Открытый урок
Оценка 4.9

Открытый урок

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
музыка +1
Взрослым
23.11.2018
Открытый урок
Цель урока. 1. Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально – теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся. 2. Демонстрация использования информационных технологий при работе над разными формами работы на уроке сольфеджио – слуховой анализ, теоретические сведения, интонационные упражнения, ритмические упражнения, музыкальный диктант, чтение с листа.
открытый урок.doc
Открытый урок сольфеджио в 1­м классе «Детской музыкальной школы» Табунского района  Пешкова Л. А. преподаватель теоретических дисциплин Оборудование, технические средства. 1. Компьютер. 2. Широкоэкранный телевизор (подключен к компьютеру в качестве второго  монитора). 3. Магнитофон. 4. Фортепиано. Перечень используемых на уроке аудио, видеозаписей, наглядных  пособий. 1. Видео пособие ­ “Бабочка” https://yadi.sk/i/9SJWheU7d2DUB  (Проект Есиповой Людмилы) 2. Видео пособие ­ “Живая гамма” https://yadi.sk/i/fJJqbaKid2DVJ Аудио файл https://yadi.sk/d/4LtCEPk0d2DVn 3. Видеопособие ­ “Белка” ­ минус https://yadi.sk/i/yLZGZewqd2DW9 Плюс ­ https://yadi.sk/i/t5ySGqVGd2DaR (Проект Мишаковой Ирины) 4. Видеопособие­диктант “Лягушка” https://yadi.sk/i/6FuFuMRQd2DQd 5. Видеопособие­диктант “Зима”https://yadi.sk/i/w2cMf­A_d2DSw Аудио файл ­ https://yadi.sk/d/OXEzZ9eDd2DTN 6. Компьютерная интерактивная программа “Электронное сольфеджио” Автор разработчик Максим Колесников  https://cloud.mail.ru/public/feb0f9e...D1%81%D0%BA%2F 7. Аудио пособие “Мажорная гамма” https://yadi.sk/d/Xy2RkdUOd2DXz 8. Аудио пособие “Минорная гамма” https://yadi.sk/d/QhkmUgMqd2DYb 9. Презентация с материалами на открытый урок  https://yadi.sk/i/1IcHelabd2DZQ 10. Карточки с ритмоблоками (раздаточный материал) Цель урока. 1. Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально – теоретических  дисциплин и музыкальной практикой учащихся. 2. Демонстрация использования информационных технологий при работе над  разными формами работы на уроке сольфеджио – слуховой анализ,  теоретические сведения, интонационные упражнения, ритмические  упражнения, музыкальный диктант, чтение с листа. Обучающая: формировать знания, умения и навыки по темам: ладовые представления, ритмические группы в размере 2/4, затакт в размере 2/4, расширить знания учащихся о тональностях, повторить и закрепить теоретические сведения. Развивающая. 1. Развить слуховое представление. 2. Развивать музыкальное мышление. 3. Развивать ладовые ощущения. 4. Развивать навыки ориентирования в тональности. 5. Развивать вокально­интонационные навыки. 6. Развивать мелодический слух, музыкальную память и творческие  способности учащихся. Воспитательная: 1. Воспитывать музыкально­художественный вкус и интерес учащихся к  предмету сольфеджио. 2. Воспитывать умение работать в группе., 3. Воспитывать творческую активность. 4. Повышать исполнительскую грамотность учащихся. Задачи урока. 1. Развить знания учащихся о понятии лад , тональность. 2. Формировать и закрепить первичные вокально – интонационные навыки в  ладу. 3. Развить навыки написания мелодического диктанта. 4. Повторить метроритмические формулы. 5. Формировать интерес к процессу обучения. Форма урока: групповая. Методы реализации поставленных задач. 1. Словесный (беседа, рассказ, объяснение). 2. Наглядно­демонстрационный (видео иллюстрации, цветные слайды,  интерактивные компьютерные. технологии, презентация, выполненная в  компьютерной программе Microsoft Offise PowerPoint). 3. Ролевые игры (проблемные ситуации). 4. Практический (пение упражнений, игра на инструменте). 5. Игровой. Формы работы с учащимися. 1. Вокально­интонационные упражнения. 2. Анализ музыкального произведения. 3. Диктант. 4. Чтение с листа. 