Тема: Дробные числа (обобщение).
Цели урока:
Образовательные – обеспечить повторение, обобщение, систематизацию материала темы. Создать условие контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
Развивающие – способность формированию умений применять приемы: обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического мышления и речи, внимания и памяти, поисково-познавательной активности учащихся, смекалки, настойчивости;
Воспитательные – содействовать воспитанию самостоятельности, интереса к математике, активности.
Ход урока:
I. Организационный момент
Мы урок начнем с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Один, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Я, рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка - залог успеха в любой работе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
- Откройте тетради и запишите дату и классная работа.
II. Сообщение темы урока.
Сегодня мы отправимся на экскурсию в удивительный замок, который называется…
–Вот беда-не тот лист взяла! Придется вам восстановить запись. Давайте найдём значения выражений, а ответы запишем в порядке возрастания…
III. Устный счет.
Расположить примеры в порядке возрастания ответов и прочесть получившееся слово.
Р 630 : 10 : 7 x 9 = (81);
О 120 : 40 х 7 х 10 = (210);
Б 720 : 90 x 10 x 8 = (640);
И 90 x 3 : 10 x 100 = (2700);
Д 16 x 100 : 10:40 = (4).
На доске появляется название темы: "Дроби".
IV. Постановка целей урока.
Ребята, какие операции с дробями вы уже умеете выполнять? (Записывать и сравнивать дроби, записывать в порядке возрастания и убывания, отмечать на числовом луче, решать задачи с дробями).
Как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? Какие умения и навыки мы будем совершенствовать? (Сравнивать, записывать в порядке возрастания и убывания, отмечать на числовом луче, решать задачи с дробями).
Я думаю, что нам всем вместе удастся добиться успеха в достижении поставленных целей.
А чтобы не заблудиться в путешествии, возьмём с собой карту.
V. Формирование знаний, умений и навыков.
1) Деление на доли.
Нам часто в жизни приходится делить целое на части. Представьте, что к вам пришли гости, а у вас 1 пирог. Как быть? Надо делить его поровну. Возьмите на столе модель “пирога” (прямоугольник).
Учитель показывает, дети повторяют.
К I-у варианту пришло 5 гостей + хозяин. Делим на 6 части. А ко II-у варианту пришло 7 гостей + хозяин. Делим на 8 частей. Разделите свои пироги на нужное количество частей. Доли получили, а как это записать? С помощью, каких таких знаков? Для звуков мы используем буквы, для записи чисел – цифры, а как записать доли? Доли мы запишем с помощью дробей.
Нарисуйте модель своего пирога в тетради, разделите его на нужное количество частей. Синим цветом закрасьте 2 части пирога, зелёным три. Запишите дробью, какую часть пирога вы закрасили синим, зелёным, двумя цветами, какая часть пирога осталась не закрашенной.
(Проверка выполнения, выставление оценки в листе оценивания.)
2) Сравнение дробей.
- Вы успешно справились с первым этапом путешествия, отправляемся в Долину сравнений. Как вы думаете, какое задание ждёт нас здесь и почему?
Работа в парах.
У вас есть модели пирогов, пользуясь ножницами и работая в парах, сравните дроби. Какой приём вам в этом поможет?
1/6 и 1/8; 2/6 и 2/8; 3/6 и 3/8; 5/6 и 7/8; 3/8 и 4/6; 5/8 и 4/6
Сравните свои неравенства с неравенствами на доске.
(Проверка выполнения, выставление оценки в листе оценивания.)
3) Упорядочивание дробей.
Пришло время отправляться на поляну порядка.
Какое задание вы можете предложить?
1/7; 3/7; 2/9; 6/7; 5/7; 1/9; 4/9; 7/9; 2/7; 3/9; 5/9; 4/7; 6/9; 8/9.
Девочки, запишите дроби со знаменателем 7 в порядке возрастания, а мальчики, дроби со знаменателем 9 в порядке убывания. Двое детей выполняют задание у доски.(Дети меняются тетрадями. Проверка).
(Проверка выполнения, выставление оценки в листе оценивания.)
4) Физкультминутка.
Мы попали в горы здоровья Пора и нам подумать о своём здоровье и чуть-чуть отдохнуть.
МЫ УСТАЛИ, ЗАСИДЕЛИСЬ
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот Повороты корпусом
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! Приседания
И в последний раз присели,
Потянулись, тихо сели.
(А теперь за парты сели.)
5)Решение задачи.
Следующий пункт нашего путешествия – Загадочный лес.
Он полон тайн и загадок. Здесь нас подстерегают самые трудные задания, которые потребуют от нас внимания, логического мышления, умения рассуждать, работать сообща. Как вы думаете, что за задание подстерегает нас в этом лесу? (Задача).
Решение задачи. Учебник стр.100 № 1.
6) Обозначение дробных чисел на числовом луче.
Все замечательно справились с этим заданием, продолжаем наш путь и попадаем на берег озера Лучистого. Как вы думаете, от какого слова произошло название этого озера? А какое отношение имеет луч к математике?
В таком случае, какое же задание нас здесь ожидает? (Отметить дроби на числовом луче)
А (2/11); С(7/11); В(4/11); К(10/11); М(5/11); Р(9/11).
Один ученик выполняет задание у доски.
(Проверка выполнения, выставление оценки в листе оценивания.)
VI. Выставление оценок.
Ребята. Нам осталась последний этап экскурсии на Водопад раздумий
Возьмите карточки - самооценки и оцените свою работу.
Кто оценил свою работу на «отлично»? Поднимите красную карточку.
Кто оценил свою работу на «хорошо»? Поднимите зеленую карточку.
Кто считает, что сегодня не его день и у него не было желания работать?
VII. Рефлексия.
Это просто замечательно, что среди вас нет таких ребят, которым скучно, не интересно на уроке математики. Я рада, что вы уйдете с урока с прекрасным настроением, хорошими отметками и отличными знаниями.
Вы действительно, смогли доказать, что дроби не поставили вас в трудное положение. Уверена, трудностей не возникнет, когда вы на следующем уроке будете решать контрольную работу по данной теме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.