Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."
Оценка 5

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
16.02.2018
Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."
Цели урока Образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся основ культуры слушания, обобщить и закрепить изученное по теме; научить через музыку видеть картины природы; расширить музыкальный кругозор. Определение «лирического образа» в поэзии и музыке. Понятие «пасторали». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных образов. Сопоставление стихов с образами картин. Развивающие : слышать интонации в музыке русских и башкирских композиторов композиторов определять и сравнивать характер, настроение, средства выразительности в музыкальных произведениях; передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении; исполнять вокальные произведения с инструментальным сопровождением Регулятивные УУД : Выполнять учебные действия в качестве слушателя. Коммуникативные УУД : Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.
открыт урок по муз4.docx
Открытый урок о музыке  в 4 классе . 1 четверть 5урок  Автор УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.   Музыка: 4 кл.  Тема урока : В краю великих вдохновений. Место проведение урока : МБОУ СОШ№1 с .Иглино  Провела учитель музыки Хабирова Елена Насимовна  Элемент содержания Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Цели урока Образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся основ  культуры слушания, обобщить и закрепить изученное по теме; научить через  музыку видеть картины природы; расширить музыкальный кругозор.  Определение «лирического образа» в поэзии и музыке. Понятие «пасторали».  Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных образов. Сопоставление стихов с образами картин.  Развивающие : слышать  интонации в музыке русских и башкирских композиторов  композиторов определять  и сравнивать характер, настроение, средства выразительности в  музыкальных произведениях;  передавать  настроение музыки и его изменение в пении, музыкально­ пластическом движении; исполнять  вокальные произведения с инструментальным сопровождением  Регулятивные УУД : Выполнять учебные действия в качестве слушателя.  Коммуникативные УУД : Участвовать в обсуждении явлений жизни и  искусства. Ход урока : 1.Организационный момент: Вход детей. Музыкальное приветствие : ­Здравствуйте , ребята! ­Здравствуйте учитель  2) Постановка темы урока . Учитель:   Ребята,   я   рада   приветствовать   вас   в   нашем   музыкальном   зале. Чтобы раскрыть тему  нашего урока , давайте послушаем музыку и стихи . Слайд 1. Звучит «Пастораль»  Георгия Свиридова ,  Учитель читает стихотворение   Пушкин А. С.      Деревня Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льётся дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. …………………………………. Я твой: люблю сей тёмный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят. Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озёр лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крилаты; Везде следы довольства и труда… Как вы считаете, какова тема нашего урока?  Ответы детей. Слайд 2  Показ темы  урока «В краю великих вдохновений.» Вот мы и попали в родовое имение А.С.Пушкина, село Михайловское. Музыка и стихи, которые сейчас прозвучали, перенесли нас в эти удивительные места.  А какая там природа. Вот послушайте. «Необыкновенно хороши окрестности  Михайловского, особенно сосновые леса, с маленькими прозрачными озёрами  и тропинками, хорош весь этот простор богатой своей суровой роскошью  северной природы. Здесь можно ходить часами пешком, пропадать верхом на  лошади, заниматься чтением, творческими трудами, дружеским общением». Когда у поэта спросили, каков его кабинет, он ответил: «Деревня – вот мой  кабинет», подразумевая под словом «деревня» и свой деревянный дом, и  избушку няни, и всю природу вокруг. Слайд 3        А музыку, которую мы услышали, написал русский композитор Георгий  Свиридов . В этом году мы отмечаем его 100­летний юбилей.    