5. Игры. 6. Практические задания. Анализ результатов урока. В результате данного урока обучающиеся развили знания по темам лад, гамма, тональность Ре­мажор, мелодический диктант, ритмические группы в размере  2/4, затакт. Все теоретические знания они успешно применяли на практике. Ход урока Преподаватель: (Приветствие учителя, эмоциональный настрой учащихся.)    Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Вы, конечно, увидели, что к нам пришли гости, и мы с вами продемонстрируем все наши навыки и  умения.    Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас в стенах  нашей школы. Сегодня я хочу представить вам урок с учащимися первого  класса фортепианного отделения на тему: “Информационные технологии, как  средство повышения эффективности учебного процесса на уроке сольфеджио  в ДМШ”. Преподаватель: Ребята, вы знаете, что все музыканты перед выступлением  или перед репетицией разыгрываются, настраиваются на исполнение. И мы с  вами сейчас настроим свой музыкальный инструмент – наш голос и слух. Мы  сейчас с вами будем “рисовать” голосом. Преподаватель включает видео пособие – “Бабочка”. Учащиеся голосом “рисуют” восходящее, нисходящее, волнообразное  движение звуков на слог. Преподаватель: Урок мы с вами всегда начинаем с распевки. Предлагаю  сегодня спеть “Песенку о ступенях”. Она нам поможет вспомнить и  некоторые теоретические понятия. Учащиеся под аккомпанемент преподавателя поют “Песенку про ступени”. Преподаватель: Ребята, а что такое ­ лад? Учащиеся: Это семья звуков. Главный звук ­ тоника. Преподаватель: А какие лады вызнаете? Учащиеся: Мажорный и минорный. Преподаватель: Давайте вспомним, как звучат звукоряды мажорного и  минорного ладов. Учащиеся поют попевку, интонируя звучание мажорного лада: “Вот мы звуки встали в ряд, получился звукоряд. Не простой, мажорный,  весёлый, задорный”. (Под гармоническое сопровождение и иллюстрацию,  выведенную на монитор компьютера) Затем интонируют звучание минорного лада: “Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд, песню грустную поём и сейчас мы заревём (Е.Королёва “Музыка в сказках, стихах и картинках”)  под гармоническое сопровождение и иллюстрацию, выведенную на монитор  компьютера. 2. Анализ музыкального произведения. Преподаватель исполняет на фортепиано пьесу А.Гречанинова “Мазурка”.  (На экране компьютера отсканированная страница с нотным текстом пьесы  А.Гречанинова “Мазурка”). Преподаватель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в этой пьесе? Преподаватель включает следующий слайд­иллюстрации к прослушанному  произведению. И как вы думаете, какие из представленных картин могут проиллюстрировать  пьесу и почему? Учащиеся: В пьесе 3 части, III часть – это повторение I части. Крайние части  звучат в минорном ладу, а средняя – в мажорном. Осенний пейзаж, грустный  клоун, печальная танцовщица ­ крайние части, яркие цветы, воздушные  шарики ­ средняя часть). Преподаватель: А почему вы так решили? Учащиеся: Крайние части немного грустные, печальные, а средняя часть  светлая, радостная. Крайние части написаны в минорном ладу, а средняя в  мажорном.) Преподаватель: Посмотрите внимательно на осенний пейзаж. Эти картины  написал художник Леонид Ефремов. Здесь такие яркие краски – и красные, и  желтые, и синие! Почему вы всё­таки решили, что эта картина больше  подойдёт для иллюстрации минорной музыки? Учащиеся приводят свои аргументы, отстаивают своё мнение – например:  “Все­таки грустно, что лето закончилось!”, “На картине асфальт мокрый, небо серое. Чувствуется, что уже прохладно, зябко”. Преподаватель: Скажите, пожалуйста, как какие бывают мелодии, какое у  мелодической линии может быть развитие? Посмотрите, пожалуйста на слайд  (на мониторе компьютера иллюстрации видов мелодической линии –  восходящее движение звуков, нисходящее, волнообразное, “скачками”). Давайте проанализируем – как развивалась мелодическая линия в этом  произведении. Учащиеся: Называют все виды развития мелодии – движения звуков в  мелодии. Преподаватель: Молодцы, ребята! 