Открытый урок 3 класс " В гостях у Масленицы"
Оценка 4.7

Открытый урок 3 класс " В гостях у Масленицы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
3 кл
29.03.2019
Открытый урок  3 класс " В гостях у Масленицы"
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА Формирование позитивного отношения к уроку музыки Повторение пройденного материала и получение новых знаний Сотрудничество учителя и обучающихся Умение работать в коллективе Переживание учеником ситуации успеха, получение эмоционального удовлетворения от творческой деятельности Воспитательный эффект Обучающиеся были заинтересованы и активны на протяжении всего урока. Различные виды деятельности способствовали быстрому усвоению материала. Работа в группах и индивидуально прошла результативно, ребята самостоятельно оценили свои знания. На этапе рефлексии дети активно отвечали на вопросы и положительно оценили урок, все обучающиеся подняли смайлик «Мажорик». Атмосфера в классе была благоприятной. Цель урока достигнута.
МОЙ УРОК.docx
Открытый урок 3 класс:  « В гостях у Масленицы» Цель: вызвать осознанное отношение к празднику – масленица; выявить связь с жизнью. Показать взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства. Планируемые результаты: обучающиеся  будут   совершенствовать  вокально ­ хоровые навыки; научатся определять сходство художественных образов в разных видах искусства. Музыкальные материалы:  1.Римский Корсаков  опера «Снегурочка»­  хор «Проводы масленицы» 2.П.И. Чайковский цикл « Времена года»  пьеса Февраль – «Масленица» 3. Масленичная песня « Встреча Масленицы»  4. П.И. Чайковский цикл « Времена года»  пьеса Март « Песня жаворонка». Ход урока  I. Организационный момент. У: Здравстуйте, ребята! – ( Звукоряд вверх) Д: ­ Здравствуйте! ( Тоническое трезвучие вниз) Музыкальное приветствие ­ распевка  ­ « Едет матушка Весна» Едет Матушка Весна по ровненькой дорожке, Цоки, цоки, цоки, цок, по ровненькой дорожке. Едет Матушка Весна по горочкам высоким, Цоки, цоки, цоки, цок, по горочкам высоким. Едет Матушка Весна по полям  широким, Цоки, цоки, цоки, цок, по  полям широким . У: ­ Просыпайтесь, кочки Д:­ И проснулись кочки. У:­ Просыпайтесь, почки, Д:­ И проснулись почки. У:­ Просыпайтесь, ёлки, Д:­ И проснулись ёлки. У:­ Просыпайтесь, волки, Д: ­И проснулись волки. У:­ Просыпайтесь, шишки, Д: ­ И проснулись шишки. У: Просыпайтесь, мишки, Д: И проснулись мишки. У: Просыпайтесь поля, Д: И проснулись поля. У: Просыпайся вся земля, Д: И проснулась вся земля. У: Природа проснулась, а ребята готовы к встрече Весны? Д:­ Готовы!  II. этап  Мотивация  У: ­ Сегодня мы с вами отправляемся в гости. А  к кому, вы должны сказать сами, отгадав кроссворд. Учитель задает вопросы, обучающиеся отвечают. КОРССВОРД: 1 ­ имя композитора Глинки… ­ как называли певца­сказителя, исполнителя былин… ­ фамилия главного героя оперы М.И. Глинка, который погиб вместе с врагами во имя Родины. ­ инструмент, на котором игра Садко… ­ один из видов русского фольклора,  где изготавливают что­то  своими руками… ­ сольная песня с инструментальным сопровождением… ­  песня главного героя в опере… ­ человек, исполняющий песни ­ главный герой оперы Н. Римского­Корсакова, пленивший своим пением морского царя и всех его подданных. Получилось слово – МАСЛЕНИЦА  III. этап  Актуализация опорных знаний   ­ Мы отправляемся в гости к Масленице. А кто это? Или что это такое?  ­ Ответы ребят. ­Как же проходил и как проходит сейчас этот праздник?  ­ А как вы дома отмечаете Масленицу? ­Со старинными обрядами и традициями русского народа мы сегодня и познакомимся.    Презентация «Масленица» Масленица  – самый любимый,  весёлый и разгульный праздник, так как  длился целую неделю.   Целую   неделю   народ   провожает   надоевшую   зиму:   ярмарки,   уличные   игры, выступления ряженых, песни, пляски. Возник он в глубокой древности. Начиналась масленица за неделю перед Великим постом или за 7 недель до Пасхи. Это последняя неделя перед постом, когда можно есть молоко, яйца, сыр. Всё же главное угощение – блины, круглые, румяные, горячие символизируют солнце, которое восходит всё раньше и раньше, удлиняя день, приближая весну и лето. На наших столах блины, а в центральной   России   помимо   блинов,   использовали   и   другие   символы   солнца   –горящие колеса, спускаемые с гор.  