Открытый урок Первые шаги
Оценка 4.6

Открытый урок Первые шаги

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка +1
Взрослым
01.06.2018
Открытый урок Первые шаги
Проект реализован на базе Центра эстетического воспитания детей Театр юного зрителя для учащихся 6-18 лет. Вид проетка - инновационный творческий. Обозначены цель, задачи, содержание проекта, ресурсное обеспечение, методическое сопровождение проекта.
Публикация является частью публикации:
открытый урок первые шаги.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ЦЕНТР  ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ Методическая разработка открытого урока Тема урока:  Первые шаги юного музыканта в      студии фортепиано                                                                Открытый урок подготовил и провёл Педагог дополнительного образования Кабанская Елена Анатольевна  Дата проведения урока: 25.03.2018 г.                                                                                                Место проведения урока:  МАУ ДО ЦЭВД«ТЮЗ» Ст.Тбилисская, 2018г. ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование и развитие пианистических навыков на  начальном этапе  обучения в классе фортепиано. ЗАДАЧИ УРОКА:  1) Обучить начинающих исполнителей приёмам игры на фортепиано.   2) Показать этапы формирования пианистических навыков у   обучающихся. Развивать взаимосвязь музыкально­слуховых  представлений      с приёмами звукоизвлечения.    3)Воспитать у юных музыкантов интерес к музыкальным занятиям. Возраст учащихся: 7 лет.                                          План урока: 1. Организационный момент:  мобилизация внимания и организация  движений ученика с помощью упражнений на освобождение рук – 5 минут. 2. Подготовка к исполнению первых пьес:     ­ посадка учащегося;     ­ постановка руки;     ­ упражнения и приёмы игры на овладение различными          штрихами исполнения – 15 минут; 3.  Применение полученных навыков в пьесах образного                характера – 25 минут. Введение.                                          Прежде чем приступить к непосредственному обучению детей игре на фортепиано, педагог должен   обогатить запас их музыкальных впечатлений, научить   слушать   музыку   и   переживать   её,   привить   детям   элементарные  навыки   восприятия   музыки.   Учитывая   специфику   музыкального   языка, отражающего богатство образов окружающей нас действительности,  педагог развивает   первые   музыкальные   впечатления   ребёнка   на   основе   песенного материала.   Связанная со  словом, с определённым текстом, музыка детских песен   передаёт   конкретный   образ,   вызывает   определённое,   эмоциональное отношение к нему и становится основой приобретения первых музыкально­ слуховых представлений и  пианистических навыков.                 Принципы  естественного усвоения двигательных навыков,   на базе изучения  музыкальных произведений, лишь в небольшой мере на специальном инструктивном материале,  используют авторы «Школы игры  на фортепиано: 110   новых   пьес»:   Борис   Андреевич   Поливода,   Валентина   Ефимовна Сластенко.   Репертуар   «Школы   игры   на   фортепиано:   110   новых   пьес»  составлен   из   произведений   и   обработок   авторской   и   народной   музыки западноевропейских и североамериканских стран.   В фактуре  произведений  преобладают: позиционность, длительное применение одного двигательного  приёма,   спокойной   игры, артикуляционная ясность исполнения.   равномерное   чередование   подвижной,                                                        Ход урока:        1.   В   начале   урока,   для   того,   чтобы   привлечь   внимание   учеников, организовать их движения,  полезно проделать  упражнения, задача которых ­ освободить   учащихся   от   встречающейся   скованности,   найти   и   закрепить осанку   и   правильное   взаимодействие   всех   частей   игрового   аппарата:  ­   Встать   рядом   с   пианино,   выпрямиться,   расслабить   мышцы   плеч,   рук, пальцев, ­ свободно вращать  корпусом и расслабленными руками, то в одну сторону,   то   в   другую.    