Открытый урок по музыке в 5 классе: "Звать через прошлое к настоящему".
Оценка 4.8

Открытый урок по музыке в 5 классе: "Звать через прошлое к настоящему".

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
5 кл
02.04.2019
Открытый урок по музыке  в 5 классе: "Звать через прошлое к настоящему".
конспект.doc
Конспект урока музыки Класс 5. 3 четверть. Тема урока №3: «Звать через прошлое к настоящему». Цель урока: Сопоставить героические образы в музыке, изобразительном  искусстве и киноискусстве. Задачи: Образовательная: Познакомить с жизнью и подвигами князя Александра  Невского и показать, как его образ отражён в музыке, изобразительном искусстве  и киноискусстве. Развивающая: Развивать познавательный интерес , эстетический вкус,  творческую активность и мышление обучающихся. Воспитательная: Воспитывать уважение к защитникам Отечества и памяти об  их подвигах. Результаты освоения предмета: 1. Личностные ­  чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,  осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры  своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и  человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального рос­ сийского общества; ­  ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ­  эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как  результат освоения художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности музыкально­эстетического характера. 2. Метапредметные  ­ смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;  ­ умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии,  классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для  классификации; умение устанавливать причинно­следственные связи;  размышлять, рассуждать и делать выводы;  ­ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и  осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 3.  Предметные  ­ сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой  части его общей духовной культуры;  ­ сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего  духовно­нравственного развития, социализации, самообразования, организации  содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни  отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; ­ овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально  воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со  специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства:  кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор: тенора, басы,  сопрано, альты, выразительность, изобразительность, контраст, песня – плач,  протяжная песня. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.  Методы музыкального образования: словесный, метод сравнения, наглядно­ слуховой показ, метод размышления о музыке. Материалы: Презентация, видеофрагменты из кинофильма “Александр  Невский” режиссёра С.Эйзенштейна, музыкальные фрагменты из кантаты  С.С.Прокофьева, музыкальные фонограммы, карточки (характер исполнения  музыки), карточки с таблицей (сравнительная характеристика произведений  искусств), мяч для игры, таблички с иллюстрациями произведений искусств. Музыкально­техническое обеспечение: ПК, проектор, презентация,  музыкальный инструмент. Ход урока. Актуализация знаний.(3 мин.) Организационный момент.(2 мин.) 1. Вход в класс. Проверка готовности к уроку, отметка в журнале  отсутствующих. 2. 1 слайд: ­ Ребята, посмотрите видеофрагмент и подумайте, о чём мы сегодня на уроке мы с вами будем говорить? (прослушать песню Солдатушки, бравы  ребятушки)  ­ Определите характер песни. ­ Народная или композиторская песня? (народная­русского народа.) ­ О чем поется в песне?  ­ Скажите, как вы понимаете слово «патриотизм»? Слово патриотизм (от  греческого patris – родина), любовь к родине.  ­ А вы считаете себя патриотами? Почему? В чём это выражается? Это любовь к  родине, к городу, к своей улице на которой вы родились.  ­ А как вы думаете, люди могут выражать чувство патриотизма? Люди сочиняли  стихи, писали рассказы, рисовали картины, складывали песни о своей стране,  родине, о подвигах великих людей. Чтобы более доступно и правдоподобно  донести потомкам историю нашего Отечества, люди сочиняли патриотические  песни, в которых рассказывалось о великих сражениях, исторических битвах,  героизме великого народа, отдававшего свою жизнь за Родину. ­  Эта песня правдивая? 