Открытый урок по основам православной культуры в 4 классе "Храм- дом Божий на земле"
Оценка 5

Открытый урок по основам православной культуры в 4 классе "Храм- дом Божий на земле"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +2
29.02.2020
Открытый урок по основам православной культуры в 4 классе "Храм- дом Божий на земле"
Храм - дом Божий на земле.docx

Храм- дом божий на земле

 

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве, познакомить учащихся с православными храмами Луганщины.

Задачи:

·         Познакомить с понятием «православный храм».

·         Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма, правилами поведения в нем.

·         Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

·         Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры родного края, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

·         Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийная система, компьютер, презентация слайдов, учебник Е.В. Чорная «Основы православной культуры 4 класс 2 часть»; карточки для работы в группах; карточки для самостоятельной работы, словарь В.И. Даля, С.И. Ожегова, В.В. Виноградова

Основные понятия урока: храм, купол, церковь, притвор, алтарь, иконостас, икона, Царские врата.

Форма организации работы: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге, работа в группах

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Дата проведения : 21.01.2020 года

Класс:     4-А

 

Ход урока

I.                  Организационный момент.   Постановка проблемы.

-    Прозвенел звонок, начинается урок. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Улыбнитесь гостям. Улыбнитесь мне. Улыбнитесь друг другу. Садитесь, пожалуйста. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы.

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о ……

А, впрочем, назвать тему урока вы сможете сами, отгадав загадку.

В переулочке укромном,

небольшой,

под кровлей скромной

три столетья он стоит.

Три столетья

над округой

колокол его звонит.

Древний дуб

склоняет ветки.

Здесь молились наши предки.

Помолитесь

вместе с нами

в нашем ……        (Храме)                (Тема урока  «Храм – дом божий на земле»)

II.      Актуализация знаний

- А, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

(Я думаю . . . .  о храме, об его устройстве, как нужно вести себя в храме)

- Правильно, именно об этом мы и будем говорить на уроке.

- А кто из вас был в храме?

- Что вы там делали?

- Что вам запомнилось больше всего в храме?

- Ребята, давайте попробуем дать определение слову «храм», «церковь», «дом» и постараемся найти общее и различие в этих понятиях. А помогут нам в этом наши друзья словари. ( словарь В.И. Даля, С.И. Ожегова, В.В. Виноградова)

В. И. Даль

С.И. Ожегов

В.В. Виноградов

ХРАМ м. стар. хоромы, жилой дом, храмина ж. Вшедше в храмину, Матф. || Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь.
ДОМ м. строение для житья; в городе, жилое строенье; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. Крестьянский дом, изба; южн. хата; княжеский и вообще большой, вельможеский, палаты, дворец; помещичий, в деревне, усадьба; маленький и плохонький, хижина, лачуга; врытый в землю, землянка.
ЦЕРКОВЬ м. церква, южн. зап. новг. место, здание для христианского богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от молитвенного дома освященьем престола, заменяемого в походной, переносной церкви антиминсом




ХРАМ, а, м. 1. Здание для богослужения,  церковь.  Древнерусские храмы. Буддийский х. 2. перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.). Х. науки. • Дорога к храму (высок.) путь к вере, к Богу.
ДОМ, а (у), мн. а, ов, м. 1. Жилое (или для учреждения) здание. Д.-новостройка. 2. Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. 3. (мн. нет). Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования. 4. чего или какой. Учреждение, заведение, обслуживающее какиен. общественные нужды. 5. Династия, род. Царствующий д. Д. Романовых
ЦЕРКОВЬ, кви, мн. и, ей, ам, ж. 1. Объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом; религиозная община.
2. Православный храм.

Храм - 1. Здание для богослужения; церковь.
2. перен. 
Место, предназначенное для занятий чем-л. и внушающее благоговение.
3. перен. 
Сфера высоких духовных ценностей.

 Дом - 1.   Жилое зданиестроение. 2. Жилое помещениеквартира. Люди, живущие вместе; семья 3. перен.   устар. Царствующий род, династия.
4. 
Место постоянного проживания человека, характеризующееся определенными отношениями и укладом жизни. 5. Учреждение, имеющее культурное значение или посвященное памяти какого-л. исторического лица. 6. Заведениепредприятие.

ЦЕРКОВЬ - ЦЕ́РКОВЬ [ от греч. kyriake (oikia), букв. - божий дом],

1) специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в «таинства» (прежде всего евхаристии (см. ЕВХАРИСТИЯ)). Универсальный («вселенский»), «кафолический» («соборный») характер церкви как мистического «тела Христова» и «полноты Святого Духа» делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и др. общностью (племенем, нацией, государством).

2) Христианский храм (см. ХРАМ).

3)В расширенном словоупотреблении - организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.




