Открытый урок по окружающему миру на тему : "Наша дружная семья"
Оценка 5

Открытый урок по окружающему миру на тему : "Наша дружная семья"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
2 кл
19.02.2020
Открытый урок по окружающему миру на тему : "Наша дружная семья"
Отбирать из предложенных вариантов важные для семейной жизни условия Уметь различать родственные взаимосвязи. Определять роль в жизни человека культуры семейного общения
открытый урок 2а ОМ.doc

Открытый урок по окружающему миру

Класс: 2 , МАОУ СОШ № 153

Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир

Учитель Шурыгина Наталия Викторовна

Тема урока: «Наша дружная семья»

Цель: формировать навыки культуры общения и поведения в семье

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

·        Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

·        Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

·        Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.

·        Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

·        Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.

·        Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

·        Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

·        Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.

·        Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

·        Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

·        Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

·        Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

·        Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

·        Отбирать из предложенных вариантов  важные для семейной жизни условия

·        Уметь различать родственные взаимосвязи.

·        Определять роль в жизни человека культуры семейного общения

 

 

 

 

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Если вы научитесь улыбаться красоте,  добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Если вы научитесь дарить тепло своего сердца окружающим, то это тепло будет возвращаться к вам. Ведь окружающий мир - это большое волшебное зеркало.

- На уроке вам предстоит работать в группах, давайте повторим правила работы в группе.

II. Актуализация знаний
- Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком:
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
 - Куда ты идешь?- спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
       Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

- А может ли человек жить один и называть себя семьей?

- Определите тему нашего урока.

- Итак,  тема урока: «Наша дружная семья».

- Оцените ваши знания по данной теме в ваших картах успеха на начало урока.

- Что нового мы узнаем на уроке?

- На уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья?  Что объединяет членов семьи? Как называют людей одного возраста? Узнать новые понятия: поколение, традиции, родственники.

III. «Открытие» нового знания

1.— Как вы понимаете слово «семья»? На партах  лежат стикеры , каждый из вас должен написать  как  понимает слово «семья». Затем ученики прикрепляют свои стикеры на доску. (Читаю несколько ответов)

Вывод: Ваши определения содержат следующую информацию…….

Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге, оказывают внимание каждому члену семьи.

-Ребята, а где вы можете найти толкование неизвестных вам слов.

- Правильно. В толковых словарях. Итак, прочитайте выдержки из разных словарей, где объясняется лексическое значение слова СЕМЬЯ.

Работа в группах (дети ищут толкование слова в словарях)

- Для нас самое понятное объяснение даётся в словаре С. И. Ожегова:  «Семья - это группа живущих вместе близких родственников».

- Какое слово скрыто в слове «семья», как вы думаете, что это означает?

- Это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. - Старинная семья. Но и в наше время есть очень большие семьи, например, Испанская семья, Американская семья (показ слайдов).

- Давайте перечислим членов семьи. (На доске таблички)

- В каждой семье можно выделить несколько поколений.

- А что такое поколение?

- Кого мы можем отнести к старшему поколению?

- А кого отнесём к младшему поколению?

2. Из темы нашего урока мы выяснили, что такое семья. Теперь давайте разберём ещё одно важное слово в теме, какое это слово – ДРУЖНАЯ.

- Какую семью можно назвать дружной семьёй? Ваши предположения.

- Сейчас я вам расскажу ещё одну историю, вы внимательно слушайте, для того чтобы ответить на вопрос: — Почему данную семью назвали дружной?

В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этой семье долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга, и вежливо общаться, и хорошо обращаться друг с другом?».

Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово — …. «понимание».

Работа в группах

- Отгадайте, какое это было слово. У вас на столах лежат листочки, поработайте в группах, отгадайте это слово. 

— Почему эту семью назвали дружной?

3. Просмотр видеоролика Ералаш «Папа, мама и я – дружная семья».

- Я предлагаю вам побывать ещё в одной семье и узнать, а можно ли эту семью назвать дружной? Почему? Обсудите в группах. Ответы детей.

- Чего не было в этой семье?

- Как мальчик общался с бабушкой, дедушкой, мамой?

4. Знакомство с понятием КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.

- В дружной семье обязательно нужно не только понимание, но и культура общения.

- Как вы думаете, что такое культура общения? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)

- Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)

- Можно ли обижать того, кто тебя любит? ( Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)

- Семья – это семь я, а значит, семья – это постоянная помощь и поддержка друг другу.

5. Работа в группах. Выделение признаков дружной семьи.

- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого в группе прочитайте предложения на листе и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи:

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и  не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. У каждого члена семьи свое хозяйство.

IV. Физкультминутка.

За дровами мы идем и пилу с собой несем (Ходьба)

Вместе пилим мы бревно, очень толстое оно.

Чтобы печку протопить, надо много напилить. (Движения пильщиков)

Чтоб дрова полезли в печку, их разрубим на дощечки. (Движения дровосеков)

А теперь их соберем и в сарайчик отнесем (Наклоны)

После тяжкого труда надо посидеть всегда. (Садятся за парты)

6. Домашние обязанности членов семьи

- Что мы сейчас с вами делали?