3. Сообщение темы занятия, постановка его цели и задачи урока.(3 мин.) ­ О чем мы будем говорить на уроке?  ­ О каких образах? ­ Много произведений искусства посвящено героям, теме войны, защиты Родины,  подвига. Сегодня мы  продолжим разговор о взаимосвязи  музыки и  изобразительного искусства, и урок наш будет посвящён героической теме.  ­ Как бы вы назвали урок? ­ Герои существуют только в наше время или в прошлом тоже были? И какие?  (богатыри) ­ Сейчас же герои  тоже существуют? 2 слайд: Давайте назовём урок: «Звать через прошлое к настоящему», т.е. раньше были  герои и сейчас они есть. ­ Какую мы поставим цель? (узнать, какие герои были в прошлом и в  настоящем) : Сопоставить героические образы в музыке, изобразительном  ­ С помощью каких видов искусства узнаем о героях? (благодаря изо и музыке) Цель урока   искусстве и киноискусстве. ­ Сегодня на уроке мы отправимся в прошлое, а машиной времени у нас будут  разные виды искусства. 3 слайд: ­ Я предлагаю  вам, отправится на территорию с богатым героическим  прошлым. А где мы окажемся, подскажут нам  названия объектов, написанные на  слайде. (кластер, дети определяют название города, если затрудняются, то  подсказать, что  27 января  вся страна отмечала 75­летие снятия блокады,  затем на экране появляется слайд и изображением Александро­Невской  лавры) 4 слайд: ­ Как вы думаете, почему из всех объектов я выбрала именно  Александро­Невскую лавру? Почему лавра получила название Александро­ Невской? (дети объясняют, что лавра названа в честь Александра Невского) 5 слайд: ­ Кто такой Александр Невский расскажет нам наш  историк.  Историческая справка:   (рассказывает учащийся­историк      )  ­ Александр Невский прославился своими ратными подвигами в начале 13 века,  когда одержал победу над шведами на реке Неве и разбил тевтонских рыцарей в  Ледовом побоище. ­Если бы он был обычным человеком, сохранилось бы в истории России его имя  через столько лет? (Конечно, нет. Он многое сделал для своей Родины). 4. Изложение нового материала. (15 мин.) 6 слайд: Звучит  фрагмент кантаты «А и было дело на Неве­реке» ­ Фрагмент, который только что  прозвучал, является частью кантаты  С. С.  Прокофьева «Александр Невский». Давайте вспомним, что такое кантата.  7 слайд: Определение «Кантата» ­ крупное вокально­инструментальное  произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Об этом произведении нам расскажет музыковед.  (рассказывает учащийся­музыковед    )  8 слайд:     Музыковед ­ учащийся:   Кантата «Александр Невский» написана на  тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора.   Кантата была  написана композитором С. Прокофьевым в 1938 году, за три года до начала Великой Отечественной войны. Когда композитор писал кантату, фашисты  уже вели войну в Европе. В музыке кантаты композитор отобразил   героическую борьбу дружины князя с рыцарями­крестоносцами.   ­ Сейчас мы послушаем ещё один фрагмент из кантаты ­ это хор  9 слайд:   «Вставайте, люди русские». ­ Но, прежде чем мы это сделаем, обратимся к таблице, которая лежит у каждого  на парте.  В ней мы сделаем сравнительную характеристику произведений  искусства. Заполните её по ходу урока. Фамилия, имя Деятельность  учащихся 1 Определение  количества частей Кантата С. Прокофьева «Александр Невский» Триптих П. Корина  «Александр Невский» 2 Определение  эмоциональной  окраски Определение средств  выразительности 4   Наличие образа 3 6 Обоснование  выбранного жанра 7 Главная мысль ­ С чего начинается этот хор? (с колокольного звона) 10 слайд: ­ Почему композитор решил включить в музыку кантаты колокольный  звон? (потому  что колокольный звон всегда собирал народ, если случалось  какое­либо событие) ­ Сколько частей в хоре? (3) ­ Какие они по характеру? ­ Какие средства выразительности использовал композитор? (громкость, маршевый характер)  ­  Этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны? Как вы  думаете, почему?  