Открытый урок по математике на тему "Производная и её применение" (11 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.10.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала производная и её применение.doc
Воронежский государственный промышленно­ экономический колледж Развернутый план  открытого урока по математике  Тема: Производная и её применение.                                                               Гузенкова О.А.    Подготовила: преподаватель математикиВоронеж 2017г. Хронокарта: Продолжительность 90 минут 1. Организационный момент – 2 мин. 2. Актуализация знаний. Объявление темы и цели занятия. Начальная  мотивация занятия – 8 мин. 3. Закрепление знаний, умений, навыков – 50 мин. 3.1. Теоретические вопросы. 3.2. Сообщение студентов. 3.3. Физический смысл производной. Тестирование. 3.4. Геометрический смысл производной. 3.5. Построение графика. 4. Заключительный контроль знаний, умений, навыков– 20 мин. 5. Домашнее задание – 2 мин. 6. Итог урока – 5 мин. 7. Рефлексия – 3 мин. Форма тип занятия: урок повторительно­обобщающий Тема: «Производная и её применение». Место проведения: учебная аудитория. Цели: Образовательная:  обобщить, систематизировать и углубить знания о  производной;  отработать умения по решению задач на применение  производной. Воспитательная: воспитать культуру общения, точность, аккуратность, навыки самоконтроля, взаимоконтроль и взаимопомощи;  формировать междисциплинарные и внутри дисциплинарные  связи; Развивающая:   развить внимание и память при работе с математическими  величинами;  развить умение применять на практике ранее приобретенные  знания;  развить умение обобщать, анализировать, логически мыслить, делать выводы Междисциплинарные          и                  Внутридисциплинарные связи:  иностранный язык  физика  химия  техника  экономика  первообразная и интеграл функции  построение графиков функции;  произведение различных операций с  дробями, степенями. Оборудование и ТСО: Раздаточный материал: ­ таблица значений производных функций; ­ таблица с правилами вычисления производных; ­ тестовые задания. Приложение №1 ­ список примеров для самостоятельной работы. Приложение №2 ­ задание для домашнего выполнения. Приложение №2 Наглядные пособия: ­ формулы Технические средства обучения: ­ доска, мел, магниты, маркер, компьютер, телевизор, звуковые колонки. Использованная литература:А.А.Дадаян. Математика. Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА –М, 2003. Интернет – ресурсы. ХОД УРОКА I. Орг. Момент   Приветствие преподавателя, контроль готовности к уроку,  обеспеченность урока наглядными пособиями, раздаточным материалом. II. Актуализация знаний, умений, навыков: 1. Эпиграфом к нашему уроку является высказывание Конфуция Эпиграф: Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный,  путь подражания – это путь самый легкий и  путь опыта – это путь самый горький. Как вы поняли, на уроке мы будем размышлять, подражать, т.е. делать по  образцу и набираться опыта.  2. Обсуждение темы занятия. Давайте поразмышляем. Ребята, отгадайте ключевое слово урока  (проектируется на доску). 1) С ее появлением математика перешагнула из алгебры в математический  анализ; 2) Ньютон назвал ее “флюксией” и обозначал точкой; 3) Бывает первой, второй, … ;4) Обозначается штрихом. Итак, тема нашего занятия “Производная и её применение”. 3. Цель нашего урока – повторить основные направления применения  производной для решения различных (избранных) задач дифференциального  исчисления, закрепить и расширить знания по этой теме. III. Закрепление знаний, умений, навыков. 1.   Начнём урок с теоретических вопросов   Вопрос:   Дайте определение производной            Ответ: производной функции у = f(x) в точке х0  называется предел  отношения приращения функции в точке х0 к приращению аргумента, когда последнее стремится к нулю.  Вопрос:  Как называется действие нахождения производной  функции?              Ответ: дифференцирование.     2. А знаете ли вы, кто ввел понятие производной и в каких областях науки,  кроме математики, ещё применяется данное понятие? (заслушивается  сообщение студента)  Вопрос: В чём заключается физический (механический) смысл  производной?              Ответ: производная функции   y = f(x) в точке x0 ­ это скорость  изменения функции f (х) в  точке x0                             x'(t). = (t) ). 3. Физический смысл производной.  В качестве разминки вам предлагается выполнить тест (самопроверка) Поменяйтесь с соседом работой и проверьте правильность выполнения: I в. II в. III в. IV в. 1 в 1 г 1 а 1 б 2 в 2 а 2 б 2 в 3 а 3 б 3 в 3 а 4 б 4 в 4 г 4 аКритерий оценки: «5» ­ правильно 4 задания;                                 «4» ­ правильно 3 задания;                                 «3» ­ правильно 2­1 задания;                                  «2» ­ нет правильных ответов.  