тихо-тихо, словно мышь.

 

2.     Актуализация знаний.

1)    Беседа

- О каком времени года я говорю?

      Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду.

- Как вы догадались, что речь идёт об  осени?

 

2)    Игра «Найди ошибки»

- Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ, но в них есть ошибки. Слушайте внимательно и найдите их.

                                        На севере

  Один из холодных районов Земли – это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.

3.     Самоопределение к деятельности.

- С наступлением холодов меньше становится корма для животных и птиц.

Давайте послушаем разговор скворца и цапли.

-Здравствуй, скворушка!

-Что ты такая печальная, цапля?

- Ах голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик важно вышагивал, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький воробьишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучей мороз.  Может быть, это правда?

- Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на Земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

- Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

-Прочитайте тему урока на с. 16 учебника.

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

 

 

4.     Работа по теме урока.

-Что вам уже известно о птицах?

Постановка проблемы.

- Попробуем выяснить, почему одних птиц называют перелетными, а других зимующими.

 

 

 

 

 

5.     Физкультминутка.

(Дети считают, загибая отдельно каждый палец)

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.      

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта - стриж,

Эта - развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан.

Птички, птички, по домам!

 

Продолжение работы по теме урока.

Выявление причин перелета или зимовки птиц.

Посмотрите на рисунки. Почему птицы разделены на две группы?

 

– Те птицы, которые улетают в теплые края на зиму, называются перелетными птицами.

А тех птиц, которые остаются на зимовку, называют зимующими птицами.

– Назовите перелетных птиц.

 

 

 

 

– Назовите зимующих птиц.

 

- Посмотрите за окно, каких птиц вы видите?

Таблица «Зимующие птицы»

- Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны.

- Как можно помочь птицам зимой?

 

 

– Почему же некоторые птицы улетают на юг?

 

– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом?

 

 

– Больше или меньше их стало с приходом осени? В какую погоду их становится меньше?

 

– А чем еще питаются птицы?

Птицы питаются разнообразным кормом. Для одних основным кормом служат насекомые, для других – плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.

– Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?

 

        Мы видим синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, так как здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.

 

6.     Физкультминутка.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(Посмотрели вправо, влево.)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

 

7.     Продолжение работы по теме урока.

1)    Беседа, работа по учебнику. Работа в парах.

- Где же все-таки зимуют перелетные птицы? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения, а он пусть выскажет свои. Объясните, почему вы так считаете.

Проверка.

- Узнайте новую информацию об этом из фотографий на с. 17

 

 

- Куда улетают ласточки?

- А журавли?

- Что вместо колец в последнее время используют ученые?

- Мудрая Черепаха приготовила для вас хитрый вопрос: почему одни птицы остаются на зиму, а другие улетают? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать подсказку на с. 17.

2)    Игра «Узнай птицу». (Учитель читает описание птицы. Задача детей – как можно быстрее узнать её. Команда, отгадавшая птицу раньше, получает одно очко, затем описание дочитывается до конца.)

  • Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Считается, что эта крупная белая птица приносит счастье, поэтому люди всегда радуются, если она вьет гнездо на крыше дома.  Каждый год у этих птиц появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама обычно сидит ночами, а папа – днем. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю.
  • Ранней весной, едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает это не так, как все птицы. Она не вьёт гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает в гнезда других птиц. Эта птица – большая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели.
  • Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на этих птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а ля отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая её клювом.
  • Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивает она с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой эти птицы прилетят к нашим домам за помощью; они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала. У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, спинка зеленая, на голове черная шапочка, а крылья серо-голубые.

3)    Выполнение заданий в рабочей тетради

№1 (с. 14). Работа в группах.

- Рассмотрите рисунки. Каких птиц вы смогли узнать? Соедините линиями изображения и названия птиц.

- Остальных птиц узнайте с помощью атласа-определителя.

№2 (с.14-15). Работа в парах.

- Прочитайте задание и внимательно рассмотрите схемы.

- Каким цветом нужно обозначить направление осенних перелетов птиц?

- А весенних?

- Выполните задание.

Проверка по словарику «Птицы России».

 

 

 

 

 

8.     Рефлексия.

Игра «Третий лишний».

- Из названий трех птиц необходимо назвать лишнюю птицу и объяснить свой выбор.

·        Галка, грач, воробей.

·        Ласточка, зяблик, дятел.

·        Ворона, сорока, кукушка.

·        Сова, голубь, соловей.

·        Скворец, поползень, журавль.

·        Стриж, воробей, галка.