 

 

Полный церковно-славянский словарь

Энциклопедия Википедия

Храмъ = домъ

Храм - как здание священное - отличается от обыкновенных зданий не только внутренним своим расположением, но и внешним видом.

Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

 

 

III.    Объяснение нового материала

Учитель: Храм – дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.

Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.  (Запись в тетрадь, что такое храм).               Слайд 1-4

Просмотр видеоролика «Устройство храма»   (презентация слайд 5)

Виды храмов слайд 6

Внутреннее устройство храма слайд 7-8

Алтарь слайд 9-10

Храмовые предметы слайд 11

Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И у храма до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже не ленись,

Поклонись и улыбнись

Творческие работы учащихся.

    А сейчас мы послушаем рассказы ваших одноклассников. Они приготовили небольшие сообщения о храмах города Луганска.

Дети выступают с короткими сообщениями о храмах Луганщины.

1) слайд 12  Свято-Петропавловский кафедральный собор является одним из самых старинных храмов Луганской епархии, сохранившихся Божией милостью во времена массовых разрушений. Собор может быть отнесен к памятникам храмового зодчества конца XVIII века.
Согласно документальным свидетельствам, на том месте, где находится ныне собор, в 1761 году по благословению Преосвященнейшего Иоасафа (Миткевича), епископа Белгородского и Обоянского, была сооружена деревянная церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. По истечении 30 лет после строительства крыша и своды, а также фундамент церкви пришли в крайнюю ветхость, в связи с чем сначала планировалось заменить верх и произвести ремонт фундамента с сохранением стен, а затем было решено перестроить церковь на том же месте. В 1905 году церковь была построена заново, теперь уже каменная, с колокольней, на которой находилось 7 колоколов общим весом около 200 пудов. В церкви имелось три престола: апостолов Петра и Павла, Покрова Божией Матери и Сретения Господня. В 1929 году по решению властей церковь была закрыта, несколько лет здание не использовалось, а в 1935 году было переоборудовано под клуб. Поскольку колокольня церкви использовалась для геодезических целей, она была сохранена от разрушения. Только вместо купола с крестом на ней был установлен шпиль.
Возвращена прихожанам Петропавловская церковь была лишь в 1942 году. С 6 марта 1950 года Петропавловская церковь становится кафедральным собором.

В 80-е годы выполнены значительные работы по благоустройству территории собора, улучшению его внешнего вида и внутреннего убранства. В это время построено церковное здание, в котором разместились крестильня, комната для воскресной школы, просфорня, подсобные помещения. А в 90-е годы построена колокольня.

2)  слайд 13  Первоначально, в 1783-1789 годах, Свято-Вознесенский храм был построен деревянным. Это случилось после того, как в 1772 году Константин Юзбаш, бригадир гусарского полка, образовал слободу Александровка, названную по имени сына, служившего в том же полку, и, подаренную ему же, как ранговая дача.

Пустующие земли «Дикого поля» царское правительство в те годы заселило православными людьми из Европейских стран, которые устали от войн и дворцовых переворотов. Именно поэтому наш уезд первоначально назывался Славяно-Сербским. Сербы помимо храмов строили школы, заводы, в общем, сыграли немалую роль в превращении «Дикого поля» в цивилизованный край. Роскошь панского дворца, построенного Александром, после смерти Константина Юзбаша привлекла богатого помещика Сомова и его жену княгиню Ширински-Шахматову. Они поселяются в слободе Александровка и жертвуют деньги на постройку каменного храма. Храм был построен в 1840-1849 годах. В 1920-30-е годы Свято-Вознесенская церковь, как и многие храмы Луганщины, испытала тяжкие удары судьбы: грабеж и уничтожение икон, фресок, утвари из драгоценных металлов. Были разрушены колокольни, разбиты колокола, изъяты серебряные чаши и наиболее ценные иконы. И все же Александровскому Свято-Вознесенскому храму повезло более других. Это единственный храм в области, который не был закрыт советской властью в послереволюционные годы.

В предвоенные годы (1937 – 1940) Вознесенская церковь так оставалась единственным действующим храмом в Ворошиловградской области. Службы в ней не проводились лишь 1940 – 1941 годах. Община вновь возродилась в 1942 году, официально зарегестрирована 31 октября 1944 года в количестве 637 человек. В 1955 году храм был включен в список сакральных сооружений области, открытых для посещения иностранными делегациями.