3. Закрепление и проверка на практике усвоение темы – гамма Ре­мажор. Преподаватель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое гамма? Учащиеся: Это звукоряд от тоники до её повторения. Преподаватель: Мы с вами знаем, что гамма строится по определённому  правилу, по определённой схеме. Давайте споём песенку, которая помогла  нам очень легко и просто запомнить строение мажорной гаммы. Учащиеся, под аккомпанемент учителя, поют песню “Строим мы мажор,  ребята”. (О.Камозина “Неправильное сольфеджио”). Преподаватель: А сейчас я предлагаю сыграть в игру “Живая гамма”. (Слайд с название звуков ) Преподаватель: Внимательно посмотрите на монитор, на слайде изображены  карточки с название звуков мажорной гаммы. Как вы думаете, какую гамму  мы будем петь? Учащиеся: Ре­мажор. Преподаватель: Почему вы так решили? Учащиеся: Карточек со звуком “ре” 2, значит эта нота ­ тоника, ведь гамма­  это звукоряд от тоники до её повторения. Преподаватель: Молодцы! А как вы считаете, гамма Ре­мажор по дороге к  нам случайно ничего не потеряла? Учащиеся: Не хватает ключевых знаков! Фа­диез и до­диез! Преподаватель: Правильно. (Следующий слайд­карточки “фа” и “до”  “превращаются” в “фа диез” и “до диез”) Вот теперь всё верно! Учащиеся встают в линию, согласно порядка звуков в гамме Ре­мажор с  учётом расстояний ­ тонов и полутонов. “Фа­диез – соль”, “до­диез ­ ре  второй октавы” держатся за руки, изображая полутоны. После настройки,  сыгранной преподавателем на фортепиано учащиеся поют каждый свой  звук, затем преподаватель просит поднять вверх карточки с устойчивыми  ступенями ­ поём тоническое трезвучие, затем поднимают карточки  “неустойчивые ступени” ­ поём попевку “каждый звук неустойчивый очень  настойчивый…” (Л.Ефремова “Учиться интересно”) и разрешение  неустойчивых звуков в устойчивые. Преподаватель: Спасибо, ребята, присаживайтесь на свои места. А сейчас  споём гамму Ре­мажор все вместе. Учащиеся поют гамму Ре­мажор под гармонический аккомпанемент. Преподаватель: Ребята очень любят разучивать и исполнять упражнения с  визуализированной мелодией. Одно из них мы сейчас споём. ­ Девочки, вспомните, в какой тональности звучит эта песня? Учащиеся: В тональности Ре­мажор. (Преподаватель раздает инструменты шумового оркестра ­ бубны, маракасы,  колокольчики, на компьютере включает видеоряд к песне “Белка”. Дети поют  сначала со словами, затем нотами. В проигрышах исполняют ритмическое  сопровождение, соответственно ритмическим блокам, появляющимся на  экране). 4. Музыкальный диктант. Преподаватель: Ребята, нам пришло сообщение, не простое, музыкальное! И  мы с вами должны его расшифровать. ­ На мониторе компьютера преподаватель воспроизводит видео презентацию  “Лягушки” ­ слайды №1, 2. Исполняет песню “Лягушки” (Е.Железнова  “Альбом для обучения пению” CD диск с аудио приложением трек № 24). Преподаватель: Скажите, из какого прудика лягушата прислали это письмо­  мажорного или минорного? Учащиеся: Из мажорного. Преподаватель: Вы уже услышали, поняли, в каком размере звучит эта  песня? Учащиеся: В размере 2/4. Преподаватель: А начинается письмо с сильной доли или слабой? Учащиеся: Со слабой ­ с затакта. Преподаватель: Сколько предложений в музыкальном “сообщении”? Учащиеся: 2 предложения. Преподаватель: Сравните, пожалуйста, мелодию 1 и 2 предложений. Учащиеся: Мелодия повторяется. Преподаватель: Молодцы! Вы очень внимательно слушали! А как движутся  звуки в мелодии? Учащиеся: Сначала через нотку вверх, затем по ступенькам вниз. Преподаватель: Очень хорошо! Споём все вместе и прохлопаем ритмический