Какие интонации вы слышите в мелодии хора? (слышен  активный призыв к защите Родины) 11 слайд: ­ Исторические события, связанные с именем Александра Невского  нашли своё отражение не только  в музыке, но и в изобразительном искусстве.  Художник  П. Корин создал картину,  которая тоже называется «Александр  Невский». А историю создания картины нам расскажет искусствовед. Искусствовед­ учащийся:  В 1942 году задумал Павел Корин написать картину.  Два года уже шла война, а конца её ещё не было видно. Он знал, что на фронте за  каждым смерть ходит, в тылу — голод и холод, страх за близких. Но не сдается  народ, держится! Надо бы поднять боевой дух людей: пусть вспомнят, что они — потомки великих полководцев, победоносных воинов, которые и прежде немцев  били, и сейчас побьют!  Одна мысль не давала художнику покоя. И решил он:  «Мне сначала надо главную правду найти! И написал Павел Корин картину об  Александре Невском. ( на экране триптих П. Корина «Александр Невский») ­ Сколько частей в картине? (3) 12 слайд: ­Такая картина, состоящая из трёх частей, называется триптих. 11 слайд: ­ Давайте дадим характеристику каждой части картины. Я предлагаю в  парах обсудить, что изображено на картине, и придумать название. (1 ряд – левая часть триптиха, 2 ряд – середина, 3 ряд – правая часть) На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен  русский воин­богатырь из народа, которого провожает на войну жена.  В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название  «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре  русского народа. Провожает воинов старуха­мать, опирающаяся на клюку. На центральной картине триптиха изображен Александр Невский.  ­Как вы думаете, почему художник поместил фигуру князя в центральной части  картины?   (Потому что его  фигура олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа,  готового  сражаться до  последней капли крови за свою свободу и независимость.) ­ Какие средства выразительности  использовал художник, чтобы изобразить   смелость и решительность в фигуре князя? (контраст, яркие краски, преобладание холодных серых  оттенков красок в  изображении доспехов князя, резкие угловатые линии) ­ Каким сюжетом объединены эти три картины? (подготовка к борьбе с  иностранными захватчиками ) ­ Удалось ли Павлу Корину передать героический образ? ­ Что общего у хора и картины? ( в картине и хоре 3 части, и все они объединены общим замыслом) ­ В каком произведении мы ясно видим образ Александра Невского: в хоре или в  картине? ( в картине, а в хоре он только ощущается, угадывается) ­ Почему композитор выбрал жанр кантаты, а художник нарисовал триптих? (композитор выбрал жанр  кантаты потому, что это произведение  героического, эпического характера, а художник изобразил на своей картине  сказ, былину, потому что благодаря этим жанрам мы узнали о таком герое,   защитнике Отечества, как Александр Невский) ­Видите, как в искусстве сложно и интересно получается: сюжет взят из событий  XIII века, а само произведение всем своим существом, всем своим духом связано  с XX веком. Я уверена, что встретившись с картиной П. Корина и с музыкой  кантаты С. Прокофьева, или просто вспоминая об этих произведениях, вы  всегда будете ощущать внутреннюю художественную связь этих замечательных  произведений.  13 слайд: ­ В  1941г. был показан кинофильм «Александр Невский», и там тоже  звучал хор «Вставайте, люди русские». 14 слайд: (Просмотр  фрагмента фильма «Александр Невский» режиссёра С.  Эйзенштейна, где звучит хор) ­ Что вы можете сказать об увиденном фрагменте? ­ Какую роль  здесь играет музыка? (помогает переживать события) ­Вот видите, не только в музыке и изобразительном искусстве рассказывается о  героическом прошлом нашего народа, но и в киноискусстве. ­   Может быть, кто­то в будущем станет известным режиссером и снимет свой  фильм об Александре Невском.  А может кто­то  уже сейчас хочет попробовать  себя в этом?  (Учащиеся поднимают руки, учитель выбирает одного) ­ Представь себе, что ты режиссер, и на главную роль тебе нужно выбрать одного  актера из троих кандидатов. Если бы ты снимал фильм, кого из класса  взял бы на главную роль? (Ученик выбирает из класса 3  мальчиков.) 