При   вращении   руки   закручиваются   вокруг   тела. ­   Встряхнуть   несколько   раз   кистями,   как   стряхиваешь   с   них   воду   после мытья.    Естественные движения «целых пальцев»,  работающих «из ладони» ­ таким же   образом,   как   мы   берём   предметы   ­   помогает   почувствовать   ученику  упражнение шариками.  ­   Взять   закругленными   пальцами   обеих   рук   стеклянные   шарики   и «укладывать» их на крышку пианино.   Шарики  нужно обхватить пальцами и удерживать, но сильно давить  на шарики и напрягать пальцы нельзя – хрупкие игрушки расколоться.   стеклянными могут   со           2.  Следующий   этап   –  занятия   на   инструменте.   Организацию   движений ученика   строим   таким   образом,   чтобы   воспитать   у   него   правильное отношение   к   фортепиано,   как   к   «поющему   инструменту».   Готовые   звуки инструмента не требуют слуховых усилий, звук фортепиано быстро угасает, преодоление   природы   ударности   фортепианного   звука   требует   слухового внимания.   Приступая   к   этому   этапу,   следует   позаботиться   о   правильной посадке ученика.  Корпус должен иметь две точки  опоры.  Высота сиденья  определяется положением локтя – вровень с кистью.   Сутулая, сгорбленная осанка, затрудняет работу мышц спины, груди,  плечевого пояса.  Эти мышцы играют важную роль в работе пианиста, они укрепляют  и уравновешивают плечевой   сустав,   удерживают   руку   на   нужном   уровне,   направляют   её.  Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги.   Следить за тем,  чтобы  сиденье   стула   находилось   от   края   клавиатуры   на   расстоянии   вытянутой руки.  Целесообразные  движения рук  связаны с разумным разделением труда между различными группами мышц:   пальцев, кисти, предплечья, плеча и их взаимопомощью.                Постановка руки.  Первые   упражнения,  пьесы   выполняются   в   виде отдельных звуков non legato ­ извлекаемых при помощи плавного движения  руки.          Сразу же вводится в действие вся рука,   устанавливается координация между работой рукой   и пальцами.    Устраняется на первых   порах забота о взаимной   координации   работы   пальцев   (наиболее   выгодный   порядок освоения пальцев следующий: 3,2,4,5,1).         Делая первые шаги, в области игры по нотам, ученик не может уделять достаточного внимания контролю движений. При переносе руки на другую клавишу, например, через октаву,  ученик должен переносить не только руку, но   и   «нести   звук».   В   результате,   складывается   непрерывный   процесс, состоящий   из   взятия   и   переноса   «звука».   Это   ощущение   будет способствовать  формированию более  естественной формы руки  и поможет в работе   над   постановкой   рук:   звук   возникает   и   «перемещается»   в подмышечную   часть   руки   ученика.   В   игре   не   должно   быть   ненужных скольжений   по   клавише,   лишнего   давления   и   стука   по   дну   клавиши.   Не следует   слишком   высоко   поднимать   над   клавишами   пальцы.   Однако,   все движения руки вверх­вниз, вправо­влево обязательно делаются от плеча, а в кончике  пальца  ученик ощущает вес всей руки.  Следует также наблюдать за состоянием запястья, оно должно быть эластичным.                                              Приемы  игры: ­ ученик поддерживает свободной рукой кисть играющей руки, затем  поддержка снимается; ­ при игре рука покоится на воображаемой подставке, идущей от ладони к  корпусу. ­ переносить руку широким дуговым движением, опорой всей руки служит  играющий палец.             В тесной связи с большими движениями формируются начальные  навыки пальцевой игры: игра «non legato»,  с опорой руки на отдельных   пальцах,   вырабатывается: свободное погружение «веса руки» в клавишу с  опорой на третий палец:  ощущение контакта с клавиатурой.  