 

 

 

 

- Оцените свои достижения на уроке.

 

 

 

 

 

9.     Подведение итогов урока.

- Вернемся к учебной задаче урока. Мы узнали о том, что птицы зимуют по-разному. Какие названия они получили в зависимости от этого?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Об осени

 

 

 

- Идет дождь, птицы улетают на юг, листопад.

 

 

 

 

- В районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс.

- Пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Потому что, они улетали на зимовку в другие страны.

-О птицах.

 

-Где зимуют птицы?

- Узнаем, что птицы зимуют по-разному. Будем учиться выдвигать предположения и доказывать их.

 

- Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

- Тело птицы состоит из головы, туловища, шеи, клюва, крыльев, хвоста, ног.

-Чтобы зимой помочь птицам, нужно сделать для них кормушки и подкармливать птиц подходящим кормом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Одни зимой улетают, другие остаются зимовать.

 

 

 

 

 

 

 

- Журавль, жаворонок, ласточка, скворец.

 

 

 

- Сорока, синица, воробей, ворона.

 

 

- Воробьи и синицы

 

 

 

 

-Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.

 

-Птицы улетают на юг, т.к им нечем питаться.

- Да. Стрекозы, мошки, комары, мух, их много.

 

 

-С приходом осени их стало меньше.

 

 

-Плодами и семенами растений.

 

 

 

 

 

 

-Не все птицы улетают, они перебираются ближе к дому человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети сначала объясняют своими словами, а затем читают текст на с. 85.

- В Африку.

- В Индию.

- Радиопередатчик.

 

- Птицам не хватает корма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Аисты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кукушка.

 

 

 

 

 

 

- Ласточки.

 

 

 

 

 

 

 

- Синицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Синим.

 

- Красным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Грач.

- Дятел.

- Кукушка.

- Соловей.

- Поползень.

- Стриж.

 

 

 

 

Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.

 

 

 

 

- Те, которые зиму проводят в наших краях, называются зимующими, а те, которые на зиму улетают в теплые края, - перелетными.

 

 

 

 

Волевая саморегуляция (Р)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать (П)

 

 

 

 

 

Выделение и осознание того, что уже известно (Р).

 

 

 

 

Формирование интереса к новому материалу, способность к самооценке (Л)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование общеучебных универсальных действий: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П).

Целеполагание - постановка учебной задачи (Р).

 

 

 

Умение слушать и свтупать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы (К).

Следовать установке на заботливое отношение к птицам (Л).

 

 

 

 

Самоорганизация свободного времени (Л).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявление причин перелета или зимовки птиц (П)

Выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить (Р).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение окружающего мира (Р).

Умение работать с разными видами информации (П).

 

 

 

 

 

Постановка и решение проблемы (П).

 

Выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить (Р).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоорганизация свободного времени (Л).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, управление поведением партнера (К).

 

 

Универсально-логические действия:

-выдвижение гипотез и их обоснование (П).

Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста (П).

 

 

Универсально-логические действия:

- анализ признаков

 с целью нахождения объектов (П).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способствование осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте (К).

Умение работать с разными видами информации (П).

Универсально-логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков,

- синтез – самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов,

- построение логической цепи рассуждений (П).

Поиск и выделение необходимой информации (П).

 

 

 

Универсально-логические действия:

- анализ объектов,

-выбор оснований и критериев для сравнения,

-классификации объектов,

- построение логической цепи рассуждений.

Выдвижение гипотез и их обоснование (П).

 

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием (Л).

Умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника (Р).

- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника (К).

 

 


Урок по формированию УУД у детей младшего школьного возраста

Урок по формированию УУД у детей младшего школьного возраста

Формирование в сознании учеников единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого

Формирование в сознании учеников единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого

Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок

Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок

Давайте послушаем разговор скворца и цапли

Давайте послушаем разговор скворца и цапли

Физкультминутка. (Дети считают, загибая отдельно каждый палец)

Физкультминутка. (Дети считают, загибая отдельно каждый палец)

Назовите зимующих птиц. -

Назовите зимующих птиц. -

Все ли птицы улетают осенью в теплые страны?

Все ли птицы улетают осенью в теплые страны?

Продолжение работы по теме урока

Продолжение работы по теме урока

Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов

Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов

Зимой эти птицы прилетят к нашим домам за помощью; они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала

Зимой эти птицы прилетят к нашим домам за помощью; они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала

Организационный момент. Долгожданный дан звонок,

Организационный момент. Долгожданный дан звонок,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.02.2020