Открытый урок по предмету «Хор» на тему: «Работа над музыкально-образным содержанием произведения»

  • docx
  • 18.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОТКРЫТЫЙ УРОК Работа над музыкально-образным содержанием произведения.docx

Открытый урок по предмету

                              «Хор»

на тему:

«Работа над музыкально-образным содержанием произведения»

                                                       

 

Кабачевский Д.В.

Преподаватель по классу баяна, хора

 

 

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый  урок

Участники: учащиеся старших классов

Тема: «Работа над музыкально-образным содержанием произведения».

Цель урока:  Достичь эмоциональности в исполнении произведения через развитие познавательных процессов и опыт собственной музыкальной деятельности учащегося, продолжить работу над умением донести замысел авторов произведения до слушателя на основе знания и понимания содержания и характера, знания динамического развития, знания кульминаций.

Задачи:

Обучающие:

- учить работать с поэтическим текстом вокального произведения;

- определять художественно-смысловые и динамические кульминации;

- использовать средства музыкальной выразительности при исполнении вокального произведения;

Развивающие:

- развивать умение мыслить образами через исполнение музыкального произведения;

- развивать интеллектуальные способности, творческое воображение, музыкально-эстетическое  восприятие, интерес к выразительному пению, мотивацию к приобретению певческих навыков;

Воспитательные:

- воспитывать художественный и музыкально-эстетический вкус, расширять представления об окружающем мире;

- воспитывать чувство меры, музыкальный вкус, желание творческой реализации своих возможностей;

- повышать культуру поведения и общения.

Форма: Открытый урок

Методы обучения:

- словесный (вербальный) - краткое пояснение содержания произведений, объяснения, побуждения, сравнения и т.д.;

- ассоциативно-образный - беседы о характере произведения, образное пред-ставление хоровых произведений;

- развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления (обращаться к красочным метафорам, сравнениям, вызывая у обучающихся те или иные душевные состояния, находить в них определённый эмоциональный отклик);

- объяснительно - иллюстративный (демонстрация иллюстраций к хоровым произведениям на интерактивной доске);

- практический - исполнение разнохарактерного хорового репертуара.

Учебно-методический комплекс: музыкальные инструменты – баян, фортепиано, нотные пособия, компьютер.

Литература, использованная на уроке: нотный материал.

 

 

Ход урока:

Содержание урока:

Методика проведения:

Время:

I. Организационный момент.

1.Приветствие, психологический настрой учащихся.

2.Проверка наличия учащихся на уроке.

1 мин.

II. Вступительная часть.

 

Преподаватель: «Добрый день! Здравствуйте! Уважаемые гости и дорогие дети! Сегодня у нас необычное открытое занятие. Тема нашего урока: «Работа над музыкально-образным содержанием произведения».

А что такое художественный образ в музыке? Это отражение жизни, пропущенные через чувства композитора. Благодаря художественному образу композитор с помощью музыки передаёт эмоциональный настрой, заложенный автором текста. В сознании композитора, под воздействием музыкальных впечатлений и творческой фантазии, рождается музыкальный образ, который позднее раскрывается в музыкальном произведении.

А что помогает нам раскрыть художественный образ и содержание произведения? Исполнить любое произведение ярко, выразительно, передать настроение?

Обучающиеся: Средства музыкальной выразительности.

Преподаватель: Какие вы знаете  средства музыкальной выразительности?

Обучающиеся: Мелодия, гармония, фортепианное сопровождение, лад, ритм, темп, динамика, штрихи, темп, сценическое движение.

Преподаватель: То есть, приступая к разучиванию произведения, мы должны прочитать название произведения, прочитать внимательно текст, вникнуть в содержание произведения, проанализировать средства музыкальной выразительности, понять замысел композитора и поэта. Иначе в ходе разучивания и выступления мы не сможем передать настроение, не сможем заинтересовать зрителя, не подарим им положительные эмоции.

5 мин.

 

II. Вокальные упражнения.

 

1 мин. Упражнение №1 направлено на овладение цепного дыхания.

Петь на одном звуке гласный «у». Это упражнение для развития навыка цепного дыхания, его необходимо петь протяжно и «бесконечно» в хоровом пении со сменой отдельными хористами дыхания в самых «неудобных», неожиданных местах.

Цель: умение перехватывать дыхание быстро, коротко, в то же время достаточно глубоко. Но не судорожно, возобновлять звук без толчков, чтобы общее звучание хора не нарушалось.

1 мин. Упражнение №2 направлено на умение петь дыхание.

Петь на слог «лё» на legato по полутонам и тонам. Начинать упражнение с ноты «соль» первой октавы.

Цель: петь на опоре, воспользовавшись приёмом legato, каждый звук протягивать, добиваться плавного перехода в соседний.

