Открытый урок на тему: "Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккордеона"
Оценка 4.7

Открытый урок на тему: "Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккордеона"

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
преподавание
1 кл—3 кл
05.02.2020
Открытый урок на тему: "Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккордеона"
Работа над музыкальным произведением - это одна из главных составных частей исполнительского процесса музыканта исполнителя. Работа учащихся над музыкальным произведением очень многообразна. В значительной мере она зависит от самого произведения - его сложности по садержанию, технических трудностей. Изучение музыкального произведения может дать хорошие результаты только при условии правильного представления о приёмах работы над ним, в основе которых лежит принцип поэтапного последовательного разучивания.
Начальный этап - открыт. урока.docx

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Михайловская детская школа искусств»

Железногорского района Курской области

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ: «НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             Подготовила и провела:

                                                                                                             преподаватель высшей          

                                                                                                             категории по классу  

                                                                                                             аккордеона  

                                                                                                             Бездетко Т. А.                               

                                                                                                            

                                                                                  

 

 

 

 

2020 г.

План-конспект открытого урока по специальности «Аккордеон» с ученицей 2-го класса Гудовой Алиной, обучающейся по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»

Преподаватель: Бездетко Татьяна Анатольевна

Тема урока: «Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккордеона»

Цель урока: Систематизация и обобщение умений, навыков и более глубокое их осмысление, работа над музыкальным произведением на начальном этапе в классе аккордеона на примере белорусской польки «Янка».

Задачи:

Образовательные:

 - развитие навыков работы над музыкальным произведением; чтение нотного текста, аппликатура, ритм, штрихи.

Воспитательные:

 - привить любовь к народной музыке;

 - развитие коммуникативной и нравственной культуры поведения.  

Развивающие:

         -развитие музыкальной восприимчивости, умения слышать и слушать, умения анализировать и сопоставлять;

 -развитие творческих и технических способностей обучающегося, познавательных процессов (память, мышление, внимание).

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальная.

Образовательные технологии:

- личностно-ориентированные (опора на субъективный познавательный опыт обучающейся);

- развивающие;

- здоровьесберегающие (учет индивидуальных особенностей детей, равномерное распределение во время урока различных видов деятельности).

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный (инструментальные иллюстрации преподавателем и воспроизведение услышанного учащейся);

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

- проблемно- поисковый.

Оснащение урока:

- средства обучения; пульт, сборник пьес.

Инструменты: аккордеон.

Технические средства обучения: ноутбук.

 

Структура урока:

1. Организационный этап;

-  приветствие, психологический настрой учащейся;

- сообщение темы урока, его цели и задачи.

2. Практическая часть;

- общее ознакомление с произведением;

- детальный разбор (анализ).

3. Заключительный этап;

- итог урока с оценкой проделанной учащейся работы.

- домашнее задание.

 

Ход урока

 

1.     Организационный этап.

Приветствие, диалог об успеваемости ученика, оглашение темы.

Тема урока: «Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккордеона».

Цель урока: Систематизация и обобщение умений, навыков и более глубокое их осмысление, работа над музыкальным произведением на начальном этапе в классе аккордеона на примере белорусской польки «Янка».

Урок проводится с ученицей 2-го класса Гудовой Алиной, обучающейся по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

 

2.     Введение.

Работа над музыкальным произведением - одна из составных частей исполнительского процесса музыканта исполнителя. Художественное прочтение музыкального произведения играет важную роль, как в формировании будущего музыканта, так и в последующем развитии исполнительского мастерства, музыкального мышления, эстетического кругозора. Работа учащихся над музыкальным произведением многообразна. В значительной мере она зависит от самого произведения - сложности его содержания, технических трудностей. Изучение того или иного музыкального произведения может дать хорошие результаты только при условии правильного представления о приемах работы над ним, в основе которых лежит принцип поэтапного последовательного разучивания.

 

На начальном этапе основной задачей является создание общего представления о произведении. Цель состоит в развитии мышления, в формировании установки на создания первоначального образа произведения:

- осознать контуры (высотность, общая ритмическая структура);

- проанализировать технические моменты (аппликатура, штрихи);

- обнаружить элементы выразительности;

- осознать целостность содержания произведения на основе анализа;

 Теоретический анализ текста музыкального произведения (даже краткий), углубление которого будет продолжаться на протяжении всей работы над произведением способствует успешному запоминанию.

Обычно работу над музыкальным произведением я начинаю со знакомства с материалами о произведении, его авторе, с предварительного проигрывания нового произведения.

Сегодня мы на уроке познакомимся с новым произведением белорусской полькой «Янка». Это произведение пользуется популярностью среди педагогов и обучающихся. Оно отличается простым гармоническим языком, ясной, запоминающейся мелодией, легкостью и изяществом (с музыкальной стороны).

(немного истории о танцах Белоруссии)

Белорусский народный танец формировался вместе со всей белорусской культурой начиная с XIV века. Истоками народных плясок были еще более древние общерусские обряды. Через движения белорусы передали весь свой характер и черты, характерные для этих людей. Они показывают, как чувствуют жизнь, ее красоту, свой темперамент и воодушевленность.

Наиболее популярны белорусские народные танцы - «Крыжачок», «Полька-Янка», «Лянок», «Кола», «Бульба», «Козачка», «Мікiта», «Бычок».

Полька - «Янка» названа по белорусскому женскому имени Яна, исполняется только под определенную песню, а именно белорусскую народную «Янку». Темп движений – умеренно-быстрый. Танец парный. Все движения проходят по кругу. Пары активно выстукивают ритм танца ногами и кружатся под музыку.

