Открытый урок по предмету
«Хор»
на тему:
«Работа над музыкально-образным содержанием произведения»
Кабачевский Д.В.
Преподаватель по классу баяна, хора
Открытый урок
Участники: учащиеся старших классов
Тема: «Работа над музыкально-образным содержанием произведения».
Цель урока: Достичь эмоциональности в исполнении произведения через развитие познавательных процессов и опыт собственной музыкальной деятельности учащегося, продолжить работу над умением донести замысел авторов произведения до слушателя на основе знания и понимания содержания и характера, знания динамического развития, знания кульминаций.
Задачи:
Обучающие:
- учить работать с поэтическим текстом вокального произведения;
- определять художественно-смысловые и динамические кульминации;
- использовать средства музыкальной выразительности при исполнении вокального произведения;
Развивающие:
- развивать умение мыслить образами через исполнение музыкального произведения;
- развивать интеллектуальные способности, творческое воображение, музыкально-эстетическое восприятие, интерес к выразительному пению, мотивацию к приобретению певческих навыков;
Воспитательные:
- воспитывать художественный и музыкально-эстетический вкус, расширять представления об окружающем мире;
- воспитывать чувство меры, музыкальный вкус, желание творческой реализации своих возможностей;
- повышать культуру поведения и общения.
Форма: Открытый урок
Методы обучения:
- словесный (вербальный) - краткое пояснение содержания произведений, объяснения, побуждения, сравнения и т.д.;
- ассоциативно-образный - беседы о характере произведения, образное пред-ставление хоровых произведений;
- развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления (обращаться к красочным метафорам, сравнениям, вызывая у обучающихся те или иные душевные состояния, находить в них определённый эмоциональный отклик);
- объяснительно - иллюстративный (демонстрация иллюстраций к хоровым произведениям на интерактивной доске);
- практический - исполнение разнохарактерного хорового репертуара.
Учебно-методический комплекс: музыкальные инструменты – баян, фортепиано, нотные пособия, компьютер.
Литература, использованная на уроке: нотный материал.
Ход урока:
Содержание урока:
Методика проведения:
Время:
I. Организационный момент.
1.Приветствие, психологический настрой учащихся.
2.Проверка наличия учащихся на уроке.
1 мин.
II. Вступительная часть.
Преподаватель: «Добрый день! Здравствуйте! Уважаемые гости и дорогие дети! Сегодня у нас необычное открытое занятие. Тема нашего урока: «Работа над музыкально-образным содержанием произведения».
А что такое художественный образ в музыке? Это отражение жизни, пропущенные через чувства композитора. Благодаря художественному образу композитор с помощью музыки передаёт эмоциональный настрой, заложенный автором текста. В сознании композитора, под воздействием музыкальных впечатлений и творческой фантазии, рождается музыкальный образ, который позднее раскрывается в музыкальном произведении.
А что помогает нам раскрыть художественный образ и содержание произведения? Исполнить любое произведение ярко, выразительно, передать настроение?
Обучающиеся: Средства музыкальной выразительности.
Преподаватель: Какие вы знаете средства музыкальной выразительности?
Обучающиеся: Мелодия, гармония, фортепианное сопровождение, лад, ритм, темп, динамика, штрихи, темп, сценическое движение.
Преподаватель: То есть, приступая к разучиванию произведения, мы должны прочитать название произведения, прочитать внимательно текст, вникнуть в содержание произведения, проанализировать средства музыкальной выразительности, понять замысел композитора и поэта. Иначе в ходе разучивания и выступления мы не сможем передать настроение, не сможем заинтересовать зрителя, не подарим им положительные эмоции.
5 мин.
II. Вокальные упражнения.
1 мин. Упражнение №1 направлено на овладение цепного дыхания.
Петь на одном звуке гласный «у». Это упражнение для развития навыка цепного дыхания, его необходимо петь протяжно и «бесконечно» в хоровом пении со сменой отдельными хористами дыхания в самых «неудобных», неожиданных местах.
Цель: умение перехватывать дыхание быстро, коротко, в то же время достаточно глубоко. Но не судорожно, возобновлять звук без толчков, чтобы общее звучание хора не нарушалось.
1 мин. Упражнение №2 направлено на умение петь дыхание.
Петь на слог «лё» на legato по полутонам и тонам. Начинать упражнение с ноты «соль» первой октавы.
Цель: петь на опоре, воспользовавшись приёмом legato, каждый звук протягивать, добиваться плавного перехода в соседний.
1 мин. Упражнение №3 направлено на расширение диапазона, свободы дыхания.
