Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"
Оценка 4.8

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
7 кл
15.01.2019
Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"
В разработке рассматриваются основные промыслы и ремесла Ивановской области.Это гончарство, лозоплетение, вышивка, кинешемские валенки, шуйская гармонь, приволжский ювелир, резьба по дереву, плели лапти. Дети делают сообщения об этих ремеслах и промыслах. В конце урока учитель подводит итог.Дает определения под запись в тетрадь что такое ремесла
разработка урока.docx
Тема урока: «Народные промыслы и ремесла Ивановской области» Класс:7 Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний о народных  промыслах и ремеслах Ивановской области Цель урока: ­ Воспитание патриотизма, чувства прекрасного,  гордости и любви к малой Родине.  ­ Способствование  развитию духовных качеств личности учащихся;  воспитывать любовь к Родине; прививать любовь к природе Задачи урока: ­ Знакомство учащихся со становлением,  формированием и развитием промыслов и ремесленного  производства Ивановской области. ­ Развитие творческих способностей обучающихся. ­Определение истоков народных промыслов родного края. ­Расширить знания об обычаях, традициях русского народа. Ход урока Эпиграф к уроку  «Работа хороша, если в ней польза и душа. Не то золото, что дорого  и блестит, а то дорого, что руками мастера создано» 1. Организация класса    Здравствуйте, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. ­Как много улыбок засветилось. Спасибо!!! 2. Мотивация учащихся. Актуализация знаний Урок я хочу начать со стихотворения. Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину. Ребята, а что значит для нашего урока это стихотворение? ­Перед вами интересные и разные предметы. Все они сделаны  руками настоящих мастеров, украшены сказочными цветами,  птицами. ­Как вы думаете, какая тема урока?  (слайд ) Тема урока «Народные промыслы и ремесла Ивановской области» Учитель: Россия ­ удивительная, уникальная страна. В ней жили и живут   поныне   талантливые,   трудолюбивые   люди,   способные оживить   и   заставить   заиграть   красками   простой   кусок   глины   и дерева.   Народные   промыслы   берут   свое   начало   с     древности. Русский   крестьянин   своими   руками   мастерил   все   необходимое. Давайте вспомним,  как жили русские люди раньше, для чего были нужны   все   эти   предметы   русского   быта,   как   называются   эти предметы и как ими пользовались люди? В давние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для   здоровья.   Именно   дерево   с   давних   пор   считается   символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели и сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах. Давайте заглянем в русскую избу. Какова же была там обстановка? Какая была мебель, посуда?(слайд)      Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы   дела.   Оказывается,   при   входе   в   избу   можно   было споткнуться. Знаете, почему?           В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли   тепло,   старались   его   не   выпускать.   Центральное   место занимает печь. Ее ставили так, чтобы она была хорошо освещена и подальше   от   стены,   чтобы   не   случилось   пожара.   Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления,   необходимые   для   работы:   ухваты,   большую лопату, кочергу. В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита,   но   в   деревнях   бабушки   до   сих   пор   любят   печь   пироги   в русских печах.      Много предметов использовали в русском быту. И почти все они делались   собственными   руками.   Самодельной   была   мебель.   В каждой   семье   были   «коробейники»   ­   лубяные   сундучки,   обитые железом деревянные сундучки. В них хранили семейные ценности: одежду,   приданое.   Сундуки   закрывались   на   замки.   Особой гордостью   хозяек   были   прялки:   точеные,   резные,   расписные.   Их ставили   на   видное   место.   Считалось,   что   узоры   на   прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.      В избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие  плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров  чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовались в хозяйстве  разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки. Сыпучие  продукты хранились в деревянных поставцах с крышками, в берестяных туесах, использовали также плетеные изделия –  лукошки, короба ­Что такое ремесло? (Ремесло­это мелкое производство готовых  изделий, где основу составляет ручной труд) Что такое народные промыслы? ( это форма народного творчества,  в которой отчетливо прослеживаются русские традиции,  зародившиеся много веков назад) ­Какие виды промыслов вы, может быть, уже знаете?  (называют  хохлома, гжель и лозоплетение т.