Неистощимым затейником в народных праздниках прослыл Петр I. Особенно он любил потехи в масленицу. Каждую зиму он устраивал шумные и веселые катания на Москве – реке, вдоль кремлевской стены, у  Красных ворот. Сам царь открывал праздник. Также из соломы мастерили чучело масленицы. Соломенное чучело, олицетворяющее злую, суровую, подчас голодную для многих крестьянских семей зиму, везли на окраину села, пели, плясали вокруг него, блинами закликали на двор весну ­ красну, а в конце праздника чучело Зимы­ масленицы сжигали на костре. Но перед сжиганием припоминали, что зима принесла   не   только   морозы,   метели,   вьюги,   простуды,   но   и   различные   зимние   забавы. Поэтому зиму­масленицу хоть и провожали со двора, но с большим почетом и уважением. Называлась   она   в   разных   регионах   по­разному:   честная,   широкая,   веселая,   объедуха, однако все же чаще – просто масленица или сырная неделя. ­ Когда в этом году будет Масленица? Каждый день масленицы имел своё название и значение: 1 день ­ Встреча масленицы. 2 Понедельник  (первый  день) – «встреча масленицы».  В этот день встречают  масленицу, встречали масленицу всегда сытостью и довольством. Чем богаче масленицу праздновали, тем богаче год будет. Изготавливали и наряжали куклу ­ чучело 2 день – Заигрыши. Второй   день   масляной   недели   назывался   «Заигрыши».   Конечно,   тут   вспоминались   все зимние игры и потехи, строились снежные и ледяные крепости. Родственники ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища. ­ Я хочу показать вам одну из игр, которую использовали на масляной неделе –  Игра «Петушки»  3 день  – Лакомка. Но   вот   наступил   третий   день   масляной   недели.   Одно   название   чего   стоит   –   лакомка. Сколько услад готовилось по домам, не перечесть. За одним столом сто и двести разных блюд и закусок – и блины, и пироги, и вареники, и шанежки, и крендельки.  В этот день зятья (папы) приходят на блины к тёщам – маминым мамам.  ­ Ребята, а вы умеете печь блины? ­ Кто знает, как пекут блины? (Ингредиенты). На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете. ­ Кто не знает, тот узнает из песни «Блины».  Исполнение песни «Блины» ­ вокально­хоровая работа 4 день – Разгул. Следующий день – самый пик праздника. С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь: с погремушками, с бубнами, балалайками, разгуливали по ярмарке ряженые. Всем миром, в качестве участников или активных заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, спускали всю злость и ярость, накопившуюся за год. Предлагаю поиграть в игру «Кулачки». Игра «Кулачки» 5 день – Тёщины вечерки Вот   и   пришел   пятый   день   –   тещины   вечеринки.   Здесь,   наоборот,   зять   тещу   к   себе приглашает, блинами угощает.  6 день – Золовкины посиделки. Суббота. Что делать, опять идти в гости? Кстати, золовок, т.е. сестер мужа могло быть много: пять или десять… Невестка приходит и дарит золовкам подарки. 7 день – Проводы или прощеное воскресенье. Настало воскресенье или прощеный день. В этот  день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце никакого зла. К этому дню чучело из соломы и тряпок несли через всю деревню, а к вечеру всем миром сжигали чучело масленицы – символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.  IV. этап.  Открытие новых знаний 3 1.Определение художественного образа, созвучного  празднику «Масленица»  Репродукция   картин   Б.М.   Кустодиева   «Зима.   Масленичное   гулянье»   и   «Масленица» (Работа с учебником, стр. 64­65)  Понятие – художественный образ.     У:   ­     Посмотрите   на   картину   художника   Б.М.   