15 слайд: ­ Для сравнения актерских данных каждому нужно произнести слова  главного героя из фильма Александр Невский» с соответствующей интонацией: 1. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!» 2. «С родной земли умри, а не сойди!» 3. «На том стояла, стоит, и стоять будет земля русская!» (Ученик­режиссер проводит кастинг и выбирает одного актера на главную  роль.) 5. Закрепление изученного материала  в форме деловой игры. (15 мин.) Мы увидели героический образ  Александра Невского в изобразительном  искусстве, музыке и кино.  Перед вами таблички: кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский», триптих  Павла Корина «Александр Невский» и кинофильм Эйзенштейна «Александр  Невский». Подойдите, к тому виду искусства, где, по­ вашему мнению, наиболее  точно и ярко выражен образ героя Александра Невского. Мнения разделились. Я  бы хотела, чтобы вы своим мнением, почему вы выбрали именно этот вид  искусства, поделились со своими одноклассниками. Что объединяет эти три произведения? (Героический образ) Много раз наша родина оказывалась в тяжёлой ситуации. В 20 веке была ВОВ.  Там были герои? Ребята, а в наше время есть герои? Кто в наше время защищает нашу Родину? Так же и этим героям посвящают стихи, музыку, фильмы. Давайте, исполним  ранее изученную песню «Господа, офицеры». ­ Кому посвящена эта песня? ­ Как её нужно исполнять? ­ Кто написал эту песню? 6. Вокально­хоровая работа. Прежде чем перейти к песне, давайте настроимся и приведем в порядок наш голосовой аппарат. Поможет нам в этом дыхательная  гимнастика.       1. Ладошки       2. Распевка Ми­мэ­ма­мо­му.       3. Распевание на дикцию: «Мы перебегали берега» 16 слайд: Исполнение песни: «Господа, офицеры» слова и музыка Олега  Газманова ­ Какое чувство вы испытали при исполнении песни? 7. Обобщение материала. (3 мин) Игра – лови вопрос. Предлагаю поиграть в игру «лови вопрос», тем самым вспомним, что нового  узнали на уроке. Я кидаю мяч и задаю вопрос, тот, кто поймал, на него отвечает,  и затем кидает мяч с вопросом следующему.  ­ О каком композиторе говорили на уроке? ­ В каких произведениях описывали героический образ? ­ Что такое триптих? ­ Кто режиссёр фильма «Александра Невского»? ­ Какую песню мы исполняли? ­ Кто написал картину триптих? ­ Мы достигли сегодня цели? (узнали о героях прошлого и пришли к  настоящему через различные виды искусства) 8. Домашнее задание. (2 мин.) ­ У нас  осталась незаполненной последняя строка таблицы. Заполните её, указав,  какая главная мысль прослеживается в картине П. Корина  и в  характере хора из  кантаты С. Прокофьева. 17 слайд: 9. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин.) ­ Наш урок подошел к концу. Я предлагаю вам оценить свою деятельность на  уроке. По желанию выбрать себе фразу и закончить её самостоятельно. Сегодня я узнал(а)…______________ Было интересно…______________ Хотелось бы обратить  Ваше внимание на то, что без прошлого у человека нет ни  настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое.  Спасибо за урок!

Открытый урок по музыке в 5 классе: "Звать через прошлое к настоящему".

Открытый урок по музыке  в 5 классе: "Звать через прошлое к настоящему".

Открытый урок по музыке в 5 классе: "Звать через прошлое к настоящему".

Открытый урок по музыке  в 5 классе: "Звать через прошлое к настоящему".

Открытый урок по музыке в 5 классе: "Звать через прошлое к настоящему".

Открытый урок по музыке  в 5 классе: "Звать через прошлое к настоящему".

Открытый урок по музыке в 5 классе: "Звать через прошлое к настоящему".

Открытый урок по музыке  в 5 классе: "Звать через прошлое к настоящему".

Открытый урок по музыке в 5 классе: "Звать через прошлое к настоящему".

Открытый урок по музыке  в 5 классе: "Звать через прошлое к настоящему".

Открытый урок по музыке в 5 классе: "Звать через прошлое к настоящему".

Открытый урок по музыке  в 5 классе: "Звать через прошлое к настоящему".

Открытый урок по музыке в 5 классе: "Звать через прошлое к настоящему".

Открытый урок по музыке  в 5 классе: "Звать через прошлое к настоящему".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2019