3) слайд 14  Поселок Иллирия было основано в 1675 г. запорожскими казаками, которые сначала назвали его Рыловкой. Но во второй половине XVIII века эти земли получил под ранговую дачу прапорщик Панграций. Он был греком и родился в иллирийских краях (западная часть Балканского полуострова). В честь своей родины он и подарил селению такое звучное название - Иллирия.
Оплот старины и местная достопримечательность - храм Александра Невского. С архитектурной точки зрения, это классическая сельская церковь конца XIX века, выполненная в форме креста. Началось строительство храма в 1880 г. по инициативе местного помещика, отставного генерала Сергея Михайловича Тихоновича. Завершению сооружения церкви предшествовало значимое в православном мире событие: из Новгорода в Санкт-Петербург переправили мощи святого благоверного великого князя Александра Невского. Поэтому некоторое время все новые храмы тогда освящались в честь великого полководца. Освящение храма состоялось в 1885 г.
В советское время под самым куполом храма разместили библиотеку, на клиросе-общество содействия армии и флоту. В этом новоиспечённом клубе селяне впервые увидели кино.
В 90-е годы XX века храм вернули Православной церкви Московского патриархата. Сейчас идёт длительный процесс восстановительных работ.

4) слайд 15  В 1992 году жители Луганска обратились к епископу Луганскому и Старобельскому Иоанникию за благословением создания приходского совета, назначения настоятеля и организации работ по строительству храма. После получения благословения было проведено собрание приходского совета, на котором председательствовал секретарь Луганского епархиального Управления протоиерей Василий Сомик. Он представил настоятеля будущего храма протоиерея Владимира Конончука. Будущий храм получил название Свято-Владимирский кафедральный собор. 9 апреля 1993 года состоялась торжественная церемония освящения места возведения будущего собора Митрополитом Киевским и всея Украины, Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Владимиром и Архиепископом Луганским и Старобельским Иоаникием. В мае 1995 года — вынут первый ковш грунта из котлована под фундамент собора. 18 сентября 1996 — начало бетонирования фундаментной плиты, на каркас которой смонтировано свыше 150 т. арматуры. Уложено 2300 м бетона. 25 сентября 1996 — торжественный молебен, закладка капсулы в массив фундаментной плиты с именами проектировщиков, строителей, священнослужителей, благотворителей, принимающих участие в строительстве. В начале 1999 года — смонтированы бетонные блоки стен подвала в количестве 1655 шт. 2 июня 1999 года состоялась торжественная закладка первого кирпича в стены собора Президентом Украины Леонидом Кучмой. В сентябре 2003 года были закончены основные строительные работы, освящены и воздвигнуты купола. В марте 2006 года закончены основные отделочные работы. Уложены гранитные полы. Стены подготовлены к росписи. 19 марта 2006 года состоялось освящение Свято-Владимирского собора Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. Божественная литургия. С 2005 при храме существует духовная семинария. С 12 декабря 2010 года духовная семинария преобразована в Луганский Богословский Университет в честь Архистратига Михаила. Преобразование было инициировано митрополитом Луганским и Алчевским Иоакимом и формально подтверждено указом № 52 Священного Синода Украинской Православной Церкви. В университете имеются 2 факультета: богословский и церковного пения. В университете есть аспирантура и бакалавриат.

5)  слайд 16  10 августа 2001 года в день престольного праздника иконы Божией Матери «Умиление» на территории Детской областной клинической больницы г. Луганска Высокопреосвященнейшим Иоаникием архиепископом Луганским и Алчевским было освящено место под строительство храма с одноименным названием, после чего Владыка совершил первую Божественную Литургию под открытым небом. С 2003 года издается церковно-просветительская газета «Умиление душ наших». В сентябре 2007 года была открыта детская воскресная школа. Дети изучают Закон Божий, Церковное пение. Принимают активное участие в Богослужениях: поют ектении и другие песнопения литургии, читают Трисвятое по отче наш. 22 мая 2011 года начато строительство храма в честь иконы Божией Матери «Умиление». Храм однокупольный с притвором и колокольней. Размеры храма 20×43м, высота до основания креста 46 м. Вместимость храма 1000 человек. Храм строится в центре города за памятным знаком Божьей Матери. Этот памятный знак, посвященный 2000-летию Рождества Христова и является символом благословения молодых семей. 10 августа 2011 на территории строящегося храма Высокопреосвященнейшим Иоаникием митрополитом Луганским и Алчевским был совершен чин освящения креста, закладки камня и памятной капсулы в фундамент строящегося храма. 15 сентября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение закладного камня в основание строящегося храма в честь иконы Божией Матери «Умиление». Планируется в построенном храме создать духовно-просветительский центр семьи и молодежи. Стены храма и установленные купола и колокола были возведены в короткие сроки. Июль месяц 2012 года ознаменовался торжественным подъемом центрального купола и завершения 1-го этапа строительства храма.

 

IV. Коллективная работа.

       Часто ли вы бываете в храме?

       Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

       Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)                        слайд 17-18

     Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

     Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

         Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

 

          Богомольцев не толкай,

          К чину в храме привыкай.

          Не гляди по сторонам —

          Неполезно это нам...

