Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
11.03.2018
Открытый урок по литературе на тему " Путь исканий Андрея Болконского " можно показать на предметной неделе или на семинаре по литературе.На уроке предполагается на материале романа Л.Н.Толстого "Война и мир" раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главного героя романа; способствовать совершенствованию навыков филологического чтения и анализа художественного текста; воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры.К конспекту урока прилагается презентация.Разработка открытого урока на тему:"Путь исканий Андрея Болконского" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"
открытый урок на семинар на тему.docx
ТЕМА открытого урока
«ПУТЬ ИСКАНИЙ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО»
по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №3» станицы Советской
Биро Татьяна Исмаиловна.
Цели: на материале романа раскрыть психологический процесс становления
человеческой личности и её совершенствования; создать условия для
исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов
в мировоззрении главного героя романа; способствовать совершенствованию навыков
филологического чтения и анализа художественного текста; воспитывать интерес к
духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры.
Задачи урока:
1) образовательные:
формирование умений оценки и анализа художественного произведения;
формирование умения свободно высказывать свое суждение о прочитанном
тексте , аргументировать свой ответ ;
овладение выразительными средствами русского литературного языка,
совершенствование речи учащихся;
интеграция уроков русского языка (выполнение заданий по орфографии на основе
текстов романа Л.Н. Толстого «Война и мир») и литературы.
2) развивающие:
развитие эмоционального восприятия учащихся, активизация художественно –
эстетических потребностей детей, развитие литературного вкуса;
3) воспитательные:
воспитание высоких нравственных чувств у учащихся, воспитание читательской
культуры и интереса к духовному миру личности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: урок с использованием приемов технологии личностно
ориентированного обучения, приемов технологии развития критического мышления,
интегрирования; используется проблемный, поисковый методы обучения. беседа с
элементами диспута; сообщения учащихся; самостоятельная работа.
ОБОРУДОВАНИЕ: выставка иллюстраций к роману «Война и мир», раздаточный
материал, таблицы «Этапы духовного развития героев Л.Н.Толстого», компьютер,
проектор, экран, видеоролик, презентация. ХОД УРОКА
1. Орг. момент
2. Проверка домашнего задания (подборка учащимися цитат, высказываний на
тему: «Какова человеческая натура?»)
3. Слово учителя:
Лев Николаевич Толстой говорил, что «человеческая натура многогранна, в
большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы
двух этих начал, а характер определяется тем, что стоит на первом плане.
В одном человеке уживаются и светлая, и тёмная половины, добро и зло».
Доказательством двойственности человеческой природы может послужить одна
картина, о которой расскажет
Учащаяся: Это картина художника Тивадара Костки Чонтвари, написанная в 1902
году.С первого взгляда ничего странного или загадочного в этой картине нет.
Единственное, что может привлечь внимание это разное море за спиной старика,
слева спокойное, а справа бурное. Видимо, это и побудило посмотреть на картину,
поставив посередине зеркало. Если отразить левую сторону картины, то есть по
правую руку старика, получится Бог, который сидит в лодке на фоне рая: спокойное
море и мирная гора.Если же отразить правую сторону слева от старика, то
получается Дьявол, сидящий на фоне вулкана и беснующегося в шторме моря. Это
полотно так и называют «Бог и Дьявол»
Учитель: И Толстой видит одного и того же человека «то злодеем, то ангелом, то
мудрецом, то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом» (из дневника
Толстого).
Пытается в этом разобраться и создаёт для себя правила :
(на слайде) «…Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться.
А спокойствие – душевная подлость» (из письма Л.Н.Толстого от 18 октября 1857
года).
Лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс. Мы знаем, что
писатель находился в непрерывных поисках истины, смысла жизни, результата. И
героям определил такой путь путь духовных и нравственных исканий, путь поиска
смысла жизни, поиска счастья земного.
