Открытый урок по окружающему миру на тему"Растения леса"(3класс,окружающий мир)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок начинается с проверки домашнего задания.Отгадывание загадки.Далее я задаю наводящие вопросы классу.Повторяем по карте крупные реки,водоёмы,озера.Рассказываю,что значит беречь воду.Переходим к новой теме урока.со чтения стихотворения о природе.Отгадываем загадки.Рассказываю ,какие растения занесены в Красную книгу.Игра (работаем с карточками).Беседуем ,что растёт в лесу.Итог урока.
Иконка файла материала Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по теме Растения леса.doc
Открытый урок по окружающему миру» в 3 классе на тему: « Растения леса»                            Подготовила учитель начальных классов Панова Лариса   Ивановна                   МБОУ СОШ № 1  г.о.  Озёры, Московской области   План­конспект по окружающему миру в 3классе                                                                                        Тема: «Растения леса» Цели: расширить и систематизировать знания школьников о растениях леса, их  отличительных особенностях, приспособлениях к совместным условиям проживания;  развивать умения описывать и распознавать растения, работать в парах; содействовать  воспитанию чувства восхищения красотой природы, ее мудростью, а также гуманного  отношения ко всему живому. Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint,  интерактивная доска,,  индивидуальные карточки, гербарий (хвоя ели и сосны, ветки ели и сосны, сосновые и  еловые шишки.                                                            Ход урока 1. Организационный момент.  «С маленькой удачи начинаются большие успехи». ­Как вы понимаете эти слова? Надеюсь, что и наши маленькие удачи приведут нас к новым  знаниям и большому успеху. Что пожелаете своим товарищам и себе перед началом урока? (Успеха, удачи.)                                             2. Проверка дом. задания.  Отгадайте загадки. И в неё льётся, И из неё льётся, А сама по земле плетётся. (Река.) Посреди поля лежит зеркало,Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд и озеро.) (Учитель на доску выставляет карточки с отгадками.)  ­ Как назвать одним словом реку и озеро? (Водоёмы) ­Чем озеро отличается от реки? ­ Показать озеро, реку. ­ Задания на карточках у каждого ребёнка. Исток, берег, приток, вода, русло, рыба, устье. ­ Что такое исток, приток, русло, устье? ­ Назвать самые крупные реки. (Днепр, Березина, Сож, Припять, Нёман, Западный Буг,  Западная Двина) ­ Самое большое озеро? (Нарочь) ­ Самое глубокое озеро? (Долгое, Витебская область) ­Что является причиной загрязнения воды в наших водоёмах? ­Объяснить смысл высказывания «Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту  природы»                                   Сияет солнце, воды блещут, На всём улыбка, жизнь во всём, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом.  Поют деревья, плещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен.  Как вы думаете, о чем это стихотворение? Дети: Стихотворение о природе.  Учитель: Что такое природа? Дети: Природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека.Учитель: Какая бывает природа? Дети: Природа бывает живая и неживая.  Учитель: Почему мы называем природу живой? Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.  Учитель: Что относится к живой природе? Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.  Учитель: Что относится к неживой природе? Дети: К неживой природе относятся: вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина,  Луна.  Учитель: А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа? Дети: Нет. Человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду. Учитель: А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек  становится лучше, добрее. ­ Ребята, отгадайте загадку Весной веселит, Летом холодит, Грибами, ягодами одаривает, Осенью умирает, Весной опять оживает. (Лес) Рисунок леса. ­ Сегодня будем как бы "рассматривать лес под микроскопом". ­ А что же такое лес? (Ответы детей) ­ Я попросила Аллу  подготовить выразительное чтение отрывка из рассказа Ю. Дмитриева  о лесе.  Один художник решил нарисовать лес. ­ Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да как похожи они получились, что  вот­вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка­лесовичка.  Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы. ­ Это не лес! – послышался голос старичка­лесовичка из угла картины. – Без цветов, без  трав – не лес! Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох. ­ А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник  насекомых, но они облепили все деревья. ­ Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, ­ не унимался старичок­лесовичок. Дорисовал, но лес всё равно стал чахнуть. ­ Нарисуй жабу и ящерицу! Согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей. Было темно и художник решил зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чьё­то  фырканье. ­ Вот это лес! – сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или  деревом. Ведь прячутся в нём тысячи жителей. И все они и есть лес. ­ Итак, что же такое лес? Лес ­ целый мир, в котором обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, а ещё больше скрыто от наших глаз. ­ Лес называют природным сообществом. Как вы думаете, почему? ­ На какое слово похоже? (Общество) (Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.) ­ Отгадайте загадку:  Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение) ­ Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О растениях.)                            ­ Тема нашего урока: " Растения леса”                                                4. Цели урока.Мы вспомним известные факты, узнаем новые, узнаем о растениях леса, занесенных в  Красную Книгу, о лекарственных растениях, об этажах леса, выполним интересные  упражнения, поиграем.                                                5. Мотивация. ­ Где нам могут пригодиться эти знания?                                              6. Физминутка  Прежде чем мы с вами будем разглядывать лес под микроскопом, подготовим наши глаза.  Выполнение упражнений для глаз.                                           7. Знакомство с новой темой урока. Примерно третья часть территории Республики Беларусь покрыта лесами. В лесах растут  сосна и ель. (Рисунок)  ­ Что вы знаете о них? (Вместо листьев – иголки)  ­ Чем иголки сосны отличаются от иголок ели? – работа в парах с гербарием  (взаимооценка) ­ Что ещё есть у ели и сосны? (Шишки) ­Чем они отличаются? – работа в группах с шишками (оценка учителем) У этих деревьев листья — иголки (хвоя). Поэтому они называются хвойными. Такие леса  называются хвойными. (рисунок)  ­ В лесах растут …. Вы узнаете, когда отгадаете загадки.  Кудри в речку опустила и о чём­то загрустила. (Ива.) Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой. (Берёза.) Стоит над кручей богатырь могучий, крона кудрявая, сучья корявые. (Дуб.) Среди лета метелица: его пух летит и стелется. (Тополь.) ­ Какие ещё деревья вы знаете? (Осина, липа, ольха, ясень, клён) ­ Что вы можете сказать о листьях этих деревьев? (Широкая пластина)  ­ Это лиственные деревья. Такие леса называются лиственными. (рисунок)  ­ А вы знаете как разговаривает лес? Давайте послушаем! ­ А есть смешанные леса. В них хвойные деревья растут вместе с лиственными. (рисунок)­ Почему в городе нельзя обойтись без деревьев? (Без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород, но и  оберегают наши дома от пыли, вредных веществ, принимая все это на свою листву.) ­ Верно. Посмотрите, сколько килограммов пыли в год принимают на свои кроны деревья,  посаженные под окном.  Дуб – 54кг в год. ,клён­33кг,вгод,сосна­35кг в год ,ель­32кг в год, А теперь поиграем. Плакат на доске. Нужно прикрепить к листику название дерева на карточке. Лес – дом для растений и животных, также как и для нас наши квартиры. И этот дом –  тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что же это за этажи – ярусы, ­ Вот все эти деревья образуют первый, самый высокий ярус. Соснам, берёзам, дубам  нужно много света. Вот они и занимают верхний, самый освещённый ярус ­ Охарактеризуйте дерево. (Дерево – это растение с одним хорошо развитым  одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и  образуют крону) ­ О втором ярусе вы узнаете, когда расшифруете записи.  Работа в парах.  Орешник радует человека вкусными и полезными плодами. Зацветает он ранней весной  одним из первых, когда в лесу ещё не растаял снег. Можжевельник — хвойный кустарник. Его синие, сочные шишкоягоды имеют сладковатый  вкус. Это привлекает птиц, особенно дроздов. Птицы раз­носят семена и способствуют  расселению можжевельника. Шишкоягоды обладают лекарственными свойствами. Второй ярус в лесу образуют разные кустарники.  ­ Охарактеризуйте кустарник.  ­ Кустарник – это растение с несколькими небольшими одревесневшими стволиками, с  ветвями, начинающимися сразу от земли.  3 ярус ­ Травянистые растения и невысокие кустарнички образуют третий ярус.Многие из них занесены в Красную книгу. Это прострел луговой, ветреница, ландыш. Есть  лекарственные растения: Зверобой, иван­чай. А ещё в этом ярусе растут… узнаете из  загадок. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых. Меня увидишь за версту, ­ зовусь я ­… (подосиновик) Подосиновик – это не растение. Он относится к отдельному царству – грибы, но живёт в  ярусе трав. ­ Почему так назвали этот гриб? ­ Какой корень в этом слове? (осин) Название какого гриба образовано похожим способом? (подберёзовик) ­ Какие ещё грибы знаете? Беленькие горошки на красной шляпке.  (мухомор) – рисунки грибов.  Лес нельзя представить без грибов. Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду с  растворёнными в ней солями. А ещё грибы нужны лесу потому, что ими кормятся многие  животные. Ядовитый для людей мухомор — лекарство для лосей, зубров, сорок. 8. Физминутка.  Есть в лесу три полочки (хлопаем в ладоши): Ели — елки — елочки (руки вверх, в стороны, вниз). Лежат на елях небеса {руки вверх, На елках — птичьи голоса (руки в стороны, Внизу на елочках — роса (руки вниз). По лесу мы шли­шли, на ели шишки нашли (шаг на месте, затем руки вверх, потянулись). По лесу мы шли­шли, на дубе желуди нашли (шаг на месте, затем руки вверх, потянулись).По лесу мы шли­шли, чернику­ягоду нашли (шаг на месте, затем присели, руками будто собираем ягоды, встали). По лесу мы шли­шли, землянику здесь нашли (шаг на месте, затем присели, руками будто собираем ягоды, 1 Вариант Стр. 48­49 ­Что ещё интересного вы узнали из учебника? 12. Рефлексия.  .