 

          Хоть старушка, хоть девица

          Не посматривай на лица,

          Глазки в землю опусти,

          О грехах своих грусти.

  Учитель:       

         И скажу я от души:

         Выйти с храма не спеши,

         Стой на службе до конца,

         Слушай проповедь отца.

 

        Приложись потом к кресту,

        Обещание дай Христу,

        Что исправиться намерен,

        Слову своему будь верен.

        Даром время не губи,

        Службу Божию полюби.

        Воскресенья подожди,

        На молитву приходи.

V.  Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа в группах

 

1. Вставь ключевые слова Царские врата, Иисус Христос, купол, канун, Божия Матерь, алтарь, западной части, притвор, свечи, иконостас в текст.

Каждый христианский храм венчается ……….  с крестом. Вход в храм находится в …………… части. Храм разделяется на три части: алтарь, храм и …………. Внутри храма главным местом является …………… Он отделяется от молящихся …………. В центре иконостаса двери. Они называются …………. Справа от Царских врат всегда икона……………. Слева – всегда икона …………………….  Квадратный столик, на котором зажжено множество ……………… называется ………………. Там молятся о людях уже ушедших из жизни.

2. Задание на выбор одного правильного ответа:

1. Храм символизирует

А) голубя
Б) корабль
В) меч

2. Найди неверный ответ:

А) Колокольный звон сопровождает молитву в храме
Б) Колокольный звон предупреждает о приближении врага
В) Колокольный звон звучит только во время церковных праздников
Г) Колокольный звон заставляет человека задуматься о своей духовной жизни

3. Установите соответствие между понятием и его определением:

Кадило

А) панихидный столик, с изображением распятия, где зажигают свечи, чтобы помолиться об умерших

Канун

Б) круглая небольшая жаровенка с благоухающими маслами (ладаном), которые кладутся на горящие угли

Иконостас

В) место, где молится священник, туда никто не может входить без его благословения

Алтарь

Г) двери, через которые во время богослужения выносят Евангелие – благую весть о Господе Иисусе Христе

Царские врата

Д) стена из икон, за которой расположен Алтарь

 

VI.    Итог урока.                                                                          Слайд 19-20

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?

(Веру, исцеление, надежду, любовь, умиротворение.)

 

Вывод:

Тысячи лет люди ходят в храм. Идут страждущие и плачущие –и там утешаются.

Идут растерявшиеся – и там получают наставление.

Идут провинившиеся – и получают прощение.

Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.

Береги храм в своей душе и созидай его всю свою жизнь.

 

VII.   Домашнее задание

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- узнать, какие храмы есть в нашем городе

- прочитать стр. 8-11     учебника

Индивидуальное:

Выполнить раскраску одного из храмов города для выставки «Православные храмы Луганщины»

IX. Рефлексия

Если урок вам понравился, вы узнали много нового материала, то повесьте на доску ребятам красные сердечки. А если вам было не комфортно, неинтересно и вы не открыли для себя ничего нового, то повесьте синие сердечки. На этом наш урок закончен. Спасибо всем за внимание.

Не понравился Если понравился урок

 

 

 

 

 

 

 

                       


 

Скачано с www.znanio.ru

Храм- дом божий на земле Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве, познакомить учащихся с православными храмами

Храм- дом божий на земле Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве, познакомить учащихся с православными храмами

Древний дуб склоняет ветки

Древний дуб склоняет ветки

ХРАМ м. стар. хоромы, жилой дом, храмина ж

ХРАМ м. стар. хоромы, жилой дом, храмина ж

Просмотр видеоролика «Устройство храма» (презентация слайд 5)

Просмотр видеоролика «Устройство храма» (презентация слайд 5)

Первоначально, в 1783-1789 годах,

Первоначально, в 1783-1789 годах,

В 1992 году жители Луганска обратились к епископу

В 1992 году жители Луганска обратились к епископу

Высокопреосвященнейшим Иоаникием митрополитом

Высокопреосвященнейшим Иоаникием митрополитом

О грехах своих грусти. Учитель:

О грехах своих грусти. Учитель:

Канун Б) круглая небольшая жаровенка с благоухающими маслами (ладаном), которые кладутся на горящие угли

Канун Б) круглая небольшая жаровенка с благоухающими маслами (ладаном), которые кладутся на горящие угли

Открытый урок по основам православной культуры в 4 классе "Храм- дом Божий на земле"

Открытый урок по основам православной культуры в 4 классе "Храм- дом Божий на земле"

Открытый урок по основам православной культуры в 4 классе "Храм- дом Божий на земле"

Открытый урок по основам православной культуры в 4 классе "Храм- дом Божий на земле"

Открытый урок по основам православной культуры в 4 классе "Храм- дом Божий на земле"

Открытый урок по основам православной культуры в 4 классе "Храм- дом Божий на земле"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.02.2020