Какой путь прошел один из любимых героев Толстого – князь Андрей Болконский
попробуем проследить. Вы поработали над главами из романа дома и можете
выделить главное, касающееся исканий А. Болконского и зачитать отрывки, при этом
все слушающие заполняют таблицу «Характеристика Андрея Болконского» и
участвуют в беседе, рассуждают . 4. Беседа с элементами диспута (работа с группой: философов, социологов,
историков, психологов, языковедов)
Чем привлекает вас Андрей Болконский?
Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. А самое главное, не карьерист,
не трус, не ищет «уютного местечка».
Учитель: А о чём мечтал наш герой, чем был увлечён, что думал о своей
жизни?
Выделим счастливые моменты героя, перемены в понимании смысла
жизни, детали, помогающие определить переживания (анализ глав ,
самостоятельно подготовленный учащимися вместе с учителем):
1.Аустерлиц (т.1,ч .3,гл.16,19);
2.Свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове (т.2, ч.2, гл.1213);
3.Первая встреча с Наташей (т.2, ч.3, гл.23);
4.Встречи с Наташей в Петербурге (т.2, ч.3, гл.19);
5.Сближение с солдатами и офицерами полка. 1812год.(т.3, ч.2,гл.5);
6.Свидание князя Андрея с Кутузовым в ЦарёвеЗаймище (т.3, ч.2, гл.18);
7.Накануне Бородинского сражения (т.3, ч.2, гл.25);
8.Во время Бородинского сражения(т.3, ч.2,гл.36);
9.На операционном столе (т.3. ч.2. гл.37);
10.Встреча с Наташей в Мытищах (т.3. ч.3.гл.3132)
Учитель: О какой стороне жизни А. Болконского идёт речь, если вернуться
к картине «Старый рыбак»?(О светлой, о переменах в жизни)
Учитель: Какой вывод мы можем сделать?
(Он лежит на поверхности текста:
1. Болконский приходит к мысли, что жизнь должна идти не для него одного, что
жить надо так, чтобы все люди не жили независимо от его жизни, чтобы его жизнь на
всех отражалась, и чтобы они жили вместе с ним.
2. Князь осознал великую истину – жизнь есть абсолютная ценность. Он ощутил свою
связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне
понятно, и величия чегото непонятного, но важнейшего»).
3 Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются
естественные потребности любви и добра.
4. Князь Андрей принимает некоторые убеждения Пьера, которые оказывают на
Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как
бы я счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: «Господи, помилуй
меня».
5. Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному
возрождению князя Андрея. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие
сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.
6. Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его
душе Наташа Ростова. 7. Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не
желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившего его
родную землю.
8. Судьба Андрея Болконского – это путь человека, совершающего ошибки и
способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству.
Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он
совершил самое трудное, по мнению Толстого, дело – умер спокойно и достойно.)
Учитель: Мне захотелось на счастливых минутах жизни А.Болконского показать его
нравственные и духовные стороны поиск смысла жизни .Тёмная сторона сама
вскрылась в ходе событий, произошедших с ним.
Смерть обрывает искания князя Андрея. Но если бы он не умер и его поиски
продолжались, к чему бы они привели Болконского?
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
7. Домашнее задание:
1.заполнить таблицу;
2.написать сочинениеэссе «В чём смысл жизни человека?», аргументируя
примерами из жизни А.Болконского.
Приложение к уроку.
