Открытый урок по литературе (ФГОС). 5 класс. «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»»
Оценка 4.9

Открытый урок по литературе (ФГОС). 5 класс. «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»»

Оценка 4.9
Документация
doc
русская литература
5 кл
19.03.2021
Открытый урок по литературе (ФГОС). 5 класс.      «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»»
Цель учителя не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нем огонь познания. Сенека Человек не может научиться играть на флейте, не приставив ее к губам. Сократ
5 класс лит.doc

Открытый урок по литературе (ФГОС).

5 класс.

     «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»»

 

 

                                       Пояснительная записка

 

 

Цель учителя не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нем огонь

познания.

Сенека

Человек не может научиться играть на флейте, не приставив ее к губам.

Сократ

 

Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому,

чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения

наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его

применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато

такие приемы никуда и не годятся...»

(А. Дистервег. Руководство для немецких учителей. -1913)

Сегодня речь идет о создании «Нашей новой школы», об изменениях в системе образования, методике преподавания. В связи с требованиями ФГОС общего образования мы говорим о современных требованиях к уроку русского языка и литературы. Инновационное развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития; учащийся действует как субъект собственной УД; нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности; формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности. Урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.

В работе представлен открытый урок по литературе в 5 классе (УМК Коровиной). Тип урока - урок «открытия» новых знаний, который включает в себя деятельностную цель (формирование у учащихся умений реализации новых способов действия) и содержательную цель(расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов).

Урок проводился в классе среднего уровня. Ребята активные, любознательные. Большая часть класса – мальчики.

На уроке опиралась на принципы деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества. Использовала исследовательскую деятельность (повторяли, вспоминали, читали, пересказывали), поисковую (доказывали, объясняли, оценивали, сравнивали). Обучающиеся получили домашнее задание оптимального объема, дифференцированное, доступное, с правом выбора.

 

 

Тема урока: Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

 

Цель урока: освоить обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий «добра» и «зла» как одну из составляющих антитезы; обеспечить обучающихся овладением ключевыми компетенциями анализа текста, составляющими основу умения учиться понимать текст; формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, умение выбирать индивидуальную образовательную траекторию, формировать основы гражданской идентичности, создавать ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Выработка личностно значимого уровня внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Чтение учителем отрывка №1 из произведения (описание вьюги).

(звучит звук вьюги)

Звучит фантастическая музыка из к/ф «Твин-Пикс» (учитель читает отрывок №2) – см. Приложения.

- Здравствуйте, ребята. Отрывки из какого произведения вы прослушали?

- А кто автор этой сказки?

- Понравилась ли вам сказка, когда вы ее читали дома?

- Какие впечатления произвело на вас это произведение?

Обучающиеся готовятся к уроку.

(прислушиваются к звукам вьюги)

 

Вслушиваются в текст.

Смотрят на слайды №1, 2

 

 

 

Ответы учеников.

Личностные: мотивация учения

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии.

2. Актуализация и пробное учебное действие

Открытие нового через пробное учебное действие

 

 

 

 

 

Интрига

целеполагание

- Теперь проверьте себя. насколько точно вы помните содержание текста. На столах у Вас лежат листочки синего цвета с тестом. Ответьте на вопросы и запишите ответ. (Звучит музыка из к/ф «Твин –Пикс»)

- Ребята, закончив выполнять задание, передайте его соседу по парте. Проверьте работу одноклассника. Оцените ее, посмотрев на слайд.

- Поставьте свою отметку в оценочный лист.

- Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Наши глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные. Нам сразу становится тепло на душе, хочется творить добро. Вы заметили, как только добро начинает осуществлять свою непреходящую благородную миссию, на пути множество черных полос. Возникает зло.

- Представьте жизнь двух понятий – Добра и Зла. Какие краски и цвета вы бы использовали, изображая их?

- В каких литературных жанрах «добро» всегда борется со «злом»?