3.  Приложение 1.         Игра   ученика   в   ансамбле   с   педагогом   –   обязательный   компонент начального обучения.   Обучение ансамблевой игре активизирует восприятие  музыкальных   образов,   элементов   музыкальной   речи,   средств   музыкальной  выразительности.   При   исполнении,   ученик   привыкает   к   гармонической поддержке  в партии, которую исполняет  учитель.   Б. Поливода «Кот».  Исполняет ученик 1 класса Дубовик Ваня.  Важным условием правильности первого игрового движения «non legato»  является точность опускания кончиков пальцев, их  устойчивость и слуховое  внимание к ясности звучания.  Приложение 2.      Обработка  Б.Поливоды «После дождика».  Детская песенка.  От первых движений одним третьим пальцем ученик переходит к движениям  двумя, а потом тремя пальцами; усваивает при этом основной порядок  аппликатуры. Приложение 3.  Обработка и слова Б. Поливоды «Ёлка». Немецкая детская песенка. Формируются:  ­ навыки свободных движений каждой руки  в своей партии; ­ пластичные, ритмичные движения рук при передаче мелодии другой руке. Приложение 4.        В упражнениях, пьесах,  предназначенных для начального периода  обучения,  пять пальцев  размещаются по ступеням в пределах квинтовой  позиции.  В этом наиболее удобном для детской руки позиционном  расположении пальцы находятся в естественном, непринуждённом состоянии.  Задача педагога помочь наладить игровые движения, связанные с приёмами  позиционной игры. Ученики выполняют правила:  ­ При игре в близкой позиции,  все пальцы  находятся на белых клавишах.   Первый палец ставится на край клавиши, третий – близко к средней линии,  к  той линии, где начинаются черные клавиши.   Пятый,  приблизительно,  на  полпути от края до средней линии,  второй и четвёртый берут свои клавиши  чуть­чуть дальше от средней линии, чем третий палец.  ­ Второй,  третий, четвертый,  пятый пальцы никак не должны сползать на  край клавиатуры.  Сползание  указывает на то,  что плечо пассивно висит и не  принимает участие в игре.  Ученик непроизвольно стремится взять клавишу,  где она оказывает наименьшее сопротивление.  Кисти рук надо держать  свободно, без напряжения, и тогда они сами выберут для  себя удобное,   естественное  положение с небольшим наклоном в сторону  пятого пальца.   Первые пальцы должны быть слегка согнуты, чтобы находились в одном  направлении с пятыми пальцами.    Упражнения:  «Играю от пальца к пальцу»,    « Играю через палец».                                    Исполняет ученик.                             Признаком позиции является «несменяемое» положение первого  пальца, а   позиционная   игра   основана   на   мышлении   по   позициям,   группы   нот  исполняются   на   одном   движении   рук.   Во   время   игры   с   клавишами соприкасаются   кончики,   «мягкие   подушечки»,   закруглённых   пальцев: Б. Поливода «Слепой дождь».  На тему немецкой народной песни.          Во время   исполнения   следить   за   широким   положением   ладони   –   это   условие независимости пальцев. Приложение 5.         Б.   Поливода   «Будильник».   На   тему   канадской   детской   песенки.  Развивается   навык   самостоятельных,   свободных   движений   каждой   рукой. Игровые движения связаны с приёмами позиционной игры: ноту «До»  первой октавы играют первые пальцы двух рук, а пятые  пальцы:  левой рукой – ноту «Фа» малой октавы, а правой   рукой ­ ноту «Соль» первой октавы.   Ученик находит позицию  рук на клавиатуре, при исполнении пьесы слушает, «ведёт» мелодическую линию.    Приложение 6.           Формирование навыка координации движений двух рук, происходит при помощи   пьес,   в   фактуре   которых   применяется   приём   согласованных  движений рук в одном направлении: унисонное звучание. Ясность,   точность звучания   каждой   ноты   внутри   позиции   достигается   путём   нахождения интонационных   центров,   соответствующих   им   центров   тяжести   руки.    Обработка Б.