1. «Старый рыбак»
Это картина художника Тивадара Костки Чонтвари, написанная в 1902 году.С
первого взгляда ничего странного или загадочного в этой картине нет. Единственное,
что может привлечь внимание это разное море за спиной старика, слева спокойное,
а справа бурное. Видимо, это и побудило посмотреть на картину, поставив
посередине зеркало. Если отразить левую сторону картины, то есть по правую руку
старика, получится Бог, который сидит в лодке на фоне рая: спокойное море и
мирная гора.Если же отразить правую сторону слева от старика, то получается
Дьявол, сидящий на фоне вулкана и беснующегося в шторме моря. Это полотно так и
называют «Бог и Дьявол»
Ценность его произведений многими критиками подвергалась сомнениям. В Европе
их выставляли, (правда, без особого успеха), но в своей родной Венгрии Чонтвари раз
и навсегда нарекли сумасшедшим. Только под конец жизни приехал он в Будапешт и
привез туда свои полотна. Попытался завещать их местному музею, но никому они
оказались не нужны. В 1919 году Тивадар Костка Чонтвари понастоящему сошел с
ума и умер нищим, одиноким, осмеянным и никому не нужным.
Похоронив несчастного, родственники начали делить добро. А добра всего было –
одни лишь картины. И вот, посоветовавшись с «экспертами», полотна решили сдать в
утиль, как обычный холст, а деньги поделить между собой, чтобы все было по
честному.В это время совершенно случайно мимо проходил молодой архитектор Гедеон Герлоци. Онто и спас творения художника, заплатив за них несколько
больше, чем предлагал старьевщик.
Сейчас картины Тивадара Чонтвари хранятся в музее города Печа (Венгрия).
И вот, совсем недавно, одному из сотрудников музея, в процессе рассматривания
картины Костки «Старый рыбак», написанной в 1902 году, пришло в голову
приложить к ней зеркало. И тут он увидел, что картинато на полотне не одна, а как
минимум – две! Попробуйте сами разделить полотно зеркалом, и вы увидите или
бога, сидящего в лодке, на фоне мирного, можно сказать, райского пейзажа, или
самого дьявола, позади которого бушуют черные волны. А может, и в других
картинах Чонтвари, есть скрытый смысл? Ведь не такто прост был, оказывается,
бывший аптекарь из деревушки Игло.
2.Домашнее задание.
ХАРАКТЕРИСТИКА АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО
«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с
определенными сухими чертами… Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только
были знакомы, но уже надоели ему так, что смотреть на них и слушать их ему было
очень скучно…».
Ищет свой Тулон, хочет всенародной славы и признания; его кумир – Наполеон.
«… Отец, жена, сестра – самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за
минуту славы, торжества над людьми».
«Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно».
Важные моменты
жизни
Что меняется в герое?
« Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба… но и того даже нет,
ничего нет, кроме тишины, успокоения и, слава богу!..
Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем
«высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял».
Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти жены. В его памяти
навсегда останется «мертвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого
момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым
относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости
обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька
«Свидание с Пьером было для князя эпохой, с которой началась во внешности та же
самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».
Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и в
вечную, в Бога: «Надо жить, надо любить, надо верить». «…Это был огромный дуб…, с обломанными, давно видно, суками и обломанной
корой, заросшей старыми болячками…»
«Во время путешествия он как будто вновь обдумал свою жизнь и пришел к тому же
прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему ничего было не
надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла и ничего не желая».
Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим
миром, людьми.
«Сквозь жесткую кору пробились… молодые листья».
«Нет, жизнь не кончена в 31 год… мало того, что я знаю все то, что есть во мне,
надо…, чтобы все они жили со мной вместе!»
Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за
кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше
интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?»
«Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все –
счастье, надежда, свет; другая – все, где ее нет, там уныние и темнота».
В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Солдаты
называют его «наш князь». Он отказывается служить в штабе, его не волнуют
мечты о славе.
«…Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, и оскорбили и
оскорбляют меня каждую секунду. Они враги мои, они преступники все, по
моим понятиям, и также думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».
Увидев, как ампутируют ногу Анатолю, князь испытал искреннее сочувствие
к боли и страданиям этого человека: «Распустился … цветок любви весной,
свободной, независимой от жизни…»
После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти
минуты возвращается к нему любовь к Наташе. Но это уже другое чувство:
«… он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю
жестокость разрыва с ней».