- Ребята, вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (слайд-тема урока)

- Замечательные слова К.Г.Паустовского послужат нам эпиграфом к уроку. «Доброта – бесценное человеческое качество, без нее нельзя жить и невозможна сама жизнь». (слайд)

Работа с тестом.

 

Взаимопроверка.

                                                       Работа с оценочным листом.

 

 

                                          Добро – светлые краски, Зло – темные краски.

 

 

В сказках.

 

 

О добре и зле в сказке Паустовского «Теплый хлеб».

 

 

 

(Работа в тетрадях - записывают тему урока и эпиграф).

 

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации;

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка.

3,4 Выявление места и причины затруднения. Планирование выхода из ситуации.

Осознание причины затруднений и определение западающего звена в цепочке действий.

- Решите кроссворд, работая в парах с розовыми листочками.

- Ребята, если вы верно справились с заданием, то у Вас появятся ключевые слова по вертикали. Прочитайте их. (слайд)

- Итак, мы снова разграничили понятия «добра» и «зла».

Решение кроссворда

(работа в парах)

 

 

                                                                    Добро - зло

 

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: сотрудничество, принятие решения и его реализация.

Познавательные: моделирование, анализ объектов, синтез.

Регулятивные: саморегуляция, оценка, контроль.

Физминутка

 

 

5. Реализация плана.

6. Первичное закрепление с формулированием проблемы.

Поиск путей решения проблемы и выбор способов их реализации.

Закрепление

знаний.

- А теперь давайте посмотрим, как некоторые персонажи предлагают справиться со злом. (слайд). Для этого мы разделимся на группы: 1 группа – что предлагает Фильке бабка? 2 группа – что советует сделать Панкрат? 3 группа – что делают ребята? Найдите ответы в тексте (цитаты).

- Как же боролись со злом герои сказки?

- Итак, со злом нужно бороться всем миром. Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба.

 

Работа в группах.

Работа с текстом.



                                                                   Ответы учеников.

 

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные: сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: прогнозирование, саморегуляция.

7. Самопроверка (по эталону)

Выбор эффективного способа действий при устранении затруднений.

Игра «Найди соответствия».

- Давайте соотнесем слова и словосочетания из текста с понятиями «добро – зло». (Листочки желтого цвета)

- Сверьтесь с ответом на доске.

- Выставите свою отметку в лист оценивания.

Два ученика работают у доски. Задача – распределить слова в две колонки.

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

8. Включение в систему знаний.

Формирование системы знаний об окружающей действительности.

- От зла к добру нужно идти с теплом в душе. К сегодняшнему уроку ваши мамы испекли «теплые» караваи хлеба. Какие красивые, душистые, приготовлены с любовью.

- А кто знает, как относились на Руси к хлебу?

 

 

 

- Мы можем выделить в этой сказке еще один образ – образ хлеба. Сегодня к уроку вы подбирали пословицы о хлебе. Что же гласит народная мудрость? Послушаем.

- А К.Г.Паустовский важность хлеба подчеркнул в названии своего произведения – «Теплый хлеб».

- Посмотрите на слайд. Это тоже «теплый» хлеб, он особенный. Это кусочек блокадного хлеба – хлеба жизни.

- А теперь внимание на экран. (Смотрим фрагмент мультфильма по сказке «Теплый хлеб»). – Конь простил Фильку, наступила весна.

- Надо уметь прощать ошибки, ведь ошибиться может каждый…

- Запишите д/з, выберите понравившееся и выполните письменно: 1) что сказала сорока ветру? 2)Что бы сказал конь Фильке, когда тот пришел к нему мириться? 3)Учебник: с. 78, вопрос №6.

- Ребята, давайте подведем итог. Сделайте вывод в виде составления синквейна на тему «Хлеб».

- Я тоже составила свой синквейн. Посмотрите (слайд).

 

- Всех мы прослушать не успеем, поэтому я предлагаю разместить свои работы на доске, чтобы каждый смог их прочитать.