Шумана, слова Б. Поливоды  «Пчелка». Немецкая народная песня.         Ученик   на клавиатуре   «распределяет»   все десять пальцев над десятью белыми клавишами: пятый палец левой руки находится над клавишей «До»  первой   октавы,   а   первый   палец   правой   руки   над   клавишей   «До»   второй октавы.   Данная пьеса помогает ученику   организовать и наладить игровые движения, связанные с приёмами позиционной игры.                        Приложение 7.       Особенность движения руки и мышечное ощущение при  игре ­Staccato – заключается   в   умении   извлекать   короткий,   отрывистый   звук.   Дети   легко воспринимают, если привести сравнение со знакомым всем   движением руки при   игре   в   мяч.   Предложим   ученику   непрерывно   ударять   об   пол   мяч, соприкасаясь к нему  не ладонью, а одним пальцем, и он повторит как раз то движение, которое ему нужно для  игры  Staccato. Отрывистый звук  при игре на фортепиано получится не оттого, что ученик   будет отдергивать палец и руку от клавиши,  а оттого, что рука вместе с пальцем, легко столкнувшись с поверхностью клавиши, непроизвольно отталкивается от неё, чтобы «взять»   следующую.   При   игре:   кисть   и   предплечье   составляют   единое   целое, извлекают   «звук»   активные   кончики   пальцев.   Острое   взятие   клавиши вызывает быстрый,   упругий отскок пальца вместе с рукой,   как мячик,   до определённой точки; высота верхней точки зависит от темпа движения, силы и характера звука.  В верхней точке, без остановки, рука закругляется, делает  петлю,   и   начинает   опускаться.   Опускание   –   это   не   свободное   падение,   а управляемое движение,   в нижней точке, также без остановки, палец остро извлекает   следующий   звук   и   повторяется   тот   же   процесс. Д. Дэрвин.  Обработка Б. Поливоды.  «Прыгающий мячик».               Во время   исполнения,    ученик   следит   за   движениями   рук:   взмах   кисти минимальный,   по точный,  определенный.                                                                    Легкая, отрывистая    игра   быстро усваивается учащимися,   благодаря слиянию однотипного,  ритмического рисунка с однотипным пианистическим движением.  клавише пальца удар         Приложение 8.           Сущность  приёма,  звукоизвлечения  ­ legato­  заключается  в связном,  плавном переходе одного звука в другой, причём такая плавность возможна при   внимательном   вслушивании.   Найти   нужное   игровое   ощущение   автор пособия Б. Поливода  советует на крышке инструмента. Способ выполнения упражнения: ­ Закругли пальцы сначала правой, потом левой руки и держи их над закрытой крышкой   пианино.   Нажимай кончиками пальцев на поверхность крышки и плавно «переступай» с   одного пальца на другой: со   второго   на третий, с третьего на  четвертый, с четвертого снова на третий, а с третьего на второй. Палец отрывай от крышки   только тогда, когда   очередной палец уже начал «наступать»   на   поверхность   крышки.    Следить,   чтобы   эти   два   момента совпали – один палец поднимается с крышки, но в этот же момент другой палец уже начинает нажимать на крышку.  Внимание учащихся направляется на выработку навыка  связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев, вместе с тем,    кисть руки не должна быть неподвижной, окаменелой.            При   исполнении   пьес,   ансамблей,   упражнений   в   фактуре   которых,  встречаются   две   ноты   под   одной   лигой,    организация   игровых   движений происходит   следующим способом:   первый   звук   извлекается при плавном опускании   руки   и   погружении   пальца   в   клавишу,   запястье   немного опускается;   второй   звук   извлекается   при   небольшом   подъёме   кисти,  уменьшающем руки.  Обработка и слова   Б. Поливоды «Сон». Американская детская песенка.   вес                 Пьесы   Б.  Поливода   «Слон»,   внимание   ученика    направлено   то,  что последняя нота  под лигой  играется тише  ­  микродинамика,  на снятии (на высоком          Для   фактуры   пьесы:  Дж.   