открытый урок "Народные промыслы и ремесла Ивановской области"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В разработке рассматриваются основные промыслы и ремесла Ивановской области.Это гончарство, лозоплетение, вышивка, кинешемские валенки, шуйская гармонь, приволжский ювелир, резьба по дереву, плели лапти. Дети делают сообщения об этих ремеслах и промыслах. В конце урока учитель подводит итог.Дает определения под запись в тетрадь что такое ремесла
Иконка файла материала разработка урока.docx
Тема урока: «Народные промыслы и ремесла Ивановской области» Класс:7 Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний о народных  промыслах и ремеслах Ивановской области Цель урока: ­ Воспитание патриотизма, чувства прекрасного,  гордости и любви к малой Родине.  ­ Способствование  развитию духовных качеств личности учащихся;  воспитывать любовь к Родине; прививать любовь к природе Задачи урока: ­ Знакомство учащихся со становлением,  формированием и развитием промыслов и ремесленного  производства Ивановской области. ­ Развитие творческих способностей обучающихся. ­Определение истоков народных промыслов родного края. ­Расширить знания об обычаях, традициях русского народа. Ход урока Эпиграф к уроку  «Работа хороша, если в ней польза и душа. Не то золото, что дорого  и блестит, а то дорого, что руками мастера создано» 1. Организация класса    Здравствуйте, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. ­Как много улыбок засветилось. Спасибо!!! 2. Мотивация учащихся. Актуализация знанийУрок я хочу начать со стихотворения. Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину. Ребята, а что значит для нашего урока это стихотворение? ­Перед вами интересные и разные предметы. Все они сделаны  руками настоящих мастеров, украшены сказочными цветами,  птицами. ­Как вы думаете, какая тема урока?  (слайд ) Тема урока «Народные промыслы и ремесла Ивановской области» Учитель: Россия ­ удивительная, уникальная страна. В ней жили и живут   поныне   талантливые,   трудолюбивые   люди,   способные оживить   и   заставить   заиграть   красками   простой   кусок   глины   и дерева.   Народные   промыслы   берут   свое   начало   с     древности. Русский   крестьянин   своими   руками   мастерил   все   необходимое. Давайте вспомним,  как жили русские люди раньше, для чего были нужны   все   эти   предметы   русского   быта,   как   называются   эти предметы и как ими пользовались люди?В давние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для   здоровья.   Именно   дерево   с   давних   пор   считается   символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели и сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах. Давайте заглянем в русскую избу. Какова же была там обстановка? Какая была мебель, посуда?(слайд)      Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы   дела.   Оказывается,   при   входе   в   избу   можно   было споткнуться. Знаете, почему?           В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли   тепло,   старались   его   не   выпускать.   Центральное   место занимает печь. Ее ставили так, чтобы она была хорошо освещена и подальше   от   стены,   чтобы   не   случилось   пожара.   Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления,   необходимые   для   работы:   ухваты,   большую лопату, кочергу. В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита,   но   в   деревнях   бабушки   до   сих   пор   любят   печь   пироги   в русских печах.      Много предметов использовали в русском быту. И почти все они делались   собственными   руками.   Самодельной   была   мебель.   В каждой   семье   были   «коробейники»   ­   лубяные   сундучки,   обитые железом деревянные сундучки. В них хранили семейные ценности: одежду,   приданое.   Сундуки   закрывались   на   замки.   Особой гордостью   хозяек   были   прялки:   точеные,   резные,   расписные.   Их ставили   на   видное   место.   Считалось,   что   узоры   на   прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.      В избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие  плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров  чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовались в хозяйстве  разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки. Сыпучие  продукты хранились в деревянных поставцах с крышками, вберестяных туесах, использовали также плетеные изделия –  лукошки, короба ­Что такое ремесло? (Ремесло­это мелкое производство готовых  изделий, где основу составляет ручной труд) Что такое народные промыслы? ( это форма народного творчества,  в которой отчетливо прослеживаются русские традиции,  зародившиеся много веков назад) ­Какие виды промыслов вы, может быть, уже знаете?  (называют  хохлома, гжель и лозоплетение т.