Кустодиева   «Масленица»   и   «Зима. Масленичные гуляния» ­ Что вы видите на картине? Эта картина звучит или она безмолвна? ­ Если внимательно вслушаться в эту картину­  ­ Что вы услышали? (Шум   разноголосой   праздничной   толпы,   народные   наигрыши,   которые   исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра). ­ Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композиторами? (веселую, задорную, легкую, быструю)  Чтобы   лучше   почувствовать   праздник,   давайте   попробуем   озвучить   эту   картину. Распределим   роли   и   звуки:   бубенчики,   гармонь,   детские   голоса   и   смех,   лоточники   с криками: “Кому пирожки румяные с пылу, с жару”, зазывалы: “Подходи честной народ, заходи   на   огонек,   веселися   и   пляши,   развлекайся   от   души,   колокольный   звон,   шум веселой толпы”. –   По   моей   руке,   попробуем   оживить   эту   картину   и   ощутить   праздничное   настроение Масленицы: 2.Разминка « Картина ­ оживи»  Несколько секунд звучит картина: дети легко перевоплотились. ­ Здорово, я на мгновенье попала на настоящую Масленицу, а вы?  ­ Предлагаю повторить  песню « Масленица» (в современной  стилизованной обработке) в веселом хороводе  с танцевальными движениями. 3. Исполнение песни « Масленица» с танцевальными движениями  V. этап   Включение нового знания в систему знаний  Слушание и анализ  музыкальных произведений ­   Не   только   писатели,   поэты,   художники,   но   и   композиторы   старались   передать   свои впечатления об этом веселом русском празднике. Композиторы   с   помощью   «музыкальных   красок»   «рисовали»   картины   старинных праздников  и обычаев.  Обряд  проводов  Масленицы  ярко показал  в  своей  опере­сказке «Снегурочка» русский композитор Николай Андреевич Римский­Корсаков. Композитор использовал напевы русских народных песен и сочинил ряд мелодий в стиле древних календарно­обрядовых песен. Я предлагаю Вам послушать музыкальную викторину из отрывков  4 произведений.  Это:  1.Римский Корсаков  опера «Снегурочка»­  хор «Проводы масленицы» 2.П.И. Чайковский цикл « Времена года»  пьеса Февраль – «Масленица» 3. Масленичная песня « Встреча Масленицы»  4. П.И. Чайковский цикл « Времена года»  пьеса Март « Песня жаворонка» 4 Самостоятельная работа по определению музыкальных образов в произведениях,  (индивидуальная работа  на подписанных   листочках)  Расставить номера звучащих произведений. (Звучит в другом порядке) Звучат   отрывки   произведений,     нужно   внимательно   послушать   и   определить     порядок названий пьес, исходя из характера музыки  и жанра пьесы. Мы   знаем,   что   масленица   веселый   задорный   праздник,   значит,   музыка   должна соответствовать этому  характеру.  Мы   знаем   понятия:   ХОР,   ОПЕРА,   ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ   ПЬЕСА   и   ПЕСНЯ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ.  ­ Какие из этих  произведений  созвучны картинам Б.М. Кустодиева?   ­ Почему созвучны?  Ответы ребят. От картин исходит свет, радость, праздничность, веселье, от музыки тоже исходит радость, веселье, даже местами игривость. ­  Я тоже считаю, что музыка созвучна образам, изображенным на картинах. VI. этап  Рефлексия и оценивание У: ­ Посмотрите, ребята,   разные произведения искусства (музыкальные пьесы, картины, народное творчество­фольклор: песни пляски, игры)   отражают одну и туже тематику ­ праздника Масленицы, одно и тоже жизненное содержание – радость жизни, веселье, жизнь прекрасна!   На   смену   зимнему   холоду   ­   приходит   теплая   Весна.   Злую,   лютую   стужу, побеждает ­  ДОБРО и СОЛНЦЕ!  У: ­ Подведем итог: – В каком месяце празднуется Масленица? – Чему посвящен этот праздник? – Почему он так называется? – Сколько времени праздновалась на Руси Масленица? – Перечислите, как назывался каждый день масленичной недели? – Основное масленичное блюдо?   ­ Чем потчевали гостей в этот праздник?  ­ Почему блины круглые?  – Что должны были сделать русские люди обязательно в этот праздник? Совместная проверка самостоятельной работы, объяснения и  высказывания ребят.   Самооценка: балл «5» ­ без ошибок, балл «4» ­ 1­2 ошибка, балл «3» ­ 3 ошибки. Добавочно +1 балл, тем, кто активно отвечал на вопросы.  