Шаум.   Обработка   и   слова   Б.   Поливоды  «Закат солнца»  характерно плавное интонирование мелодии штрихом legato.           Мелодия   пьесы   написана   в   пределах   одной   позиции.   Объединяющее запястье),   движении.   же том на движение рук совпадает с фразировкой,   с движением к «опорным точкам»  мелодии.   Ученик   играет   и   слушает:   как   один   звук   сменяется   другим, мысленно представляет, как будет звучать каждая следующая нота. В основе умения   «фразировать»   лежат   интонации   разговорной   речи.   Ученик  определяет фразы данной пьесы (4 фразы), её настроение,  характер, нужные приёмы звукоизвлечения на основе музыкально­слуховых представлений.        Приложение 9.  Рука   с   Упражнения:   «Шесть   маленьких   упражнений   для   правой   руки».                                  «Шесть маленьких упражнений для левой руки».  Способствуют формированию пианистических навыков: игры ­ legato..   При игре   первым,   вторым  пальцами запястье находится  в   более   низком   положении,   при   игре   третьим,   четвертым   пальцами  поднимается вместе с рукой наклонно от «себя».  При  игре пятым пальцем  и в   обратном   движении   –   четвертым,   запястье   вращательным   движением достигает самой высокой точки, при игре   третьим,   вторым пальцами   оно опускается,   при   игре    первым   пальцем    возвращается   в   исходное положение.    непрерывный круг.                                                                 Приложение 10.                                                      Задача упражнений: «Три маленьких   упражнения   для правой руки». «Три   маленьких   упражнения   для   левой   руки»   ­   помочь   организовать  движения, связанные с приёмами позиционной игры.  Плавное интонирование мелодий   –   Legato   –   должно   осуществляться   при   помощи   обобщающего движения   руки,   направляющего   группы   самостоятельно   переступающих   с клавиши на клавишу пальцев.   При игре   позиционных последовательностей необходимо естественно использовать гибкие,  боковые движения кисти и её рессорные, пружинящие «приседания» и подъёмы. запястьем   –   описывают      Приложение 11.      Упражнения   на   подкладывание   первого   пальца.   По   физиологическим свойствам   первый   палец   тяжеловесен,   его   действие   подменяется вращательным  движением предплечья, важно чтобы «играл» именно палец. Первый палец является осью вращения, следует делать точные,   свободные повороты   кисти   вокруг   него.   Пальчики   опускаются   целенаправленно одновременно   с   движением   кисти:   при   поворотах   кисти   первый   и   пятый пальцы   удобно   держать   почти   параллельно,   а   первый   –   третий;   первый   – четвертый   пальцы   соединить   в   колечко.   При   переносе   пальцев   кисть   не пальцы   перекрещивают   должна вращаться из стороны в сторону вслед за пальцами: она делает только очень легкое, плавное,   боковое движение в сторону   того пальца, который переносится.   Ученик   обращает   внимание   на   то,   что   в   одну   и   в   другую сторону   пальцы   двигаются   по­разному:   в   одну   сторону   первый   палец  «подкладывается» под второй, третий, четвертый, а в другую второй, третий, четвертый палец.        Развитие навыка свободных движений рук при помощи  игры интервалов.  Исполнение терций всегда помогает найти собранную позицию кисти.  Ученик играет   упражнение   в   разных   октавах.   Простое,   удобное,   ощущение,  спокойно опущенной,   руки возникает при исполнении интервала – квинта.   Приёмы   игры:   кисть   естественно   принимает   форму   свода,   опираясь   на поддерживающие   её   первый,   пятый   пальцы;   рука   развернута   в   сторону пятого пальца, общая опора   между первым и пятым пальцем; первый палец находится на краю клавиши,  а пятый ближе к чёрным клавишам; ­ интервал – кварта   ­   аппликатура:   первый,   четвертый   пальцы   исполняется   тем   же способом. первый   Приложение 12.        