 

Звучит песенка «Дорогою добра» из к/ф «Маленький Мук»



 

Ответы учеников.(Хлеб издавна являлся главной пищей крестьян, он всему голова. Выращивая его, человек добывает себе не только пропитание, но и уважение, свое человеческое достоинство).



Ответы учеников (подборка пословиц).



Рассматривание презентации.

 

 

Просмотр фрагмента из мультфильма.

Вывод учеников.



Обучающиеся записывают д/з.


                                                              1-2 человека зачитывают.



Ребята по желанию размещают свои работы на доске

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: саморегуляци.

 

9. Рефлексия.

Самооценка, самоанализ

- А теперь завершите заполнение оценочного листа и листа-рефлексии. Поставьте свою отметку за работу на уроке.

 

(Продолжает звучать песенка «Дорогою добра»,

классный руководитель и учитель вносят

поднос с кусочками ржаного хлеба. Ребята, гости, все желающие разбирают хлеб).

 

Работа с оценочным листом, листом-рефлексии.

Личностные: самоопределение, оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные: разрешение конфликтов.

Регулятивные: оценка, саморегуляция.



 

Приложения

Отрывок из сказки №1 (читает учитель):

« … Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни… Ревела, обезумев метель… А к ночи на деревню пал мороз».

Отрывок из сказки №2 (читает учитель):

«…За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь».







Домашнее задание:

 

Выберите один вопрос и

ответьте на него письменно в тетради:

1. Что сказала сорока ветру?

2. Что бы сказал конь Фильке?

3. Учебник: с.78, вопрос №6

 











Урок литературы.

Тема урока :__________________________________________________________________

Оценочный лист ученика(цы) 5а класса ______________________________

Тест

Кроссворд

Соотнеси слова и выражения

Самооценка

 

 

 

 

Таблица оценивания:

Количество ошибок

Отметка

0 – 1

5

2 – 3

4

4 - 5

3

6 и более

не справились с заданиеРефлексия

Вспомните задания на уроке, отметьте моменты (+), когда:



 

Было трудно

Было радостно

Хотелось спорить

Вызвало удивление

Работа с тестом

 

 

 

Решение кроссворда

 

 

 

Находить соответствие

 

 

 

Работа по группам с текстом

 

 

 

 

Составление синквейна

 

Ответьте на вопросы теста. Проверьте и оцените работу своего соседа по парте. Внесите свою отметку в оценочный лист.

Тест по сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

 

Вопросы Ответы

1.

Какой масти был конь?

 

2.

Кто взял себе коня?

 

3.

Какое прозвище имел Филька?

 

4.

Что сделал Филька с куском хлеба

после того, как ударил коня?

 

5.

Что случилось в природе после этого?

 

6.

Сколько лет назад был такой же мороз?

 

7.

Куда послала бабка Фильку в поисках совести?

 

8.

Что посоветовал Фильке Панкрат?

 

9.

Сколько времени дал Фильке Панкрат?

 

10.

Что придумал Филька?

 

11.

Какую роль сыграла в спасении людей сорока?

 

12.

Что понес Филька раненому коню после примирения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по литературе 6 класс

по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор».

 

Тема урока: «Нужно ли помогать людям?».

Цели урока:

-знакомство с жанром святочного рассказа, его особенностями; обучение анализу содержания текста.

формировать положительные качества личности, такие как милосердие, сострадание, доброта, сочувствие.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: формулировать цели урока и аргументировать собственное мнение, находить в тексте необходимую информацию; формировать умение работать с текстом; продолжить разговор о гуманности;

РегулятивныеУУД: планировать свою работу на уроке

Личностные УУД: уметь соотносить поступки героев с событиями, описанными в рассказе и причинами их возникновения.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение.

Оборудование: учебник Коровиной «Литература» 2-я часть, портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова, выставка книг писателя и иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор», компьютер.

Тип урока: урок-размышление.

Формаурока: фронтальная, индивидуальная.

 

Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их».              Альберт Швейцер 

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание, 

Пока мечтаем мы и буйствуем, 

Есть нашей жизни оправдание.