Вопрос: В чём состоит геометрический смысл производной?      Ответ:  к = tgx=f(x) касательная к графику функции 4. Геометрический смысл производной. Составьте уравнение касательной к графику функции y=f(x) в точке с  абсциссой x=a, если: 1) f(x)=х2­3х+5, а=­1; 2) f(x)=  х 3  3 2 х , а=2; 3) f(x)=sin2x, а=  4   5. Построение графика. Вывешивается таблица. Необходимо заполнить пропущенные клетки,  поясняя свой ответ. По полученным данным построить график. (­ ; ­2) ­ X f’(x) f(x) ­2 0 ­1 (­2;0) + 0 0 3 (0;   ) ­ IV. Заключительный контроль.  Решение задач. Выполняется самостоятельная работа студентами. V. Домашнее задание.Выдать задание на карточках, индивидуально. VI.  Итог урока. Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. 1. Продолжите фразу: “Сегодня на уроке я узнал…” “Сегодня на уроке я научился…” “Сегодня на уроке я познакомился…” “Сегодня на уроке я повторил…” “Сегодня на уроке я закрепил…”  2. Выставление оценок. VII. Рефлексия. В заключении урока я хочу вам прочитать стихотворение (играет спокойная  музыка, преподаватель читает стихотворение):  “Музыка может возвышать или умиротворять душу,  Живопись – радовать глаз, Поэзия – пробуждать чувства, Философия – удовлетворять потребности разума,  Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни  людей, А математика способна достичь всех этих целей”. Так сказал американский математик Морис Клайн. Спасибо за работу!Приложение 1. Физический смысл производной. Вариант 1. 1. Скорость точки, движущейся по прямой по закону x(t) = t3­5t2, равна a)  t3­5t2;  б) t3­ 5t;  в) t2­10t;  г)  t4­5t. 2. Точка движется по прямой по закону s(t) =2t2­2t­1.Её мгновенная скорость v(3) равна: a) 8;  б) 6;  в) 10;  г ) 9. 3. Ускорение точки, движущейся по прямой по закону s(t) =t3­5t2 равно: a) 2(3t­5);  б) 9t2­10;  в) 3t2­10t;  г) 6t­8. 4. Тело массой m движется по закону x(t) =3cos3 . Сила, действующая на тело в момент времени t=  равна:  a) 0;  б) 27 2m;  в) 9 2m;г) 9m.  Вариант 2. 1. Скорость точки, движущейся по прямой по закону x(t) =  t2­4t, равна a)  t­4t;  б) t­ 4t;  в)  t3­4t2;  г) t­4. 2. Точка движется по прямой, по закону s(t) =4t2­5t+7. Её мгновенная скорость v(2) равна a) 11;  б) 13;  в) 12;  г ) 10. 3. Ускорение точки, движущейся по прямой, по закону s(t) =­t3+2t2 равно: a) 6­6t;  б) 2(2­3t) ;  в) ­3t2+4t;  г) ­3t+4. 4. Тело массой m движется по закону x(t) =­2sin2 . Сила, действующая на тело в момент времени t=  равна: a) 0;  б) 8m;  в) 8 2m ;  г) 4 2m .1. Скорость точки, движущейся по прямой по закону x(t) =3 t3+2t2, равна Вариант 3. а) 9t2 +4 t;  б) 3t2 +2t;  в) 9t2+2t; г) 3t4+2t3. 2. Точка движется по прямой, по закону s(t) =­t2+10t­7. Её мгновенная скорость v(1) равна a) 6;  б) 8  в) 10  г ) 9 3. Ускорение точки, движущейся по прямой по закону s(t) = t3­6t равно: a) t2 ­6;  б) 3t­1;  в) 2t;  г) 2t­6. 4. Тело массой m движется по закону x(t) =2sin4 . Сила, действующая на тело в момент  времени t=  равна: a) 0;  б) 16 m;  в) 16m ;  г) ­32 2m. Вариант 4. 1. Скорость точки, движущейся по прямой по закону x(t) =2 t3+ t2, равнаa) 2t2+  t;  б) 6t2 +0,5t;  в) 6t2+ t;  г) 6t2+ 0,5. 2. Точка движется по прямой по закону s(t) =3t2+2t­1. Её мгновенная скорость v(3) равна a) 18;  б) 16;  в) 20;  г) 14. 3. Ускорение точки, движущейся по прямой по закону s(t) =t3­5t2 равно: a) 2( 3t­5);  б) 9t2­10;  в) 3t2­10t;  г) 6t­8. 4.Тело массой движется по закону x(t) =­3cos2 . Сила, действующая на тело в момент  времени t=  равна: a) ­12 m;  б) 0;  в) ­12m;  г) 12m. Поменяйтесь с соседом работой и проверьте правильность выполнения: I в. II в. 1 в 1 г 2 в 2 а 3 а 3 б 4 б 4 вIII в. IV в. 1 а 1 б 2 б 2 в 3 в 3 г 4 г 4 а Критерий оценки: «5» ­ правильно 4 задания;                                 «4» ­ правильно 3 задания;                                 «3» ­ правильно 2­1 задания;                                  «2» ­ нет правильных ответов.Приложение 2. Вариант 1       ФИО студента____________________________ 1 2 3 4 5 y= х 3  4 х f(x)=(x2+1)(x3­ x+3) f(x)= 2 x x  4  2 f(x)=  x 5 2 2 x  13 y=sin(3x­5)  xy )(  ? f )0(  ? f )1( ? f )3(  ?  xy )(  ?  1 3 4 2 х 1 1 9 7 8 3cos(3x­5) Вариант 2       ФИО студента____________________________ 1 2 3 4 5 y=  х 5  9 х f(x)=(x3­1) (x2+x+1) f(x)= 2 x x  2  1 f(x)= 33  2 х  2 x y=соs(2x­1)  xy )(  ? f )0(  ? f )2(  ? f )4(  ?  xy )(  ?   1 5 9 2 х ­1 ­2 3 5 ­2sin(2x­1) Вариант 3      ФИО студента____________________________ 1 2 y= х  2 4 2 х f(x)= (x3+x­1) ( x+1)  xy )(  ? f )1( ?  1 2 4 2 х 93 4 5 f(x)= x x   2 2 f(x)=   x 7 2 x 15 y=3соs(2­5x) f )0(  ? f )1( ?  xy )(  ? 1 5 6 15sin(2­5x)