А сейчас Алина, я проиграю эту пьесу для ознакомления. Немецкий композитор, педагог и музыкальный критик Роберт Шуман рекомендовал всегда первое проигрывание делать от начало до конца, а затем в процессе работы над произведением проигрывать фрагментарно.

 Для ознакомления пьеса прозвучала в исполнении преподавателя в сдержанном темпе.

 

Диалог с ученицей:

Вопрос: В каком размере написано произведение?

Ответ: Размер 2/4

Вопрос: В какой форме написано?

Ответ: Простая трехчастная форма, тональность D – dur.

Вопрос: Определи характер?

Ответ: Характер оживленный, веселый.

Вопрос: Посмотри какие здесь штрихи, динамика?

Ответ: в правой партии - legato и stakkato, в левой партии - stakkato. Динамические оттенки mf (мецефорте), присутствуют акценты, которые помогают образно показать движение танца.

Вопрос: Определи звуко - высотность произведения?

Ответ: Полька имеет диапазон «октавы».

Вопрос: В какой октаве начинается первая часть произведения и в какой октаве начинается вторая часть произведения.

Ответ: Первая часть произведения начинается с ноты «фа-диез» первой октавы, вторая часть начинается с ноты «ми» второй октавы.

Далее пьеса проигрывается целиком или фрагментарно (т.е. частично) в медленном темпе с целью выявления длительностей нот (шестнадцатые, восьмые, четвертные), пауз, ритмических группировок (две шестнадцатые восьмая - две восьмые; две шестнадцатые восьмая - четверть; восьмая две шестнадцатые - две восьмые; четыре восьмые), определение фраз, уточняются места движения меха (по 2 такта), определяются технически трудные места, которые предстоит преодолеть.

Затем ученица с преподавателем прохлопала в ладоши ритмический рисунок мелодии со счетом вслух, а затем прохлопала ритмический рисунок с названием нот.

В левой партии ученица назвала название басов с аккордами.

Ознакомившись с устным анализом произведения, ученица приступает к разбору нотного текста в медленном темпе каждой рукой отдельно, соблюдая правильную смену меха при игре.

Особое внимание уделили игре левой партии, бас и аккорд ученица старалась играть «активно» т. е. крепкими пальцами, стараясь при этом соблюдать штрих stakkato.

Одним из важных моментов на начальном этапе работы над произведением является работа над аппликатурой. Верная и удобная аппликатура способствует легкому и правильному исполнению текста, неправильная - тормозит процесс выучивания (т. к. ноты для аккордеона то автор заранее позаботился и расставил в нотах аппликатуру).

При разучивании музыкального произведения также важен ритмический контроль, развивающий чувство единого дыхания, понимания целостности формы.

Проведя начальный этап работы над музыкальным произведением, преподаватель поставила для ученицы видео польки «Янка». При просмотре внимание ученицы было обращено на характер исполнения польки, а также на костюмы исполнителей.

В завершении урока преподаватель дала домашнее задание по разбору нотного текста каждой рукой отдельно со счетом вслух, соблюдая штрихи и правильную смену меха при игре.

 

Подведение итогов урока: рефлексия (анализ, самоанализ, выводы). Таким образом, в результате начального этапа работы над произведением ученик должен как можно больше узнать о нём, грамотно музыкально мыслить, понимать предстоящие технические и художественные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

1. Айзенштадт С. А. Учитель музыки. Жизнь и творчество Карла Черни. // С. А Айзейнштадт — М.: Композитор, 2010. — 215 с.

2. Гинзбург Г. Р. Статьи. Воспоминания. Материалы. Сост. Яковлев М. //  Г. Р. Гинзбург. Статьи. Воспоминания. Материалы. Сост. Яковлева М.  — М.: Сов. композитор, 1984.

3. Г. Коган. Григорий Гинзбург. // Коган Г. Вопросы пианизма: Избранные статьи. — М. Советский композитор, 1968. — С.365-373.

4. И. Гофман Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. // Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. "Государственное музыкальное издательство", 1961г.

5. Briefe über den Unterricht auf dem Pianoforte. — W., (ca 1840) (рус. пер.: Письма Карла Черни, или Руководство к изучению игры на фортепиано, СПБ, 1842).


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Михайловская детская школа искусств»

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Михайловская детская школа искусств»

План-конспект открытого урока по специальности «Аккордеон» с ученицей 2-го класса

План-конспект открытого урока по специальности «Аккордеон» с ученицей 2-го класса

Структура урока: 1. Организационный этап; - приветствие, психологический настрой учащейся; - сообщение темы урока, его цели и задачи

Структура урока: 1. Организационный этап; - приветствие, психологический настрой учащейся; - сообщение темы урока, его цели и задачи

Теоретический анализ текста музыкального произведения (даже краткий), углубление которого будет продолжаться на протяжении всей работы над произведением способствует успешному запоминанию

Теоретический анализ текста музыкального произведения (даже краткий), углубление которого будет продолжаться на протяжении всей работы над произведением способствует успешному запоминанию

Ответ: Характер оживленный, веселый

Ответ: Характер оживленный, веселый

В завершении урока преподаватель дала домашнее задание по разбору нотного текста каждой рукой отдельно со счетом вслух, соблюдая штрихи и правильную смену меха при игре

В завершении урока преподаватель дала домашнее задание по разбору нотного текста каждой рукой отдельно со счетом вслух, соблюдая штрихи и правильную смену меха при игре

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020