рисунок. Лягушата нам подскажут правильный ритм. (Слайды №3, 4, 5, 6). Преподаватель: Скажите, а через нотку лягушки прыгали по каким  ступенькам лада? Учащиеся: по I, III, V ­ по устойчивым ступеням. Преподаватель: Я попрошу Элю и Алёну с помощью карточек – ритмоблоков выложить ритм этой песенки. А мы все им поможем справиться с заданием. Учащиеся успешно справляются с заданием. Преподаватель: Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд. (Слайд № 6 с записанной нотами мелодией ­ некоторые ноты “спрятаны” под знаком “?”) Преподаватель: Ребята, скажите мне, в какой тональности записана  мелодия? Учащиеся: В Ре­мажоре – при ключе стоят знаки фа и до­диезы. Преподаватель: Правильно, давайте – же поскорее “освободим” нотки!  (Ребята называют “спрятанные” ноты, преподаватель в интерактивном режиме убирает знаки “?”. Учащиеся успешно справляется с заданием, поют диктант нотами. Преподаватель: Мне лягушата по секрету сказали, что хотели бы  перебраться из прудика “ре” в соседний пруд “до”. Давайте им поможем! Но  как это сделать? Учащиеся: Мы перенесём мелодию на одну ступеньку вниз. Преподаватель: Правильно, а какая нота теперь будет тоникой? Учащиеся: “До”, и вся мелодия будет звучать в тональности До­мажор. Преподаватель: Совершенно верно. Милана, подойди, пожалуйста к  инструменту и попробуй сыграть эту мелодию в тональности До­мажор, а  остальные ребята будут играть на “немых клавиатурах”. Учащиеся успешно справляются с заданием. Зрительный диктант. Преподаватель: Сейчас я предлагаю сыграть в игру “Музыкальные кубики”. 1) На мониторе компьютера слайд к диктанту “Зима” ­ иллюстрация, слова  песни. Звучит фонограмма, преподаватель поёт 1 куплет песни. 2) Преподаватель: Ребята, давайте вместе с вами споём, текст вы видите. 3) Преподаватель включает эффект ­ “появление объекта” , на слайде  появляется нотная запись мелодии. Преподаватель предлагает определить  тональность мелодии, ознакомиться с нотной записью. Затем преподаватель включает эффект “исчезание” объекта”. Записанная  нотами мелодия “прячется” (исчезает изображение нотного текста). 4) Следующий слайд­ нотная запись мелодии (каждый такт своего цвета) –  “рассыпается” на такты ­ разноцветные кубики. Преподаватель предлагает ученикам “собрать” ­ восстановить  мелодию. Учащиеся в интерактивном режиме “собирают” в правильном  порядке мелодию песни “Зима”. Преподаватель: Какие вы молодцы! 5. Чтение с листа В компьютерной программе “Электронное сольфеджио”. Преподаватель: Ребята, посмотрите внимательно на текст этого упражнения  (по выбору преподавателя), определите тональность, назовите размер. Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы. Преподаватель: Давайте проанализируем упражнение ­ тональность,  направление движения мелодии, с какой ступени лада начинается, по каким  ступеням движется, какой ступенью заканчиваются фразы, предложения.  обратите внимание на ритмические особенности. После подробного анализа – настройка при помощи камертона. Учащиеся сольфеджируют упражнение с дирижированием. Преподаватель: А сейчас послушаем, правильно ли мы выполнили задание. Преподаватель запускает режим воспроизведения, учащиеся убеждаются в  том, что они успешно справились с заданием. Преподаватель: Ребята, спасибо за ваше внимание и активную работу. Я с  вами прощаюсь до следующего урока. До свидания! Методический материал. 1. Л.Ефремова “Учиться интересно” , изд. “Композитор. Санкт­Петербург”.  2006 г. 2. О.Камозина “Неправильное сольфеджио”, изд. “Феникс”. Ростов­на­Дону.  2009 г. 3. Е.Королёва “Музыка в сказках, стихах и картинках” , изд. “Просвещение”.  Москва. 1994 г. 4. Е.Железнова “Альбом для обучения пению. Читаем, рисуем, играем, поём”, Издательский дом В.Катанского, Москва. 2009 г.

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2018