Ю. Гридасов 

План урока

§        Организационный момент. Притча о добре. 

§        Целеполагание.   Задачи и цель урока.

§        Вступительное слово о А.И. Куприне. Понятие «Святочный рассказ». 

§        Актуализация знаний. Работа с текстом. Анализ эпизодов.

У витрины магазина

В подземелье у Мерцаловых.

Возвращение Мерцалова домой.

Встреча в саду.

Рассказ учащегося о докторе Н.И. Пирогове.

§        Рефлексия

§        Итог урока. Оценивание

§        Творческое домашнее задание

 

§        Организационный момент. 

 Сегодня наш урок мне хочется начать со знакомства с притчей

Притча о доброте и милосердии.

Ясным майским утром один молодой человек увидел у стены парка мужчину, примерно его возраста, просившего милостыню. Рядом с ним стоял плакат, представлявший собой надпись от руки на обломке доски: «Я слепой».

Эта мольба явно не трогала сердца жителей и туристов большого города, торопливо проходивших мимо. Если не считать нескольких монеток, миска для сбора подаяния была пуста.

Тронутый этим печальным зрелищем, прохожий подумал о том, чего лишён этот несчастный молодой человек в такой чудесный день, и подошёл к нищему.

— Я не могу дать вам денег, — виновато объяснил он нищему, — потому что сам несколько месяцев без работы. Но, если вы не против, я могу помочь вам другим способом. Я бы хотел внести кое-какие изменения в вашу просьбу о помощи.

Удивлённый нищий некоторое время колебался, а затем пожал плечами:

— Ладно, делайте, что хотите. Но должен вам сказать, что вряд ли найдутся слова, способные пробудить жалость у жителей этого города к очередному попрошайке.

Молодой мужчина извлёк из кармана маркер, приписал на плакате несколько слов и продолжил свой путь.

К концу дня он возвращался через парк и, проходя мимо нищего, с удовлетворением отметил, что новый плакат доказал свою эффективность в раскрытии сердец и кошельков прохожих. Миска была полна денег, причём не только мелких монет, но даже пяти- и десятидолларовых купюр.

— Дела у вас пошли гораздо лучше, — сказал он нищему.

— Точно, — ответил тот, а затем, узнав голос молодого человека, озадаченно спросил: — Что вы сделали с моим плакатом?

— Я всего лишь добавил несколько слов, — объяснил прохожий. — Но ничего такого, что было бы неправдой. Теперь там написано: «Я слепой — а на улице весна…

—  О чем ребята притча?            о доброте и милосердии.

    Целеполагание

— Как тема притчи   связана с темой нашего урока?  

— О чем пойдет наш разговор на уроке?

 -Какие задачи стоят сегодня перед нами, определите цель нашего урока? (ответы учащихся).

Вступительное слово   учителя. 

Сегодня наш урок называется урок-размышление.

Мы поговорим о нравственных ценностях, которые необходимы каждому из нас- это милосердие и сострадание, сочувствие и доброта.

 

— Как вы думаете, что обозначают   слова «доброта», «милосердие», сочувствие», «сострадание»?

Словарная работа. Проверка домашнего задания.

 

Милосердие — готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание — чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.

Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Бескорыстие — нежелание наград и возмездий за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает более о других, чем о себе.

Бесценные эти человеческие качества!

 

— Вы дома читали рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор». Композиция произведения необычна. Это рассказ в рассказе.

Этот рассказ вымышленный или основан на реальных событиях? 

Рассказ Куприна «Чудесный доктор» по признанию самого автора был написан на основании реальной истории, которую Куприн услышал от некоего преуспевающего банкира. Рассказ был написан в то время, когда Куприн жил в Киеве в 1897 году и относит нас к событиям примерно тридцатилетней давности. 