«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые
он провел после раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви,
тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех
любить, всегда жертвовать собой для любви значило – никого не любить, значило – не жить этою земною жизнью».
«Эта была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в
которой смерть одержала победу».
ХАРАКТЕРИСТИКА АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО (примерный ответ)
В салоне А.
Шерер. Первая
встреча.
Мечты и идеалы
Ради достижения
своей цели готов
принести жертву
Важные
моменты жизни
Небо под
Аустерлицем
«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый
молодой человек с определенными сухими чертами… Ему,
видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже
надоели ему так, что смотреть на них и слушать их ему было
очень скучно…».
Ищет свой Тулон, хочет всенародной славы и признания; его
кумир – Наполеон.
«… Отец, жена, сестра – самые дорогие мне люди… я всех их
отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми».
«Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно».
Что меняется в герое?
« Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба… но
и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения и, слава
богу!..
Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона
в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом,
которое он видел и понял».
Князь осознал великую истину – жизнь есть абсолютная ценность. Он ощутил свою
связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне
понятно, и величия чегото непонятного, но важнейшего».
Открытие
богатства мирной
жизни
Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти
жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное
лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет
мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к
жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости
обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын
Николенька
Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются
естественные потребности любви и добра.
Встреча с Пьером
в Богучарове
(имение князя
«Свидание с Пьером было для князя эпохой, с которой началась
во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая
жизнь». Андрея)
Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не
только земную, а и в вечную, в Бога: «Надо жить, надо любить,
надо верить».
Князь Андрей принимает некоторые убеждения Пьера, которые оказывают на
Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как
бы я счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: «Господи, помилуй
меня».
I Встреча с дубом «…Это был огромный дуб…, с обломанными, давно видно, суками
и обломанной корой, заросшей старыми болячками…»
«Во время путешествия он как будто вновь обдумал свою жизнь и
пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному,
заключению, что ему ничего было не надо, что он должен
доживать свою жизнь, не делая зла и ничего не желая».
Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость
общения с большим миром, людьми.
Встреча с
Наташей Ростовой
в Отрадном
II Встреча с дубом «Сквозь жесткую кору пробились… молодые листья».
«Нет, жизнь не кончена в 31 год… мало того, что я знаю все то,
что есть во мне, надо…, чтобы все они жили со мной вместе!»
Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному
возрождению князя Андрея. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие
сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.
Любовь к Наташе
Ростовой
Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал
почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу,
которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать
меня счастливее и лучше?»
«Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там
все – счастье, надежда, свет; другая – все, где ее нет, там уныние и
темнота».
Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его
душе Наташа Ростова.
Участие в
Отечественной
войне 1812 года
В армии князь становится заботливым и внимательным
командиром. Солдаты называют его «наш князь». Он отказывается
служить в штабе, его не волнуют мечты о славе.
«…Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, и
оскорбили и оскорбляют меня каждую секунду. Они враги мои,
они преступники все, по моим понятиям, и также думает Тимохин
и вся армия. Надо их казнить».
Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не
желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившего его
родную землю.
Прощение
Увидев, как ампутируют ногу Анатолю, князь испытал искреннее Анатоля Курагина
Возрождение
любви к Наташе
Ростовой
Смерть князя
Андрея
сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился …
цветок любви весной, свободной, независимой от жизни…»
После тяжелого ранения переживает страстное желание жить.
Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе. Но
это уже другое чувство: «… он в первый раз представил себе ее
душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».
«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и
полубреда, которые он провел после раны, вдумывался в новое,
открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя
того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда
жертвовать собой для любви значило – никого не любить, значило
– не жить этою земною жизнью».
«Эта была та последняя нравственная борьба между жизнью и
смертью, в которой смерть одержала победу».
Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)
Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)
Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)
Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)
Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)
Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)
Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)
Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)
Открытый урок по литературе на семинаре на тему " Путь исканий Андрея Болконского "( 10 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.