д.) 3. Постановка учебных задач По мере знакомства с народными промыслами, которые будут  представлены на уроке, ваша задача выбрать необходимую  информацию и зафиксировать ее в таблице, которая лежит у вас на  столах. (слайд  ) Таблица «Народные промысла и ремесла Ивановской области» Вид народного  промысла Где находится Особенности Ребята к уроку подготовили сообщения. Давайте послушаем их. Выступления учащихся Слайд с изображением изделий из Палеха 1. Широко известны в нашей области палеховские черно­лаковые  шкатулки. В селе Палех это ремесло появилось в 1924 году на  основе древних традиций иконописания. По старинным  преданиям начало иконописи  Палеха относится к временам татаро­монгольского нашествия.Будто бы, когда татары  разграбили и сожгли Владимир и Суздаль, оттуда вместе с  другими мастеровым людом бежали в дремучие леса  суздальские и владимировские монахи­иконописцы. Они  спалили лес и построили себе дома. Селение стали называть  Палехом. С тех пор стали в Палехе писать иконы, затем  шкатулки невиданной красоты. На шкатулках героями  выступают различные былинные и сказочные персонажи­ богатыри, князья, истории сражений с драконами. Пишется  Палех яркими красками, густыми и плотными мазками, либо  тонкими и полупрозрачными. Для начала  на изделие наносится черная краска, что в Палехе является фоном для рисунка. Плещутся звезды в мерцающих далях, Светится снег, хоть в ладони бери. Сказочный Палех, загадочный Палех Скачет на тройке в отцветах зари. Ожили краски и в душу запали, Русским напевом заслушался мир. Сколько кудесников вырастил Палех Сколько диковин красою затмил. Вешнее солнце в шкатулке хранится, Не увядает старинный секрет. Кисти взлетают, как крылья Жар­птицы. Палех рисует России портрет. Учитель: ­Какую вы увидели Россию на изделиях Палеха? ­Какие худ.особенности изделий Палеха вы увидели? 2.      Слайд с корзинками. У   каждого   промысла   и  даже   мастера   были   свои   секреты. Корзиноплетение   ­   ремесло   древнее.   Плетением   корзин, владели   многие   жители   нашего   уезда.   Умельцы   придумали различные   формы   корзин   ­   и   большие,   и   малые.   Корзины иногда украшали рядами из бересты. Изготавливали корзины для   разных   целей:   корзины   для   сбора   грибов,   витринные, бельевые,   лотошные   (с   2­мя   крышками,   круглые   и прямоугольные), картофельные, корзинки­сумки, ягодные, для перевозки бутылей, охотничьи (с окнами и перегородками для подсадных   уток,   с   которыми   ходили   на   охоту),   большие   2­ ручные  для  перевозки   картофеля  и  овощей,  короба­сундуки для хранения различной хозяйственной утвари, большие сенные корзины, из которых раздавали сено скоту, съемные короба для саней. Для мастера важно было заготовить прутья ивы. Это требовало определенных знаний и умений. Для корзин брались однолетние   и   двухлетние   побеги  ивы   ­   длинные,   тонкие, гибкие. Прутья не всякой ивы годятся в дело. На одну корзину требуется около 200 прутьев. Если корзиночка маленькая, то прутики тоненькие, если корзина большая, прутья толще.  3.      Слайд с лаптями В   старину   почти   повсеместно   плели   лапти.   В  разговоре   о незатейливой   работе   часто   говаривали:   "Да   это   как   лапти плести". Говорили так не случайно, так как почти в каждом доме плели лапти, ведь большая часть сельского населения на рубеже XIX­XX веков ходила в лаптях. Считалось, что лапоть ­ обувь удобная и легкая. Такой обуви, как говорили наши прадеды, нога   радуется.   В   лаптях   работали   как   летом,   так   и   зимой. Лапотным делом занимались профессионально, лапти плели на заказ, но и возили продавать на базары, ярмарки. Материалом для лаптей иногда служила береста, но чаще ­ лыко, которое драли  из липы. Лыко чаще заготавливали  весной. Для плетения лаптей нужны были свои приспособления: нож, кочедык, мялка для лыка, колодка (одна на обе ноги). С молодых  липок снимали кору с лыком, затем снимали верхний слой коры. После сушки лыко обрабатывали на мялке, удаляли остатки коры. Сухое лыко затем вымачивали в воде и  приступали к плетению лаптя. Сначала свивали из лыка оборы ­ веревочки, которыми опутывали ногу, чтоб не сваливался лапоть с ноги, затем заплетали с носка (пока без колодки), а потом, когда носок получится, сажали на колодку по размеру. Слайд с гармошкой 4. Раньше наши бабушки и дедушки все праздники справляли  только с гармошкой. На всю округу слышна гармонь, льется  музыка, берет за душу. Гармонь – душа народная. Разные они  бывают :поменьше и побольше. Народные умельцы с большой  любовью мастерили гармонь. Гармони в г. Шуя  выпускаются с  1887г.  Это о них строки старинной песни  Я поеду в город Шую И куплю гармонь большую Как приеду на село  Заиграю веселою Гармонь в Шую привез с Нижегородской ярмарки Иван Соколов.  По этому образу и подобию он сделал инструмент со своими  изменениями.  Слайд с валенками 5. Кинешемские валенки­ это особая гордость Ивановской  области. Семья Соколовых изготовляет свои валенки по всем канонам валяльного дела, однако главным в этих валенках, что каждые из них имеют свой уникальный и неповторимый узор.  