Предмет |
Окружающий мир |
Класс |
3 класс |
Программа |
Школа России |
Ресурсы |
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
|
Тема урока |
Что такое деньги? |
Цель урока |
Создать на уроке условия для знакомства детей с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека. |
Планируемые результаты |
Личностные УУД: - формировать умение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции; - формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД: - определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний и личного опыта; - учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, извлекать необходимую информацию из текста; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы; -в процессе дидактической игры познакомиться с понятиями «БАРТЕР», «КУПЛЯ – ПРОДАЖА», понять трудности такого обмена. Коммуникативные УУД: - учиться работать в парах, приходить к общему решению в совместной деятельности; - слушать и понимать речь других. |
Тип урока |
Урок изучения нового материала. |
Формы организации урока:
|
Индивидуальная, в группах |
Автор урока |
Сафонова Людмила Владимировна, учитель начальных классов. |
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||
Организационный момент Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний
|
1. Орг. момент. Здравствуйте еще раз дорогие ребята. Самое удивительное явление в мире, это человеческая доброта. Так давайте мы с вами подарим друг другу улыбки. Улыбнулись друг другу. А теперь подарите улыбки нашим гостям. Молодцы!!! 2. Актуализация знаний учащихся. - О чем мы говорили на прошлом уроке? (Какая бывает промышленность) - Молодцы! Сейчас мы проверим, как вы усвоили эту тему. -Слайд 2 -Для этого вам нужно в листочках поставит + ,если согласны или – если не согласны со мной. Проверочная работа по теме, «Какая бывает промышленность»(+, -) 1) Химическая промышленность производит: стиральный порошок, краски, лаки и многое другое. + 2) Пищевая промышленность обеспечивает людей продуктами питания. + 3) Электроэнергетика производит алюминий, медь, цинк. – 4) Машиностроение производит разнообразные машины и механизмы. + 5) Электронная промышленность производит порошок, лаки, краски и многое другое. – 6) Добывающая промышленность обеспечивает экономику нефтью, природным газом и всеми другими полезными ископаемыми. + - Побудьте в роли учителя. Слайд 3 - Правильные ответы обведите в кружок. Посчитайте, сколько кружочков и поставьте соответствующую оценку. А я потом проверю и выставлю оценки.
|
Общий настрой класса на учебную работу.
|
Коммуникативные: - уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
|
|||||||||||||||||||||
Формулирование темы урока, постановка цели |
- Введение в новую тему: (На экране появляется (Слайд № 4) : Муха Цокотуха) - Кто это? (К.И. Чуковский «Муха Цокотуха») - Вспомните первые строки этого произведения. ( Муха – муха Цокотуха, позолоченное брюхо, Муха по полю пошла, муха денежку нашла. Пошла муха на базар и купила самовар.) - Каким образом Муха приобрела самовар? (Она его купила.) -Что значит купила? ( Заплатила деньги.) - Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? ( О деньгах.) Давайте сформулируем тему урока . Итак, тема урока «Что такое деньги» (Слайд № 5) - Продолжите мою фразу : Деньги - это….. (предположения детей) Посмотрите, какие разные определения вы даёте. Сегодня в течение урока мы проверим ваши предположения. -Ребята, а стоит ли нам изучать эту тему? Для чего это надо? -Как вы думаете, а у наших предков были деньги? Какие? -Что бы вы хотели узнать о деньгах? -Итак, какие же цели поставим перед собой на уроке? (Надписи на доске слайд 6) Цель: Сегодня на уроке мы с вами….. *Узнаем… (что такое деньги, для чего они нужны, их историю возникновения.) *Познакомимся… со способами обмена. *Пополним…словарный запас. *Рассмотрим…старые и новые деньги. У вас на листочках записан план нашей работы на уроке. Давайте с ним познакомимся. (дети читают) (Слайд №7) 1)Способы приобретения товара 2) Что такое деньги. История их возникновения. 3)Исследование денег -Вы согласны работать по этому плану? Отлично. |
Определяют тему урока.
Высказывают предположения.