Слайд4  Называется   произведение­  Пастор льаа живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую  жизнь.   Слайд 5 Послушайте и определите, как меняется настроение в стихотворении  А.С.Пушкина. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.  (фр. pastorale — пастушеский, сельский) — жанр в литературе,      «УНЫЛАЯ ПОРА»                                                     «ОЧЕЙ  ОЧАРОВАНЬЕ» Слайд 6 Учитель: Как в одной строке меняется настроение,                      УНЫЛАЯ ПОРА               С каким настроением я произнесла?   Дети: тихо, печально, не радостно  Учитель: Если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали эту фразу «унылая пора»? Серые, чёрные, коричневые. Учитель: А почему вы будете рисовать такими красками? Дети: Потому что вы тихо, грустно прочитали. А ещё, что на душе мрачно,  тоскливо. Учитель: А как же в музыке можно изображать это настроение? Какие нужны музыкальные средства?  Дети: Будем играть тихо(пиано), медленно, протяжно, в минорном ладу. Слайд 7 Учитель:       ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ  Ребята, а здесь какое настроение? Изменилось? Дети: Да, изменилось, стало радостным, светлым, он восклицает. Учитель: Правильно. Он восхищается этой красотой природы Учитель: Если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали эту фразу? (Из предложенных цветов выбрать и прикрепить на доске) Жёлтыми, красными, оранжевыми, зелёными, голубыми. Учитель: Почему вы будете рисовать такими красками? Дети: Потому что вы прочитали с радостью, с улыбкой на лице. Учитель: А как же в музыке будем изображать эту фразу? Какие нужны  музыкальные средства? Дети: Исполнять будем громко, быстро, в мажорном ладу.          Петр Ильич Чайковский   Слайд 8 Учитель: А сейчас послушайте новое музыкальное произведение  П.И.Чайковского. Каков характер музыки? Попробуйте дать ему своё название.                                                Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского. Дети: … Учитель: Это осень. Хотите узнать, как называется это произведение?  «Осенняя песня». Какими чувствами её наполнил композитор? Какую осень  увидел? Дети:  Тихую, печальную, настроение спокойное, мелодия изображается  капельками дождя в верхнем регистре, ветер в низком и танец листьев в  среднем. Учитель: Сколько частей в этом музыкальном произведении? Дети: три части. Учитель: Эти части похожи друг на друга? Дети: Нет. Они разные по настроению, по характеру мелодии. Учитель: Ребята,  сравним то, что вы услышали в музыке П.И.Чайковского с  созданной на доске картиной «Унылая пора». Выделите сходство и различие. Дети сравнивают, объясняют и выделяют, что общее, что различное. Дети: Настроение печальное, композитор прощается с осенью. Слышны тихие шаги человека. Он осторожно, тихо ступает и останавливается, как бы  прислушивается к осенней природе, рассматривая её, а также слушая её  песню. (По щелчку )  Динамика –громко,тихо Темп – медленный, быстрый,умеренный. Мелодия­ напевная, веселая,  Лад – мажор, минор Учитель:  А  сейчас мы немного отдохнём и представим себя в лесу и   выполним упражнение «листопад » Слайд 9 Динамическая пауза под музыку Л.в Бетховена. «К Элизе»  Учитель: Все встали и подняли руки вверх и под музыку изобразили  дуновение ветра.А теперь под музыку мысленно ,взглядом ,ловим летящие  листья, которые падают на ваши плечи, плечи соседа, а теперь посмотрели в  небо и увидели как они там кружат. Артикуляционные упражнения, распевка. Учитель:  Представим ,что мы попали с вами в добрый лес, где пахнет земляникой, цветами и  грибами.  Упражнение на вдох, набрали воздух, пахнущий земляникой и цветами и немного задержали , затем потихонечку выдохнули. Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг   другу.   Локти   соединяем   вдох,   локти   в   стороны,   закрепка,   корпус   вниз.   