Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)
Оценка 4.7

Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
11.03.2018
Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)
Открытый урок по литературе на тему " Путь исканий Андрея Болконского " можно показать на предметной неделе или на семинаре по литературе.На уроке предполагается на материале романа Л.Н.Толстого "Война и мир" раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главного героя романа; способствовать совершенствованию навыков филологического чтения и анализа художественного текста; воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры.К конспекту урока прилагается презентация.Разработка открытого урока на тему:"Путь исканий Андрея Болконского" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"
открытый урок на семинар на тему.docx
ТЕМА открытого урока  «ПУТЬ ИСКАНИЙ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО» по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».                                                                   Подготовила учитель русского языка и литературы  МБОУ «СОШ №3» станицы Советской  Биро Татьяна Исмаиловна. Цели:  на   материале   романа   раскрыть   психологический   процесс   становления человеческой   личности   и   её   совершенствования;   создать   условия   для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главного героя романа; способствовать совершенствованию навыков филологического чтения и анализа художественного текста; воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры. Задачи урока:  1) образовательные: ­ формирование умений оценки и анализа художественного произведения;                       ­формирование  умения  свободно высказывать  свое  суждение  о  прочитанном   тексте , аргументировать свой  ответ ; ­овладение выразительными средствами русского литературного языка,  совершенствование речи учащихся; ­ интеграция уроков русского языка (выполнение заданий по орфографии на основе  текстов романа Л.Н. Толстого «Война и мир») и литературы. 2) развивающие: ­ развитие эмоционального восприятия учащихся, активизация художественно –  эстетических потребностей детей, развитие литературного вкуса; 3) воспитательные: ­ воспитание высоких нравственных чувств у учащихся, воспитание читательской  культуры и интереса к духовному миру личности. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: урок с использованием приемов технологии личностно­ ориентированного обучения, приемов технологии развития критического мышления,  интегрирования; используется проблемный, поисковый методы обучения. беседа с  элементами диспута; сообщения учащихся; самостоятельная работа.  ОБОРУДОВАНИЕ: выставка иллюстраций к роману «Война и мир», раздаточный  материал, таблицы «Этапы  духовного развития героев Л.Н.Толстого», компьютер,  проектор, экран, видео­ролик, презентация. ХОД УРОКА 1. Орг. момент 2. Проверка домашнего задания (подборка учащимися цитат, высказываний на  тему: «Какова человеческая натура?»)  3. Слово учителя:  Лев Николаевич Толстой говорил, что «человеческая натура многогранна, в  большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы  двух этих начал, а характер определяется тем, что стоит на первом плане. В одном человеке уживаются и светлая, и тёмная половины, добро и зло».  Доказательством двойственности человеческой природы может послужить одна  картина, о которой расскажет  Учащаяся: Это картина художника Тивадара Костки Чонтвари, написанная в 1902  году.С первого взгляда ничего странного или загадочного в этой картине нет.  Единственное, что может привлечь внимание ­ это разное море за спиной старика,  слева спокойное, а справа бурное. Видимо, это и побудило посмотреть на картину,  поставив посередине зеркало. Если отразить левую сторону картины, то есть по  правую руку старика, получится Бог, который сидит в лодке на фоне рая: спокойное  море и мирная гора.Если же отразить правую сторону слева от старика, то  получается Дьявол, сидящий на фоне вулкана и беснующегося в шторме моря. Это  полотно так и называют «Бог и Дьявол» Учитель: И Толстой видит одного и того же человека «то злодеем, то ангелом, то  мудрецом, то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом» (из дневника  Толстого).  Пытается в этом разобраться и создаёт для себя правила : (на слайде) «…Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться,  начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться.  А спокойствие – душевная подлость» (из письма Л.Н.Толстого от 18 октября 1857  года).  Лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс. Мы знаем, что  писатель находился в непрерывных поисках истины, смысла жизни, результата. И  героям определил такой путь­ путь духовных и нравственных исканий, путь поиска  смысла жизни, поиска счастья земного. Какой путь прошел один из любимых героев Толстого – князь Андрей Болконский­  попробуем проследить. Вы поработали над главами из романа дома и можете  выделить главное, касающееся исканий А. Болконского и зачитать отрывки, при этом все слушающие заполняют таблицу «Характеристика Андрея Болконского» и  участвуют в беседе, рассуждают . 4. Беседа с элементами диспута (работа с группой: философов, социологов,  историков, психологов, языковедов)    ­ Чем привлекает вас Андрей Болконский? Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. А самое главное, не карьерист,  не трус, не ищет «уютного местечка». Учитель: ­А о чём мечтал наш герой, чем был увлечён, что думал о своей   жизни?  Выделим счастливые моменты героя, перемены в понимании смысла  жизни, детали, помогающие определить переживания (анализ глав ,  самостоятельно подготовленный учащимися вместе с учителем): 1.Аустерлиц (т.1,ч .3,гл.16,19); 2.Свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове (т.2, ч.2, гл.12­13); 3.Первая встреча с Наташей (т.2, ч.3, гл.2­3);  4.Встречи с Наташей в Петербурге (т.2, ч.3, гл.19); 5.Сближение с солдатами и офицерами полка. 1812год.(т.3, ч.2,гл.5); 6.Свидание князя Андрея с Кутузовым в Царёве­Займище (т.3, ч.2, гл.18); 7.Накануне Бородинского сражения (т.3, ч.2, гл.25); 8.Во время Бородинского сражения(т.3, ч.2,гл.36); 9.На операционном столе (т.3. ч.2. гл.37); 10.Встреча с Наташей в Мытищах (т.3. ч.3.гл.31­32) ­Учитель: ­ О какой стороне жизни А. Болконского идёт речь, если вернуться к картине «Старый рыбак»?(­О светлой, о переменах в жизни)  Учитель: ­Какой вывод мы можем сделать? (Он лежит на поверхности текста:  1. Болконский приходит к мысли, что жизнь должна идти не для него одного, что  жить надо так, чтобы все люди не жили независимо от его жизни, чтобы его жизнь на  всех отражалась, и чтобы они жили вместе с ним. 2. Князь осознал великую истину – жизнь есть абсолютная ценность. Он ощутил свою  связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего­то непонятного, но важнейшего»). 