Знакомятся с планом работы. |
Регулятивные УУД: - определять и формулировать тему урока с помощью учителя.
Регулятивные: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя - уметь выполнять работу в соответствии с намеченным планом.
|
|||||||||||||||||||||
«Открытие» детьми нового знания
Дидактическая игра
Работа в группах…
Физминутка
|
-Переходим к первому пункту нашего плана: Мы с вами уже знаем, что разнообразные отрасли промышленности производят различные товары. И сегодня я пришла на урок с результатами этого производства. (достаю конфеты, лак для волос, пакет молока, стиральный порошок, -Егор, выходи ко мне. Сейчас ты попробуешь приобрести у меня какой-нибудь из товаров. -Что бы ты хотел приобрести? Приобретай. -Какая трудность у тебя возникла? (нет денег) -А что у тебя есть? Давай представим, что у тебя есть конфеты. -Давай попробуем обменяться. (обмениваемся) -Ты получил, что хотел? Как ты это сделал? (произвёл обмен) Вывод: Дима обменял товар, который у него был, на товар, который ему нужен. Изобразим это в виде схемы:
(Запись на доске)
Товар Товар
Сейчас я изменю условия игры. -Ангелина, выходи ко мне. (Ангелине выдаются деньги, на каждый товар указывается цена) -Что бы ты хотела приобрести? -Что ты можешь для этого сделать? ( заплатить) - Откуда ты узнала, сколько денег ты должна заплатить за этот товар? (указана цена) -А что такое цена? (стоимость товара) -Ты получила тот товар, который хотела? (да) -Как ты это сделала? (заплатила за него деньги) -Итак, ты отдала деньги, а получила товар. Изобразим это в виде схемы:
(Запись на доске)
Деньги Товар
- Что общего в обоих случаях? (Произошел обмен.) На доске схема
- Вы знаете, как называются такие способы обмена? Где мы можем получить эту информацию? ( в учебнике) Прочитайте информацию в учебнике на стр. 68-69 и найдите, как называются такие способы обмена товара. - Назовите, какие существуют способы обмена? (Бартер и К - П) -Как называется способ обмена, представленный в первой схеме? (бартер) -Как называется способ обмена, представленный на второй схеме? (купля-продажа) (дописываю схему) - Что такое Бартер? Найдите значение слова в учебнике.
Что такое Купля – Продажа?
Слайд 8. -Прекрасно, мы познакомились с двумя новыми понятиями. -Как вы думаете, какой обмен удобнее? (Купля – продажа.) Чем? ( Легче.) - Когда возможен такой обмен? (Когда есть деньги.) Слайд 9. Рынок. У вас на партах у кого-то картина денег, у кого-то товар. Группа у корой деньги на столе, какой обмен с другими группами вы можете совершить? (купля-продажа) А другие группы, у вас есть деньги? (нет). Какой обмен можете совершить вы? (Только бартер) Вывод: Итак, вернёмся к нашему плану. Выполнили ли мы 1 пункт? (да) - Давайте подытожим всё, что узнали в этой части урока: - Перед вами эпизоды из сказок. Определите, какой обмен совершается, и подпишите внизу на свободной строке. Работа в группах: "Сказка о петушке и бобовом зернышке". "Сенокосы, сенокосы! Дайте сена, сено нести корове, корова даст молока, молоко нести к девкам, девки дадут ниток, нитки к липке, липка даст листу, лист нести к речке, речка даст воды, воду нести к петушку" (бартер)
"Сказка о мужике-бедняке". "Возьму этого зайца, да продам за четыре алтына, на те деньги куплю свинушку, она принесет мне двенадцать поросят, поросятки вырастут, принесут еще по двенадцать, я всех приколю, мясо продам, а на денежки дом куплю…" (Купля – продажа)
«Муха – Цокотуха» Муха, Муха-Цокотуха, Муха по полю пошла, Пошла Муха на
базар (Купля – продажа)
«По щучьему велению» Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: — Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеется: — На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка. Щука взмолилась опять: — Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь. — Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу. Щука его спрашивает: — Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь? — Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась... (Бартер)
«Гуси – Лебеди» – Речка–матушка, спрячь меня! – Съешь моего киселя! Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели”. (Бартер)
Переходим ко второму пункту нашего плана. -Что нам предстоит узнать? (что такое деньги) -В начале урока вы высказывали свои предположения по поводу значения этого слова. -А вот какое значение денег записано в словаре Ожегова (запись на доске) Слайд 10.