Жизнь человека сложна и непредсказуема, она не проста. Самые разные испытания и проблемы подстерегают каждого из нас. Сегодня это связано с такими проблемами, как безработица, безденежье, которые касаются многих семей.  Часто бывают испытания так тяжелы, что даже у самого сильного и уверенного в себе человека просто опускаются руки. Как же поступить в такие моменты? К кому обратиться за помощью? А если человек сталкивается с бездушием окружающих? Отчаявшись, человек решается на самый ужасный поступок- самоубийство. И как прекрасно, что в такую минуту отчаяния вдруг появляется тот, кому не безразлична твоя история, кто может, выслушав тебя, не уйти, а принять участие в жизни твоей семьи, оказать помощь. Происходит настоящее чудо. Имя этому чуду- милосердие, сострадание, сочувствие, доброта.

 

§        Работа с текстом рассказа «Чудесный доктор».

— Какое впечатление произвел на вас рассказ?  Почему автор дал ему такое название? 

— Как вы понимаете значение слова «чудесный»?  (удивительный, волшебный, необыкновенный, замечательный, великолепный)

— Какое значение имеет слово «чудо»?  (это исполнение желаний)

— С каким православным праздником он связан? (ответы учащихся)

 (события рассказа происходят в рождественский сочельник, накануне Рождества.

— Что вы знаете о Рождестве? Какие чувства наполняют ваши сердца накануне праздника? 

— В какие чудеса хочется верить?  Чего ожидаете? (я надеюсь на подарки, которые мне подарят и с нетерпением жду их)

«Чудесный доктор» относится   к святочным рассказам.

 

Рождественский или Святочный рассказ- один из самых сложных, но в то же время один из самых «русских жанров в нашей литературе.

Главная идея святочного рассказа— возрождение доброты и милосердия в людях.

 

Работа в тетрадях. Особенности рождественского рассказа:

1) приуроченность к Рождеству;

2) главный герой — ребенок;

3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;

4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;

5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.

 

— Какие особенности вы отметили в рассказе «Чудесный доктор»?

— Как в рассказе Куприн показывает приближение праздника?

—   Обратимся к тексту и вспомним, с какими героями автор знакомит нас в самом начале произведения.

1.Эпизод у витрины магазина.

— Гриш, а Гриш! Гляди-ка поросенок-то… Смеется… Да-а. А во рту-то у него!.. Смотри, смотри… травка во рту, ей-богу, травка!.. Вот штука-то! И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкойвозбуждавшей в одинаковой степени их умы и желудки

 

1.Зачитать эпизод. Описание витрины магазина. 

На  витрине магазина целые горы красных крепких яблоков и апельсинов; стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросную бумагу; протянулись на блюдах, уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копченые и маринованные рыбы; ниже, окруженные гирляндами колбас, красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала...,сияющие елки, праздничное оживление толпы, веселый гул видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких сияющих пятен.

 

— Почему мальчишки так внимательно рассматривают витрину? 

— Могут ли они представить, что   в их доме к празднику будут такие же угощения?  Нет, не могут. Понять это помогает описание того печального, убогого места, в котором они живут.)

   —  Что вы можете сказать о семье Мерцаловых? Ощущают ли они приближение праздника?

 

— Что в рассказе указывает на невозможность исполнения этих мечтаний? (живут в подвале, отец остался без работы, больная сестра, пустые щи.)

Работа с текстом.

Малолюдные, кривые, узкие, мрачные, неосвещенные переулки.

Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелымплачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс — настоящему запаху нищеты.Но сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания. В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно. Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясьгрудной ребенок.

 

— А как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей? (ответы детей) зачитать.

 

— Посмотрите, какие противоположные описания. Как называется такой художественный прием в литературе?  (антитеза – противопоставление)

 

-Почему автор использует антитезу, описывая витрины магазина и жилище семьи Мерцаловых?

(ответы учащихся: чтобы мы увидели, как тяжело живется семье и безразличие города к таким, как Мерцаловы).

 

Работа с текстом.

 

§        Эпизод.   В подземелье у Мерцаловых. 

Учитель. Используя прием антитезы, Куприн показывает нам    мир богатых, сытых и равнодушных людей, и на их фоне виднее бедность таких людей, как   Мерцаловы. 