3 Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются  естественные потребности любви и добра. 4. Князь Андрей принимает некоторые убеждения Пьера, которые оказывают на  Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как  бы я счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: «Господи, помилуй  меня». 5. Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному  возрождению князя Андрея. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие  сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским. 6. Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его  душе Наташа Ростова. 7. Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не  желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившего его  родную землю. 8. Судьба Андрея Болконского – это путь человека, совершающего ошибки и  способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству.  Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он  совершил самое трудное, по мнению Толстого, дело – умер спокойно и достойно.)    Учитель: Мне захотелось на счастливых минутах жизни А.Болконского показать его  нравственные и духовные стороны поиск смысла жизни .Тёмная сторона сама  вскрылась в ходе событий, произошедших с ним. Смерть обрывает искания князя Андрея. Но если бы он не умер и его поиски  продолжались, к чему бы они привели Болконского?  6. Подведение итогов урока. Рефлексия. 7. Домашнее задание:  1.заполнить таблицу;  2.написать сочинение­эссе «В чём смысл жизни человека?», аргументируя  примерами из жизни А.Болконского. Приложение к уроку. 1. «Старый рыбак»  Это картина художника Тивадара Костки Чонтвари, написанная в 1902 году.С  первого взгляда ничего странного или загадочного в этой картине нет. Единственное,  что может привлечь внимание ­ это разное море за спиной старика, слева спокойное,  а справа бурное. Видимо, это и побудило посмотреть на картину, поставив  посередине зеркало. Если отразить левую сторону картины, то есть по правую руку  старика, получится Бог, который сидит в лодке на фоне рая: спокойное море и  мирная гора.Если же отразить правую сторону слева от старика, то получается  Дьявол, сидящий на фоне вулкана и беснующегося в шторме моря. Это полотно так и называют «Бог и Дьявол» Ценность его произведений многими критиками подвергалась сомнениям. В Европе  их выставляли, (правда, без особого успеха), но в своей родной Венгрии Чонтвари раз и навсегда нарекли сумасшедшим. Только под конец жизни приехал он в Будапешт и  привез туда свои полотна. Попытался завещать их местному музею, но никому они  оказались не нужны. В 1919 году Тивадар Костка Чонтвари по­настоящему сошел с  ума и умер нищим, одиноким, осмеянным и никому не нужным. Похоронив несчастного, родственники начали делить добро. А добра всего было –  одни лишь картины. И вот, посоветовавшись с «экспертами», полотна решили сдать в утиль, как обычный холст, а деньги поделить между собой, чтобы все было по­ честному.В это время совершенно случайно мимо проходил молодой архитектор Гедеон Герлоци. Он­то и спас творения художника, заплатив за них несколько  больше, чем предлагал старьевщик. Сейчас картины Тивадара Чонтвари хранятся в музее города Печа (Венгрия). И вот, совсем недавно, одному из сотрудников музея, в процессе рассматривания  картины Костки «Старый рыбак», написанной в 1902 году, пришло в голову  приложить к ней зеркало. И тут он увидел, что картина­то на полотне не одна, а как  минимум – две! Попробуйте сами разделить полотно зеркалом, и вы увидите или  бога, сидящего в лодке, на фоне мирного, можно сказать, райского пейзажа, или  самого дьявола, позади которого бушуют черные волны. А может, и в других  картинах Чонтвари, есть скрытый смысл? Ведь не так­то прост был, оказывается,  бывший аптекарь из деревушки Игло. 2.Домашнее задание. ХАРАКТЕРИСТИКА АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с  определенными сухими чертами… Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только  были знакомы, но уже надоели ему так, что смотреть на них и слушать их ему было  очень скучно…». Ищет свой Тулон, хочет всенародной славы и признания; его кумир – Наполеон. «… Отец, жена, сестра – самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за  минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно». Важные моменты жизни Что меняется в герое? « Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба… но и того даже нет,  ничего нет, кроме тишины, успокоения и, слава богу!.. Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял». Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого  момента князь Андрей будет мучиться мыслями  о пренебрежении, с которым  относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости  обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька «Свидание с Пьером было для князя эпохой, с которой началась во внешности та же  самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и в  вечную, в Бога: «Надо жить, надо любить, надо верить». «…Это был огромный дуб…, с обломанными, давно видно, суками и обломанной  корой, заросшей старыми болячками…» «Во время путешествия он как будто вновь обдумал свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему ничего было не  надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла и ничего не желая». Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим  миром, людьми. «Сквозь жесткую кору пробились… молодые листья». «Нет, жизнь не кончена в 31 год… мало того, что я знаю все то, что есть во мне,  надо…, чтобы все они жили со мной вместе!» Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за  кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше  интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?» «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все –  счастье, надежда, свет; другая – все, где ее нет, там уныние и темнота». В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Солдаты называют его «наш князь». Он отказывается служить в штабе, его не волнуют  мечты о славе. «…Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, и оскорбили и  оскорбляют меня каждую секунду. Они враги мои, они преступники все, по  моим понятиям, и также думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Увидев, как ампутируют ногу Анатолю, князь испытал искреннее сочувствие  к боли и страданиям этого человека: «Распустился … цветок любви весной,  свободной, независимой от жизни…» После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти  минуты возвращается к нему любовь к Наташе. Но это уже другое чувство:  «… он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю  жестокость разрыва с ней». «Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые  он провел после раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви,  тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех  любить, всегда жертвовать собой для любви значило – никого не любить, значило – не жить этою земною жизнью». «Эта была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в  которой смерть одержала победу». ХАРАКТЕРИСТИКА АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО (примерный ответ) В салоне А.  