Как вы думаете, деньги существовали всегда? (ответы детей) -А вот историю денег нам расскажут ваши товарищи, а вы внимательно слушаете. 1 уч –ся (Слайд 11-12) В древности, когда деньги ещё не существовали, люди обменивали одни предметы на другие. Но чтобы обмен был равноценным, нужно сравнить предметы между собой, что бывает непростой задачей. А надо ещё найти того, у кого есть необходимое и при этом ему нужно то, что предлагается взамен. И однажды люди задумались, как бы сделать обмен проще. Нужно была нечто, что можно было бы обменивать на любую необходимую вещь. Так началась история возникновения денег.
2 уч –ся (Слайд 13-14) История эта была длинной. Пробовали разные предметы: меха, ткани, домашний скот. Но всё было слишком неудобно. Человек понял, что нужны постоянные деньги, которые можно всегда носить с собой, и при этом они не будут портиться при использовании и хранении. Первой удачной находкой оказались раковины каури. Эти деньги были похожи на бусы: просверленные раковины собирали на верёвочку, чтобы носить с собой. Но их нужно было очень много, так как стоимость раковин невелика.
3 уч-ся: (Слайд 15-18) Постепенно стало ясно, что удобнее всего металлические деньги. И появились монеты. Они не сразу приняли круглую форму, но суть осталась: кусочек металла, имеющий определённый вес. Первыми выпустили монеты лидийцы в VII веке до нашей эры. Со временем и другие народы стали пользоваться металлическими деньгами. Монеты изготавливали из золота, серебра и меди.
4 уч – ся: (Слайд 19) Первые бумажные деньги появились в Китае в 9 веке. В Европе они появились лишь в 17 веке и назывались БАНКНОТАМИ или КУПЮРАМИ, на которых было написано, какому количеству, хранящемуся в банке золоту они равны.
5 уч-ся: (Слайд 20-21) Рубль на Руси появился не сразу. Сначала использовали заграничные монеты, а потом стали чеканить свои – гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили пополам. Такую половину называли «рубль» (от слова «рубить»). От слова «рубить» и появилось современное название РУБЛЬ. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты.
Учитель: (Слайд 22) Бумажные банкноты на Руси появились значительно позже и понемногу начали вытеснять своих металлических собратьев, так как были дешевле по производству и удобнее в обороте. В современной России люди пользуются как металлическими, так и бумажными деньгами. А называются они, как и много лет назад – КОПЕЙКА и РУБЛЬ. Бумажные купюры выпускаются разного достоинства, на них изображены достопримечательности нашей страны и известные личности.
С течением времени банкноты менялись. Вот так они выглядели в советские времена (Слайд № 23) Ну а вот так выглядят деньги современной России (Слайд №24)
Вывод : Ну что, выполнили ли мы второй пункт нашего плана? -Давайте подытожим всё вышесказанное: -Деньги существовали всегда? (Нет) -Что служило деньгами в древности? -Где появились первые бумажные деньги? -Кто скажет, как называются современные российские денежные единицы? (рубль, копейка) - Кто вспомнит, почему у рубля и копейки такие названия? (рубль т к раньше серебряные слитки гривны рубили если нужно было заплатить половину, копейка – т. к. на ней изображён всадник с копьём) Отлично! Вы здорово потрудились, предлагаю немного отдохнуть. (Физминутка Слайд 25) Буратино потянулся,
У нас остался последний пункт нашего плана. Сейчас нам предстоит исследовательская работа. -Как вы думаете, откуда берутся деньги? А вы знаете, где печатают деньги и отливают монеты? (Слайд 26) (Монетный Двор.) Процесс изготовления денег очень сложный. Печатать деньги имеет право только ЦБ РФ. - Скажите, а можем ли мы с вами сами напечатать деньги, например, на цветном принтере? -Нет, конечно. За подделку денежных средств существует Статья 186 УК РФ. Изготовление, хранение поддельных денег наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей. -И всё - таки существуют непорядочные люди, которые пытаются подделать деньги. Для того, чтобы защитить деньги от подделок придуманы специальные способы. -Встаньте и подойдите к моему столу. Давайте внимательно и аккуратно рассмотрим настоящие деньги. (Рассматривание денег) Способы защиты: Водяной знак Тонкие цветные волокна Металлизированные нити Все эти признаки существуют только на настоящих денежных купюрах и подделать их практически невозможно. |
Слушают учителя и отвечают на вопрсы.