Выдох   на   «Ха». Распевка на да­дэ­ди­до­ду,  ма­мэ­ми­мо­му. по ступеням  звукоряда. Песня «Добрый лес» Слайд 10   Исполнение песни  «Добрый лес», работа над кантиленным               звучанием, передачей образа и  характера песни. Слайд 11 Тоска по Родине  Учитель: Природа  нашей  Республики Башкортостан  с ее живописными  местами также вдохновляла  наших предков на создание  музыки и стихов.    Звучит  мелодия на курае  «Урал»,учитель читает стихотворение Салавата  Юлаева  Тоска по Родине Салават Юлаев. муз. фон «Урал», Голубые небеса, Реки, рощи и леса, Всюду птичьи голоса, Благодатный мой Урал! Я своей любовью чист, Как грозой умытый лист, Как поутру птичий свист, Благодатный мой Урал! Ты и родина моя, Ты любовь и жизнь моя, Ты печаль и песнь моя, Благодатный мой Урал! Я стада твои люблю, Я луга твои люблю, Я снега твои люблю, Благодатный мой Урал! На чужбине сам грущу, По твоим степям грущу Благодатный мой Урал! Веет ветер – грусть твоя, На чужбину весть твоя, Салавату песнь твоя, Благодатный мой Урал! Щелкнуть портрет Эти слова принадлежат  герою башкирского народа , а также певцу и поэту Салавату Юлаеву.  Учитель : вы внимательно слушали  стихи? Какое настроение слышим мы в  его строках?  С какой интонацией я их читала? Созвучна ли музыка и текстом  стихов?  Ответы учеников. Учитель :Красота родной природы слышится и в песне  Фаины Гершовой  «Отчизна». Как вы думаете, почему такое название? Что значит «Отчизна»? Словарная работа. «Отче» значит отец, «Отчество» ­ имя отца,тогда значит «Отчизна»­это земля, где жили наши отцы.  Отечество, отчизна — родная страна. Ученица рассказывает стихотворение «отчизна» на башкирском языке. Работа и исполнение песни «Отчизна» . Слайд 13 6.При наличии времени  послушать песню  Валеева Масалима «Ак Кайын» «Белая береза»   Песня была написана почти  70 лет назад, а сейчас она получила второе  рождение , в исполнении эстрадной певицы Алсу. После прослушивания песни, скажите, о чем эта песня ? У березы нашей белой Лист зеленый как ковер  Дети водят хороводы  И стоит она сред гор .  Люди ту березу любят  ее ветви берегут  А когда весна  настанет   Все на праздник к ней идут   Как автор передал образ родного края?  Динамика –громко,тихо Темп – медленный, быстрый,умеренный. Мелодия­ напевная, веселая,  Лад – мажор, минор (Каждое музыкальное сочинение своеобразно, все звуки составляют  «мелодию». Как вы ладите в классе друг с другом, так и звуки в мелодии  ладят. Сочетание звуков называется «лад». Давайте вспомним, какие бывают  лады. (Если мелодия весёлая – «мажор», грустная – «минор».)  Слайд 14 Релаксация Учитель : что нового для себя открыли на этом уроке? Вопросы к портретам  Каково было настроение нашего сегодняшнего урока? Лирическое,  поэтическое, взволнованное, игривое, веселое, торжественное? Тема раздела: «День, полный событий» (5 ч.)   танцевальность, Интонация,   как   внутреннее   озвученное   состояние,   выражение эмоций   и   отражение   мыслей.  Музыкально­поэтические   образы. Песенность, Выразительность   и изобразительность.  Народная   и   профессиональная   музыка.  Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле  Музыкально­ поэтические   образы.   Романс.  Выразительность   и   изобразительность   в музыке.  Общее   представление   об   интонации   в   музыке:   изображение окружающего мира. Музыкально­поэтические образы.     маршевость.  «Приют   спокойствия,   трудов   и   вдохновенья…».  Интонация   как внутреннее   озвученное   состояние,   выражение   эмоций   и   отражение мыслей.  Музыкально­поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке   русских   композиторов   (Г.Свиридов,   П.Чайковский)   и   в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).  Элемент содержания Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Тип урока. Урок – обобщение и систематизация знаний. Цели урока Образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся основ культуры слушания, обобщить и закрепить изученное по теме; научить через музыку видеть картины природы; расширить музыкальный кругозор. Развивающие: развитие музыкально-эстетического сопереживания, певческие, слушательские способности, музыкального интонационно – речевого опыта. Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания музыкальному образу, чувства прекрасного, любовь к музыке. Подготовка урока, оборудование: Учебник «Музыка» 3 класс, авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, тетрадь по музыке 3 класс, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, фонохрестоматия по музыке (1-4) классы, слайды. Ход урока. I. II. Выведение темы урока. Постановка целей урока Работа по теме урока. 1.Вводная беседа - Музыка может рисовать картины природы. Сегодня мы познакомимся с этим. Как вы слышите утро? Какими средствами выразительности пользовался композитор, чтобы передать картину того или иного времени суток? Мы уже говорили, что интонации бывают выразительные и изобразительные. Чтобы исполнять песню или музыкальное произведение красиво, правильно, нужно обязательно передавать правильно характер, а, следовательно, выразительность и изобразительность всех интонации музыки. У музыканта – интонация, у художника – краски (неяркие, нежные бледные – просыпающаяся природа). Музыка – тихая, медленная, лирическая, лёгкая. А если дело к ночи? Интонации – протяжная музыка, уставшая природа засыпает. Краски – потемневшие тона. День – «устал». 2. Прослушивание и анализ произведений: «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига, «Вечерняя песня» М.Мусоргского. ( Прослушивание аудиозаписи) - Какое время суток нам изобразил композитор? Охарактеризуйте данное произведение. - Утро – начало дня, и настроение утром всегда хорошее, мы люди всегда стараемся встретить что-то приятное. Каждый день – это день новый, мы ещё не знаем, что он нам принесёт, поэтому в утре всегда элемент таинства. Смотри слайд №1 - Как красиво поэт при помощи слов изобразил утро. III. Рисуем музыку. Самостоятельная работа в тетрадях. - Давайте, изобразим по желанию утро или вечер, в ваших тетрадях на стр.6 есть специальные рамочки для ваших будущих картин. - Давайте посмотрим, каким каждый из вас видит утро, какие краски вы взяли, почему? - А теперь посмотрите на доску. Как художник изображает утро. Смотри слайд №2 Физминутка. 1.У меня сосед – скрипач. Утомительный – хоть плачь. Весь день он пилит от зари: Тили-пили, тили-пили. (Показать скрипку.) 2.Громче флейты, громче скрипок, Громче труб наш великан. Он ритмичен, он отличен, наш весёлый…(барабан) 3.Струн дано мне очень мало. Но пока что мне хватало! Струны ты мои задень И услышишь: длень, длень, длень! Ну-ка. Кто я? Отгадай-ка! Озорная…(балалайка). 4.Он по виду – брат баяну, Где веселье. Там и он. Я подсказывать не стану, Всем знаком…(аккордеон). - Но как бы не было хорошо утро, прекрасен и закат! (Прослушивание аудиозаписи) -Что вы услышали в этой музыке? (постепенное затмение звучности, все очертания сливаются, неясные тона, рисовать будем тёмными тонами, яркими красками уходящее солнце – багряный цвет, золотистый, красный, бордовый – солнце за день «нагрелось», закат ярко красный; музыка похожа на колыбельную, а их поют по вечерам.) - Давайте посмотрим, какие краски взяли художники, чтобы изобразить нам закат, вечер. Смотри слайд №3 - Сделаем вывод: сходны ли музыка и живопись? (Сходны. Светлые звучности – светлые краски, тёмная звучность – тёмные краски.) - Каждое музыкальное сочинение своеобразно, все звуки составляют «мелодию». Как вы ладите в классе друг с другом, так и звуки в мелодии ладят. Сочетание звуков называется «лад». Давайте вспомним, какие бывают лады. (Если мелодия весёлая – «мажор», грустная – «минор».) - Что показывает лад? IV. Повторение песни «Пусть смеются дети». 1.Распевание – ми, мо, ма, мэ, му. 1) до, ре, ми – с правильным произношением звуков о, и, а, э, у – через о. Разучивание новой распевки «Скок, скок, поскок.» 2.Исполнение песни. 3.