VII. этап  Домашнее задание  Сочинить частушку  о масленице или нарисовать рисунки к теме нашего урока. ­ Ребята, вы меня очень порадовали на уроке. Масленица   приготовила вам подарочек – угощение из блинов. Ребята, у вас на партах карточки­смайлики: Мажор и Минор. Кому сегодняшний урок понравился – поднимите «Мажориков», а кому сегодня на уроке было скучно – поднимите «Минориков». А я хочу всех поблагодарить за активную работу на уроке и проявленное старание! 5 Список литературы: 1. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка 1­4 классы». Методическое  пособие. – Москва: «Просвещение», 2004. 2.  Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. – М.: Олма­Пресс, 1999. 3. Таран А.А. Веселая Масленица // Начальная школа. 2002. №2, с.120­122 4. Материалы из интернета    http://www.  Yandex    .  ru   Кроссворд. Приложение №1 х Н с ё а а с и н л и л а н к о и я у и м с я д м а с л е н и ц а м с л г о е у м а в о а р п п б с р а р е с б р с 6 Песня  «Блины» Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели, ***ПРИПЕВ: Ой, блины, блины, блины, вы, блиночки мои. Ой, блины, блины, блины, вы, блиночки мои. *** Моя родная сестрица печь блины то мастерица, *** *** В квашне новой растворили, два часа блины ходили  Напекла она поесть сотен пять, наверно, есть, *** *** На поднос блины кладёт и сама к столу несёт. *** Гости, будьте все здоровы, вот блины мои готовы, Приложение №2 7 Масленица Собрался честной народ, Что за праздник у ворот?  Золотая масленица  В гости к нам идет. Веселитесь, добры люди, Зиму провожайте, Пойте да пляшите с нами,  Да блины съедайте.  ПРОИГРЫШ Скоро, скоро снег растает, Зазвенят ручьи. Снова землю отогреют  Солнышка лучи. Праздник будет здесь большой, Встретится зима с весной. Будем вьюгу провожать, Масленицу величать. Гори, гори ясно, Чтобы не  погасло. Чтобы солнце ярче светило   весной. ПРОИГРЫШ   А на празднике народ И танцует и поет. Посмотрите все вокруг, Здесь вам каждый – друг. Со столба сними подарки,  С горки покатайся, Ешь блины на год вперед, Солнцу улыбайся. Танцы да песни, смех да веселье На пиру гуляй, да друзей  созывай! 8 Самостоятельная работа.   Определи порядок звучащих фрагментов: Приложение №3 Римский Корсаков  опера «Снегурочка»­  хор «Проводы масленицы» П.И. Чайковский цикл « Времена года»  пьеса Февраль – «Масленица» Масленичная песня « Встреча Масленицы»  П.И. Чайковский цикл « Времена года»  пьеса Март « Песня жаворонка» Приложение №4 Описание игры  Игра «Кулачки» Противоборствующие команды выстраиваются лицом к лицу, друг   напротив  друга. Расстояние между ними около полуметра. Когда подается сигнал, то они упираются друг в друга руками. Побеждает тот, кто затолкает  противника назад, за определенную линию. Игра «Петушки» Ребята играют парами,  каждый участник в позе петушка: на одной ноге,  другая согнута в колене, руки сцеплены за спиной, пытается вытолкнуть  соперника за круг или за определенную черту. Смайлик « Мажорик»                                      Смайлик «Минорик» Приложение №5

Открытый урок 3 класс " В гостях у Масленицы"

Открытый урок  3 класс " В гостях у Масленицы"

Открытый урок 3 класс " В гостях у Масленицы"

Открытый урок  3 класс " В гостях у Масленицы"

Открытый урок 3 класс " В гостях у Масленицы"

Открытый урок  3 класс " В гостях у Масленицы"

Открытый урок 3 класс " В гостях у Масленицы"

Открытый урок  3 класс " В гостях у Масленицы"

Открытый урок 3 класс " В гостях у Масленицы"

Открытый урок  3 класс " В гостях у Масленицы"

Открытый урок 3 класс " В гостях у Масленицы"

Открытый урок  3 класс " В гостях у Масленицы"

Открытый урок 3 класс " В гостях у Масленицы"

Открытый урок  3 класс " В гостях у Масленицы"

Открытый урок 3 класс " В гостях у Масленицы"

Открытый урок  3 класс " В гостях у Масленицы"

Открытый урок 3 класс " В гостях у Масленицы"

Открытый урок  3 класс " В гостях у Масленицы"

Открытый урок 3 класс " В гостях у Масленицы"

Открытый урок  3 класс " В гостях у Масленицы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2019