Совершают покупки ,следуя условиям педагога.
Анализируют свою деятельность.
Дети самостоятельно работают с информацией в учебнике.
Знакомятся с новым материалом
Делают выводы
Исследуют деньги.
|
Познавательные: -умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
-в процессе дидактической игры познакомиться с новыми понятиями.
Коммуникативные: Умение договариваться, вести куплю-продажу и обмен товара
Познавательные: -В ходе игры знакомятся с двумя способами получения товара. -Учатся анализировать свою деятельность
Познавательные: Учатся находить необходимую информацию в учебнике -учатся перерабатывать полученную информацию,делать выводы в результате совместной работы;
|
|||||||||||||||||||||
Первичное закрепление материала
|
Помимо бумажных денег в России существуют и металлические монеты. Сейчас я предлагаю вам практическую работу в группах У каждой группы своя монета 1 гр. 5р, 2 гр. -2руб, 3гр. 1руб. Почему монета
называется монетой? На этот вопрос есть совершенно точный
ответ. Самыми почитаемыми богами у древних римлян были
Юпитер и его жена Юнона Монета (наставница). В честь Юноны Монет на самом
высоком месте Рима был воздвигнут храм и принят закон, разрешающий чеканить
деньги только в этом храме. Монета имеет свой язык. (Слайд 27-29) Лицевая сторона монеты – аверс. Оборотная сторона – реверс. Правда, больше принято говорить орел и решка. Почему “орел” - понятно, это российский герб. А почему “решка”? “Решка” - это искаженное и сокращенное произношение слова “решетка”. В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры I. Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала “решкой”. “Легенда” - это надписи на монетах. - Из надписей можно узнать сколько эта монета стоит, в какой стране она используется, в каком году выпущена. Ребро, или боковая сторона монеты, на котором делалась надсечка, чтобы монету не обрезали называется гурт. По гурту делают не только насечки, но и надписи, еще и для того чтобы лишний раз защититься от фальшивомонетчиков. После появления насечек фальшивомонетчики перестали отливать монеты. Старинные и современные монеты могут многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.
- Рассмотрите внимательно современные российские монеты -Какую информацию мы можем прочитать на монетах? -Можем ли мы определить, в каком государстве выпущена эта монета? (Да, есть надпись - банк России) -Что ещё указано на монетах? (Год выпуска) -Что изображено на монетах? (Герб) -Кто из вас знает, как называется сторона монеты, на которой изображён герб? ( Лицевая, или «Орёл») -Кто знает, как называется обратная сторона монеты? (Оборотная, или «Решка») -Кто догадался, что такое номинал монеты? (достоинство монеты-5 рублей,10 копеек..) Надпись на монете, которая рассказывает о том, когда и где выпущена монета называется «Легенда». Я предлагаю вам выполнить следующее задание: У вас на столах лежат листочки с изображением пятирублёвой монеты. Вспомните и соедините стрелочками название частей монеты. Зарплата, сбережения (Слайд 30) - Скажите, откуда большинство людей получают деньги? ( Большинство людей получают деньги в качестве заработной платы, то есть платы за работу. Сокращенно – зарплата. А на заработанные деньги покупает необходимые товары и услуги) - Но человек может отложить часть денег на будущее, т.е. сберечь. Это сбережения. - Как вы думаете, с какой целью человек откладывает деньги? (Чтобы приобрести дорогую покупку, накопить на что-нибудь).