Петь на слог «зи» по ступеням вверх I-III-V-I2 и вниз на слог «йа» VII-V-IV-II-I в умеренном темпе на одном дыхании сначала на legato, при повторении на stakkato.
Цель: наращивать технику голоса - его подвижность, лёгкость и гибкость. Все звуки должны звучать в единой певческой манере.
III. Основная часть.
Муз.
А.Гречанинова,
сл. народные,
«В чистом поле дуб стоит…».
Преподаватель: Переходим к основной части нашего урока и продолжим работу над хоровым произведением А.Т. Гречанинова «В чистом поле дуб стоит…». Это шуточное произведение, написано в жанре прибаутки, состоит из 4-х контрастных картин. Каждая последующая строфа рисует нам новую забавную картинку. Выразительности произведению придаёт темповое разнообразие: вступление - moderato, 1-2 строфы - allegro, 3-я строфа - meno mosso, 4-я строфа - piu mosso. Характер частей задорный, полный гротеска, исполнено в фантастическом, комическом стиле. Динамическая палитра: от p до ff. Штрих - легато.
Этапы работы:
- исполнить произведение совместно всем хором;
- отрабатывать наиболее трудные места, в которых имеется неточности в исполнении, которое препятствует безупречно выверенному хоровому строю;
- в ходе исполнения уделять внимание художественной стороне произведения, соблюдая динамику;
- дать определение слову «небылица».
Цель:
- обратить внимание на гармоническое изложения голосов;
- найти исполнительские краски нового периода, отталкиваясь от шутливого гротеска (фантастическом, уродливо-комическом стиле) фантазийного текста, позволяющего разнообразить звучание и подчеркнуть выразительность каждой вариации;
- передавать задорный, озорной характер произведения;
- необходимо ясно выделить кульминации в произведении;
- петь ярко, смело, уверенно, с удалью;
- артикуляция должна быть предельно чёткая, акценты должны падать на первые доли фраз, не допускать тяжеловесного исполнения;
- исполнять произведение в соответствии с изменяющимся темпом;
- добиваться безупречного ритмического, динамического, тембрального ансамбля;
- петь интервалы с позиции верхнего звука, выравнивать звучание в различных тесситурных условиях. 10мин.
2. Словацкая
народная песня «Пастух»,
русский текст Т.Сикорской,
обр. В.Мухина.
Преподаватель: А мы переходим к работе следующего хорового произведения - словацкой народной песни «Пастух», русский текст Т.Сикорской, обр. В.Мухина. Данная песня связанна с бытом и трудовой деятельностью простого народа. Эта песня отличается особой живостью и праздничным настроением. Литературный текст составляет незамысловатое содержание, но, очень тёплое и трогательное.
Не смотря на то, что песня написана в форме периода, который повторяется неоднократно, исполнение не должно быть однообразным. В песне необходимо ясно выделить кульминационную развязку в последнем куплете, исполнив куплет в более сдержанном темпе. В целом произведение нужно петь весело, с удалью, игриво. Артикуляция должна быть предельно чёткая, ясная. Для этого должна быть минимальная артикуляция, почти неподвижный рот.
Этапы работы:
- в ходе исполнения уделять внимание художественной стороне произведения, передавая весёлый, задорный, шутливый характер песни;
- поговорить о содержании хорового произведения.
Цель:
- расширять певческий диапазон; формировать навык одновременного вступления, взятия дыхания, атаки и снятия звука по дирижёрскому жесту; развивать гармонический слух, совершенствовать двухголосное пение; петь легко, непринуждённо, повторять и закреплять мелодию и текст песни. 10мин.
IV. Домашнее задание.
1.Повторять слова произведений, знать наизусть: «В чистом поле дуб стоит», «Пастух».
2.Учить мелодию и текст песен: «Летят утки» (Рус.нар.песня), «При долине куст калиновый стоял» (Рус.нар.песня).
V. Заключительное слово.
Хормейстер: Вы сегодня выполнили большую и очень важную работу - раскрасили песню разноцветными красками. На следующих занятиях мы продолжим работу над репертуаром. А сегодня я вас всех благодарю и говорю вам: «спасибо» за ваш труд и старание.
Список используемой литературы:
1.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2000 .
2.Малышева Н.М. О пении. Из опыта работы с певцами. - М.: Музыка, 2001.
3.Смелкова Т.Д., Савельева Ю.В. Основы обучения вокальному искусству. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2014.
4.Станиславский К.С. Работа актёра над собой. - М.: Искусство, 1985.
5.Юдин С.П. Певец и голос: о методологии и педагогике пения. - М.: Книжный дом «Либроком», 2013.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.