Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Опорно-двигательная система»
Оценка 4.6

Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Опорно-двигательная система»

Оценка 4.6
doc
28.11.2019
Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Опорно-двигательная система»
8кл. «Опорно-двигательная система».doc

Надпись: Открытый урок
по биологии в 8 классе
на тему:
«Опорно-двигательная система»

Сегодня у нас урок обобщения и повторения по теме: «Опорно-двигательная система».

Цель урока:

·        Обобщить и систематизировать знания о строении, функциях скелета, мышц;

·        Об особенностях скелета, связанных с прямохождением и трудовой деятельностью;

·        О мерах первой помощи при повреждениях ОДС.

Урок пройдет под девизом греческого поэта-драматурга Софокла:

«Много есть чудес на свете,

Человек  - их всех чудесней».

Трудно себе представить, как выглядел бы человек без опорно-двигательного аппарата. Скорее всего, он напоминал бы медузу, вытащенную на берег. Он не смог бы активно передвигаться, а любая, даже незначительная травма повреждала бы внутренние органы, вызывала сотрясения мозга.

 

1.Давайте вспомним, какие вы знаете компоненты опорно-двигательной системы?

Компоненты ОДС

               Скелет                                                         Мышцы

2. а) На какие части делится ОДС?

 

ОДС

Активная часть                                                Пассивная часть

(мышцы)                                                             (кости, связки, суставы, хрящи)

 

Б) Каковы функции активной и пассивной части скелета?

У доски:

Активная часть                                                   Пассивная часть

Формообразующая                                               формообразующая

Защитная                                                                защитная

Двигательная                                                        двигательная

Энергетическая                                                    опорная

                                                                               Кроветворная

                                                                  Обменная

3. Пока ребята работают у доски, давайте вспомним, что такое скелет?

Скелетом –называют совокупность твердых образований, костей, хрящей, укрепляющих их связок. 

Проверяем определение.

Проверяем функции активной и пассивной части.

4. Из каких отделов тела состоит человек?

           По скелету: 

·     Голова

·     Верх. Конечности

·     Ниж. Конечности

·     Туловище.

5. Из каких отделов состоит скелет человека?

 

По скелету:

·        Череп

·        Пояс верх. Конечностей

·        Скелет свободных верх. Конечностей

·        Пояс нижних конечностей

·        Грудная клетка

·        Скелет свободной нижней конечности

·        Грудная клетка

·         

6. Что является основой скелета?(позвоночник)

7. Какие отделы различают в позвоночнике?

·        Шейный -7

·        Грудные -12

·        Поясничные -5

·        Крестцовые 5

·        Копчиковые -4-5

8. Какими отделами представлен череп человека? Показать по наглядному пособию

               Мозговой                                                   Лицевой

              Лобная                                                        ниж. челюсть

              Теменная                                                    верх. Челюсть

              Затылочная                                                скуловая

              Височная                                                     носовая

                                                                                     Решетчатая

9. Почему череп полностью покрыт костями?

·        Определяет форму головы

·        Защищает головной мозг

·        Служит местом скрепления мышц, участвующих в мимике

·        Здесь находится орган слуха, обоняния, зрения.

 

Сообщение ученика о пропорциях лица.

Задание: Я предлагаю поработать вам с виртуальной лабораторией «Собери конечность».

10. Каким должен быть скелет человека, чтобы выполнять все функции?(прочным)

11. Какие вещества могут обеспечить прочность костей?(железо, фосфор, кальций)

12. Из чего состоят кости?

Из соединительной ткани:

·        Органич. вещества (белок, коллаген, полисахариды)

·        Неорг. вещества (кальций, фосфор. Магний, натрий)

·        Вода

Задание: Работа по скелету – выбрать соответ. кости

Губчатые кости          трубчатые                      плоские

Кости плеча                 мелкие кости кисти     череп

Предплечья                  стопы

Бедра                             грудины

Голени

13. Почему большинство длинных костей в организме имеет трубчатое строение?

Опыт:

Заранее подготовленные учащиеся демонстрируют модельный опыт, который показывает, что бумажная трубка (модель кости) способна выдержать большую нагрузку. Чем бумажная полоска той же массы.