Когда одновременно звучит больше чем два звука, музыканты говорят, что «звучит   аккорд».   Итальянское   слово   «Accordo»   означает   –   «согласие», поэтому звуки в аккорде должны звучать,   слитно, созвучно друг с другом.  Чаще   всего   встречаются   аккорды   из   трёх   звуков,   которые   называются трезвучиями.   Нужно добиваться взятия аккорда пальцами,   как всё что мы берём   в   руку,   без   предварительного   ощупывания   клавиш,   без   лишних движений руки в воздухе. Упражнения Д. Шаум «В правой руке восемь аккордов».     Д. Шаум «В левой руке восемь аккордов».           При исполнении формируются следующие пианистические навыки:   «естественное»  взятие аккорда, не напрягая тыльной стороны кисти:   действия пальцев ­ последние фаланги к себе,  являются рессорой,  смягчающей удар руки. Приложение 13.    Л. Стреаббог  «Домой во Флориду».     Поставлены следующие задачи: ровное, плавное исполнение мелодии,  которое возможно,   при спокойном подкладывании первого пальца при смене  позиций,  кисть переносится через первый палец и располагается на клавишах  следующей позиции,  и ровного, плавного  ­ Legato ­  внутри позиции.  Приложение 14. Пианистические навыки игры на фортепиано,   «свободные  движения рук,    организованные при помощи игры интервалов »,   применяются  учеником  во  время исполнения пьесы композитора     Джона Томпсона  «Играет орган».     Приложение 15.      Пианистические навыки игры на фортепиано,  «подкладывания первого  пальца»    ученик применяет   при исполнении  пьесы композитора  Джона  Томпсона. «Случайная  встреча».             Итак, с поставленной задачей на открытом уроке мы справились. Самая  главная задача – усвоение двигательных навыков на базе специального  инструктивного материала и применение их в изучении музыкальных  произведений.                                              Заключение. «Школа игры на фортепиано: 110 новых пьес», авторы – составители Борис  Андреевич  Поливода, Валентина Ефимовна  Сластененко,   рассчитана на   последовательное  использование  в период  начального  этапа обучения игре  на фортепиано. Пьесы,  упражнения даны в определённой  последовательности,  с учетом развития музыкального мышления, основных  слуховых и двигательных навыков. Навыки ­ это сформированные,  автоматически осуществляемые движения, не требующие, сознательного  контроля и специальных,  волевых усилий для его выполнения. Большое  значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения.    Без постоянных, систематических упражнений, умения и навыки обычно   утрачиваются, теряют свои       качества.                                                                               Список литературы:   1987г.­ композитор 1.  Артоболевская   А.Д.   Первая   встреча   с  музыкой:   Учебное  пособие.­   М.: Советский 101с. 2.   Либерман   Е.Я.   Работа   над   фортепианной   техникой.­   М.:   Икар   ­   МП, 1990г.­133с. 3. Милич Б.Е. Маленькому пианисту. Фортепиано. – М.:  Кифара, 1997г.­ 125 с.      4. Михелес В.Л. Первые уроки юного пианиста / Очерк методики обучения и воспитания.­ 1962г.­63с. 5.  Поливода   Б.А.,   Сластененко   В.Е.   Школа   игры   на   фортепиано:   Учебно­ методическое   пособие.­     6. Соколов М.Г. Маленький пианист: учебное пособие  для начинающих.– М.:   2009г.­136   с.   Музыкальное Ростов   н/Д.: издательство,   Феникс,   Л.: , –   144с.   1991г. Музыка,   7. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста.­ М.: Советский композитор, 1984г.­ 126с. 8.   Шмитд­Шкловская   А.А.   О   воспитании   пианистических   навыков.­   Л.: Музыка,   9. Штепанова–Курцова И. Фортепианная техника. Методика и практика.­ К.:  Музична Украина, 1982г.­ 159с. 1985г.­   69с.

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги

Открытый урок Первые шаги
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2018