- Кто в семье может пилить дрова, колоть складывать в печку?

- А может это делать кто-то другой?

- Значит, для папы это будут домашние…… (обязанности)

- В каждой семье родственники помогают друг другу, заботятся друг о друге. Поэтому и мы сейчас поговорим о домашних обязанностях.

- Послушаем стихотворение А.А. Барто «Помощница». (чит. ученики)

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел –

Брату утром помогала,

Он с утра конфеты ел.

Обещала вымыть ложки,

Пролила столярный клей,

Отворила двери кошке,

Помогла мяукать ей.

Вот у Тани сколько дела!

Таня ела, чай пила,

Села с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

- Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу!

- Агния Львовна назвала свое стихотворение «Помощница».

- Подходит ли это название?

- Была ли Танюша настоящей помощницей? Почему?

- Сейчас послушаем стихотворение Э.Успенского. (чит. ученик)

Если был  бы я девчонкой –

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего ж я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

«Молодчина ты, сынок!»

- Как мальчик помог своей маме?

- Почему он ей не помог? (ответы детей)

- Как вы дома помогаете взрослым? (ответы детей)

7. Знакомство с понятием традиции и семейные традиции

- В каждой дружной семье есть понимание, культура общения и ещё есть свои семейные традиции.

- Что такое традиции, и какие семейные традиции существуют, вам предстоит узнать, поработав в группе.

-1 группа – что такое традиции

- 2 группа – семейное чтение

- 3 группа – семейные обеды

- 4 группа – семейные походы

- Выступление представителей групп

- Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях! О традициях своей семьи нам расскажут: ………..

V. Творческая деятельность. Рефлексия.

- Предлагаю вам поиграть в «строителей». У нас есть четыре строительные бригады.
На доске плакат с контуром дома. Строительство дома начинается с фундамента.
1-ое задание: найдите на «зелёных» кирпичиках, предложенных вам, слово, которое ассоциируется у вас со словом «дом». Для меня это слово – «кров». А для вас? 
Дом – это ….(крепость, очаг, защита, надежность, красота, любовь, тепло, начало начал, уют, опора….)
Каждая бригада прикрепит по 1 кирпичику к эскизу дома.
Молодцы! Фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома. А стенами нашего дома будут являться семейные отношения.
2-е задание: из «жёлтых» кирпичиков каждой группе выбрать только 3, самых важных на ваш взгляд. (Уважение, взаимопонимание, бескорыстие, верность, терпимость, сочувствие, доброта, трудолюбие, любовь, взаимовыручка, сотрудничество, традиции, дружба, раздражение, преданность, чистота, здоровье, радость, веселье, равнодушие)
Итак, слушаем представителей первой бригады. (Зачитывают и прикрепляют)
3-е задание: Семья – это… я. Для того, чтобы оживить наш дом, на пустых квадратиках каждый нарисует себя и поместит в окна этого дома.
Семья – группа живущих вместе близких родственников.
Ребята, а чей же дом получился на доске? (Дом нашего класса).
- Дом готов. Молодцы! Вы выбрали крепкий строительный материал. Каждый из вас отдал при строительстве частичку души.
- Пусть всегда царит в нашем доме доброта, дружба, уважение. 
- Наш класс – это тоже ваша семья, крепкая и дружная. В классной семье тоже должны царить уважение, внимание, вы должны приходить на помощь. Вместе вам предстоит не только учиться, играть и веселиться, но ещё и грустить, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей, думать, размышлять., … К концу обучения в школе, вы, практически, станете друг другу родственниками, вы будете знать всё друг о друге. 

VI. Домашнее задание.

- Дома вам нужно вырастить семейное дерево.

Учебник с. 46 - 47, прочитать, тетрадь с. 26.

VII. Подведение итога урока.

- Оцените сейчас ваши знания по данной теме на шкале.

- У кого знак остался на том же уровне?

- У кого знак переместился выше по шкале?

- Кому урок был полезен?

- Что нового узнали на уроке?


Открытый урок по окружающему миру

Открытый урок по окружающему миру

Ход урока I . Организационный момент -

Ход урока I . Организационный момент -

Правильно. В толковых словарях

Правильно. В толковых словарях

Как вы думаете, что такое культура общения ? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку) -

Как вы думаете, что такое культура общения ? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку) -

В каждой семье родственники помогают друг другу, заботятся друг о друге

В каждой семье родственники помогают друг другу, заботятся друг о друге

Сам начистил бы картошки, Все свои игрушки сам

Сам начистил бы картошки, Все свои игрушки сам

Семья – это… я. Для того, чтобы оживить наш дом, на пустых квадратиках каждый нарисует себя и поместит в окна этого дома

Семья – это… я. Для того, чтобы оживить наш дом, на пустых квадратиках каждый нарисует себя и поместит в окна этого дома
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020