Вывод: Скажите пожалуйста, выполнили ли мы третий пункт нашего плана? Давайте подведём итог: -Как называются денежные единицы нашей страны? -Где печатают деньги? - Что изображено на лицевой стороне монеты? -Какие способы защиты денег от подделок вы запомнили? Отлично! Мы выполнили всё, что задумали!
ПОСМОТРЕТЬ ПО ВРЕМЕНИ А теперь я предлагаю проверить, насколько хорошо вы усвоили тему урока. А поможет мне в этом тест. Тест. 1. Что использовали раньше в качестве денег? А) телевизоры и чайники Б) морские раковины и шкурки пушных зверей В) рисунки на бумаге 2.Как называется прямой обмен одних товаров на другие? А) бартер Б) купля-продажа В) замена 3.Как называется денежная единица России? А) рубль Б) доллар В)евро 4.Как называется сторона монеты, на которой изброжён герб? А) лицевая Б) оборотная В) номинал 5) Где появились первые бумажные деньги? А) в России Б) в Китае В) в Америке (Деньги)____- особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги. Для этого происходит _____ (обмен товарами). Есть два способа обмена: _____ (бартер и купля – продажа). Стоимость товара указывает ____(цена). В качестве оплаты за работу получают ____(зарплату) Часть денег откладывают на будущее – это __(сбережения).
Если ответ верный - ставите сбоку «+», если не верный « - «. Подсчитайте, сколько правильных ответов дал ваш товарищ. Сколько + он получил, такую отметку ему и поставьте. Передайте мне ваши листочки, я их посмотрю и выставлю вам отметки.
|
Практическая работа В парах.
Исследуют монеты
Отвечают на вопросы теста
Осуществляют взаимопроверку |
Коммуникативные: - учиться работать в парах, приходить к общему решению в совместной деятельности
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя полученные знания
|
|||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
-Итак, все пункты нашего плана мы выполнили, осталось только подвести итог урока. -Напомните мне ,пожалуйста, какова была тема урока? -Давайте вернёмся к нашим целям, всё ли мы выполнили? -Какова роль денег в жизни человека? (ответы детей) Несомненно, деньги играют огромную роль в экономике любой страны и в жизни каждого человека. А вы знаете, что во многих городах России установлены памятники рублю и копейке? Я вам их сейчас покажу : (Слайд 31) Это памятник копейке, установленный в Иркутске.. (Слайд 32) Здесь изображён памятник, установленный в честь рубля в Новосибирске. А теперь проведём рефлексию: Рефлексия : (Слайд 33) Мне понравилось, как сегодня на уроке работали….. К сожалению, не очень активны были….. За урок вы получаете следующие отметки:………
|
|
Личностные: -уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: рефлексия своей деятельности на уроке, самокритичность.
|
|||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Переходим к домашнему заданию:) -Как вы думаете, будут ли меняться деньги в будущем? (демонстрация пластиковой карты) Домашнее задание для вас будет сегодня : (Слайд № 34)
Итог. Закончить урок я хочу стихотворением Владимира Орлова «Что нельзя купить». Я с утра брожу босой, Весь обрызганный росой, С птицей возле тополька Воду пью из родника. Где-то дома у метро - Пепси-кола и ситро, Карусели, зоосад, Всюду вывески висят. Если деньги накопить, Можно многое купить - Дом, одежду и завод, Самолёт и пароход. Но нельзя купить росу, Птичье пение в лесу, И не спрятать в кошелёк Родничок и тополёк. - Ребята, а как вы думаете, почему нельзя купить росу, пение птиц, родничок и тополёк? (Высказывания детей) -А что ещё нельзя купить за деньги? - Деньги очень важны и нужны в нашей жизни, но помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Здоровье, счастье, любовь, улыбку близких людей нельзя купить за деньги. Далеко не все продается и покупается. Самое дорогое в нашей жизни - бесценно, и не имеет никакого отношения к деньгам.
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.