д.) 3. Постановка учебных задач По мере знакомства с народными промыслами, которые будут  представлены на уроке, ваша задача выбрать необходимую  информацию и зафиксировать ее в таблице, которая лежит у вас на  столах. (слайд  ) Таблица «Народные промысла и ремесла Ивановской области» Вид народного  промысла Где находится Особенности Ребята к уроку подготовили сообщения. Давайте послушаем их. Выступления учащихся Слайд с изображением изделий из Палеха 1. Широко известны в нашей области палеховские черно­лаковые  шкатулки. В селе Палех это ремесло появилось в 1924 году на  основе древних традиций иконописания. По старинным  преданиям начало иконописи  Палеха относится к временамтатаро­монгольского нашествия.Будто бы, когда татары  разграбили и сожгли Владимир и Суздаль, оттуда вместе с  другими мастеровым людом бежали в дремучие леса  суздальские и владимировские монахи­иконописцы. Они  спалили лес и построили себе дома. Селение стали называть  Палехом. С тех пор стали в Палехе писать иконы, затем  шкатулки невиданной красоты. На шкатулках героями  выступают различные былинные и сказочные персонажи­ богатыри, князья, истории сражений с драконами. Пишется  Палех яркими красками, густыми и плотными мазками, либо  тонкими и полупрозрачными. Для начала  на изделие наносится черная краска, что в Палехе является фоном для рисунка. Плещутся звезды в мерцающих далях, Светится снег, хоть в ладони бери. Сказочный Палех, загадочный Палех Скачет на тройке в отцветах зари. Ожили краски и в душу запали, Русским напевом заслушался мир. Сколько кудесников вырастил Палех Сколько диковин красою затмил. Вешнее солнце в шкатулке хранится, Не увядает старинный секрет. Кисти взлетают, как крылья Жар­птицы. Палех рисует России портрет. Учитель: ­Какую вы увидели Россию на изделиях Палеха?­Какие худ.особенности изделий Палеха вы увидели? 2.      Слайд с корзинками. У   каждого   промысла   и  даже   мастера   были   свои   секреты. Корзиноплетение   ­   ремесло   древнее.   Плетением   корзин, владели   многие   жители   нашего   уезда.   Умельцы   придумали различные   формы   корзин   ­   и   большие,   и   малые.   Корзины иногда украшали рядами из бересты. Изготавливали корзины для   разных   целей:   корзины   для   сбора   грибов,   витринные, бельевые,   лотошные   (с   2­мя   крышками,   круглые   и прямоугольные), картофельные, корзинки­сумки, ягодные, для перевозки бутылей, охотничьи (с окнами и перегородками для подсадных   уток,   с   которыми   ходили   на   охоту),   большие   2­ ручные  для  перевозки   картофеля  и  овощей,  короба­сундуки для хранения различной хозяйственной утвари, большие сенные корзины, из которых раздавали сено скоту, съемные короба для саней. Для мастера важно было заготовить прутья ивы. Это требовало определенных знаний и умений. Для корзин брались однолетние   и   двухлетние   побеги  ивы   ­   длинные,   тонкие, гибкие. Прутья не всякой ивы годятся в дело. На одну корзину требуется около 200 прутьев. Если корзиночка маленькая, то прутики тоненькие, если корзина большая, прутья толще.  3.      Слайд с лаптями В   старину   почти   повсеместно   плели   лапти.   В  разговоре   о незатейливой   работе   часто   говаривали:   "Да   это   как   лапти плести". Говорили так не случайно, так как почти в каждом доме плели лапти, ведь большая часть сельского населения на рубеже XIX­XX веков ходила в лаптях. Считалось, что лапоть ­ обувь удобная и легкая. Такой обуви, как говорили наши прадеды, нога   радуется.   В   лаптях   работали   как   летом,   так   и   зимой. Лапотным делом занимались профессионально, лапти плели на заказ, но и возили продавать на базары, ярмарки.Материалом для лаптей иногда служила береста, но чаще ­ лыко, которое драли  из липы. Лыко чаще заготавливали  весной. Для плетения лаптей нужны были свои приспособления: нож, кочедык, мялка для лыка, колодка (одна на обе ноги). С молодых  липок снимали кору с лыком, затем снимали верхний слой коры. После сушки лыко обрабатывали на мялке, удаляли остатки коры. Сухое лыко затем вымачивали в воде и  приступали к плетению лаптя. Сначала свивали из лыка оборы ­ веревочки, которыми опутывали ногу, чтоб не сваливался лапоть с ноги, затем заплетали с носка (пока без колодки), а потом, когда носок получится, сажали на колодку по размеру. Слайд с гармошкой 4. Раньше наши бабушки и дедушки все праздники справляли  только с гармошкой. На всю округу слышна гармонь, льется  музыка, берет за душу. Гармонь – душа народная. Разные они  бывают :поменьше и побольше. Народные умельцы с большой  любовью мастерили гармонь. Гармони в г. Шуя  выпускаются с  1887г.  Это о них строки старинной песни  Я поеду в город Шую И куплю гармонь большую Как приеду на село  Заиграю веселою Гармонь в Шую привез с Нижегородской ярмарки Иван Соколов.  По этому образу и подобию он сделал инструмент со своими  изменениями.  Слайд с валенками 5. Кинешемские валенки­ это особая гордость Ивановской  области. Семья Соколовых изготовляет свои валенки по всемканонам валяльного дела, однако главным в этих валенках, что каждые из них имеют свой уникальный и неповторимый узор.  