 

— Что случилось с семьей Мерцаловых? Зачитайте.

В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. Сначала он сам заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все их скудные сбережения. Потом, когда он поправился, он узнал, что его место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим…. Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой, за перепиской, за ничтожным местом, залог и перезалог вещей, продажа всякого хозяйственного тряпья. А тут еще пошли болеть дети. Три месяца тому назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания.

— Может ли такое произойти в наши дни? 

(Да, и сегодня немало семей, которые находятся в таком же положении, как и семья Мерцаловых. Проблемы бывают настолько сложны, что человек теряет надежду на то, что сумеет найти их решение. Так уж происходит, что постоянные поиски   не дают желаемого результата, и тогда даже самый сильный человек сдается, или попросту сказать, у него опускаются руки)

 

3.Физминутка

Из-за парт мы выйдем дружно, 

Но шуметь совсем не нужно. 

прямо, ноги вместе 

Поворот кругом на месте. 

Хлопнем пару раз в ладошки 

И потопаем немножко. 

А теперь представим детки, 

Будто руки наши ветки, 

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный. 

Ветер стих, вздохнули дружно. 

Нам урок продолжить нужно. 

Подравнялись, тихо сели

 И на доску посмотрели.

 

Работа с текстом.

4.Эпизод. Возвращение Мерцалова домой.

В это время в коридоре послышались чьи-то неуверенные шаги и шуршание руки, отыскивающей в темноте дверь. Вошел Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца. Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах.

 

-Помог ли кто-нибудь Мерцаловым? (ответы учащихся: нет, к кому бы не обращался Мерцалов, никто помощи ему не оказал, им не было дела до него, не было сочувствия к нему и его семье).

— Как вы думаете, о чем переживает Мерцалов, кого винит в случившемся?

Учитель. Я думаю, вы заметили, что при помощи приема антитезы автор обратил наше внимание не только, на жестокость окружающего мира, но и на невыносимую нужду обитателей подземелья. Не менее важное место в рассказе отводится изображению пейзажа.

— Как выдумаете, зачем писателю понадобилось подробно описать городской сад?  

 -Как здесь оказался Мерцалов?

Работа с текстомВстреча в саду.

 

   «Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед…   Незаметно для себя Мерцалов очутился   у ограды густого общественного сада.  Машинально он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип, занесенных снегом, спустился на низкую садовую скамейку. Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины.«Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке»…  Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове. Но он не ужаснулся этой мысли, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного. «Чем погибать медленно, так не лучше ли избрать более краткий путь?» Он уже хотел встать, чтобы исполнить свое страшное намерение, но в это время в конце аллеи послышался скрип шагов, отчетливо раздавшийся в морозном воздухе.

 

Учитель. Описывая красоту природы, Куприн использует так же олицетворения, метафоры, эпитеты. И мы снова видим противопоставление- антитезу. Умиротворенность природы, ее спокойствие   и жажда такого же спокойствия в истерзанной душе Мерцалова.

 

— Ночка-то какая славная, — заговорил вдруг незнакомец. — Морозно… тихо. Что за прелесть — русская зима! Голос у него был мягкийласковыйстарческий. Мерцалов молчал, не оборачиваясь.

— А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, — продолжал незнакомец (в руках у него было несколько свертков). 

— Да вот по дороге не утерпел, сделал круг, чтобы садом пройти: очень уж здесь хорошо…. 

Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. Он резким движением повернулся в сторону старика и закричалнелепо размахивая руками и задыхаясь:— Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я… а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают… Подарочки!

 

— Как отнесся Мерцалов к незнакомому старику? Сначала разговаривал недоверчиво, немного дерзил

 Почему старик не ушел после таких грубых выкриков Мерцалова? Незнакомец разглядел в этой речи всю горесть жизни, безвыходность. Поэтому не только не рассердился, но и попросил рассказать свою историю.

— Что заставило героя   открыть свою душу этому старику?

(Он был единственным человеком, обратившим на него внимание, не из праздного любопытства, а из желания помочь. Его спокойный стариковский голос расположил к себе Мерцалова.