Анализ. - Как звучит наша песня? V. Музыкальная викторина. VI. Итог урока. - Мы говорили с вами об изобразительности музыки на этом и предыдущем уроках. А как мы теперь можем сказать, о чём рассказывает музыка? Что может изобразить музыка? - Музыка выражает внутренний мир человека – его чувства, настроения, мысли, а также разнообразные звуки и шумы мира, который окружает человека, в том числе и природы. Изобразительные подробности в музыке играют небольшую роль. Они нужны композитору для того, чтобы уточнить свой замысел, сделав его более понятным для слушателей. - Что помогло нам понять музыку? VII. Домашнее задание. Слушать музыку, Выполнить задание в тетради на стр.7. Литература 1.Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г 2.Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г 3.Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008 г. 4. Фонохрестоматия по музыке (1-4) классы Тоска по Родине Салават Юлаев. муз. фон «Урал», Голубые небеса, Реки, рощи и леса, Всюду птичьи голоса, Благодатный мой Урал! Ты и родина моя, Ты любовь и жизнь моя, Ты печаль и песнь моя, Благодатный мой Урал! Я стада твои люблю, Я луга твои люблю, Я снега твои люблю, Благодатный мой Урал! Я своей любовью чист, Как грозой умытый лист, Как поутру птичий свист, Благодатный мой Урал! На чужбине сам грущу, По твоим степям грущу Благодатный мой Урал! Веет ветер – грусть твоя, На чужбину весть твоя, Салавату песнь твоя, Благодатный мой Урал! Валеев Масалим Мушарапович Игре на скрипке обучался у отца, затем в музыкальной школе татарского благотворительного общества в Оренбурге (1914- 17). В 1917-30 с перерывами жил в Оренбурге, работал преподавателем пения в школах. В 1920-21 вел класс скрипки и хора в Восточной музыкальной школе. Работал скрипачом и руководителем оркестра драмтеатра в Стерлитамаке (1921-22) и Казани (1930-32). К 1922 относятся первые опыты Валеева по музыкальному оформлению спектаклей любительской драматической труппы Сабира Кудашева в Оренбурге. В 1932-56 жил в Уфе, возглавлял музыкальную часть Башкирского академического театра драмы. Творчество композитора характеризуют яркое мелодическое дарование, связь с интонациями башкирских народных песен. Валеев - автор первых сочинений башкирской профессиональной хоровой, симфонической и оперной музыки (опера "Хакмар")  Его сочинения. Оперы "Айхылу" (в новой редакции ­ "Хакмар", в соавторстве с  Николаем Ивановичем Пейко, 1941), "Шаура" (либретто Баязита  Гаязовича Бикбая, клавир, 1946). Произведения для симфонического оркестра: "Башкирская  увертюра" и сюита "Салават" (1940­45). Струнный квартет (1954). Пьесы для фортепиано, скрипки, виолончели; свыше 50 хоров и  песен на стихи башкирских и татарских поэтов. Музыка к драматическим спектаклям "Черноликие" ("Kара  йэззэр") по повести Мажита Гафури, "Салават" Бикбая и другие. Популярны его песни "Белая береза" ("Аk kайын", стихи Ахмеда  Фазыловича Ерикеева), "Хороша Уфа­столица" ("Матур Эфэ  kалаhы", стихи Кадыр Даяна), "Песня Галимы" ("Fэлимэ йыры",  стихи Гайнана Гимазетдиновича Амири) и другие. Награжден  орденом "Знак Почета" (1955). Белая береза У березы нашей белой Лист зеленый как ковер  Дети водят хороводы  И стоит она сред гор .  Люди ту березу любят  ее ветви берегут  А когда весна  настанет   Все на праздник к ней идут (фр. pastorale — пастушеский, сельский) — жанр в литературе,   Пастор льаа живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.  Пасторалью может называться:  Пасторальная музыка, к которой могут относиться как большие, так и малые  произведения, посвящённая изображению природы или сельской жизни. Для  музыкальной пасторали характерны размеры 6/8, 12/8, плавное спокойное движение  мелодии, зачастую удваиваемое в терцию. Примеры пасторалей имеются в  творчестве Антонио Вивальди, Доменико Скарлатти, Франсуа  Куперена, Иоганна     Баха и других композиторов. Известна также «Пасто       Себастьяна

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."

Открытый урок по музыке " В краю великих вдохновений."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018