Узоры выполнены в разных техниках –это и рисунок,и  вышивка, и техника декупаж.Так же в Кинешме есть музей  валенок, в котором представлены самые большие и самые  маленькие валенки, а также самые оригинальные. Слайд деревянных домов с резными  узорами 6. В городах и селах нашего края много деревянных домов с  красивыми резными узорами. Мастера вырезают из деревянных досок сказочные цветы, ветки, а также удивительных птиц и  животных. Ими украшают крыши, окна, стены, заборы и  ворота.  Слайд рушник  8.Вышивка. Рушник – это символ согласия, любви, красоты,  счастливой судьбы, надежды, защиты от злых сил. Каждое жилье  украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие,  которые достались ей в наследство от матери и бабушки. Рушники  не только украшали жилье, их также вешали над дверями и окнами,  чтобы никакое зло не проникло в дом. Хорошо украшенный рушник  висел на колышке возле крыльца, им вытирали руки и посуду,  накрывали кадку с тестом и испеченные паляницы, с ним ходили  доить корову, начинали обжинки – рушник сопровождал человека  везде.  Важно так же была цветовая гамма, ответственно подбирая  которую юные мастерицы  выполняли работу, Ведь каждый цвет,  символизировал  свое: Белый ­Это цвет силы, цвет жизни, цвет чистоты как физической,  так и духовной. Красный ­ Это символ неразрывной кровной связи, символ любви и  рода. Синий ­ является символом воды, символом женского начала. Желтый или золотой ­ как цвета небесного огня, цвета Солнца, и  символизируют Божественную мудрость и богатство. Слайд гончарный промысел  9.Гончарство – один из видов народных ремёсел. Свойства глины раскрывались человеку постепенно. Глину  добывали с помощью железной кирки и заступа. Ее переносили и  хранили во дворе, при необходимости заливали водой. Замешанную,  как тесто, глину били веслами, колотили деревянными молотками.   После этого глину раскатывали. Гончар отщипывал куски и  обрабатывал их сначала на ручном, а позже на тяжелом ножном  гончарном круге.  Главным инструментом при оформлении посуды были пальцы  гончара и ножичек – тонкая деревянная пластинка. Готовое изделие  мастер срезал с круга проволокой, ставил на просушку и обжигал,  затем расписывал его и покрывал эмалью.  ­Спасибо нашим докладчикам. Физкульминутка Мы дружно трудились,  немного устали. Быстро все сразу за партами встали. Руки поднимем, потом разведём И очень глубоко всей грудью вздохнём. Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали, Ванькой – Встанькой словно стали. Практическая работа «Мастер своего дела» Работа над мелкой моторикой рук  пластелином ­ Дорогие дети, скажите кто из вас мечтает стать настоящим  волшебником? ­Сейчас у нас с вами есть такая возможность попробовать стать  мастерами, умельцами одного из промыслов. Сейчас взмахом  волшебной палочки я превращу наш класс в мастерскую магов и  чародеев, а вас в настоящих волшебников, которые будут творить  свои шедевры. ­ Я хочу , чтобы вы сейчас взяли в руки кусочек пластилина и  представили, что это мягкая и рабочая глина, придавливая и  приминая которую вы готовите поистине волшебное изделие,  почувствуйте ту энергетику, те эмоции мастеров, которые они  испытывают о время этого чудесного процесса. Проникнитесь этой  творческой атмосферой под музыку. ­Вы справились с самым сложным испытанием чародейства и  волшебства, пусть еще вы и не стали великими волшебниками, но вы уже на правильном пути. А теперь пришло время подвести итоги. Заключение.Итоги урока ­Ребята, где могут пригодиться ваши знания, полученные на  сегодняшнем уроке? ­Актуальна ли эта тема сейчас, в наши дни?  (да, эти предметы продолжают жить и сейчас:посуда,  детская мебель, игрушки, обувь, шкатулки, муз.инструменты­  ими украшают быт) Ребята, народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к  природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках,  делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные промыслы­это наше  достояние, наша культура. Закончить сегодняшний урок мне хочется следующими словами  (слайд )  «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их  надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»    А.Б.Салтыков (слайд  ) Домашнее задание  Ты об умельце не слыхал, Блоху который подковал? Припомнив мастера того, Ты вспомни прозвище его.  (Левша) Прочитать краткое содержание повести Лескова  «Сказ о  тульском косом Левше и о стальной блохе», которое  является русским сказом, в котором действует главный персонаж  ­ Левша. Именно он и подковал блоху, будучи мастером "от бога",  и навсегда стал примером человека с "золотыми руками". Сегодня имя "Левша" стало нарицательным, которым  называют талантливого и смекалистого выходца из народной среды. Творческая работа  Нарисовать предметы любого народного промысла Ивановской  области Ребята, вам спасибо за работу на уроке. Нашим гостям за визит.   Спасибо за внимание!!!!До свидания.

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

Открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2019