 

Старик приблизил к нему свое умное, серьезное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьезным тоном:

— Подождите… не волнуйтесьРасскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас. В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребенка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня. Незнакомец слушал, не перебивая его ни словом, и только все пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущенной души. Вдруг он быстрым, совсем юношеским движением вскочил с своего места и схватил Мерцалова за руку. Мерцалов невольно тоже встал.

— Едемте! — сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова. 

— Едемте скорее!.. Счастье ваше, что вы встретились с врачом. Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но… поедемте!

 

-Какую картину увидел доктор, когда вошли в подвал, где жил Мерцалов?

Найдите в тексте описание подвала Мерцаловых (стр 79)

 

— Скажите, ребята, произошло ли чудо в семье героя после того, как он повстречал доктора?

(Случилось невероятное, вскоре топилась печь, раздували самовар, появилась еда. Доктор выписал рецепт на лекарства и пообещал завтра прислать другого доктора. Так в душе семейства Мерцаловых поселилась надежда на то, что все невзгоды уйдут и все будет хорошо теперь.)

– Какой сюрприз ждет Мерцаловых после исчезновения доктора? 

Под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов

 

Учитель читает стихотворение Татьяны Григорьевой.

Есть такие люди…

Есть такие люди… делают сильнее,
Это как лекарство раненой душе.
Добрая улыбка, слово, что нужнее,
И тепло по пульсу просится уже.
Есть такие люди… с теплым-теплым сердцем,
Раскрывают душу и дают войти.
Их тепло выходит за пределы герца,
И везет тем очень, кто их смог найти.

 — Как Мерцаловы узнают фамилию этого чудесного доктора?  

(Аптечный ярлычок на лекарстве)

— Почему доктор сам не назвал себя? 

(Потому что он был скромным и считал, что добро не нуждается в представлении; помощь от души, а не за благодарность)

 

5.              Рассказ учащегося о докторе Пирогове

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) — русский хирург, внесший большой вклад в становление военно-полевой хирургии. Он способствовал организации движения сестер милосердия в России в период военных действий в 1853-1856гг. Позже это общественное движение получило название Красного креста.)

Он пережил трех царей, уйдя из жизни, наверное, на пике своей славы…

В начале последнего года жизни, суровым зимним вечером 1881 года его можно было часто встретить на одной из присыпанных снегом петербургских аллей густого городского сада. Он считал, что подобные прогулки способствуют хорошему сну и прекрасному аппетиту.  

…Седовласый старик умел ценить одиночество. Так бывает, когда человек устает от самого бесконечного людского потока и, как змейка, ищет маленькую лазейку, чтобы спрятаться, незаметно ускользнуть от общества.

Казалось, он в эти минуты радовался этому одиночеству и возникшей вокруг него тишине, всем своим видом выказывая любезное радушие редким прохожим. Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно.

Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной литературе. Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Мы как-то не очень доверяем концам, где как в сказке появляется великий человек, который все устраивает, потому что все может. Но рассказ достоверен — это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.

 

Вывод. — О чем заставляет задуматься рассказ? Современен ли он?

— Ребята, какова основная мысль рассказа? (Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком)

Учитель:

— В начале урока мы поставили перед собой вопрос «Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте теперь ответим на этот вопрос (Называется так потому, что в нем говорится о докторе, который творил чудеса: бесплатно вылечил ребенка, и оставил лучик надежды)

— Нужно ли помогать людям? (Ответы детей)

 

1.               «Рефлексивный экран»

Сегодня я узнал(а)…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я понял(а)…

Я попробую…

Вывод. Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов, все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся. Ребята, надо верить в чудеса!

1.               Подведение итогов, выставление оценок за урок.

— Какой из эпиграфов урока больше подходит к нашему уроку. 

В заключение урока я хочу прочитать вам стихотворение «Что такое добро»?

Что такое добро? Это счастья кусочек,

Этого свежего воздуха, это ветра глоточек.