 

14. Приведите примеры соединения костей.

Соединения костей

Подвижные               полуподвижные                неподвижные

(суставы-конечности) (позвоночник)      (череп)

 

Чтобы ни делал человек – шел, бежал, управлял машиной, копал землю, - все свои действия он совершает при помощи скелетных мышц. Эти мышцы –активная часть ОДС.

 

15. Что такое мышцы?

Мышцы – органы тела, состоящие из мышечной ткани, способные сокращаться под влиянием нервных импульсов.

16. Какие мышцы вам известны?

Сердечная

Поперечно-полосатая

Гладкая

Мышцы, сокращаясь или напрягаясь, производят работу. Она может выражаться в перемещении тела  или его частей. Такая работа совершается при поднятии тяжестей, ходьбе, беге. Это динамическая работа.

17. А что же такое статистическая работа?

(удерживает положение тела, удерживает груз, стояние, сохранение поз)

Мультимедиафильм о спортивных достижениях, богатырях.

18. Какие вы знаете. болезни опорно-двигательного аппарата?

Сообщение о сколиозе

Сообщение о плоскостопие.

Занятие физкультурой, спортом, трудом способствуют формированию скелета и мышц. Чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становится  кости скелета.  Физическим трудом, физическими упражнениями и спортивными играми нужно заниматься систематически, последовательно увеличивая нагрузку. Однако надо помнить, что все эти мероприятия могут быть полезны для организма только в том случае. Если физическая нагрузка соответствует физическому развитию организма.

 Предлагаем вам физкультминутку.

Прошу всех встать.

Упражнения для шейного отдела(работ с шейным отделом позвоночника нормализует внутричерепное давление. Улучшает зрение, слух, память, повышает работоспособность)

Корпус прямой, голову слегка отклонить назад. Подбородок направлен в потолок. Тянуться вверх.

Позвоночник прямой, голову наклоняем вправо затем влево.

Круговые движения головой.

Упражнения для грудного и поясничного отделов.

Руки на поясе, наклоны в стороны.

Руки на поясе. Наклоны вперед, коснуться ладонями пола. Вернуться в исходное положение.

Сели на стулья

Сидя, руки за голову. Прогнуться. Подержать напряжение 3-5 сек.

Я предлагаю вам  изучить 2 задачи-ситуации по профилактике заболеваний ОДаппарата  . Подчеркните то, что вы считаете относится к той , либо иной ситуации.

19. Что такое перелом?(полное или частичное нарушение целостности кости)

20. Какие бывают переломы?(закрытые и открытые)

21. Что такое вывих?(стойкое смещение суставных костей, при котором головка одной кости выходит из суставной ямки другой)

22. Используя слайд 23 расскажите о первой помощи верхней и нижней конечности.

 

Итак, для того , чтобы правильно сформировалась ОДС необходимо:

·        систематически  заниматься физическими упражнениями

·        при однообразных трудовых движениях полезны корригирующие упражнения

·        в возрасте 6-12 лет вредно увлекаться чрезмерными занятиями одним видом спорта с силовыми нагрузками

·        необходимо вырабатывать и поддерживать хорошую осанку.

·        Вырабатывать правильную посадку за рабочим столом

·        Вредно поднимать большие тяжести

·         Вредно носить тесную обувь

·         Полезна утренняя зарядка.

   Вывод:

Т.О., мы повторили основные вопросы темы: «Опорно-двигательная система».

Мы узнали о строении и функциях скелета и мышц;

Научились выявлять нарушения осанки и плоскостопия, оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей, растяжениях связок и вывихах.

 Спасибо за вашу работу на уроке. Вы умеете работать с наглядными пособиями, знаете определения и очень хорошо усвоили тему «ОДС

.

 

     

 

 

 

Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Опорно-двигательная система»

Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Опорно-двигательная система»

Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Опорно-двигательная система»

Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Опорно-двигательная система»

Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Опорно-двигательная система»

Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Опорно-двигательная система»

Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Опорно-двигательная система»

Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Опорно-двигательная система»

Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Опорно-двигательная система»

Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Опорно-двигательная система»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2019