Узоры выполнены в разных техниках –это и рисунок,и  вышивка, и техника декупаж.Так же в Кинешме есть музей  валенок, в котором представлены самые большие и самые  маленькие валенки, а также самые оригинальные. Слайд деревянных домов с резными  узорами 6. В городах и селах нашего края много деревянных домов с  красивыми резными узорами. Мастера вырезают из деревянных досок сказочные цветы, ветки, а также удивительных птиц и  животных. Ими украшают крыши, окна, стены, заборы и  ворота.  Слайд рушник  8.Вышивка. Рушник – это символ согласия, любви, красоты,  счастливой судьбы, надежды, защиты от злых сил. Каждое жилье  украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие,  которые достались ей в наследство от матери и бабушки. Рушники  не только украшали жилье, их также вешали над дверями и окнами,  чтобы никакое зло не проникло в дом. Хорошо украшенный рушник  висел на колышке возле крыльца, им вытирали руки и посуду,  накрывали кадку с тестом и испеченные паляницы, с ним ходили  доить корову, начинали обжинки – рушник сопровождал человека  везде.  Важно так же была цветовая гамма, ответственно подбирая  которую юные мастерицы  выполняли работу, Ведь каждый цвет,  символизировал  свое: Белый ­Это цвет силы, цвет жизни, цвет чистоты как физической,  так и духовной. Красный ­ Это символ неразрывной кровной связи, символ любви и  рода. Синий ­ является символом воды, символом женского начала.Желтый или золотой ­ как цвета небесного огня, цвета Солнца, и  символизируют Божественную мудрость и богатство. Слайд гончарный промысел  9.Гончарство – один из видов народных ремёсел. Свойства глины раскрывались человеку постепенно. Глину  добывали с помощью железной кирки и заступа. Ее переносили и  хранили во дворе, при необходимости заливали водой. Замешанную,  как тесто, глину били веслами, колотили деревянными молотками.   После этого глину раскатывали. Гончар отщипывал куски и  обрабатывал их сначала на ручном, а позже на тяжелом ножном  гончарном круге.  Главным инструментом при оформлении посуды были пальцы  гончара и ножичек – тонкая деревянная пластинка. Готовое изделие  мастер срезал с круга проволокой, ставил на просушку и обжигал,  затем расписывал его и покрывал эмалью.  ­Спасибо нашим докладчикам. Физкульминутка Мы дружно трудились,  немного устали. Быстро все сразу за партами встали. Руки поднимем, потом разведём И очень глубоко всей грудью вздохнём. Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали, Ванькой – Встанькой словно стали. Практическая работа «Мастер своего дела» Работа над мелкой моторикой рук  пластелином­ Дорогие дети, скажите кто из вас мечтает стать настоящим  волшебником? ­Сейчас у нас с вами есть такая возможность попробовать стать  мастерами, умельцами одного из промыслов. Сейчас взмахом  волшебной палочки я превращу наш класс в мастерскую магов и  чародеев, а вас в настоящих волшебников, которые будут творить  свои шедевры. ­ Я хочу , чтобы вы сейчас взяли в руки кусочек пластилина и  представили, что это мягкая и рабочая глина, придавливая и  приминая которую вы готовите поистине волшебное изделие,  почувствуйте ту энергетику, те эмоции мастеров, которые они  испытывают о время этого чудесного процесса. Проникнитесь этой  творческой атмосферой под музыку. ­Вы справились с самым сложным испытанием чародейства и  волшебства, пусть еще вы и не стали великими волшебниками, но вы уже на правильном пути. А теперь пришло время подвести итоги. Заключение.Итоги урока ­Ребята, где могут пригодиться ваши знания, полученные на  сегодняшнем уроке? ­Актуальна ли эта тема сейчас, в наши дни?  (да, эти предметы продолжают жить и сейчас:посуда,  детская мебель, игрушки, обувь, шкатулки, муз.инструменты­  ими украшают быт) Ребята, народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к  природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках,  делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные промыслы­это наше  достояние, наша культура.Закончить сегодняшний урок мне хочется следующими словами  (слайд )  «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их  надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»    А.Б.Салтыков (слайд  ) Домашнее задание  Ты об умельце не слыхал, Блоху который подковал? Припомнив мастера того, Ты вспомни прозвище его.  (Левша) Прочитать краткое содержание повести Лескова  «Сказ о  тульском косом Левше и о стальной блохе», которое  является русским сказом, в котором действует главный персонаж  ­ Левша. Именно он и подковал блоху, будучи мастером "от бога",  и навсегда стал примером человека с "золотыми руками". Сегодня имя "Левша" стало нарицательным, которым  называют талантливого и смекалистого выходца из народной среды. Творческая работа  Нарисовать предметы любого народного промысла Ивановской  области Ребята, вам спасибо за работу на уроке. Нашим гостям за визит.   Спасибо за внимание!!!!До свидания.