Шерер. Первая  встреча. Мечты и идеалы Ради достижения  своей цели готов  принести жертву Важные моменты жизни Небо под  Аустерлицем «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый  молодой человек с определенными сухими чертами… Ему,  видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже  надоели ему так, что смотреть на них и слушать их ему было  очень скучно…». Ищет свой Тулон, хочет всенародной славы и признания; его  кумир – Наполеон. «… Отец, жена, сестра – самые дорогие мне люди… я всех их  отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно». Что меняется в герое? « Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба… но  и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения и, слава  богу!.. Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом,  которое он видел и понял». Князь осознал великую истину – жизнь есть абсолютная ценность. Он ощутил свою  связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего­то непонятного, но важнейшего». Открытие  богатства мирной  жизни Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти  жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное  лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет  мучиться мыслями  о пренебрежении, с которым относился к  жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости  обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын  Николенька Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются  естественные потребности любви и добра. Встреча с Пьером  в Богучарове  (имение князя  «Свидание с Пьером было для князя эпохой, с которой началась  во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая  жизнь». Андрея) Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не  только земную, а и в вечную, в Бога: «Надо жить, надо любить,  надо верить». Князь Андрей принимает некоторые убеждения Пьера, которые оказывают на  Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как  бы я счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: «Господи, помилуй  меня». I Встреча с дубом «…Это был огромный дуб…, с обломанными, давно видно, суками и обломанной корой, заросшей старыми болячками…» «Во время путешествия он как будто вновь обдумал свою жизнь и  пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному,  заключению, что ему ничего было не надо, что он должен  доживать свою жизнь, не делая зла и ничего не желая». Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость  общения с большим миром, людьми. Встреча с  Наташей Ростовой в Отрадном II Встреча с дубом «Сквозь жесткую кору пробились… молодые листья». «Нет, жизнь не кончена в 31 год… мало того, что я знаю все то,  что есть во мне, надо…, чтобы все они жили со мной вместе!» Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному  возрождению князя Андрея. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие  сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским. Любовь к Наташе  Ростовой Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал  почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу,  которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать  меня счастливее и лучше?» «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там  все – счастье, надежда, свет; другая – все, где ее нет, там уныние и темнота». Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его  душе Наташа Ростова. Участие в  Отечественной  войне 1812 года В армии князь становится заботливым и внимательным  командиром. Солдаты называют его «наш князь». Он отказывается служить в штабе, его не волнуют мечты о славе. «…Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, и  оскорбили и оскорбляют меня каждую секунду. Они враги мои,  они преступники все, по моим понятиям, и также думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не  желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившего его  родную землю. Прощение  Увидев, как ампутируют ногу Анатолю, князь испытал искреннее Анатоля Курагина Возрождение  любви к Наташе  Ростовой Смерть князя  Андрея сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился …  цветок любви весной, свободной, независимой от жизни…» После тяжелого ранения переживает страстное желание жить.  Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе. Но  это уже другое чувство: «… он в первый раз представил себе ее  душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней». «Чем больше он в те часы страдальческого уединения и  полубреда, которые он провел после раны, вдумывался в новое,  открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя  того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда  жертвовать собой для любви значило – никого не любить, значило  – не жить этою земною жизнью». «Эта была та последняя нравственная борьба между жизнью и  смертью, в которой смерть одержала победу».

Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)

Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)

Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)

Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)

Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)

Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)

Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)

Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)

Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)

Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)

Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)

Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)

Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)

Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)

Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)

Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)

Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)

Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018