1 мин. Упражнение №3 направлено на расширение диапазона, свободы дыхания.

Петь на слог «зи» по ступеням вверх I-III-V-I2 и вниз на слог «йа» VII-V-IV-II-I в умеренном темпе на одном дыхании сначала на legato, при повторении на stakkato.

Цель: наращивать технику голоса - его подвижность, лёгкость и гибкость. Все звуки должны звучать в единой певческой манере.

III. Основная часть.

Муз.

А.Гречанинова,

сл. народные,

«В чистом поле дуб стоит…».

 

Преподаватель: Переходим к основной части нашего урока и продолжим работу над хоровым произведением А.Т. Гречанинова «В чистом поле дуб стоит…». Это шуточное произведение, написано в жанре прибаутки, состоит  из 4-х контрастных  картин. Каждая последующая строфа рисует нам новую забавную картинку.  Выразительности произведению придаёт темповое разнообразие: вступление - moderato, 1-2 строфы - allegro, 3-я строфа - meno mosso, 4-я строфа - piu mosso. Характер частей задорный, полный гротеска, исполнено в фантастическом, комическом стиле. Динамическая палитра: от p до ff. Штрих - легато.

Этапы работы:

- исполнить произведение совместно всем хором;

- отрабатывать наиболее трудные места, в которых имеется неточности в исполнении, которое препятствует безупречно выверенному хоровому строю;

- в ходе исполнения уделять внимание художественной стороне произведения, соблюдая динамику;

- дать определение слову «небылица».

Цель:

- обратить внимание на гармоническое изложения голосов;

- найти исполнительские краски нового периода, отталкиваясь от шутливого гротеска (фантастическом, уродливо-комическом стиле) фантазийного текста, позволяющего разнообразить звучание и подчеркнуть выразительность каждой вариации;

- передавать задорный, озорной характер произведения;

- необходимо ясно выделить кульминации в произведении;

- петь ярко, смело, уверенно, с удалью;

- артикуляция должна быть предельно чёткая, акценты должны падать на первые доли фраз, не допускать тяжеловесного исполнения;

- исполнять произведение в соответствии с изменяющимся темпом;

- добиваться безупречного ритмического, динамического, тембрального ансамбля;

- петь интервалы с позиции верхнего звука, выравнивать звучание в различных тесситурных условиях. 10мин.

 

2. Словацкая

народная песня «Пастух»,

русский текст Т.Сикорской,

обр. В.Мухина.

Преподаватель: А мы переходим к работе следующего хорового произведения - словацкой народной песни «Пастух», русский текст Т.Сикорской, обр. В.Мухина. Данная песня связанна с бытом и трудовой деятельностью простого народа. Эта песня отличается особой живостью и праздничным настроением. Литературный текст составляет незамысловатое содержание, но, очень тёплое и трогательное.

Не смотря на то, что песня написана в форме периода, который повторяется неоднократно, исполнение не должно быть однообразным. В песне необходимо ясно выделить кульминационную развязку в последнем куплете, исполнив куплет в более сдержанном темпе. В целом произведение нужно петь весело, с удалью, игриво. Артикуляция должна быть предельно чёткая, ясная. Для этого должна быть минимальная артикуляция, почти неподвижный рот.

Этапы работы:

- в ходе исполнения уделять внимание художественной стороне произведения, передавая весёлый, задорный, шутливый характер песни;

- поговорить о содержании хорового произведения.

Цель:

- расширять певческий диапазон; формировать навык одновременного вступления, взятия дыхания, атаки и снятия звука по дирижёрскому жесту; развивать гармонический слух, совершенствовать двухголосное пение; петь легко, непринуждённо, повторять и закреплять мелодию и текст песни. 10мин.

IV. Домашнее задание.

1.Повторять слова произведений, знать наизусть: «В чистом поле дуб стоит», «Пастух».

2.Учить мелодию и текст песен: «Летят утки» (Рус.нар.песня), «При долине куст калиновый стоял» (Рус.нар.песня).

V. Заключительное слово.

Хормейстер: Вы сегодня выполнили большую и очень важную работу - раскрасили песню разноцветными красками. На следующих занятиях мы продолжим работу над репертуаром. А сегодня я вас всех благодарю и говорю вам: «спасибо» за ваш труд и старание.

Список используемой литературы:

 

1.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2000 .

2.Малышева Н.М. О пении. Из опыта работы с певцами. - М.: Музыка, 2001.

3.Смелкова Т.Д., Савельева Ю.В. Основы обучения вокальному искусству. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2014.

4.Станиславский К.С. Работа актёра над собой. - М.: Искусство, 1985.

5.Юдин С.П. Певец и голос: о методологии и педагогике пения. - М.: Книжный дом «Либроком», 2013.