Ты его подари, и оно возвернется,

У кого-то сильней просто сердце забьется.

Не купить это слово и не продать,

Подарить его можно иль просто отдать…

Безвозмездно, не требуя денег обратно,

Это все очень просто и очень приятно.

Я сегодня хочу подарить вам добро,

Как вам, люди, на сердце- стало тепло?

Пусть же каждый его ощутит, улыбнется,

И улыбкой оно к вам тотчас же вернется!

VII. Творческое домашнее задание. 

Напишите сочинение-размышление на тему «Нужно ли помогать людям?

Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “… главное – не падайте никогда духом”?


Открытый урок по литературе (ФГОС)

Открытый урок по литературе (ФГОС)

Обучающиеся получили домашнее задание оптимального объема, дифференцированное, доступное, с правом выбора

Обучающиеся получили домашнее задание оптимального объема, дифференцированное, доступное, с правом выбора

Интрига целеполагание - Теперь проверьте себя

Интрига целеполагание - Теперь проверьте себя

Добро - зло Личностные: смыслообразование

Добро - зло Личностные: смыслообразование

От зла к добру нужно идти с теплом в душе

От зла к добру нужно идти с теплом в душе

Рефлексия. Самооценка, самоанализ -

Рефлексия. Самооценка, самоанализ -

Урок литературы. Тема урока : __________________________________________________________________

Урок литературы. Тема урока : __________________________________________________________________

Ответьте на вопросы теста. Проверьте и оцените работу своего соседа по парте

Ответьте на вопросы теста. Проверьте и оцените работу своего соседа по парте

Открытый урок по литературе 6 класс по рассказу

Открытый урок по литературе 6 класс по рассказу

Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их»

Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их»

Я слепой». Эта мольба явно не трогала сердца жителей и туристов большого города, торопливо проходивших мимо

Я слепой». Эта мольба явно не трогала сердца жителей и туристов большого города, торопливо проходивших мимо

Точно, — ответил тот, а затем, узнав голос молодого человека, озадаченно спросил: —

Точно, — ответил тот, а затем, узнав голос молодого человека, озадаченно спросил: —

Бескорыстие — нежелание наград и возмездий за добрые дела

Бескорыстие — нежелание наград и возмездий за добрые дела

Работа с текстом рассказа «Чудесный доктор»

Работа с текстом рассказа «Чудесный доктор»

Какие особенности вы отметили в рассказе «Чудесный доктор»? —

Какие особенности вы отметили в рассказе «Чудесный доктор»? —

Почему мальчишки так внимательно рассматривают витрину? —

Почему мальчишки так внимательно рассматривают витрину? —

А как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей? ( ответы детей) зачитать

А как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей? ( ответы детей) зачитать

А тут еще пошли болеть дети. Три месяца тому назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания

А тут еще пошли болеть дети. Три месяца тому назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания

Эпизод. Возвращение Мерцалова домой

Эпизод. Возвращение Мерцалова домой

Тут было тихо и торжественно

Тут было тихо и торжественно

Да вот по дороге не утерпел , сделал круг, чтобы садом пройти: очень уж здесь хорошо …

Да вот по дороге не утерпел , сделал круг, чтобы садом пройти: очень уж здесь хорошо …

Незнакомец слушал, не перебивая его ни словом , и только все пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь этой…

Незнакомец слушал, не перебивая его ни словом , и только все пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь этой…

Есть такие люди… делают сильнее,

Есть такие люди… делают сильнее,

Казалось, он в эти минуты радовался этому одиночеству и возникшей вокруг него тишине, всем своим видом выказывая любезное радушие редким прохожим

Казалось, он в эти минуты радовался этому одиночеству и возникшей вокруг него тишине, всем своим видом выказывая любезное радушие редким прохожим

Нужно ли помогать людям? ( Ответы детей ) 1

Нужно ли помогать людям? ( Ответы детей ) 1

Как вам, люди, на сердце- стало тепло?

Как вам, люди, на сердце- стало тепло?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2021